Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 493.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №9
г. Химки Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Гимназия №9
_______________/Н. В. Лаптева/
Дата_________________
Рабочая программа по изобразительному искусству
(базовый уровень)
3 «Б» класс
Составитель: Гущенская Ирина Петровна
учитель начальных классов высшей категории
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
В учебнике для 3-го класса даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства эпохи Средневековья.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м классе связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников
«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Примерный порядок проведения урока
1. Учитель объясняет теоретический материал урока.
2. Ученики отвечают на приведённые в учебнике вопросы, которые помогают детям лучше понять изученную тему.
3. Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе выполнения практических и творческих заданий.
На плашке в конце урока в учебнике помещены понятия, которые должны усвоить учащиеся. Выделенные шрифтом, но не помещённые на эту плашку понятия не входят в обязательный минимум. Это могут быть часто встречающиеся в искусствоведческих текстах слова, которые, тем не менее, запоминать не обязательно, но надо добиться их понимания на уроке всеми учениками.
В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.
Материал одного разворота тетради может быть усвоен за 1–3 урока в зависимости от уровня подготовки класса. Важно, чтобы после изучения каждой темы у ученика оставались выполненные в тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради в конце учебного года не осталось пустых мест. Образцы, выполненные красками, рекомендуем вклеивать в тетрадь после полного высыхания. Если у ребёнка нет каких-то материалов или инструментов, вполне допустимо изменение техники выполнения задания.
Каждое задание имеет два уровня сложности. Уровень 1 – задания для обязательного выполнения, направленные на овладение теми или иными приёмами рисования, а уровень 2 – задания творческие, требующие от ученика опредёленного осмысления изученного материала.
Исходя из работоспособности и организованности класса, учитель решает, какая творческая работа будет выполнена — коллективная или индивидуальная. Если работа выполняется индивидуально, дети могут начать её в классе, а завершить дома или в группе продленного дня самостоятельно или со старшими (педагогами, родителями, воспитателями групп продлённого дня).
Коллективные работы выполняются на завершающем тему уроке под руководством учителя. Для этого в классе необходимо иметь бумагу большого формата. Готовыми панно можно оформить класс. Коллективные работы могут стать способом проведения досуга в группах продлённого дня.
Для увеличения эффективности работы и создания соревновательного духа учитель может разбить класс на команды.
Важно помнить, что главными достижениями следует считать увлечённость детей и их желание рисовать, удовольствие, получаемое ими от работы, и гордость, с которой они будут показывать свои произведения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования для обязательного изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический кон- текст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Результаты освоения программы
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук вица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
Содержание учебного предмета
3-й класс (34 ч)
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно
«Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью
(стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 31–34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Формы и способы контроля образовательных результатов
Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий определялся, исходя из уровня знаний и возможностей учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Тематическое планирование по изобразительному искусству 3-й класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности (знания и умения), использование учебно-лабораторного оборудования | Основные виды деятельности (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2.09 | Жанры живописи. Натюрморт. импрессио- низм; зимний ко- лорит. | 1 | Изучить натюрморт В. Хеды и ответить на вопросы на стр. 5 учебника. Выполнить задания на стр. 6–7 учебника. На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита. Выполнить задания на стр. 8–9 и 51 учебника. Написать зимний пейзаж по воображению. | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают . Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов.
