Рабочая программа по ИЗО. 1 класс "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
В рабочей программе содержатся: темы всех уроков, количество часов, выделены разделы, элементы содержания, распределен учебный материал (по страницам учебника Т.Я. Шпикаловой - автора программы, рабочей тетради), прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты поурочно, указан вид контроля. Таблица легко видоизменяется. Есть подробная пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabocha_programma_po_izo_1_klass_pers.docx | 69.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 1 класс. «Перспектива»
№ п/п | Тема урока | Кол. час | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Дата | ||
Предметные умения (освоение предметных знаний) | Универсальные учебные действия (научатся учиться) | План | Факт | ||||||
I. Красота нарядной осени (8 часов). | |||||||||
1 | Цвета осени. | 1 | Урок изучения нового материала | Изобразительное искусство. Осень. Мир красоты нарядной осени. Приметы осени. Осень в родном крае. Мир красоты особой осенней поры – золотой осени. Листопад. Образ осени в поэзии, живописи и народном Учебник: стр. 6-9 Тетрадь:стр. 3-5 | Овладевают понятиями «изобразительное искусство», «красота», «пейзаж», «листопад». Ознакомятся с приметами осени, произведениями живописи, литературы | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства. | Рисунок (пейзаж) по памяти и представлению (акварель или гуашь) «Нарисуй свою золотую осень» | ||
2 | Осенний букет. | 1 | Урок изучения нового материала | Декоративная композиция. Декоративные композиции из различных природных материалов. Понятие о «композиции», «аппликации», «коллаже». Цветовая гамма в декоративной композиции. Осенний колорит. Печатание готовыми формами. Учебник: стр. 10-13 Тетрадь:стр. 6-7 | Овладевают понятиями: композиция, аппликация, коллаж. Ознакомятся с приемом печатания готовыми формами, произведениями мастеров декоративно-прикладного творчества. | Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах; Личностные: рефлексируют свои действия. | Декоративная композиция способом печатания готовыми формами (акварель, гуашь) «Осенний букет» | ||
3 | Осенние перемены в природе. | 1 | Урок изучения нового материала | Осенние изменения в природе. Цвета каждой поры осени. Произведения художников, поэтов, посвященных красоте осенней природы. Композиции осенних пейзажей. Прием раздельного мазка точкой. Прием раздельного мазка удлиненного. Учебник: стр. 14-17 Тетрадь:стр. 8-9 | Узнают о многообразии содержания и технике исполнения произведений изобразительного творчества, о разнообразии творческой деятельности. Овладеют способом изобразительного искусства «раздельный мазок» точкой и удлиненный. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы, Коммуникативные: понимать чувства другого человека (партнера), Личностные: »; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития. | Пейзаж «Листопад» (акварель, гуашь) приемом раздельного мазка. | ||
4 | Осенняя гроздь рябины. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Значения слов: художники, народный мастер, краски, палитра, ферма, размер, линия, штрих, пятно. Рябина – что известно о растении? Почему рябину называют «рябинушкой», «кудрявою», «тонкою»? Произведения искусства Учебник: стр. 18-21 Тетрадь:стр. 10-11 | Узнают значения слов (художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, форма, размер, пятно), о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, художников. Научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета. | Познавательные: постановка Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; Личностные: самоопределение – оценивают произведения искусства | Рисунок ветки рябины (акварель, гуашь) приемом мазка | ||
5 | Дары осени. | 1 | Урок изучения нового материала | Красота и щедрость земли-матушки в искусстве. Формы и цвета даров природы. Натюрморт - представление о жанре. Натюрморты русских художников. Хлебные изделия в натюрмортах, пейзажах. Учебник: стр. 22-27 Тетрадь:стр. 12-13 | Научатся различать основные жанры искусства (пейзаж, натюрморт), понимать их специфику; строить композицию натюрморта, выбирать цветовую гамму. | Познавательные: постановка Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь задавать вопросы, Личностные: сориентированы | Натюрморт «Вкусный хлеб» (акварель, гуашь). | ||
