Инновационные технологии: Использование перфокарт на уроках изобразительного искусства
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_perfokart.doc780.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Инновационные  технологии:

Использование перфокарт

 на уроках изобразительного искусства

                                                Автор программы:

 Шелехова Надежда Валерьевна

учитель начальных классов

 и изобразительного искусства

        2009-2010 учебный год

Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.

Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.

Наименование опыта

Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства.

Новизна опыта

С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по цветоведению на уроках изобразительного искусства и изучению новых тем предлагается внедрить перфокарты (таблицы по цветоведению).

Гипотеза. 

Учителя ИЗО нашего района сталкиваются с проблемой отсутствием учебников для учащихся с творческими заданиями и таблицами по цветоведению. Особенно остро это чувствуется на уроках ИЗО во вторых классах, когда ребята знакомятся с основой цветоведения.

Столкнувшись с этой проблемой на уроках, мной были разработаны перфокарты по цветоведению.

Применение перфокарт необходимо в результате деятельности изучения нового материала для усвоения учащимися теоретического материала по изобразительному искусству в 1-7 классах. Что облегчает работу учителя и делает урок более насыщенным и интересным.

Теоретическое обоснование опыта

Основная цель опыта состоит в получении данных об уровне овладения основными знаниями и умениями по изобразительному искусству на уровне общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшего обучения.

Важной задачей педагога является воспитание и развитие у школьников уверенности в своих силах. Оценка текущей и итоговой работы учащихся должна служить средством поощрения.

Перфокарты по цветоведению – незаслуженно забытый дидактический материал для изучения новых тем по цветоведению на уроках ИЗО и  методов проверки результатов обучения.

Этот способ проверки ученических знаний имеет свои преимущества:

  • объективность оценки результатов;
  • возможное использование перфокарт на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;
  • возможное использование перфокарт во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной – в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
  • многократность использования перфокарт;
  • скорость проверки результатов.

Внедрение перфокарт позволяет сделать следующие выводы:

1. Применение перфокарт дает четкое представление о результатах учебного процесса по изобразительному искусству в 1–7 классах общеобразовательной школы.

2. Перфокарты выявляют наличие обязательного уровня подготовки школьников по изобразительному искусству теоретических знаний.

3. Разработанные перфокарты имеют развивающий и познавательный характер.

4. Перфокарты выполняют функции входной, промежуточной и выходной диагностики в процессе занятий по изобразительному искусству.

5. Перфокарты позволяют работать индивидуально с учащимися, организовывать работу в группах и со всем классом в целом.

6. Широта применения перфокарт является универсальной, используется не только на уроках начальной школы, но и на уроках ИЗО среднего звена.

Например:

Класс

Тема

1

Введение в предмет. «Сказки про краски»

1

Мы знакомимся с волшебными красками.

1

«Какого цвета осенняя листва?»

1

«Какого цвета небо?»

2

Мы изображаем весенние цветы.

2

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

2

Пятно как средство выражения.

2

Цвет, ритм, композиция.

3

Парки, скверы, бульвары.

3

Поздравительная открытка.

3

Праздник в городе.

4

Пейзаж родной Земли.

4

Народные праздники

5

Народные костюмы

6

Изучение художественных жанров.

7

Народные росписи.

 

П Р И Л О  Ж Е Н И Я

  1. Перфокарта № 1
  2. Перфокарта № 2
  3. Перфокарта № 3
  4. Перфокарта № 4
  5. Перфокарта № 5
  6. Перфокарта № 6
  7. Перфокарта № 7
  8. Перфокарта № 8
  9. Перфокарта № 9
  10. Перфокарта № 10
  11. Перфокарта № 11
  12.  Программа кружка «Умелые руки».

Цветовой круг

 

        
Приложение №1

 

ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ 

Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

 

Основные понятия:

«Хрома, хроматос» - в переводе с греческого означает «цвет»

Ахроматические цвета  - не цветные, это белый, черный и все оттенки серого.

 

Хроматические цвета – все остальные, которые в свою очередь делятся  на основные и составныецвета.

В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными, так как они лежат воснове всех остальных цветов (кроме белого, черного и серого).

 

Цвета, составленные из основных, называются составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый)

                                              красный + желтый = оранжевый

                                              желтый + синий = зеленый

                                              синий + красный = фиолетовый

Хроматические цвета так же делятся на теплые и холодные цвета.

Теплыми считают красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары.

Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси.

Зеленый  - особый цвет, если в нем больше желтого - он теплый, если синего - холодный.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают (усиливают) яркость друг друга.

                                        красный – зеленый

                                        синий – оранжевый

                                        желтый – фиолетовый

 

Сближенные (или родственные) цвета  - те цвета, которые располагаются рядом (например:

 красный – оранжевый -  желтый или  желтый - зеленый, или  голубой -  синий - фиолетовый)

 

Цветовой тон, светлота, насыщенность – являются основными характеристиками цвета.

Цветовой тон характеризует цвет или цветовой оттенок предмета – оранжевый, желтый …

Светлота – степень высветления цвета, чем больше белого цвета в смеси, тем большую светлоту имеет цвет (красный + белый = розовый, синий + белый = голубой и тд.)