Интерактивная доска, проектор, документ-камера | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| |
9.09 | Пейзаж: барбизонская школа пейзажа. | 1 | ||||
16.09 | Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анима- листический жан- ры. | 1 | Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него, на стр. 22–23 рабочей тетради. | Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебник. Интерактивная доска, проектор. | ||
23.09 | Портрет. Посещение картинной галереи. | 1 | ||||
30.09 | Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. | 1 | Выполнить задания на стр. 16 учебника. Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради. Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами на стр. 19 учебника. | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения. Знать, что такое цветовой круг. Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами. Интерактивная доска, проектор, документ-камера | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| |
7.10 | Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. | 1 | ||||
14.10 | Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 1 | ||||
21.10 | Декоративное панно. | 1 | Изучить материалы на стр. 4–5 рабочей тетради. Коллективное панно «Весёлые попугайчики». | Иметь представление о декоративном панно. Интерактивная доска, проектор, документ-камера | ||
28.10 | Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 | ||||
2 четв. 11.11 | Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 | ||||
18.11 | Тон, форма, светотень. | 1 | Выполнить задания на стр. 22 учебника и на стр. 8–9 рабочей тетради. | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях. Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 23 учебника и стр. 10–13 рабочей тетради). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры на стр. 12–13 рабочей тетради. (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.) Интерактивная доска, проектор, документ-камера, ноутбуки, система интерактивного опроса. | ||
25.11 | Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 | ||||
2.12 | Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 | ||||
9.12 | Люди и их лица. | 1 | Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр. 24–25 рабочей тетради. Выполнить задания на стр. 26–27 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 рабочей тетради. | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица и уметь ими пользоваться. Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради). Интерактивная доска, проектор, документ-камера | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| |
16.12 | Приметы возраста. | 1 | ||||
23.12 | Мимика. | 1 | ||||
3 четв. 13.01 | Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 1 | Выполнить задания на стр. 30–31 рабочей тетради. Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее или воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради. | Знать историю и особенности хохломской росписи уметь отличать её от других народных промыслов. Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров. Интерактивная доска, проектор, документ-камера | ||
20.01 | Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 1 | ||||
27.01 | Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 | Изучить материал и выполнить задания на стр. 31 учебника и на стр. 34–35 рабочей тетради. | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов. Интерактивная доска, проектор. | ||
3.02 | Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. | 1 | Выполнить задания на стр. 32–33 в учебнике и на стр. 36–37 в рабочей тетради. | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать эту технику в своей работе акварелью. Интерактивная доска, проектор, документ-камера, ноутбуки. | ||
10.02 | Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. | 1 | Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр. 42–43 рабочей тетради). Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным. Выполнить задание на стр. 36–37 в учебнике и на стр. 44–45 в рабочей тетради («Древнерусский витязь и девица-красавица»). | Иметь представление о творчестве И. Билибина. Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника. Интерактивная доска, проектор, документ-камера | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| |
17.02 | Иллюстрации к сказкам. | 1 | ||||
24.02 | Иллюстрации к сказкам. | 1 | ||||
3.03 | Из истории искусства. Древнерусская книга. | 1 | Выполнить задания на стр. 39 учебника и на стр. 46–47 рабочей тетради. Коллективный проект «Кириллица». | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси.
Интерактивная доска, проектор. | ||
10.03 | Как украшали рукописные книги. | 1 | ||||
17.03 | Для любознательных: художник и театр. | 1 | Выполнение коллективного проекта | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников. Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника. Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства. Интерактивная доска, проектор, система интерактивного опроса. | ||
4 четв. 31.03 | Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 | ||||
7.04 | Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 | ||||
14.04 | Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 | ||||
21.04 | Учимся видеть. Русский музей. | 1 | Знать историю основания Русского музея в Петербурге. Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50–57 учебника). Интерактивная доска, проектор, документ-камера | |||
28.04 | Проекты «Подарки» | 1 | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради). Интерактивная доска, проектор, документ-камера, ноутбуки. | |||
5.05 | Проекты «Подарки к празднику» | 1 | ||||
12.05 | Проектные задания | 1 | ||||
19.05 | Итоговый урок | 1 | Интерактивная доска, проектор, система интерактивного опроса. |
.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Изобразительное искусство (Разноцветный мир) Учебник для 3 класса Авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (Москва «Баласс» 2012 г.)
- Рисование. Разноцветный мир. Рабочая тетрадь по ИЗО для 3 класса Авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (Москва «Баласс» 2012 г.)
- Электронный образовательный комплекс «1с: Школа. Игры и задачи 1 -4 класс» DVD-диск.
Дополнительная литература:
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.
- Алехин, А. Д. Когда начинается художник. - М: Просвещение, 1984.
- Алексахин, Н. Матрешка. - М.: Просвещение, 1988.
- Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
- Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
- Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
- Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
- Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.
- Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
- Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках изобразительного искусства, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор, Интернет – ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...