6 | Хохломская роспись мастера С. Веселова. | 1 | Урок изучения нового материала | Радостное раскрытие мира родной природы в узорах хохломы. Встреча с потомственным народным мастером Степаном Павловичем Веселовым. Язык орнаментальных мотивов и изобразительно-пластических форм. Секреты рождения художественного образа. Травный орнамент элементы: травинка, капелька, усик, завиток, кустик. Таблица элементов народного мастера. Учебник: стр. 28-32 Тетрадь:стр. 14-15 | В ходе рисования передают ощущение радости жизни, используя сочетания цвета палитры хохломы. Узнают смысл понятия «палитра хохломы», отдельные произведения народных мастеров, основные средства декоративно-прикладного искусства | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: вступать в коллективное учебное сотрудничество. Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства; понимают значение народных мастеров; проявляют интерес к новому учебному материалу, предмету. | Рисунок элементов травного орнамента (гуашь). | ||
7 | Золотые травы России. | 1 | Урок изучения нового материала | Встреча с народным мастером И. Маркичевой. Элементы травного орнамента располагаются с нарастающей степенью трудности: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Палитра Хохломы. Ритм в орнаменте. Изделия декоративно-прикладного искусства. Положение руки при росписи. Изовикторина. С. 38-41 Учебник: стр. 33-37 Тетрадь:стр. 16-17 | Узнают элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Знакомятся с правилами выполнения элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому. Умеют рисовать орнамент гуашью. | Познавательные: постановка Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи. Личностные: эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу | Украшение силуэта ложки орнаментом хохломской росписи (гуашь). Ответы на заданияизовикторины. | ||
8 | Щедрый осенний лес и его жители (творческий проект). | 1 | Урок обобщения знаний | Составление инсталяций из работ учащихся (уроки 1-7). Группы «пейзажистов», «лесников», «флористов», «скульпторов», «народных мастеров» составляют свои композиции. Учебник: стр. 42-46 Тетрадь:стр. 17 | Научатся составлять композиции из готовых работ учащихся. | Познавательные: составление пространственных композиций; Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства. | Групповые творческие композиции. | ||
II. Узоры красавицы-зимы (7 часов). | |||||||||
9 | Каргопольский узор. | 1 | Урок изучения нового материала | Каргополь – центр народного творчества. Храмы Каргополя. Глиняная игрушка. Палитра каргопольского орнамента. Образы солнца, земли, зерна, древа жизни в символах-знаках. Изделия мастеров Дружининых. Учебник: стр. 48-51 Тетрадь:стр. 18-19 | Научатся изображать знаки-символы каргопольской живописи. Научатся отличать каргопольскую игрушку. Узнают палитру каргопольского орнамента. | Познавательные: общеучебные – рассуждение о художественной культуре, о специфике изобразительного искусства, об образной природе искусства; Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками, вести диалог; Личностные: самоопределение – признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, ее культуре, народным традициям. | Рисунки элементов узора, раскрашивание силуэтов игрушек. | ||
10 | Каргопольская игрушка У.Бабкиной. | 1 | Урок изучения нового материала | Знакомство с мастерицей Ульяной Бабкиной. Последовательность этапов лепки. Образ полкана-богатыря, медведя. Фигурки людей, жанровые сценки. Палитра У. Бабкиной. Учебник: стр. 52-55 Тетрадь:стр. 20-21 | Научатся рисовать эскиз каргопольской игрушки, лепить из пластилина игрушку по собственному эскизу и таблице этапов работы. Узнают особенности орнамента У.Бабкиной, научатся использовать их в своих работах. | Познавательные: общеучебные – рассуждение о художественной культуре, восприятие и описание произведений искусства, изображающих природу, Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками, вести диалог; Личностные: ; стремятся к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Эскиз Полкана-богатыря, игрушка из пластилина | ||
11 | Зимнее дерево. | 1 | Урок изучения нового материала | Произведения художников, поэтов, посвященных зиме. Пейзаж в русской графике. Шишкин, Фаворский, Никиреев, Билибин – мастера графического пейзажа. Палитра зимней природы. Учебник: стр. 56-60 Тетрадь:стр. 22-23 | Научатся выполнять элементы графического творчества: замкнутый круг, штрих, дугообразные линии, спирали. Научатся отличать графические работы от живописных произведений. | Познавательные: понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя; Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства. | Композиция «Зимний лес» средствами графики. | ||
