Календарно-тематическое планирование по Изобразительному искусству 4 "б" класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по Изобразительному искусству программа "Гармония" авторы В. П. Копцев, Т. А. Копцева, Е. В. Копцев 4 "б" класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_zo_ktp.doc | 228.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_po_izo_novaya_peredelannaya_4_kl.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Изобразительное искусство.
УМК «Гармония»
№ п.п | Кол-во часов | ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ(ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ) | Характеристика деятельности учащихся | Формы контроля | Дата | ||||
Предметные умения | У У Д | план | Факт. | ||||||
Художник и мир природы ( 9 часов) | |||||||||
1 | Учимся смотреть и видеть. Стартовая контрольная работа. | 1 | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстети-ческую выразитель-ность обложки папки или альбома. Выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему. альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ, выполненных на уроке и во внеуроч-ное время). альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ, выполненных на уроке и во внеурочное время). Анализировать выразительность результатов своей творческой деятел-ности и сверстников. Придумывать оригинальные назва-ния своим рисункам: «Я увидел, как птицы вылетели из-за трёх деревьев», «Летом я купался в море», «Я люблю фотографиро-вать природу», «Я люблю фотографи-ровать кота Васю», «Я люблю фотографи-ровать свою семью», «Я люблюфотографи-ровать машины» и т.п. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятель-ности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать пути решения образовательной проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с учеб-ником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества. Рассматривают Творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобрази-тельного творчества (папка, альбом,короб-ка – возможные формы хранения творческих работ, выполненных на уроке и во внеурочное время). Анализируют рисунки сверстников на один и тот же сюжет: «Я – фотограф», которые имеют разные композиции. Понимают, что композиция – важнейший орга- низующий элемент рисунка, придающий ему единство и цельность, – сред-ство художествен-ного выражения. Делают вывод о том, что художник – вни-мательный зритель, а выразительность рисунка зависит от оригинальности замысла и компози-ционного решения, что обложка Творческой папки или альбома для рисования, на которых помещён авторский рисунок –визитная карточка юного художника. Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную или заданную тему «Я – фотограф», исполь-зуя любой художе- ственный материал на ¼ альбомного листа или исполь-зуют специальный формат из Твор-ческой папки, при-клеивают свой ри- сунок на обложку Творческой папки или альбома. | Коллективное обсуждение | 05.09.14 | ||
2 | Линия горизонта | 1 | Различать выразительные возможности разных художественных материалов. Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства. Выполнять оригинальную ком- позицию на тему урока «Линия горизонта». Рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета. Использовать формат листа (квадрат, узкий, вытянутый по верти-кали или горизонтали и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях. Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, исполь-зовав в рисунке раз- ное положение линии горизонта. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумы- вать оригинальный замысел предстоящей практической работы Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содер-жанием учебника. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ родной приро-ды представлен оригинально. Рассматривают детские рисунки, отмечают вырази-тельные качества композиции: умение детей по-своему отразить тему «Дорога, уходящая вдаль», «Путь» Отвечают на вопросы рубрики учебника «Поду- май и ответь». Выполняют творческое задание: создают рисунок на тему «Дорога, иду-щая к горизонту», «Я гуляю по извилистой дорожке парка», «Дорога к храму», «Яблоневая аллея в цвету», «Лучезарное солнце освещает мой путь» или др. | Фронтальный опрос, рисунок | 12.09.14 | ||
3 | Свет и тень | 1 | Оценивать выразительность светового контраста живописных произведений. Высказывать суждения о вырази-тельности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрываю-щем глубину замысла (тень – подруга солнца, тень- призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повто-ряя все действия за человеком; тень та-щится за человеком, животным и т. п.). Различать графичес-кие и живописные произведения. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Выполнять ориги-нальную композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светово-го контраста. Передавать в самом общем виде перспек-тивные сокращения предметов. Оценивать вырази-тельность результатов своей творческой дея-тельности и сверст-ников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию «Свет и тень». Высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги-нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать прави-ла общения, осуще-ствлять анализ, сравне-ние, группировку материала по заданным критериям | Знакомятся с содер-жанием учебника, раскрывающим особенности изображения света и тени в рисунке. Узнают о том, что игра света и тени создаёт ощущение солнечного дня как в графических, так и в живописных произведениях. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Анализируют композиции рисун-ков сверстников. Выполняют творческое задание: создают композиции на тему «Тень» в пейзаже», «Таинственная тень натюрморта», «Я и тень» с использо-ванием вырази-тельных средств живописных или графических материалов | Фронтальный опрос, рисунок | 19.09.14 | ||
4 | Растительный орнамент | 1 | Оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций. Сравнивать разные национальные орнаменты. Различать тёплые и холодные цвета. Выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учебника, с особен- ностями ритмической организации растительных орнаментов. Анализируют китайский, персид-ский и древнерус- ский орнаменты, находят своеобразие в орнаментах южных и северных стран. Выражают отношение к рисун-кам сверстников. Высказывают суждения о вырази-тельности тёплого и холодного колори-та. Выполняют творческое задание: создают орнамен-тальную компози-цию, используя любой цветной материал | Фронтальный опрос, аппликация | 26.09.14 | ||
