Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Кирьянова Софья Владимировна

Помещаю текст выступления на семинаре по теме "Использование ТРКМЧП на уроках изобразительного искусства" на примере фрагмента урока в 4 классе по программе Б.М.Неменского в 3 четверти - "Страна восходящего солнца". Все приложения к уроку можно скачать по ссылочке https://drive.google.com/folderview?id=0Bzy0Isl5ZKsXeTBxNEJreUg0UVk&usp=sharing

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с текстом на уроках ИЗО, используя ТРКМЧП»

Выступление Кирьяновой Софьи Владимировны,

учителя начальных классов МАОУ г. Владимира СОШ № 37

Работа с текстом осуществляется и на уроках изобразительного искусства.  Современный урок  ИЗО, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учит детей находить в тексте конкретные сведения, факты, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы,   видеоряда, выделять нужную информацию для решения практической задачи, анализировать, сопоставлять  и обобщать, интерпретировать и преобразовывать информацию, создавать творческие работы на основе этих знаний.

Учебное занятие, проводимое по технологии РКМЧП, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление – рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации.

 

 Приведу фрагмент урока ИЗО по теме «Художественная культура Японии» - 3 четверть 4 класса. Этот урок является частью программы – «Каждый народ художник» под редакцией Б.М.Неменского. Все первое полугодие мы говорим о культуре русского народа, а второе полугодие посвящено изучению культур разных стран и народов. Три  урока отводятся на изучение художественной культуры Японии.

Ход урока:

  1. Стадия вызова – используемый метод «корзина идей»

- Мы продолжаем путешествие по разным городам и странам, пытаясь изучить искусство разных народов, об искусстве русского народа мы поговорили, куда же мы отправимся сегодня?

  • Демонстрация презентации «Страна восходящего солнца».

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Почему вы так решили?  Что  вы можете рассказать интересного об этой стране?

- Чтобы направить вашу работу,  составим кластер. На доске составляем «рыбу» кластера :

Дети разбиваются на пять групп – каждой группе соответствует свой цвет проблемы,   дается 1-2 минуты, чтобы от каждой группы были сделаны высказывания о Японии. На доске выписываются фразы, которые приготовили дети. Теперь наша задача проверить, все ли они верны?

2. Стадия осмысления – метод «кластера»

  • Дети открывают  текст учебника  Л.А. Неменской «Каждый народ – художник» страницы 76-82 – работа с текстом.

Продолжается работа по группам.

Каждая группа отбирает информацию соответствующую цвету из текста учебника. Начинают работать с текстом. Дети записывают наиболее важную информацию на листах бумаги. Затем начинают с ней выступать.

Представитель каждой группы  выходит к доске, раскрывает свою тему.

1 урок – посвящен созданию образа Страны восходящего солнца,  нам нужно изобразить эту удивительную страну с ее пейзажем и  прекрасной архитектурой.

  • Демонстрация  презентации «Образ Японии» .
  • Практическая деятельность детей.

Теоретических знаний получено достаточно, какой следующий этап?- практическая работа. На основании полученной информации,  нарисовать японский пейзаж, дом, разбить сад вокруг дома.

  1. Стадия рефлексии - применяемый метод – «синквейн».
  • Демонстрация презентации «Составление синквейна».

- Какую информацию вам хотелось бы ещё получить по этой теме?

Домашнее задание : поискать  существующую легенду, японскую сказку, интересный материал о Японии.

По окончании  работы  на трех уроках «кластер» приобретает завершённый вид, где каждая тема раскрыта работами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Материалы из опыта работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства....

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала

Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира».   Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....

Особенности использования аудио- и видеоматериалов на уроках изобразительного искусства.

Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия ...

Инновационные технологии: Использование перфокарт на уроках изобразительного искусства

Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства....

«Использование ЭОР на уроках изобразительного искусства. Рисование березки в технике суми-э»

Цели урока: 1.Образовательная – познакомить учащихся с нетрадиционным техникой изобразительного искусства – суми-э, а также приемами работы в данной технике. Формировать у учащихся навыки работы в тех...

«Использование лепки на уроках изобразительного искусства в школе»

доклад о влиянии мелкой моторики (лепка) на творческое развитие младших школьников...

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства в начальной школе...