Рабочая программа по ИЗО "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Зубарева Мария Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100" составлена на основании примерной программы по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

                                                                                                     

                                                                         УТВЕРЖДЕНО

                                                                                  решение педсовета протокол № 1

                                                                              от ______________  2011   года

                                                                                 Председатель педсовета

                                                                                _________      Ф.А.Мирошниченко

         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

   

Ступень обучения (класс)         НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ , 1-4 КЛАССЫ               

Количество часов    135ч              Уровень   БАЗОВЫЙ

Учитель           Зубарева Мария Александровна

 учитель начальных классов МОАУ СОШ № 6

Программа разработана на основе  примерной программы по изобразительному искусству, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС»  (руководители проекта:    член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина – Москва, Просвещение 2010)

  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана  на основе: требований ФГОС общего образования, основной образовательной программы школы, примерной программы по изобразительному искусству, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС»  (руководители проекта:    член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина – Москва, Просвещение 2010), авторской программы по изобразительному искусству  с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов (Школа 2100), включающих в себя авторскую программу по изобразительному искусству Авторы: О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская, М.: «БАЛАСС» 2010.  допущенной  Министерством образования РФ, М: Баласс,  2010г.  (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г., и обеспечена учебниками Образовательной системы «Школа 2100»

Примерная программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека. В программе учтены психофизиологические особенности младшего школьного возраста.

Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно творческой деятельности помогут младшим школьника при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

   Направленность на  деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами,  понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами.

Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:

•    развитие личности учащихся средствами искусства;

• получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

  1. Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального изобразительного образования:

       • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

       • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;

    •      совершенствование эстетического вкуса.

        Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностью характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала,  второй дает инструментарий для его практической реализации, третий  намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может   получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую,  ценностно-ориентационную и деятельностную. Они  (все вместе!)  в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства,  по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.

  1. Место курса в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 135 часов: в первом классе — 33 часа (33 учебные недели), во 2 — 4 классах — по 34 часов (34 учебные недели в каждом классе). Предусмотрен резерв свободного учебного времени —  16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован  для авторского наполнения указанных содержательных линий.  

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Восприятие произведений искусства

10

1

3

2

4

2.

Рисунок

32

11

8

8

5

3.

Живопись

28

8

7

8

5

4.

 Скульптура

8

-

2

4

2

5.

Художественное конструирование и дизайн

20

3

4

4

9

6.

Декоративно-прикладное искусство

21

4

5

4

8

    Итого

 135

135

33

34

34

34

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Изобразительного искусства» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета, так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Изобразительное искусство» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной  школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентировв области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 г) формирование духовных и эстетических потребностей;

 д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

 а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

д) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

  1. Содержание учебного предмета

Вид художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:  художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства — сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТР, Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами  живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании поразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного  искусства   и   его  роль  в  жизни  человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры  (украшение  жилища,  предметов  быта,  орудий  труда,  костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве,  сказках,  песнях.  Сказочные образы  в  народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, поимистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передачи их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, непокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая  роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


  1. Тематическое планирование

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Вид художественной деятельности

   Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства - сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура — средства художественной выразительности изобразительных искусств.

Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.

Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, пятен, цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

   Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор).

искусства.

   

Интернациональный язык искусства.

Композиция - основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем: «Земля - наш общий дом». Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и

средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации. (Примерные темы: «Осень в парке», «Осенний лес»).

Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Например, украшение закладки или открытки простым  орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.

   Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, при различной погоде.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. Использовать контраст для усиления эмоционально

образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

    Рисунок (32ч)

Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,

плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

    Живопись

Цвет - основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образы человека в живописи.

Образ современника в живописи.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт,

Использование простых форм для создания выразительных образов.

Приемы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.

Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов; передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев - старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое (образы «Дуб-богатырь», «Березка - девица-красавица» и т. п.). Образы животных.

Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических  существ, сказочных замков; выражение их характера.

Изучение свойств цвета в процессе создания композиций — основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п.). Теплые и холодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цвета теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа). Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).

ми природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом: «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представление народов о красоте человека, отражение в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских сказок. Создание женских и мужских образов Античности, Средневековья, стран Востока.

Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, с природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, мамы, солдата Великой Отечественной войны и др. или автопортрета. Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).

Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представлении о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов (например, отождествление предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и др.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).

Овладевать приемами работы с различными графическими материалами

Создавать графическими средствами  выразительные   образы природы, человека, животного.

Создавать  средствами  компьютерной графики выразительные образы природы,  человека, животного (в программе Раint). Выбирать   характер  линий   для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствам

Использовать  различные  средства живописи для создания выразительных   образов   природы разных географических широт. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу

Эмоционально воспринимать персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д. Эмоционально откликаться на образы

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета. Изображать предметы различной формы. Использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

  Скульптура

Объем - основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей.

Прием трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей. Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа.

-

2

4

2

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человека на плоскости и в объеме.

Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных.

Изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа.

    Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды: «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилином (набирание формы, раскатывание, вытягивание), бумагой (сгибание, прорезание, склеивание), картоном (сгибание,

склеивание). Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объеме или выполнение эскизов на плоскости. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания:

игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Художественное   конструирование сказочных зданий  (например, сказочного зоопарка,  в котором форма и декор домиков для животных передают черты характера   их   обитателей,   или улицы   в   Цветочном   городе). Трансформация форм.  Влияние формы предмета на представление о его характере. Коллективная работа с использованием простых геометрических и   растительных  форм (например,   конструирование   детской площадки, парка, городской улицы с транспортом).

 Изготовление маски  или  куклы для  кукольного спектакля  с использованием приемов трансформации формы для  выразительности характеристики персонажа.

Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки (например, «Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа. Образы архитектуры разных эпох и народов.

Композиция на темы

городской жизни или

иллюстрации к мифам

Античности и сказкам

Средневековья с

изображением человека в

городской среде (на фоне

зданий).

Коллективная работа (например, создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества»).

3

4

4

9

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Проводить параллель между формами построек в природе и формами окружающих предметов. Различать разнообразие форм предметного мира. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, виды транспорта, посуда, одежда,

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую  площадку,  сказочный зоопарк, улицу и т. д. Использовать  для   выразительности   композиции   сходство   и контраст форм.

Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Узнавать

характерные черты нескольких наиболее ярких культур мира (например. Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества

   Декоративно-прикладное искусство

Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.

Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Разнообразие декоративных форм в природе.

      Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий)

    Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, региональные музеи.

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере

роды. Создание композиции на темы гармонии жилья с природой (коллективная или индивидуальная работа).

Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства). Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством: «Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора. Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе (например, цветы, раскраска бабочек, переплетение

ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте

Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры: коня, петуха, птицы сирин, птицы алконост, древа жизни и др.

Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.). Изготовление эскизов украшения прялки; вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов. Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы). Знакомство с произведениями искусства, изображающими сцены праздников и труда народ

Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и  др.).

Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

Понимать целостность образа культуры народа, страны, эпохи. Понимать смысл основных знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и

называть известные центры художественных ремесел России.

Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов

передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Изображать многофигурные сцены.

Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, выражать отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных

средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры  русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.

Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона


  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

  1. Примерная  программа «Школа 2100» концепция, М.: «БАЛАСС» 2010.  Автор: О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская
  2.  Программа  для начальных классов, М.: «БАЛАСС» 2010.  Автор: О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская.
  3. Примерная программа по изобразительному искусству. В 2 ч.Ч.2.-3-ое изд. перераб., М.- Просвещение,2010 с.9-67.-(Стандарты второго поколения).
  4. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.  Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва, «Баласс», 2010г.

Согласовано                                                             Согласовано

протокол заседания  МО  учителей                   заместитель директора  по УВР                                                                                

от   _________      № _____                                «         »  _________   2011    года                                        _________                                                                      __________

   Руководитель МО ОУ  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОС "Школа-2100" 1 класс

Рабочая программа ОС "Школа-2100" содержит пояснительные записки по предметам, УУД,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа УМК "Школа 2100"

Пояснительная записка + тематическое планирование...

рабочие программы 2класс школа 2100

Данные рабочие программы разработаны и составлены в соответствии с ФГОС для УМК школа 2100. сборник содержит рабочие программы по предметам :математика,русский язык, литература....

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.

В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс....

Рабочие программы 3класс "Школа 2100" математика Демидова, русский язык, литературное чтение

Примерные рабочие программы составлены на 2012-2013 учебный год...