5 | Дождь | 1 | Оценивать красоту дождя и коварство ливня. Различать выразительные средства живописи и графики. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выполнять оригинальную ком- позицию «Дождь» и давать ей необычные названия. Оценивать выразительность результатов творчес-кой деятельности профессиональных художников, своей и сверстников. Придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т. п. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги-нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учебника, с приро-дной красотой дождя, загадками о нём и образными сравне-ниями. Отвечают на вопро-сы рубрики учебника «Подумай и ответь». Узнают о много-образии форм изображения дождя живописными и графическими материалами. Знакомятся с произведениями Юрия Пименова и Франса Мазереля. Высказывают свои суждения о детских рисунках. Выполняют творческое задание: создают изобра-зительный образ дождя, используя живописные или графические материалы Придумывают рисунку авторское название | Фронтальный опрос, рисунок | 03.10.14 | ||
6 | Морской пейзаж | 1 | Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выделять среди других пейзажей марины. Отличать выразительность творческого почерка разных художников. Различать тёплые и холодные цвета. Создавать оригинальную контрастную или нюансную компози-цию морского пейзажа. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Выражать через название эстетическое отношение к изобра-жению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в Индийском океане», «Музыка» «Задумчивый закат», «Мне и морю грустно», «Торжественный закатна море и я» или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: как создать ори-гинальную творческую работу. Высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги-нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, использовать образные сравнения и сопостав-ления, синтез и анализ при решении художе-ственно- творческих задач. | Знакомятся с содержанием учеб-ника. Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изобра-жается природа. Отвечают на вопро-сы рубрики «Подумай и ответь». Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру морского пейзажа. Анализируют произведения живописи — марины, созданные разными художниками. Высказывают свои суждения по поводу композиции и цветового решения рисунков сверст-ников. Сравнивают выразительность контрастного и ню- ансного цветового решения пейзажей-марин. Выполняют творческое задание: изображают морской пейзаж в тёплом или холодном, контраст-ном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художе-ственный материал. Придумывают пейзажу оригиналь-ное название | Фронтальный опрос, рисунок | 10.10.14 | ||
7 | Горный пейзаж | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о живопис-ных работах Н.Рериха. Различать основные жанры изобразитель-ного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Различать тёплые и холодные цвета. Выполнять оригинальную композицию горного пейзаж в тёплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла. Оценивать выразительные качества изображений. Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Сильные высокие горы», «Студёные горы», «Каскад гор, освещённых солнцем», «Я встречаю красивый рассвет в горах», «Печальная музыка гор», «Вулкан сердится», «Горный дракон», «Торжественный горный пейзаж» и др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме урока: как создать выразительную ком- позицию горного пейзажа,высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содер-жанием учебника. Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изобра-жается природа. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Узнают о том, что свои внутренние переживания и чув-ства можно передать через цвет, фактуру горного пейзажа. Анализируют пейзажи Николая Рериха, выска- зывают свои суж-дения по поводу их композиции и цве-тового решения. Сравнивают выразительность холодного и кон- трастного цветового решения горных пейзажей. Выполняют творческое задание: изображают горный пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. Придумывают пейзажу ориги-нальное название | Фронтальный опрос, рисунок | 17.10.14 | ||
8 | Необычные подземные музеи | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о красотах ледяных пещер. Знать названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных. Отличать линейный рисунок от силуэтного. Использовать выразительные воз-можности рисунка или техники монотипии для достижения своего замысла. Оценивать выразительные каче-ства рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную твор-ческую работу в технике монотипии или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учебника, любуются подземными красо-тами пещер, сталак-титами и сталагми-тами. Узнают о том, что древние художники оставили в пещерах линейные и силуэт-ные наскальные рисунки животных: мамонтов, лошадей, быков и др. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Вспоминают приёмы работы в технике монотипии. Выполняют творческое задание: изображают залы ледяных пещер или иллюстрации к сказке П. Бажова «Медной горы хозяйка». Придумывают оригинальное название своей композиции | Коллективное обсуждение, рисунок | 24.10.14 | ||
9 | Тайны лабиринтов | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о запу-танных лабиринтах и о мифе о Минотавре. Иметь представление о ритме как средстве художественного вы-ражения, об особен-ностях построения арабескового орна-мента. Уметь создавать орнамент-лабиринт (меандр, арабеска). Оценивать выразительные ка- чества орнаменталь-ной композиции «Лабиринт». | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную деко- ративную арабесковую композицию или меандровую компози-цию, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учеб-ника, с разнообраз- ными формами лаби-ринтов в природе и искусстве. Вспоминают о содержании древне-греческого мифа о Минотавре. Знакомятся с запутанными, замысловатыми де- коративными арабесковыми орнаментами, с воз- можными вариан-тами орнаменталь-но-лабиринтных образов, созданных детьми. Выполняют творческое задание: изображают орнаментальную композицию с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт». | Коллективное обсуждение, рисунок | 31.10 | ||
