Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Помещаю текст выступления на семинаре по теме "Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства" на примере фрагмента урока в 4 классе по программе Б.М.Неменского в 3 четверти - "Страна восходящего солнца". Все приложения к уроку можно скачать по ссылочке https://drive.google.com/folderview?id=0Bzy0Isl5ZKsXeTBxNEJreUg0UVk&usp=sharing
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_osushchestvlyaetsya_i_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva.rar | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с текстом на уроках ИЗО, используя ТРКМЧП»
Выступление Кирьяновой Софьи Владимировны,
учителя начальных классов МАОУ г. Владимира СОШ № 37
Работа с текстом осуществляется и на уроках изобразительного искусства. Современный урок ИЗО, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учит детей находить в тексте конкретные сведения, факты, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы, видеоряда, выделять нужную информацию для решения практической задачи, анализировать, сопоставлять и обобщать, интерпретировать и преобразовывать информацию, создавать творческие работы на основе этих знаний.
Учебное занятие, проводимое по технологии РКМЧП, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление – рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию, осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации.
Приведу фрагмент урока ИЗО по теме «Художественная культура Японии» - 3 четверть 4 класса. Этот урок является частью программы – «Каждый народ художник» под редакцией Б.М.Неменского. Все первое полугодие мы говорим о культуре русского народа, а второе полугодие посвящено изучению культур разных стран и народов. Три урока отводятся на изучение художественной культуры Японии.
Ход урока:
- Стадия вызова – используемый метод «корзина идей»
- Мы продолжаем путешествие по разным городам и странам, пытаясь изучить искусство разных народов, об искусстве русского народа мы поговорили, куда же мы отправимся сегодня?
- Демонстрация презентации «Страна восходящего солнца».
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Почему вы так решили? Что вы можете рассказать интересного об этой стране?
- Чтобы направить вашу работу, составим кластер. На доске составляем «рыбу» кластера :
Дети разбиваются на пять групп – каждой группе соответствует свой цвет проблемы, дается 1-2 минуты, чтобы от каждой группы были сделаны высказывания о Японии. На доске выписываются фразы, которые приготовили дети. Теперь наша задача проверить, все ли они верны?
2. Стадия осмысления – метод «кластера»
- Дети открывают текст учебника Л.А. Неменской «Каждый народ – художник» страницы 76-82 – работа с текстом.
Продолжается работа по группам.
Каждая группа отбирает информацию соответствующую цвету из текста учебника. Начинают работать с текстом. Дети записывают наиболее важную информацию на листах бумаги. Затем начинают с ней выступать.
Представитель каждой группы выходит к доске, раскрывает свою тему.
1 урок – посвящен созданию образа Страны восходящего солнца, нам нужно изобразить эту удивительную страну с ее пейзажем и прекрасной архитектурой.
- Демонстрация презентации «Образ Японии» .
- Практическая деятельность детей.
Теоретических знаний получено достаточно, какой следующий этап?- практическая работа. На основании полученной информации, нарисовать японский пейзаж, дом, разбить сад вокруг дома.
- Стадия рефлексии - применяемый метод – «синквейн».
- Демонстрация презентации «Составление синквейна».
- Какую информацию вам хотелось бы ещё получить по этой теме?
Домашнее задание : поискать существующую легенду, японскую сказку, интересный материал о Японии.
По окончании работы на трех уроках «кластер» приобретает завершённый вид, где каждая тема раскрыта работами детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Материалы из опыта работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства....
Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала
Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира». Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....
Особенности использования аудио- и видеоматериалов на уроках изобразительного искусства.
Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия ...
Инновационные технологии: Использование перфокарт на уроках изобразительного искусства
Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства....
«Использование ЭОР на уроках изобразительного искусства. Рисование березки в технике суми-э»
Цели урока: 1.Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционным техникой изобразительного искусства – суми-э, а также приемами работы в данной технике. Формировать у учащихся навыки работы в тех...
«Использование лепки на уроках изобразительного искусства в школе»
доклад о влиянии мелкой моторики (лепка) на творческое развитие младших школьников...
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства в начальной школе...