Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа
по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 57.67 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29»
| ||||||||||||||||||||||
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 – Б класса
уровень углублённый
Количество часов в неделю: 1 час
Срок реализаци : 1 год ( 34 часа )
Составлена на основе программы по изобразительному искусству автора Т.А. Копцева
Используемый учебник Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев «Природа и художник» по изобразительному искусству 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
ФИО учителя, составившего данную программу:
Якименко Тамара Дмитриевна
Севастополь
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 3 класса Севастопольской общеобразовательной школы № 29 положена авторская программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс, автор Т. А. Копцева и обеспеченная учебником Т.А. Копцевой, В.П. Копцева, Е.В. Копцева «Природа и художник» по изобразительному искусству 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 и рабочей тетрадью: Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев «Природа и художник» по изобразительному искусству 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067). Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.
Приоритетная цель начального художественного образования — развитие культуры творческой личности школьника — обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства будут реализованы следующие задачи:
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» — культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение элементарной художественной грамотой — азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
- развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1 класс — «Художник и природа родного края».
2 класс — «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
- класс — «Художник и природа разных стран мира».
- класс — «Художник, природа и я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой — допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
- его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
- работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
- участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
- участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
- участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник — школе», «Школьник — детскому саду», «Школьник — студенту» и т. п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3—4 классах — выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).
Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я — автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я — зритель — критик — ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поли-культурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я — художник», «я — зритель», «я — слушатель», «я — эксперт», «я — экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника — это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» — важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства — это формула положительного эмоционального фона обучения.
Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой — вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге — организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость — диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
- Экскурсия
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов по программе |
1. | Художник и мир природы | 9 |
2. | Художник и мир животных | 9 |
3. | Художник и мир человека | 9 |
4. | Художник и мир искусств | 7 |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Основные темы бесед:
- виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
- наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
- Москва в изобразительном искусстве;
- старинные города России в творчестве художников;
- тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
- красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
- красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;
- музеи России.
Преобладающие виды работы:
- рисование по образцу
- рисование с натуры
- бумагопластика
- лепка
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ
Федеральным государственным стандартом начального образования в области изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых способствует развитию универсальные учебных действий школьников (УДД):
Познавательные УДД: Сообщать с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (дизайн); об основных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея и др.).
Регулятивные УДД: Приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения второклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты творческой деятельности.
Коммуникативные УДД: Развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать результаты своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать возможности ИКТ и справочной литературы.
Личностные УДД: способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностных отношений к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и др. для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать коллекционированию творческих работ: уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Предметные УДД: Обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с различными художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, пастель, восковые мелки, тушь, перо, гелевые (шариковые) ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, цветная бумага и др.; развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
- умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в следующем:
в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере — умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.
- Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Формы контроля:
• Викторины
• Кроссворды
• Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
• Тестирование
СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя:
- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс УМК «Гармония». Автор: Понятовская Юлия Николаевна. Редактор: Галанжина Елена Станиславовна. Издательство: Планета (уч), 2013 г.Серия: Образовательный стандарт: http://www.labirint.ru/books/367018/
- Учебник Т.А. Копцевой, В.П. Копцева, Е.В. Копцева «Природа и художник» по изобразительному искусству 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
- Рабочая тетрадь: Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев «Природа и художник» по изобразительному искусству 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.
Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