Художник и мир животных ( 8 часов ) | |||||||||
10 | Рисунки животных с натуры | 1 | Сравнивать рисунок и фотографию, выяв-лять оригинальность рисованного изобра-жения с натуры. Оценивать выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог». Отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Выполнять наброски с натуры, с чучела птицы, животного или с фотографии, превращать набросок в законченную композицию. Использовать выразительные средства графики: линию, пятно, штрих, точку — в целях достижения замысла. Оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывать оригинальные названия творческим работам | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную твор-ческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содер-жанием учебника. Узнают о том, что рисунок с натуры условен и отличается от фотографии. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь». Вспоминают об анималистическом жанре изобразитель-ного искусства и художниках-анима-листах, которые любили изображать животных: Евгений Чарушин, Василий Ватагин и др. Анализируют наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альберта Дюрера. Выполняют творческое задание, изображают наброс-ки с чучела птицы или животного, рису-ют носорога, обезь-яну или др. по фото-графии, а окружаю-щее их пространство – по воображению. Получившейся композиции придумывают оригинальное назва-ние, рисуют носоро-га, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по во- ображению. | Коллективное обсуждение, рисунок | 14.11.14 | ||
11 | Чёрная кошка |
1 | Высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте. Продумывать замысел, сочинять оригинальные назва-ния будущей композиции, давать словесное описание её содержанию. Высказывают свои суждения о выразительных качествах творческих работ сверстников. Использовать средства художествен-ного выражения для достижения замысла: в скульптуре и констру-ировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно; в живописи – цвет, композиция. Оценивать резуль-таты своей творческой работы и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразитель-ных, декоративных или конструктивных видах деятельности, высказы-вать свои пути реше-ния проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги-нальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность участво-вать в игровых ситуациях. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что кошка в древние времена считалась оберегом дома. Анализируют детские рисунки. Узнают о возмож-ности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: фломастерами, красками, пластилином, глиной, а также из чёрной полоски бумаги. Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет», с этапами конструиро-вания кошки из полоски чёрной бумаги. Выполняют творческое задание: лепят, рисуют или конструируют образ чёрной кошки, придумывают ори- гинальное название своей работе | Коллективное обсуждение, рисунок, лепка | 21.11.14 | ||
12 | Скульпторы- анималисты | 1 | Различать основные виды художественной деятельности: скульптуру, графику, живопись. Знать некоторые произведения художников-анима-листов И. Ефимова и В. Ватагина. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное опи-сание её содержанию. Использовать выразительные свойства пластилина (глины) —объём, пластичность для достижения замысла. Учитывать в твор-ческой работе основ-ные пропорции. Оценивать выразительность объёмных поделок. Придумывают оригинальные названия для своей композиции и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: как создать ориги-нальный объёмный образ животного, вы- сказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замы-сел предстоящей рабо- ты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учеб-ника. Узнают о том, что каждый скульп-турный материал (глина, дерево, пластилин, стекло, металл, проволока и др.) имеет свои выразительные свойства. Отвечают на вопро-сы рубрики учебника «Подумай и ответь». Соотносят свои знания с правильным ответом, анализируя содержание рубрики учебника «Проверь свои знания». Знакомятся с рабо-тами скульпторов-анималистов И. Ефи-мова и В. Ватагина. Выполняют творческое задание: создают объёмный образ любого живот-ного или выполняют работу под впечатле-нием от любой скульптуры | Коллективное обсуждение лепка | 28.11.14 | ||
13 | Рельефное изображение животных | Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение зверя. Продумывать замысел, проговари-вать сюжет будущей композиции рельефа. Использовать выразительные сред-ства полуобъёма для достижения замысла. Оценивать выразительные ка- чества рельефных изображений, своих и сверстников. Придумывать оригинальное название своей работе и работе сверстников («Раненый зверь», «Грустная львица», «Игривый львёнок», Пряничный сказочный лев» или др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме урока: как создать оригинальную рель- ефную композицию животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участво-вать в игровых ситуа-циях «Я – сильный зверь», «Я – слабый зверь», «Я – гордый зверь» и др. | Знакомятся с содер-жанием учебника. Анализируют рельефные изобра-жения, сравнивают их с объёмными изображениями животных и с фото- графиями, находят специфические воз-можности рельефа. Определяют, чем стилизованное декоративно-ус- ловное рельефное изображение льва отличается от реа-листического рель-ефного изображения. Отвечают на вопро-сы рубрики учебника «Подумай и ответь». Сравнивают ста-тичное и динамичное изображение живот-ного, выявляют при- знаки динамики. Знакомятся с руб-рикой «Полезный совет» в учебнике, с этапами выполне-ния рельефного изо-бражения. Выполняют твор-ческоезадание: лепят рельефное изобра-жение льва, львицы или львёнка, приду-мывают своей композиции ориги- нальное название. | Коллективное обсуждение, лепка | 05.12.14 | |||