12 | Зимний пейзаж: день и ночь. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Графические произведения Н. Рериха, Ф. Усачева, Б. Французова, И. Бродского и др., изображающих зиму в различное время суток, особенности изображения, контрастные приемы и средства. Учебник: стр. 61-65 Тетрадь:стр. 24-25 | Научатся выполнять графические работы различными линиями. Научатся анализировать выразительные и изобразительные средства на картинах мастеров. | Познавательные: научатся сравнивать средства изображения; Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства. | Графические рисунки «Зимний пейзаж и днем и ночью» (гуашь). | ||
13 | Белоснежные узоры вологодского кружева. | 1 | Урок изучения нового материала | Работы мастеров вологодского промысла. Ритм и симметрия в вологодском кружеве. Таблица элементов кружева. Учебник: стр. 66-70 Тетрадь:стр. 26-27 | Научатся выполнять орнамент, используя элементы кружева, средства симметрии и ритма. | Познавательные: анализ произведений народных мастеров; Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы. Коммуникативные: уметь строить коммуникативно-речевые действия (высказывания); Личностные: эстетически воспринимают красоты элементов вологодского кружева. | Контурный рисунок элемента кружева по-выбору. | ||
14 | Цвета радуги в новогодних игрушках. | 1 | Урок закрепления знаний | Украшение Новогоднего праздника. Формы и палитра елочных игрушек. Композиционное расположение игрушек на рисунке. Приемы мазка и линии в украшении игрушек. Учебник: стр. 71-74 Тетрадь:стр. 28-29 Изовикторина с. 75-77 | Научатся использовать знания о композиционном построении рисунка, приемы мазка и линии в изображении елочных игрушек. | Познавательные: умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке; Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир. | Композиция «Елочные игрушки» (гуашь) | ||
15 | Зимние фантазии (творческий проект). | 1 | Урок обобщения знаний | Коллективная творческая работа. Работа по группам «Художники-пейзажисты», «игрушечных дел мастера», «знатоки натюрморта», «художники-оформи-тели». Дизайнер и дизайн – смысл понятий. Учебник: стр. 78-82 Тетрадь:стр.15 | Научатся составлять инсталляции из лучших работ одноклассников. Узнают о том, что такое дизайн, чем занимаются дизайнеры. | Познавательные: умение работать по правилам с художественным материалом, критически оценивать работы; Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; Коммуникативные: согласовывать усилия по достижению общей цели Личностные: сориентированы | Творческие групповые работы. | ||
III. Многоцветье природы (18 часов). | |||||||||
16 | Зимняя сказка. | 1 | Урок изучения нового материала | В гостях у зимней сказки и ее героев. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Образы Снегурочки и Деда Мороза в творчестве Васнецова. Сказочные терема в творчестве В. М. Васнецова, И.Билибина, Л. Бенуа. Эскизы художников к операм, сборникам сказок. Навершия жилых деревянных построек. Учебник: стр. 84-88 Тетрадь:стр. 30-31 | Научатся изображать старинные терема, используя известные приемы графики, а также раздельный мазок. Линии, штрихи, точки. Научатся выбирать палитру в соответствии с темой рисунка. Научатся использовать средства симметрии в рисунке. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью. Личностные: эстетически воспринимают чудесный мир сказок, произведения искусства, проявляют к ним интерес. | Графическая работа «Дом для героя сказки». | ||
17 | Зимние забавы. | 1 | Урок изучения нового материала | Произведения художников И. Попова, Д. Холина, М. Чижова, Т. Мавриной, посвященные детским зимним играм. Понятие о сюжете картины. Палитра картин, настроение героев картин, средства выразительности. Учебник: стр. 89-92 Тетрадь:стр. 32-33 | Научатся составлять групповые сюжетные композиции, изображать людей в движении, взаимодействии. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество; Личностные: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире. | Сюжетная композиция «Зимние забавы» (акварель. гуашь) | ||
18 | Защитники земли русской. | 1 | Урок изучения нового материала | Прославление богатырей в работах мастеров поэзии, музыки. «Богатырская» симфония В. М. Васнецов «Богатыри»; Н. Гончарова «Воины». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин «Александр Невский»; Учебник: стр. 93-97 Тетрадь:стр. 34-35 | Узнают отдельные произведения отечественных художников на патриотическую тему и называют их авторов. Высказывают свое отношение к образу богатыря под впечатлением произведений художественного искусства. Применяют | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с ре продукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению. Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания. | Рисунок богатыря (материал по выбору). | ||