Насыщенность цвета – степень интенсивности (яркости) цвета, чем меньше черного цвета в смеси, тем ярче, насыщеннее цвет красок.

________________________________________________________________

 

Вариант 1

 

1. Выберите группу основных цветов:

а)  красный, желтый, зеленый

б)  красный, синий, желтый

в) фиолетовый, синий, зеленый

 

2. Выберите группу составных цветов:

а)  красный, желтый, оранжевый

б)  красный, синий, желтый

в) фиолетовый, зеленый, оранжевый

 

3. Зеленый цвет получают смешением: 

а)  красного и  желтого

б)  синего и желтого

в)  синего и красного

 

4. К холодным цветам относятся:

а)  красный, оранжевый, желтый,

б) фиолетовый, синий, зеленый

 

5. Какие цвета называют родственными?

              (приведите пример)

 

_________________________________________________________________________

 

Вариант 2

 

1. Выберите группу основных цветов:

а)  красный, желтый, синий

б)  красный, оранжевый, желтый

в) фиолетовый, синий, зеленый

 

 

2. Выберите группу составных цветов:

а)  оранжевый, зеленый, фиолетовый

б)  красный, синий, желтый

в) красный, желтый, оранжевый

 

 

3. Оранжевый цвет получают смешением: 

а)  красного и  желтого

б)  синего и желтого

в)  синего и красного

 

4. К теплым цветам относятся:

а)  красный, оранжевый, желтый,

б) фиолетовый, синий, зеленый

 

5. Какие цвета называют контрастными?

              (приведите пример)

 

__________________________________________________________________________

 

Приложение №2

Начертить на листе горизонтально расположенный прямоугольник, разделить его на пять частей. 

 + белая                          + черная

 

Средний квадрат закрасить красным, желтым или синим цветом, затем смешать с белой краской и закрасить квадрат слева, затем добавить в получившуюся краску еще немного белой и закрасить  крайний квадрат. Проделать то же в обратном направлении, но с добавлением черной краски.

Вопрос - как изменились  тон, насыщенность и светлота основных цветов (красного, желтого или синего) в смесях с белой и черной красками.

 

 

_____________________________________________________________________________

 

Приложение №3

Творческое задание «Клумба»

Порядок работы: простым карандашом нарисовать линейный рисунок цветов и листьев разного масштаба (линии могут быть волнистые, ломанные, прямые).

При работе красками использовать глухие и звонкие цвета (например: взять зеленую и красную краски, и путем добавления в них белой и черной краски получить другие оттенки).

Приложение № 4

Нередко начинаю урок с дидактического упражнения «Нарисуй словесную картинку». Называю явления: вьюга, гроза, осенний дождь, листопад, шторм на море, – прошу рассказать, что они представляют себе, в каких красках.

   А для закрепления знаний о цвете выполняем  треннинговые упражнения. Предлагаю закрыть глаза и представить:

1)

  • желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный…
  • красный цвет во всем поле зрения, а теперь он переходит в синий и т.д.

2)     на зеленом поле – красные треугольники;

  • на голубом фоне – нежно-розовые шары;
  • по красному полю – шагают зеленые квадраты;
  • на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

  - сюжетно-ролевые игры («Лучший экскурсовод», «Следствие ведут знатоки» и др.);

 - игры и практические упражнения по ДПИ («Составь узор», «Угадай, что лишнее», «Продолжи орнамент» и др.);

 - интеллектуальные игры («Самый умный», «Умники и умницы» и др.).

  Кроме этого в начальной школе присутствие на каждом уроке братьев-художников, а именно: мастера Изображения, мастера Украшения и мастера Постройки, -  предполагают создание игровой ситуации, как само собой разумеющейся. Точно также создание каких-то сказочных волшебных ситуаций, присутствие сказочных героев, исторических лиц ит.д.

   Игровая деятельность позволяет более рационально использовать учебное время, вызывает у детей интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.  Во время игровых ситуаций у детей значительно возрастает острота зрения. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия, позволяют корректировать психологическое состояние и поведение учащихся, развивают коммуникативные способности.                     

    Использование таких игр и упражнений на уроке способствуют не только развитию ребенка, но и воспитывают интерес к изобразительному искусству как учебному предмету и искусству в целом.

Творим на уроке

        Игра по ИЗО «Смешай цвета»

        http://www.maam.ru/upload/blogs/b4c9ca441f806a10c40b2678bd4bffa0.jpg.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/8a0f9f5d93c7015f56bc0abdd11dccdc.jpg.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/de1af542be68667cfb30422df7cbd985.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Материалы из опыта работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства....

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала

Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира».   Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....

Особенности использования аудио- и видеоматериалов на уроках изобразительного искусства.

Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия ...

Мастер-класс«Использование программы ArtRage на уроках изобразительного искусства»

Это мастер-класс по использованию графической программы "ArtRage" на уроках изобразительного искусства. Сейчас во многих школах имеются мобильные классы, и появилась возможность использовать графическ...

«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»

«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»...

Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства

Помещаю текст выступления на семинаре по теме "Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства" на примере фрагмента урока в 4 классе по программе Б.М.Неменского в 3 четверти - "Страна восхо...