14 | Образы насекомых в стихах | 1 | Участвовать в обсуждении выразительной формы японских трёхстиший – хокку, выражать своё отношение к их содержанию. Сочинять стихи в стиле японских трёхстиший, высказывать суждения о вырази-тельности коротких стихов, сочинённых сверстниками. Различать графические худо-жественные матери-алы и живописные. Использовать выра-зительные средства техники «тушь – пе- ро – палочка – кисть» для достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к корот-ким, но образным сти- хам графически, выска-зывать свои пути реше-ния проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать пра-вила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группи-ровку материала по заданным критериям | Знакомятся с содержанием учебника, с образами насекомых в японской поэзии. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Узнают, что хокку – японское трёхстишие. Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет»,с вырази-тельными и изобра-зительными воз-можностями туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу. Словесно прого-варивают и плас-тически показывают индивидуальный замысел:насекомое сидит, летит, жуж-жит, наблюдает, любуется, ползёт или др Выполняют творческое задание: сочиняют небольшое стихотворение в стиле японских стихов, иллюстрируют своё или понравив-шееся трёхстишие, используя технику «тушь – перо – кисть – палочка по сухо- му или мокрому листу | Фронтальный опрос, рисунок | 12.12.14 | ||
15 | Образы животных в книжной иллюстрации | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли). Выявлять стилис-тические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого Использовать выра-зительные возмож-ности графических материалов для дости-жения замысла. Выполнять иллю-страцию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающую сюжет литературного произведения. Оценивать выра-зительность резуль-татов своей творчес-кой деятельности и сверстников. Придумывать и обыгрывать ориги-нальные названия к своим иллюстрациям: «Спящий удав», «Грозный Шерхан», «Маугли сражается с тигром», «Маугли беседует с волком», «Багира любуется цветами», «Бесстрашный медведь» и т. п. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: как создать ориги-нальную иллюстрацию к произведению Р. Кип-линга «Мауг-ли», высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замы-сел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участ-вовать в игровых ситуациях | Знакомятся с содержанием учебника. Рассматривают иллюстрации к литературному произведению Р. Киплинга «Мауг-ли», выполненные В. Ватагиным, М. Митуричем, срав-нивают их и выска-зывают свои сужде-ния, выявляют стилис-тические особеннос-ти авторских иллю-страций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого. Выделяют выразительные средства книжной графики: линию, точ-ку, пятно штрих, цвет, композицию, которые использова-ли художники-иллюстраторы для достижения своего замысла. Словесно прого-варивают образ будущей композиции «Животные джунглей –друзья Маугли» или «Животные джунглей – враги Маугли». Разыгрывают в пантомиме фрагмен-ты сказки «Маугли». Выполняют творческое задание: изображают иллюстрацию к сказке «Маугли» Р. Киплинга. | Коллективное обсуждение, рисунок | 19.12.14 | ||
16 | Талисманы Олимпий- ских игр | 1 | Участвовать в обсуждении олимпий-ской символики, тали-сманов 22-х зимних Олимпийских и 11-х Паралимпийских игр в Сочи. Осознавать значи-мость олимпийской символики. Отличать реалистическое изо- бражение от стилизо-ванного, использовать в рисунке некоторые приёмы стилизации. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортив-ных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремитель-ный и т. п.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный инте-рес к проблеме урока: как создать оригиналь-ный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о девизе Олимпийских игр – «Быстрее, выше, сильнее!», о том, что в 2014 году в Сочи состоятся 22-е зимние Олимпийские игры, талисманами которых стали Леопард, Белый медведь и Заяц. Отвечают на вопро-сы рубрики учебника «Подумай и ответь». Узнают о талисманах зимних Олимпийских игр, которые проходили в других странах: Снеговик (Австрия), Енот (США), Волчонок (Югославия). Вспоминают, что символом летних Олимпийских игр в 1980 году в Москве был Михаил Топтыгин. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и от-веть»,узнают о том, что символами 11-х Паралимпийских игр в Сочи стали мальчик Лучик и девочка Снежинка. Выполняют творческое задание: рисуют, лепят или конструируют талисман спортивных игр, турнира «Весёлые старты», праздника «Весёлый саночник» или др. | Фронтальный опрос, рисунок, лепка | 26.12.14 | ||
17 | Фантастические животные | 1 | Участвовать в обсуждении содержа-ния художественных произведений. Различать основные виды изобразитель-ного искусства: живопись, графику, декоративно-приклад-ное искусство. Создавать (индиви-дуально или в группе) образ фантастического животного, используя свойства разных худо-жественных материалов . Придумывать оригинальное название фантастическому животному: Зебро-драк, Рыболёт, Птице-слон, Котозмей и т. п. Оценивать вырази-тельность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказы-вать свои пути реше-ния проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замы-сел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы фантасти-ческих животных в скульптуре, мозаике, декоративно-при- кладном искусстве и в детском рисунке. Анализируют фотографии- шутки. Высказывают свои суждения о сочета-нии в одном образе элементов разных животных: Грифона, Пегаса, Дракона и др. Сравнивают осо-бенности изображе-ния фантастических существ в разных ми- ровых культурах, их символическое значение. Отвечают на вопро-сы рубрики учебника «Подумай и ответь». Знакомятся с содер-жанием рубрики «Полезный совет». Выполняют твор-ческое задание: создают образ мифо-логического, сказоч-ного, фантастическо-го животного: чудо-юдо рыба-кит чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др. | Фронтальный опрос, рисунок лепка | 16.01.15 | ||
Художник и мир человека ( 11 часов ) | |||||||||
