календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс к УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусств.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_kl.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | дата | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Вид контроля | Дом. задание | |
План. | Факт. | ||||||||
8 часов. «И снова осень к нам пришла». | |||||||||
1 | Прощаемся с теплым летом. | 1 | Рисование по памяти и представлению. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие наблюдательности и внимания, логического мышления; воспитание любви к родной природе. | текущий | ||||
2-3 | Осенние листья сложной формы. | 2 | Рисов. с натуры. | Обучение выполнению изображений с натуры; развитие умения анализировать специфические свойства акварели и гуаши; воспитание желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | текущий | ||||
4-5 | Русская матрёшка в осеннем уборе. | 2 | Декор. рисование | Ознакомление с произведениями и историей развития русского народа; развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров; воспитание любви к декоративно-прикладному искусству. | текущий | ||||
6 | Дары осеннего сада и огорода. | 1 | Рис. С натуры | Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; изучение формы овощей и фруктов, их локального цвета; развитие наблюдательности, умения видеть характерный цвет предметов. | текущий | ||||
7 | Мы осенью готовимся к зиме | 1 | Декор. рисование | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; формирование образной памяти, умения компонировать сюжетный рисунок; воспитание любви к осенней природе | текущий | ||||
8 | Сказка в произведениях русских художников. | 1 | Урок беседа | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; формирование образной памяти, умения компонировать сюжетный рисунок; воспитание любви к осенней природе | |||||
7часов «В мире сказок». | |||||||||
9-10 | Илюстрирование « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. | 2 | Рис. Сказочных сюжетов. | Ознакомление с произведениями А.С. Пушкина; развитие фантазии и умения творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; воспитание любви к русскому народному творчеству. | текущий | ||||
11 | Игрушка « Золотая рыбка» | 1 | Рис. С натуры. | Изучение анималистического жанра; обучение анализу и сравнению формы рыб; развитие умений изображать формы, строение и цветовую окраску рыб; углубление интереса и любви у детей к животным и рыбам. | текущий | ||||
12-13 | В сказочном подводном царстве. | 2 | Тематич. рисование | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; обучение передаче логической связки между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии; развитие эмоциональной отзывчивости на красоту мира сказок; воспитание любви к русским народным сказкам; формирование нравственных начал в личности ребенка. | текущий | ||||
14 | Сказочный букет. | 1 | Декор. Рисование. | Ознакомление с произведениями и историей развития декоративно-прикладного искусства -жёстовский поднос, развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров; воспитание любви к декоративно-прикладному искусству. | текущий | ||||
15 | Готовим наряд для сказочной ёлки. | 1 | Декор. рисование | Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства, развитие фантазии, наблюдательности. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас. | |||||
16 | Мы готовимся к встрече Нового года- праздника радости и сказок | 1 | Декор.рисование. | Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства, развитие фантазии, наблюдательности. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас. | |||||
11 часов «Труд и отдых людей зимой и весной». | |||||||||
17 | Труд людей зимой. | 1 | Темат.рисование | Расширение представлений о трудовой деятельности людей. Развитие чувства гордости за славный труд своих родных. Формирование умений сотавлять композиции. | Текущий | ||||
18 | Городские и сельские стройки | 1 | Тем.рис. | Ознакомление с архитектурой Московского Кремля. Формировать у детей навыки последовательной работы над тематическим рисунком. | текущий | ||||
19 | Орудие труда человека. | 1 | Рис.с натуры | Обучать построению предмета цилиндрической формы; знакомство с понятием светотени и её градации; углубление знаний об орудиях труда. | текущий | ||||
20-21 | Веселые игрушки | 2 | Декор. Рис.. | Ознакомление с произведениями и историей развития декоративно-прикладного искусства , развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров; воспитание любви к декоративно-прикладному искусству. | текущий | ||||
22 | Красота в умелых руках. | 1 | Декор. Рис.. | Ознакомление с произведениями и историей развития хохломской росписи; развитие отзывчивости на народный орнамент, роспись мастеров; воспитание любви к декоративно-прикладному искусству; формирование навыков коллективной работы. | текущий | ||||
23 | Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме и бабушке. | 1 | Декор.рис. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развития у детей стремления к передаче эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения, умения цветом выделять главные объекты композиции. | текущий | ||||
24-25 | Домашние животные. | 2 | Рис. По памяти и представлению | Обогащение и углубление элементарных знаний о животных. Развитие умений анализировать пропорции, очертание предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным. | |||||
26-27 | Иллюстрирование стих. Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 2 | Рис. Выбран. сюжета | Обогащение и углубление элементарных знаний о животных. Развитие умений анализировать пропорции, очертание предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным и весенней природе. | |||||
7 часов «В каждом рисунке солнце». | |||||||||
28-29 | Полет на другую планету | 2 | Тем. Рис. | Расширение представлений о космосе , развитие фантазий , творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищение подвига русских косманавтов. | текущий | ||||
30 | Рисование с натуры « Ветка вербы». | 1 | Рис. снатуры | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; закрепление знаний о процессе рисования с натуры; формирование умения грамотно подбирать цветовые оттенки; воспитание у детей интереса и любви к изображению окружающей действительности. | текущий | ||||
31-32 | Иллюстрирование стих. Д. Родари « Всемирный хоровод». | 2 | Рис. Выбран. сюжета. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства ; закрепление знаний о цветоведении; формирование умений понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека; воспитание у детей любви к природе родного края. | текущий | ||||
33 | Весна в произведениях русских художников. | 1 | Урок беседа . | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; формирование у детей представления о родной природе, о Родине; развитие у детей умения выбирать сюжет на предложенную тему, определять формат изображения, располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в сюжете; воспитание любви к родной природе. | текущий | ||||
34 | Пусть всегда будет солнце. | 1 | Тем. рис. | Закрепление знаний о композиции тематического рисунка; развитие у детей стремления к передаче эмоционально-эстетического отношения при тематическом рисовании; воспитание чувств патриотизма, умения видеть красоту вокруг себя. | текущий |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусств.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.).
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
- Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура) – 19 часов
- Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 9 часов
- Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура) – 5 часов.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Требования к уровню усвоения учебного предмета
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
уметь
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс по программе "Школа России"
Календарно - тематичесое планирование по изобразительному искусству 2 класс по программе "Школа России" к учебнику Е.И. Коротеевой под ред. Б.М. Неменского...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе (УМК "Школа России", 34часа)
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и включает характеристику деятельности учащихся....
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...