«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Разработка мастер-класса.
Курсы повышения квалификации по ДОП «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: экспериментальное обоснование, трансляция и диссеменация»
Хайброва Розалия Равиловна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»
г. Нижнекамск РТ
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами»
Цель: познакомить присутствующих с приёмами развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами.
Задачи:
1.Помочь освоить нетрадиционный приём «закрытой картины»
2.Представить слушателям курса свой опыт;
3. Развивать коммуникативную компетентность.
Форма: групповая работа
Методы: прием «закрытой картины»
Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Категория участников: учителя начальных классов - слушатели курсов повышения квалификации при ИДПО
Мониторинг сроков реализации:20 минут
Ресурсы: педагог-помощник для мониторинга времени, для раздачи бумаги и Приложения №1.
Оборудование: столы и стулья, расставленные для групповой работы; приложение №1 для каждого участника; интерактивная доска для презентации.
Ход мастер-класса:
- Вызов (3 минуты).
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и
изумительно радостный труд».
Н. Островский.
Ведущий:
Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер-класса «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства нетрадиционными способами».
Моя задача, как педагога- помочь ребенку открыть для себя мир, получать радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения мира.
Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как вы знаете, современное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.
В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности школы фиксируется портрет выпускника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, 80 % родителей отождествляют творческие способности с умственными способностями детей.
Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
II. Основная часть (15 минут)
Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»
«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»
Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой.» «Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо.» И мальчик слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:
-Сегодня мы будем рисовать.
-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.
Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к ученику, спросила:
-Ты не хочешь рисовать?
-Хочу, а что нужно?
-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
-А как я буду рисовать?
-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок
-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
* Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции).
* В чем ошибка первого учителя? (а прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению, а роль учителя становится направляющей)
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму…»
Вот и мы с вами будем понимать, пробовать и запоминать!
Рисование нетрадиционными способами направлено на умение отходить от стандарта.
Виды: отпечатки листьев, рисование пальцем, монотипия, «закрытая картинка»и т. д.
Уважаемые коллеги! Вся наша работа будет связана с родным краем. А девиз наш будет такой «Если есть на свете рай, это Нижнекамский край»
Игра «Собери пазлы». Собрав пазлы вы узнаете легенду о народном названии поселка нашего района.
«В восточной части поселка находится родник, которое впадает в озеро (оно теперь высохло). Озеро было большим и глубоким, согласно легенде, не имело дна. Вокруг озера земля была топкой, болотистой, вода была всегда холодной. Издали оно казалось красным пятном. Отсюда и название - Красный ключ».
Приступаем к творческой работе – мы нарисуем пейзаж родного края по «закрытой картине».
Дорожная карта.
На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. На переднем плане высокая ель. На ели и около птицы.
- Какие птицы обитают зимой в наших краях?(синицы, снегири, воробьи, голуби,,,,)
- Какие цвета нужны для их окраски?(серый, желтый, красный,,,,,)
* Не забывайте подкармливать зимой птиц!
- Чем можно подкармливать птиц?(различные семена, сало,….)
На еле висят маленькие корзиночки. Что может быть в них? На ели сидит белка и смотрит на корзинку. Прибежали 2 зайчика. Какое угощение лежит на пенечке? Что можно увидеть на снегу? На втором плане кустарники, березы. Какого размера? На заднем плане деревня.
*Дети на вопросы не отвечают вслух!!!
Задание: нарисуйте картинку по вашему представлению. Затем сравним с «закрытой сюжетной картинкой».(практическая работа)
Вернисаж готовых работ. А вот «закрытая картинка». Сравните со своей.
- Почему картинки получились разные? (прямого указания не было, каждый представлял по своему)
Картинки очень красивые! Берегите и охраняйте красоту родного края!
III. Рефлексия(2 минуты)
-Понравился ли вам результат?
-Какие трудности испытывали при выполнении задания?
-Что можно было изменить, дополнить?
Ведущий:
-Благодарю за работу.
Литература
- Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
- Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –
- Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
- Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7 6.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
7.Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. – Москва, «Владос», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/26/picture-88206.jpg)
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Решение нестандартных задач как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка.
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/28/picture-400882-1451326975.jpg)
«Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству».
Методическая статья «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-511683-1584602514.jpg)
«Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
Материал по теме "Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся"...
Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда»
Из опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ Красногорская СОШ Шуклиной Е.А.. Тема: «Создание условий для творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и художест...
Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.
Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....