18 | Ты – ху- дожник | 1 | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков. Различать основные виды пластических искусств: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Работать над замы-слом и его воплощени-ем, используя вырази-тельные возможности художественного материала. Оформлять рисунок для выставки в паспарту. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с содержанием учеб-ника, узнают о кол-лекционировании произведений изо-бразительного ис-кусства и резуль-татов детского изобразительного творчества как фор-ме сохранения исторической па- мяти. Вспоминают известные худо-жественные музеи (Эрмитаж, Государ-ственная Третьяков-ская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и др.), галереи детского изобразительного творчества. Вычленяют ос-новные виды плас-тических искусств: живопись, скуль-птуру, архитектуру, декоративно при-кладное искусство. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь», анализи-руют содержание рисунков, определя-ют возраст их авторов. Выполняют твор-ческое задание: создают рисунок на свободную тему и оформляют его или другой рисунок в паспарту для участия в персо-нальной или коллективной выставке. | Выставка работ | 23.01.15 | 30.01 | |
19 | Интерьер с окном | 1 | Анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявлять основную идею замысла. Различать произведения живописи и графики. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (цветными или чёрно-белыми) для достиже-ния своего замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме урока: как создать оригинальную ком- позицию, в которой окно является важным элементом, высказы-вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать прави-ла общения. Осуществлять анализ, сравнение, группиров-ку материала по задан-ным критериям | Знакомятся с содержанием учеб-ника, рассматрива-ют репродукции произведений изобразительного искусства и детских рисунков, на кото-рых окно является важным элементом композиции. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь», вспоминают вы- разительные сред-ства живописи (хроматические цвета: тёплые, хо-лодные; ахромати-ческие цвета: бе-лый,чёрный , разные оттенки серого; пят-но, освещение кон-траст, нюанс, коло-рит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.). Отвечают на воп-рос рубрики учеб-ника «Подумай и ответь». Выполняют творческое задание: создают компози- цию, в которой окно является важной составляющей замысла, используют вы- разительные воз-можности графи-ческих материалов (цветных или чёрно-белых | Фронтальный опрос, рисунок | 30.01.15 | 30.01 | |
20 | . Дружеский шарж | 1 | Анализировать произведения худож-ников-карикатуристов: шаржи и карикатуры. Выражать своё отно-шение к человеку через шарж. Использовать выразительные воз-можности графических материаловс целью достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятель-ности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: как создать ориги-нальную творческую работу – дружеский шарж, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замы-сел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать дру-гого, соблюдать пра-вила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группи-ровку материала по заданным критериям. | Знакомятся с со-держанием учеб-ника. Узнают, что шарж – это добро-желательный юмористический портрет, в котором преувеличены характерные чер- ты внешности человека, а карика-тура – это сатири- ческое изображение, критическая оценка человека в под-чёркнуто искажён-ном виде Знакомятся с худо-жниками-карика-туристами Кукры-никсами. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь». Выполняют творческое задание: рисуют дружеский шарж на самого себя или лучшего друга, используя графи-ческие материалы (карандаш, фломас-тер, гелевую ручку или др | Фронтальный опрос, рисунок | 06.02.15 | ||
21 | Парадный портрет | 1 | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобра-зительной творческой деятельности. Выявлять признаки парадного портрета. Выражать отношение к человеку через парадный портрет. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла. Придумывать парадным портретам оригинальное название: «Гордый воин», «Смелый рыцарь Мой дед — победитель», «Воин-герой»,«Солдат-защитник», «Папа -моряк на празднике» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-по-знавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет воина, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства, картина, на которой изобра-жён человек. Сравнивают парадные портреты, выявляют признаки парадного и повсе- дневного мужского и женского портрета. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь Анализируют изобразительные возможности угля, сангины, туши, маркера для переда-чи мужественности в мужских парадных портретах. Повторяют основ-ные пропорции человеческого ли- ца. Выполняют творческое задание: изображают па- радный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графиче- ский материал | Фронтальный опрос, рисунок | 13.02.15 | ||
22 | Искусство костюма: Изменчивая мода | 1 | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобра-зительной творческой деятельности. Выражать своё отно-шение к «капризам» и странностям моды разных исторических эпох. Высказывать сужде-ния о выразительности детских рисунков. Передавать в самом общем виде пропор-ции человеческого лица Создавать выразительный ко- стюм: повседневный, праздничный или карнавальный. Использовать выразительные свойства художе-ственных материалов для достижения своего замысла: костюм древнегреческий, древнеегипетский, древнерусский, средневековый, японское кимоно или др., современный костюм для дискотеки или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме урока: как создать эскиз повседневно- го, праздничного или карнавального костюма, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группи-ровку материала по заданным критериям. | Знакомятся с содержанием учеб-ника. Узнают о том, что в разные историче-ские эпохи люди одевались по-раз-ному, что в произ-ведениях искусства, как в документах эпохи, находят отра-жение «капризы» моды. Анализируют женские портретные образы, отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Вспоминают основные пропор-ции и приёмы изо- бражения фигуры человека. Знакомятся с содержанием руб-рики учебника «Полезный совет». Выполняют (коллективно или индивидуально) творческое задание: изображают фигуру человека (мальчика или девочки) и ри-суют несколько вариантов костю- мов: повседневных, праздничных, кар-навальных, исполь-зуя графические или неожиданные мате-риалы: фантики, салфетки, фольгу, серпантин и т. п. | Индивидуальная проверка | 20.02.15 | ||
