«Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Методическая статья «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tvorch._sposobnostey.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Задачи моей работы:
1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;
3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;
В своей работе с обучающимися стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности детей. Для успешного развития творческих способностей обучающихся работаю над:
- развитием способностей, склонностей, интересов каждого ребенка с учетом их возможностей;
- приемами осознанного решения различных творческих задач;
- направляю и активизирую творческие способности обучающихся через практическую деятельность.
Формой проведения по программе является занятие.
Процесс обучения на занятии искусства характеризуют:
- сотворчество учителя и ученика;
- диалогичность;
- четкость поставленных задач и вариативность их решения;
- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Занятие стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение художественного наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.
На занятиях ИЗО происходит освоение детьми различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.
Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.
На уроках я использую следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах); аппликация и коллаж; лепка; бумагопластика; роспись самостоятельно выполненных изделий; рисование пальцем, торцевание, граттаж, витражи, роспись по дереву, по стеклу и керамике .
От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием форирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с обучающимися веду так, чтобы все дети, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития обучающихся с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу: чудо-зверь;
сказочные птицы, птицы-фантазии; город будущего (город-фантазия);
фантазийное царство; портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур; необычная игрушка из необычного материала; сочинение орнаментов на определенную тему; интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты
На уроках также применяю метод ИКТ, использую метод проектов.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в выставках. Выставки проводятся регулярно, для детей, для родителей, на праздники и т.д.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении.
Почему так привлекательны для меня занятия по ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом занятии как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом занятии дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)
Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...
Статья "Развитие творческих способностей через занятия литературным чтением"
Развитие творческих способностей наиболее полно можно реализовать через занятия литературным чтением. Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского – это упражнение в нравственном чувстве. Це...
«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...