19 | Русская глиняная игрушка. | 1 | Урок изучения нового материала | Дымково, кто хранит и создает красоту дымки». Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Многоцветье палитры дымковского орнамента. Е. Кошкина «Няньки»; Н. Суханова «Карусель»; Л. Докина «С ярмарки»; З. Безденежных «Курица с цыплятами», «Скоморох на коне»; М. Коковихина «Водоноска с ведрами». Учебник: стр. 98-103 Тетрадь:стр.36-38 | Знают центр народного художественного ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Воспринимают образный строй народной игрушки. Выполняют повтор дымковских узоров при рисовании дымковской игрушки | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; Личностные: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки | Раскрашивание изображений дымковских игрушек (гуашь) | ||
20 | Секреты дымковской росписи. | 1 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | Ярмарочное действо как народная традиция. Рождение и развитие дымковской игрушки связано с ярмаркой, традиционной для го рода Вятки, местным праздником Свистопляски, Свистуньи. Синтез разных видов народного творчества. Палитра «дымки». Учебник: стр. 98-103 Тетрадь:стр. 37 | Воспринимают образный строй народной игрушки. Знают дымковские узоры, палитру. Выполняют художественно-творческую задачу на импровизацию по мотивам дымковского орнамента. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать свое мнение; интересно рассказывать о впечатлениях. Личностные: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки | Лепка дымковского коня (пластилин). | ||
21 | Краски природы в наряде русской красавицы. | 1 | Урок изучения нового материала | Первоначальные представления о женском народном костюме. Основные элементы северного костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор – венец). Традиционное украшение наряда красавицы вышивкой. Краски природы в праздничном наряде русской красавицы. Связь орнамента с частями ансамбля народного костюма. Учебник: стр. 104-108 Тетрадь:стр. 38-39 | Знакомятся с народным костюмом и его частями (рубаха, сарафан, душегрея, венец). Описывают красоту пропорций, гармонию цвета, расположение орнамента | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним. | Рисунок наряда русской красавицы, орнаменты по выбору учащихся. | ||
22 | Вешние воды. | 1 | Урок изучения нового материала | Картины русских художников, посвященные весне, разливу рек. Красота весенней природы в произведениях поэтов. музыкантов, художников. Средства изображения, палитра, смешение цветов. Сближение цветов. Весенний пейзаж – его особенности, палитра, композиция. Учебник: стр. 109-112 Тетрадь: стр. 40-41 | Владеют приемом сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Используют художественные материалы (акварель, гуашь). Применяют средства художественной выразительности. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность | Творческое задание: «Разгляди (акварель, гуашь. мелки по выбору или комбинированно). | ||
23 | Птицы – вестники весны. | 1 | Урок изучения нового материала | Картины Саврасова, Левитана, посвященные прилету птиц. Средства художественного изображения. Народные приметы. Учебник: стр. 113-116 Тетрадь: стр. 42-43 | Научатся вырезать силуэты птиц. составлять композиции. используя различные материалы. | Познавательные: анализ произведений живописи; Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: эстетически воспринимают родную природу. | Декоративная композиция «Поющее дерево» (гуашь, цветная бумага, клей) | ||
24 | Образ дерева в изобразительном искусстве. | 1 | Урок изучения нового материала | Образ дерева в творчестве поэтов, писателей, художников. Сказочное дерево на лаковых миниатюрах Палеха. Работа Буторина «У Лукоморья». Дерево как символ. Учебник: стр. 117-118 Тетрадь: стр. 43 | Научатся изображать сказочное дерево средствами и приемами мастеров народных промыслов, Палеха. | Познавательные: формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: воспринимают себя как активного субъекта саморазвития. | |||
25 | Образ сказочного героя. | 1 | Урок изучения нового материала | Образы сказочных героев в творчестве поэтов, художников, музыкантов. Сказочные герои в миниатюрах Палеха. Образ сказочного коня - помощника героя. Учебник: стр. 119-121 Тетрадь: стр. 43 | Научатся составлять сюжетную сказочную композицию, изображать фигуры людей и лошадей. | Познавательные: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов ее решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; Личностные: сохраняют способность к творческой деятельности. | Композиция «Конь-огонь» (гуашь, акварель) | ||