23 | Искусство костюма: театральный костюм | 1 | Высказывать суждения о вырази-тельности эскизов театральных костюмов. Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Создавать выразительный эскиз театрального костюма. Использовать выразительные свойства художе-ственных материалов для достижения своего замысла: костюм осени, шахматной королевы, царевны, Мальвины, Снежной королевы, солнечного эльфа или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз театрального костюма, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группи-ровку материала по заданным критериям. | Знакомятся с содержанием учебника, с эски-зами костюмов, выполненных Львом Бакстом, Виктором Васне-цовым и др. Анализируют статичные и дина-мичные изображе-ния театральных костюмов Проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз театрального кос-тюма, высказывать свои пути решения проблемы. | Индивидуальная проверка | 27.02.15 | ||
24 | Знаменитые скульптуры | 1 | Осознавать значимые темы искусства и отра-жать их в изобрази-тельной творческой деятельности. Высказывать суждения о вырази-тельности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале». Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной) для передачи замысла «Моя семья», «Мои друзья» или др. Передавать в самом общем виде пропорции фигуры человека. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: каксоздать оригинальную объём-ную групповую компо-зицию, состоящую из двух и более человек, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Пластически обы- грывать скульптурные образы. | Знакомятся с со-держанием учебни-ка, узнают об исто-рии создания па-мятника гражданам Кале Огюстом Роденом. Отвечают на воп-росы рубрики учеб-ника «Подумай и ответь». Обыгрывают пластикой своего тела скульптурные образы Родена. Выполняют творческое задание: индивидуально или коллективно лепят скульптурную композицию «Моя семья», «Мои друзья» или др., используя плас-тилин или глину | Коллективное обсуждение, лепка | 06.03.15 | ||
25 | Знаменитый город | 1 | Осознавать значимые темы искусства и отра-жать их в изобрази-тельной творческой деятельности. Иметь представление об общечеловеческих ценностях, знать основные законы (заповеди) –правила поведения людей. Использовать выразительные воз-можности художе-ственных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Волхвы идут на поклон», «Рождество», «Три ангела (Троица)», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег», «Старый быт», «Мой ангел-хранитель», «В храме» и т. п. Оценивать выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с со-держанием учеб-ника, с основными архитектурными постройками Иерусалима – горо- да трёх мировых религий: христи-анства, иудаизма, ислама. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Знакомятся с древними запове-дями – правилами поведения людей, написанными в древнеегипетской книге. Анализируют детские рисунки на сюжеты разных священных книг. Выполняют творческое задание: иллюстрируют сюжет священной книги, используя любой художе- ственный материал | Коллективное обсуждение, рисунок | 13.03.15 | ||
26 | Герб | 1 | Осознавать значимые темы искусства и от-ражать их в изобрази-тельной творческой деятельности. Участвовать в обсуждении симво-лических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства. Анализировать эскизы семейных гербов, созданных учениками. Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла. Использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать ориги-нальный замысел предстоящей работы. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную твор- ческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с со-держанием учеб-ника, вспоминают о том, что герб – это отличительный знак государства, города, сословия, семьи, изображаемый на флагах, монетах и т. п. Вспоминают герб своего города, края, области, а также некоторых городов Золотого кольца России, Санкт-Петербурга, столицы нашего государства Москвы и Россий-ской Федерации. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Знакомятся с со-держанием рубрики «Полезный совет», узнают о геральди-ческой цветовой символике, о том, что на гербах могут олицетворять животные. Выполняют творческое задание: создают образ се-мейного герба, ис-пользуя символи-ческие изображения и цвет. | Коллективное обсуждение, рисунок | 20.03.15 | ||
27 | Художник- дизайнер | 1 | Участвовать в обсуж-дении продукции, соз-данной художниками- дизайнерами. Высказывать суждения об упаковках кондитерских изделий. Выбирать и использовать способы работы художествен-ными материалами, выразительные свой-ства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для моро-женого, конфет, плит-ки шоколада или др. Придумывать оригинальное назва-ние кондитерскому изделию:«Серебряная конфета», «Золотой шоколад»,«Космическое мороженое», печенье «Цирк» и т. п. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин-терес к проблеме уро-ка: как создать ориги-нальный эскиз упаков-ки кондитерского из- делия, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с со-держанием учебника. Узнают о том, что дизайн – это разновидность современного де- коративно-приклад-ного искусства, что художник-дизайнер занимается раз- работкой и офор-млением внешнего вида разных това-ров, реклам. Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Выполняют творческое задание: изображают эскиз упаковки любого кондитерского из-делия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т. п. | Коллективное обсуждение, эскиз | 03.04.15 | ||
