"Совершенствование творческих способностей через ручной труд"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Омельчук Людмила Анатольевна

Совершенствование творческих способностей  через ручной труд

Омельчук Людмила Анатольевна

«Изучая – рисуем, рисуя, изучаем, чтобы  
создавать новое, радующее окружающих и себя»

«Источники способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, а от пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» (В.А.Сухомлинский)

Основным критерием готовности детей  к учебной деятельности являются умение рисовать лепить, пользоваться ножницами, иголкой, ориентироваться на листе бумаги и умение трудиться. Освоение  этих навыков способствует развитию мелкой моторики рук, а руки голова язык связаны одной веревочкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию в учебе.  Трудовое обучение проводится в единстве с коррекционно - развивающим  педагогическим процессом и формирует у детей следующие навыки: ориентировка в задании планирование работы навык самооценки и самоконтроля. В значимой мере всему этому способствуют занятия по ручному труду,  они интересуют детей и интересны тем, что есть возможность сменить деятельность  и проявить свою смекалку и творчество. Так же ручной труд полезен тем что он развивает гибкость подвижность рук упражняет зрение- все это эффективно развивает психические процессы детей и способствует развитию успешной учебной деятельности. «Задача школы и родителей - говорит Сухомлинский – дать каждому ребенку счастье, а оно многогранно. Оно состоит в том, чтобы каждый человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, наслаждаясь красотой окружающего мира и передавать красоту для других».  Занятия ручным трудом в школе дают воспитателю широкие возможности для общего развития детей, эстетического воспитания и практической подготовки к труду и жизни, сближают детей. А также эти занятия дают возможность пробудить в детях способность к эмоциональному и эстетическому восприятию окружающей нам действительности, развивают  детское воображение, творческие способности, воспитывают художественный вкус, умение занять себя в свободное время досуга. В своей работе с детьми  в этом виде деятельности я придаю большое значение наглядному материалу и оборудованию (новизна красок по стеклу картинок переводок и т.д.).  Для создания настроения и повышения продуктивности этого вида деятельности детей часто использую музыкальное сопровождение. Свои занятия по ручному труду в начале учебного года строю на работах с использованием природного материала. На прогулках проходит предварительная работа по наблюдению и рассматриванию разнообразия окружающего мира: краски природы, составление композиций. Учу детей видеть красоту и прекрасное в мире растений, животных, насекомых. Подмечая изящество в строении цветка, листика, веточки, бабочки и т.д. на прогулке стараюсь развивать у детей наблюдательность, обращая их внимание на окраску осенней листвы, цвет весеннего неба, зелени пробуждающееся весной природы или на цветовую гамму в небе в ясный морозный день, окраску домов, солнца, радуги, деревьев. Особенно сильно воздействует на воображение детей иллюстрации сказок – их красочность декоративность и затейливость. Декоративно-прикладное искусство широко вошло  в быт современного человека. Человек  по своей натуре – художник и с давних времен привык создавать  для себя красивые вещи, украшать себя и свое жилище изображающих на предметах быта различные растения птиц и зверей. Искусство развивает вкус, и творческие способности ,фантазию,  а также учит понимать  особенность  этого вида искусства. Занятия по «народному творчеству» помогают в работе по ручному труду. Я знакомлю детей с элементами различной  росписи, с узорами и кружевами, которые используют в декоративной росписи («Хохлома», «Городец», с росписью подносов - «Жестовской» «Гжель» «палехских мастеров» - шкатулки с росписью досок с всевозможные сувениры: «русская матрешка» «дымка» «Филимоновская игрушка» «пасхальные яйца» и др. дети узнают, что украшение на платье платках  доске выполнены из ягод листьев и т.д. Во время занятий показываю и рассказываю детям как в узорах можно встретить: сказочно красивые красные елочки синие грибы, голубых зайчат, зеленых и красных птичек. Дети с большим интересом  и желанием расписывают  изготовленные ими игрушки- забавы.  Занятия по ручному труду это благодатная почва для развития гармоничной личности  ребенка и здесь задействовано все: мышление, внимание память, творческое воображение при этом вырабатывается усидчивость, аккуратность и трудолюбие. А трудолюбие – это, прежде всего сфера эмоциональной жизнедеятельности ребенка стремление работать тогда когда труд ребенка дает ему желаемую радость. И чем глубже радость труда, тем нагляднее он видит в своей деятельности самого себя свои усилия свое имя. Радость труда – могучая сила благодаря которой ребенок осознает себя а это значит что труд требует напряжения и упорства.  Я полностью согласна с мнением психолога в том, что детей абсолютно неспособных нет. И среди детей с проблемами в развитии есть ребятишки, одаренные в различных видах деятельности доступной им. И если семья и школа сумеют  открыть их, стимулируя, поощряя творческие подходы- то такие школьники могут достичь значительных успехов и занять достойное место в обществе. Очень нравятся детям занятия «оригами». В ходе этой работы дети приобретают следующие навыки: они видят конструкцию, анализируют ее с учетом практического назначения, умеют подчеркнуть красоту внешнего вида предмета преобразованного в определенную форму. И так как бумага является универсальным и очень доступным материалом то этому виду можно привлечь большое количество детей. Все  изготавливаемые детьми поделки мы использовали в их игровой деятельности: на прогулке в сюжетно ролевых играх в играх драматизациях и т.д. мне удалось  заинтересовать детей полюбить ручной труд и этот вид искусства. К любому празднику мы украшаем свой класс поделками, изготовленными  своими руками. Детей очень радует своя работа. И все это сплотило детский коллектив.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчёт исследования в действии по теме: «Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»

      Любознательность. Выраженное  стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в ...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...

Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"

Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...

Примерное содержание занятий по развитию творческих способностей через сочинение сказок

Материал предлагает примерное содержание занятий  по развитию речи учащихся через сочинение сказок....

Статья "Развитие творческих способностей через занятия литературным чтением"

Развитие творческих способностей наиболее полно можно реализовать через занятия литературным чтением. Чтение, по гениальному определению К.Д. Ушинского – это упражнение в нравственном чувстве. Це...

Нравственное воспитание через ручной труд

 Всю работу в ГПД я организовала так, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в той среде, где он пребывает, а это предполагает право выбора деятельности, право на проявление своей индивид...

Презентация "Роль школьных предметов в осуществлении адекватной интеграции обучающихся , воспитанников в системе современных социальных отношений через ручной труд."

Презентация "Роль школьных предметов в осуществлении адекватной интеграции обучающихся , воспитанников  в системе современных социальных отношений через ручной труд."...