«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Разработка мастер-класса.
Курсы повышения квалификации по ДОП «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: экспериментальное обоснование, трансляция и диссеменация»
Хайброва Розалия Равиловна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»
г. Нижнекамск РТ
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами.
Задачи:
1.Помочь освоить нетрадиционный приём «закрытой картины»
2.Представить слушателям курса свой опыт;
3. Развивать коммуникативную компетентность.
Форма: групповая работа
Методы: прием «закрытой картины»
Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Категория участников: учителя начальных классов - слушатели курсов повышения квалификации при ИДПО
Мониторинг сроков реализации:20 минут
Ресурсы: педагог-помощник для мониторинга времени, для раздачи бумаги и Приложения №1.
Оборудование: столы и стулья, расставленные для групповой работы; приложение №1 для каждого участника; интерактивная доска для презентации.
Ход мастер-класса:
- Вызов (3 минуты).
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и
изумительно радостный труд».
Н. Островский.
Ведущий:
Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер-класса «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами».
Моя задача, как педагога- помочь ребенку открыть для себя мир, получать радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения мира.
Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.
В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности школы фиксируется портрет выпускника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, 80 % родителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей.
Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
II. Основная часть (15 минут)
Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»
«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»
Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой.» «Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо.» И мальчик слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:
-Сегодня мы будем рисовать.
-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.
Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к ученику, спросила:
-Ты не хочешь рисовать?
-Хочу, а что нужно?
-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
-А как я буду рисовать?
-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок
-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
* Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции).
* В чем ошибка первого учителя? (а прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению, а роль учителя становится направляющей)
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму…»
Вот и мы с вами будем понимать, пробовать и запоминать!
Рисование нетрадиционными способами направлено на умение отходить от стандарта.
Виды: отпечатки листьев, рисование пальцем, монотипия, «закрытая картинка»и т. д.
Уважаемые коллеги! Вся наша работа будет связана с родным краем. А девиз наш будет такой «Если есть на свете рай, это Нижнекамский край»
Игра «Собери пазлы». Собрав пазлы вы узнаете легенду о народном названии поселка нашего района.
«В восточной части поселка находится родник, которое впадает в озеро (оно теперь высохло). Озеро было большим и глубоким, согласно легенде, не имело дна. Вокруг озера земля была топкой, болотистой, вода была всегда холодной. Издали оно казалось красным пятном. Отсюда и название - Красный ключ».
Приступаем к творческой работе – мы нарисуем пейзаж родного края по «закрытой картине».
Дорожная карта.
На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. На переднем плане высокая ель. На ели и около птицы.
- Какие птицы обитают зимой в наших краях?(синицы, снегири, воробьи, голуби,,,,)
- Какие цвета нужны для их окраски?(серый, желтый, красный,,,,,)
* Не забывайте подкармливать зимой птиц!
- Чем можно подкармливать птиц?(различные семена, сало,….)
На еле висят маленькие корзиночки. Что может быть в них? На ели сидит белка и смотрит на корзинку. Прибежали 2 зайчика. Какое угощение лежит на пенечке? Что можно увидеть на снегу? На втором плане кустарники, березы. Какого размера? На заднем плане деревня.
*Дети на вопросы не отвечают вслух!!!
Задание: нарисуйте картинку по вашему представлению. Затем сравним с «закрытой сюжетной картинкой».(практическая работа)
Вернисаж готовых работ. А вот «закрытая картинка». Сравните со своей.
- Почему картинки получились разные? (прямого указания не было, каждый представлял по своему)
Картинки очень красивые! Берегите и охраняйте красоту родного края!
III. Рефлексия(2 минуты)
-Понравился ли вам результат?
-Какие трудности испытывали при выполнении задания?
-Что можно было изменить, дополнить?
Ведущий:
-Благодарю за работу.
Литература
- Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
- Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –
- Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
- Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7 6.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
7.Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. – Москва, «Владос», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
«Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».
Методическая статья «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству»....
«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...
Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»
Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...
Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.
Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....