28 | Машины- роботы | 1 | Участвовать в об-суждении конструк-тивных особенностей машин- роботов, кос-мических аппаратов. Знать первого космо-навта мира (Юрия Гагарина), первую женщину-космонавта (Валентину Терешко-ву), первого космонав-та, ступившего на Луну (Нила Армстронга Выбирать и исполь-зовать возможности художественных мате-риалов для передачи своего замысла. Придумывать оригинальные названия машинам-роботам: марсоход «Улитко-хват», лунолёт «Лун-тивзлёт», вездеход «Космодрель», робот «Вездесущ» или др. Оценивать вырази-тельность результатов своей творческой деятельности | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: каксоздать ориги-нальный эскиз маши-ны-робота, высказы- вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий,придумывать и воплощать ориги-нальные замыслы работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Анализируют репродукции кос-мических аппара- тов, творческих поделок и рисунков детей. Выполняют творческое задание: изображают маши-ну-робота – марсо-ход, луноход, венероход, юпи- тероход или другой космический аппарат, используя любые художест-венные материалы | Коллективное обсуждение, рисунок | 10.04.15 | ||
Художник и мир искусств ( 5 часов _) | |||||||||
29 | Книжка- игрушка | 1 | Участвовать в об-суждении разнообраз-ных форм детских кни-жек: игрушек, гармо-шек, с фигурными обложками, трансфор-меров и др. Иметь представление об основных элементах книжного макета:обло-жке, буквице, иллю-страциях, заставках, концовке. Сочинять краткие Сказки про краски. Выбирать и исполь-зовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла Оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда | Познавательные: проявлять учебно-поз-навательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Знакомятся с со-держанием учеб-ника, узнают о раз-ных формах книжек-игрушек для малы-шей, об элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке. Узнают об особен-ностях оформления азбуки, буквиц и рисунков, их сопро- вождающих. Анализируют страницу старин-ной азбуки, посвя- щённую букве «Б» Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь». Соотносят свои знания с ответами рубрики «Проверь свои знания». Выполняют творческое задание (индивидуально или коллективно): изго-тавливают макет книжки-малютки, книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки- азбуки или сочи-няют Сказки про краски и создают макет книжки-гармошки | Коллективное обсуждение, работа в парах | 17.04.15 | ||
30 | Музей игрушки | 1 | Участвовать в об-суждении вырази-тельных качеств на-родных игрушек, хра-нящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад). Выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-поз-навательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с со-держанием учеб-ника. Узнают о том, что в Сергиевом Посаде есть Музей игрушки, в котором хранятся народные глиняные, дере-вянные, соломен-ные игрушки: горо- децкие, федосеев-ские, филимонов-ские, дымковские, богородские и др. Узнают об игруш-ках-панках, куклах-пеленашках, куклах-стригушках куклах-закрутках, куклах Масленицах, свабедных парочках и др. Выполняют творческое задание: создают игрушки из подсобных или при-родных материа-лов: ниток, бумаги картона, соломы, тряпок, шишек, су-хих листьев, же- лудей или др. | Творческая работа | 24.04.15 | ||
31 | Театр на колёсах | 1 | Участвовать в об-суждении картины Б. Кустодиева «Балаганы». Высказывать свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов: Ю. Никулина, О. Попова, Ю. Куклачёва или др. Разгадывать кроссворд с ключевым словом «Полунин». Использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: как создать ориги-нальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с со-держанием учеб-ника, узнают о ярмарочном балагане – театре на колёсах, который заложил основу для появления цирка. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь». Высказывают свои впечатления от посещения цирка, о клоунах: Юрии Никулине, Олеге Попове, Юрии Куклачёве. Разгадывают кроссворд и про-веряют свои знания. Выполняют творческое задание: изображают портрет клоуна или любую сцену циркового представления, используя вырази-тельные возмож-ности цветных ху- дожественных материалов | Коллективная работа | 08.05.15 | ||
32 | Большой театр | 1 | Участвовать в об-суждении архитектур-ного облика Большого театра. Выбирать и использовать способы работы с художест-венными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др. Оценивать выразительность ререзультатов своей творческой деятель-ности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме урока: как создать оригинальный изо- бразительный образ балерины, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с со-держанием учеб-ника. Узнают о том, что Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета. Рассматривают и анализируют фоторепродукции и произведения художников Э. Дега и В. Серова. Высказывают свои суждения о творчестве Нади Рушевой. Выполняют творческое задание: изображают балерину в движении, используя любой художественный ма- териал | Коллективное обсуждение, рисунок, лепка | 15.05.15 | ||
33 | . В мире Кино. Музеи мира: музей- панорама | 1 | Участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Великий диктатор» «Броненосец «Потёмкин», «Клеопатра», «Спартак», «Весёлые ребята», «Золушка» и др. Анализировать выразительные особенности афиши: броскость, призывность, лаконичность композиции, выразительность шрифта и др. Выбирать и использовать способы работы художественными ма- териалами для передачи замысла. Уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный ин- терес к проблеме уро-ка: касоздать ориги-нальную афишу к кино-фильму, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, приду-мывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Знакомятся с со-держанием учеб-ника. Узнают о том, что первые кинофильмы были чёрно-белыми и немыми. Анализируют киноафиши и кадры из филь-мов, получивших мировую извест- ность. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь». Выполняют творческое задание: изображают афишу к любому фильму, мультфильму или спектаклю, используя любой художественный материал | Коллективная работа | 22.05.15 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 «Б» класса МБОУ Заветинской средней общеобразовательной школы №1 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Заветинская средняя общеобразовательная школа №1, а также на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (Программы начального общего образования. УМК «Гармония» (Сост Т. А. Копцева, В. П. Копцев и Е. В. Копцев. – Смоленск Ассоциация XXI век 2013.), которая обеспечена учебником (Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс . – Смоленск Ассоциация XXI век 2013)
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).