26 | Красота первоцветов. | 1 | Урок изучения нового материала | Красота мира, цветовая яркость, разнообразие, богатство пластических форм цветов в действительности и натюрмортах. Создание образа цветка на основе увиденного. Учебник: стр. 122-125 Тетрадь: стр. 44-45 | Знают значение слов «пропорция», «форма», «образ»; художников родного края. Создают образ цветка на основе увиденного. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние цветы. | Композиция «Весенние цветы» (гуашь) | ||
27 | Теплые и холодные цвета, их оттенки. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Индивидуальное видение волшебного превращения цветного пятна в художественное изображение. Учебник: стр. 126-129 Тетрадь: стр. 46 | Умеют подбирать оттенки теплых | Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; Личностные: обладают способностью к творческому развитию. | Рисование цветовых ковриков «Радуга», «Лето», «Зима» (гуашь) | ||
28 | Основные и дополнительные цвета, их оттенки. | 1 | Урок изучения нового материала | Экспериментирование с цветными пятнами. Сближенные цвета – различные оттенки одного цвета. Учебник: стр. 130-132 Тетрадь: стр. 47 | Различают оттенки, создают сближение цвета. Превращают красочное пятно | Познавательные: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов ее решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; Личностные: сохраняют способность к творческой деятельности. | Рисунок «Утро на реке», «Вечернее небо» (по выбору) (гуашь, акварель). | ||
29 | Цвета России. | 1 | Урок изучения нового материала | Образ России в произведениях художников: Левитана, Юона, Пластова, Сарьяна. Многообразие русской природы. Люди и природа на картинах. Учебник: стр. 133-136 Тетрадь:стр. 48 | Знают некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства. | Весенний пейзаж «Моя Россия» (Материалы по выбору). | ||
30 | Образ Родины в пейзажах русских художников. | 1 | Урок обобщения знаний | Государственная Третьяковская галерея. Путешествие по галерее. Картины природы. Русские мастера. Презентация по Третьяковской галерее. | Ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея), узнают отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, их авторов. | Познавательные: осуществление анализа изображаемой природы; Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, Коммуникативные: вступать в коллективное учебное сотрудничество; Личностные: связывают свои наблюдения природы с оценкой увиденного в искусстве. | Рисунки по мотивам работ русских художников «Родной уголок». | ||
31 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. | 1 | Урок обобщения знаний | Государственный Русский музей. Государственный исторический музей. Музей изобразительного искусства в Волгограде. Изовикторина стр.137-139 Презентация о Русском музее. | Научатся называть картины и авторов произведений, научиться различать жанры изобразительного творчества, народных промыслов. | Познавательные: общеучеб- Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя; Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, Личностные: эстетически и эмоционально воспринимают окружающий мир, произведения искусства. | «Летний пейзаж» | ||
32 | Жанры изобразительного искусства. | 1 | Урок обобщения знаний | Жанры изобразительного искусства, с которыми познакомились за учебный год. Презентация по жанрам изобразительного искусства. | Уметь различать произведения различных жанров, промыслов. | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации о жанрах. Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке; Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения; Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность. | Групповые работы (подготовка к проекту «город мастеров») | ||
33 | Город мастеров (творческий проект). | 1 | Урок обобщения знаний | Коллективный проект «Наши достижения». Приемы, которыми овладели за год. Учебник: стр. 140-146 | Выполнять самостоятельно, в группах творческое задание. Понятие об искусствоведении, искусствознании. | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность | Объемная композиция из бумаги «Город мастеров» |
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года (зарегистрирован Минюстом России № 15785 от 22 декабря 2009 года);
- основной образовательной программой начального общего образования;
- учебным планом МОУ гимназии №12;
- Положением о рабочих программах в МОУ гимназии №12;
- примерной программы начального общего образования по предмету изобразительное искусство;
- авторской программы Шпикаловой Т.Я. «Изобразительное искусство», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа 1часа в неделю в течение 1 учебного года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2013.
3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...