Для детей: - Рабочая тетрадь: Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев «Природа и художник» по изобразительному искусству 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» (34 ч)
Дата | № п/п | Тема урока | Работа по учебнику | Творческое задание | Наглядность |
Художник и мир природы ( 9 ч ) | |||||
5.09 | 1 | Творческая папка. | 3-6 | Выполняют рисунок на свободную или заданную тему «Как я провел лето» любым графическим материалом. | |
12.09 | 2 | Радуга-дуга | 6-11 | Изображают радугу. | ИЗО-1-а |
19.09 | 3 | «Ветер, ветер! Ты могуч…» | 12-15 | Изображение композиции на тему «Я запускаю воздушного змея» с использованием выразительных средств графических материалов. | |
26.09 | 4 | Пустыни и оазисы | 16-19 | Изображают солнечный пустынный пейзаж с караваном верблюдов или пирамидами, используя выразительные возможности формата и художественных материалов. | |
3.10 | 5 | Кактусы-гиганты | 20-21 | Создают образ кактуса с натуры или по представлению, используя любой художественный материал. | ИЗО-2-б |
10.10 | 6 | Натюрморт в живописи | 22-26 | Изображают натюрморт с натуры или по представлению в теплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. | |
17.10 | 7 | Орнамент – стиль эпохи | 27-29 | Украшают окно или ворота для дворцов сказочных персонажей или мифологических героев. | ИЗО-1-б |
24.10 | 8 | Витражная роза | 30-33 | Выполняют эскиз витража «Роза» методом вырезания снежинки из цветной бумаги или по-другому. | ИЗО-1-л |
9 | Чудо-дерево роза | 34-35 | Выполняют иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Чудо-дерево», используя любой графический материал или создают свой образ «Чудо-дерева». | ИЗО-1-л | |
Художник и мир животных ( 9 ч ) | |||||
14.11 | 10 | Образы животных в мифах и сказках | 36-41 | Выполняют иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица» или к любой сказке, в которой один из главных персонажей волк. | |
21.11 | 11 | Собака – верный друг | 42-47 | Лепят или рисуют образ собаки, придумывают оригинальное название своей работе. | |
28.11 | 12 | Полёт птиц | 48-49 | Создают силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц: белых на темном фоне или черных на светлом фоне, для работы используют любой графический материал или бумагу в технике аппликации. | ИЗО-2-д |
5.12 | 13 | Образ лошади в изобразительном искусстве | 50-54 | Выполняют сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем или иллюстрируют отрывок стихотворение Хорхе Гильена «Кони» | |
12.12 | 14 | Медный всадник | 55-59 | Лепят индивидуально (с. 168 учебника) или коллективно свою версию «Медного всадника» из пластилина с возможным включением подсобных материалов: коробок, банок, веток, палок, проволоки и т.п. | |
19.12 | 15 | «Крокодил солнце в небе проглотил…» | 60-63 | Лепят образ крокодила (с.171 учебника) или иллюстрируют стихотворение К.Чуковского, или миф о нильском крокодиле Себеке. | |
26.12 | 16 | Новогодняя игрушка | 70-71 | Изготавливают елочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы. | |
16.01 | 17 | «Божья коровка, улети на небо…» | 64-66 | Рисуют или лепят, или конструируют ожерелье-бусы, браслет, серьги, кольца; индивидуально или коллективно создают ювелирный комплект, используя стилизованное изображение жука, пчелы, божьей коровки или др. | |
23.01 | 18 | Фантастические существа | 67-69 | Создают образ мифологического или сказочного существа: птица радости или печали, кентавр или полкан и т.п. | ИЗО-2-г |
Художник и мир человека ( 8 ч ) | |||||
30.01 | 19 | Портрет в скульптуре | 78-81 | Лепят из пластилина портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов: баночки или киндер-сюрприза в качестве основы. | |
6.02 | 20 | Великаны и лилипуты | 82-85 | Иллюстрируют любую сказку или миф, в которых главный герой – маленький человек. Для работы используют любой художественный материал. | |
13.02 | 21 | Женский профиль. Мужской профиль | 86-92 | Выполняют несколько набросков с натуры, используя простой карандаш, гелевую или шариковую ручку. Изображают мужской с натуры или по представлению | ИЗО-2-о |
20.02 | 22 | Крепостные стены | 93-97 | Выполняют рисунок, на котором архитектурная постройка из кирпича, выполняется с использованием техники печати школьным резиновым ластиком (вместо ластика можно использовать, деревянный, картонный или пробковый штамп). | |
27.02 | 23 | Золотое кольцо России | 98-102 | Используя любой цветной художественный материал, рисуют иллюстрацию к фрагменту «Сказки о царе Салтане» или изображают любой понравившийся древнерусский кремль или храм, опираясь на фоторепродукции учебника. | ИЗО-2-м |
6.03 | 24 | Народная игрушка | 103-105 | Создают свой образ матрёшки, состоящей из трех фигурок, используя цветные художественные материалы. | |
13.03 | 25 | Необычная чаша | 106-109 | Создают свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал. | |
20.03 | 26 | Знаменитые скульптуры | 110-113 | Лепят индивидуально или коллективно проект памятника павшим войнам или работникам тыла в период Великой отечественной войны или создают памятник, олицетворяющий идею жизни, счастья: цветок, дерево, солнце и т.п. | |
Художник и мир искусств ( 7 ч ) | |||||
3.04 | 27 | Фантастическое рядом – музей космонавтики | 116-119 | Изображают фантастический пейзаж с характерным для иной планеты пейзажем Зеленая планета, Фиолетовая планета, Оранжевая планета (с.170 учебника), планета туманности, Серая планета или др.), транспортом или архитектурными строениями. | ИЗО-2-п |
10.04 | 28 | В мире книг | 120-123 | Создают шрифтовую композицию для обложки книги или Творческой папки (альбома) для рисунков, используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки. | |
17.04 | 29 | В мире музыки | 124-127 | Создают эскиз музыкальной тарелочки (орнамент в круге) и придумывают ей музыкальное, (интонационное) название (Тихая, Веселая, Грустная, Озорная, Маршевая, Танцевальная, Песенная, Величественная и т.п.) или изображают себя музыкантом, дирижером композитором, используя любой художественный материал. | |
24.04 | 30 | Театр масок | 130-133 | Создают характерную маску, используя любой художественный и подсобный материал | |
8.05 | 31 | Танцы народов мира | 136-137 | Изображают танцующих людей, греческий танец или музыкантов, используя любой художественный материал. | ИЗО-2-р |
15.05 | 32 | Афины – город-музей | 140-145 | Изображают композиции с древнегреческой архитектурой и людьми в греческих костюмах или себя, или туристов в Греции. | |
22.05 | 33 | Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина | 146-153 | Изображают композицию с использованием техники пуантилизма или изображают себя в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина, глядя на фоторепродукции учебника. | ИЗО-2-н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....