Целью начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
Задачи изучения дисциплины:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Закон « Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ ч 2,3,6 ст. 28.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
- Примерный порядок утверждения и примерной структуре рабочих программ рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденным приказом Минобразования Ростовской области от 08.08.2014г. №24/4.1.1-4851/м
- Приказ МО Ростовской области от30.04.2014г №263 « Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год.
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29. 2010 № 189 « Об утверждении Сан ПиН 2. 4. 28.21-10 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Федеральный перечень учебников приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014.
- Авторская программа «Изобразительное искусство»Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев(Программы начального общего образования УМК Гармония) Смоленск – «Ассоциация 21 век 2013 г.
10. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Заветинской школы №1.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».
На предмет «Изобразительное искусство» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недели). Данная рабочая программа составлена на 33 часа. так 1 урок согласно расписанию выпадает на праздничный день: 1.05 2015 г. Программа будет выполнена за счет совмещения тем в разделе « Художник и мир искусств».
Структура курса
33 часа; в неделю 1 час.
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Сроки прохождения |
1 | Художник и мир природы | 9 | 05.09 – 07.10 |
2 | Художник и мир животных | 8 | 14.11- 16.01 |
3 | Художник и мир человека | 11 | 23.01- 10.04 |
4 | Художник и мир искусств | 5 | 17.04-22.05 |
Итого: | 33ч |
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство»
4 класс (33 часа).
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.; графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.); скульптурными материалами (пластилин или глина); конструктивными материалами (бумага цветная и белая,
картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет,объём, фактуру как средства художественного выражения.
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше –меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и технику ( гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий ( тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр,конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура: различать и применять в целях художествен-ной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point. Компонент содержания художественного образования
«Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитекту -ре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство
с творчеством художников работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного
искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных на-родов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой –маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы : огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи
под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.
Тематическое планирование.
«Художник и мир природы» - 9ч
Учимся смотреть и видеть. Линия горизонта. Свет и тень. Растительный орнамент. Дождь. Морской пейзаж. Горный пейзаж. Необычные подземные музеи. Тайны лабиринтов.
«Художник и мир животных» – 8ч
Рисунки животных с натуры. Чёрная кошка. Рисунки животных с натуры. Чёрная кошка. Скульпторы-анималисты. Рельефное изображение животных. Образы насекомых в стихах. Образы животных в книжной иллюстрации. Талисманы Олимпийских игр. Фантастические животные.
«Художник и мир человека» - 11ч
Ты – художник. Интерьер с окном. Дружеский шарж. Парадный портрет. Искусство костюма: Изменчивая мода. Искусство костюма: театральный костюм. Знаменитые скульптуры. Знаменитый город. Герб. Художник- дизайнер. Машины-роботы.
«Художник и мир искусств» - 5ч.
Книжка-игрушка. Музей игрушки. Театр на колёсах. Большой театр. В мире Кино. Музеи мира: музей-панорама.
Результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
4 класс.
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно- творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графи- ка, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художе- ственное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
освоения изобразительного искусства проявятся в: – умении видеть и воспринимать предметы художествен- ной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.); – желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; – умении организовать самостоятельную художественно- творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; – способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности. Предметные результаты
- освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем: в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – умение использовать различные мате- риалы и средства художественной выразительности для пере- дачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014.
Для решения поставленных задач кабинет изобразительного искусства необходимо оснастить соответствующим оборудованием:
– компьютером;
– проекционным аппаратом;
– магнитной доской.
Печатные пособия
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник». Комплект учебников для учащихся.
Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе. Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».
Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др. Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников. Дополнительные средства: методические журналы по педагогике искусства «Искусство в школе», «Юный художник». Цифровые ресурсы: компакт-диски с видеопрезентациями к программе «Природа и художник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данн...
календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс Савенкова УМК «Начальная школа XXI века»
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Календарно-теметическое планирование уроков составлено в соответствии с требованиями ФГОС в рамках УМК "Школа России"...
календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе составлено Финько Ниной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского района...