Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству.
(Ю.А. Полуянов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд», авторской программы Ю.А.Полуянова. М. «ВИТА-ПРЕСС» 2011г.
Интегрированный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» построен на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, что обеспечивает ему единство с другими предметами школьного образования. Вместе с тем, включая общие построения этой концепции, он имеет существенные отличия от учебной деятельности детей на занятиях математического и естественно-научного цикла. Это определяется прежде всего тем, что художественная деятельность в отличии от научной является не теоретической, а духовно-практической.
Общая характеристика учебного предмета
Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной культуре человечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (труда, быта, отдыха) — в изделиях художественного труда. С искусством их объединяют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии. Это принципы, по которым создавались произведения всех видов искусства и художественных ремесел разных народов, всех стилей и жанров, начиная с древнейших и античной классики до современного авангарда. Они же лежали в основании зарождения и развития художественного конструирования, дизайна, технической эстетики. В данной программе все они преобразованы в общие способы построения красоты, единые для разных видов искусства и художественного труда, достаточно простые и доступные младшим школьникам, но имеющие ясные критерии для того, чтобы отличать верное построение от неверного.
Главной целью предметов художественного цикла в общеобразовательной школе является
- развитие эстетического сознания детей,
-эстетического отношения к жизни окружающей и своей собственной,
-способности к ее творческому освоению по «законам красоты».
Основной задачей предметов художественного цикла является то, что общеобразовательная школа — это единственный период в их жизни, когда у всех, а не только у наиболее способных учеников, закидываются основы художественной культуры.
Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной культуре человечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (труда, быта, отдыха) — в изделиях художественного труда. С искусством их объединяют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктивное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии. Это принципы, по которым создавались произведения всех видов искусства и художественных ремесел разных народов, всех стилей и жанров, начиная с древнейших и античной классики до современного авангарда. Они же лежали в основании зарождения и развития художественного конструирования, дизайна, технической эстетики. В данной программе все они преобразованы в общие способы построения красоты, единые для разных видов искусства и художественного труда, достаточно простые и доступные младшим школьникам, но имеющие ясные критерии для того, чтобы отличать верное построение от неверного.
Место учебного предмета в учебном плане
В программе соединены уроки изобразительного искусства и трудового о6учения (технологии) таким образом, чтобы в рамках каждой учебной недели на них отводилось по 2часа в неделю (всего 270часов). (2ч. x 33недели + 2ч. x 34недели x 3года = 270ч.)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»
Специфика курса «Изобразительное искусство и художественный труд» состоит в том, что обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания таких ситуаций на уроках, когда каждый ученик стремится максимально реализовать свои возможности, важны педагогические средства: методические, организационные, игровые... Чтобы в процессе творчества ребенок вместе с тем и учился, такие ситуации должны включать задачи, поставленные или учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или самим учеником в соответствии с его замыслом. В постановку задач наряду с методическими пособиями непосредственно включаются произведения мастеров искусства и художественного труда традиционного (народного) и профессионального, представляющие собой высшие достижения художественного творчества всех времен и народов. Именно произведения художников и мастеров дают учителю возможности и влиять на воспитание детей, и учить их как изображению, так и изготовлению художественных предметов.
Способности следует отличать от одаренности в какой-то определенной области науки, техники, искусства. Общечеловеческими способностями в той или иной мере наделены все дети. Одаренность — явление исключительное. Развитие одаренных детей — задача специализированных учебных заведений. В общеобразовательной школе возможно лишь особое внимание, поощрение и индивидуальное отношение к одаренному ребенку. Способности же надо развивать у всех детей.
Согласно концепции развивающего обучения умение детей учиться складывается из совокупности учебных действий оценки, контроля и моделирования исходных отношений общих способов решения определенного класса задач. В данной программе формирование этих действий распределено по трем формам учебной деятельности детей.
1. Обсуждение детских работ имеет целью формирование у детей учебных действий оценки и контроля, развитие способности к эстетическим суждениям, связь между прошлым и будущим занятиями. Наряду с законченными работами обсуждаются незаконченные, что способствует формированию действия контроля. Оценочные суждения и действия совершаются сначала с распределенных позиций «художников» и «зрителей», с тем чтобы впоследствии эти позиции совместились в единую «художник-зритель». Суждения детей о работах своих сверстников по определенным критериям подготавливают детей к восприятию и пониманию произведений мастеров искусства и художественных ремесел.
2. Решение учебных задач и заданий имеет целью введение новых общих способов художественной деятельности или освоение новых материалов и инструментов. Учебные задачи решаются учениками совместно с учителем посредством моделирования отношений нового способа и анализа его применения мастерами художественной деятельности.
3. Самодеятельность детей — самая продолжительная по времени и педагогически наиболее сложная часть занятия. Ее содержание — творчество. Учение приобретает здесь особую форму сотрудничества ребенка и взрослого в процессе реализации индивидуального замысла каждого ученика. Через самодеятельность освоенные учениками способы художественной деятельности включаются в широкий контекст его жизни, интересов, отношений, идеалов, т. е. становятся средствами эстетического освоения действительности.
Такая организация занятий включает особую форму обратной связи между работой учителя и развитием учеников через анализ детских работ, благодаря чему учитель может сам и для себя оценить эффективность влияния на развитие детей проведенных им занятий. Детские работы анализируются по двум основным показателям: степени творческой активности детей на занятии и уровню освоенности ими тех ни/ иных способов художественного изображения и труда, или уровню освоенности действий, приемов, операций, с которыми они познакомились на уроках.
За период начального обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения (листовые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий металлопластик; цветной прозрачный пластик и др.), текстиль (ткани и нитки разных видов и окраски), дерево и разновидности пластилина и другие мягкие материалы для лепки, проволока, природные материалы (пробка, шишки, сучки и др.), краски гуашь, акварель, анилиновые и др., кисти разных форм (плоские и круглые) и размеров (широкие, тонкие, средние), тушь, чернила (черные и цветные), перьевые и шариковые ручки, фломастеры, палитра, ножницы, виды клея, иглы и т. п.).
По преобладанию в содержании уроков искусства или трудовых процессов занятия условно можно разделить на собственно изобразительное искусство (живопись, графика, декоративная роспись); занятия, общие искусству и художественному труду (эстамп, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т. п.), и собственно художественный труд конструирование, дизайн, шитье, вышивка и другие работы с текстилем и т. п.)
Результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»
Личностные результаты изучения интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд».
В занятия трудом искусство вносит характерное для всякой художественной деятельности стремление к совершенству самых разнообразных трудовых операций. А художественный труд, как универсальный, включает формирование у детей основ как общетрудовых, так и специальных умений и навыков, которых требует трудовое воспитание.
Не менее продуктивно влияние интеграции этих предметов на обогащение изобразительных возможностей детей. Во-первых, потому, что в процессе конструирования различных предметов и поделок ученики более основательно, чем только при рисовании, узнают их состав и строение, что впоследствии положительно сказывается на их умении изображать. Во-вторых, потому, что любой трудовой процесс требует предварительного планирования последовательности операций, что ученики переносят и на собственно изобразительную деятельность, в особенности на исполнение таких учебных и творческих заданий, в которых изобразительные и трудовые действия объединены (например, мозаика, эстамп, чеканка и т. п.).
Интеграция предметов создает наиболее благоприятные условия для развития у детей не только художественных, но и общих способностей, т. е. таких, которые, с одной стороны, обеспечивают продуктивность любого вида деятельности, с другой — способствуют успешному освоению других предметов школьного обучения. Главная среди них — способность воображения и такие ее формы, как образное мышление, пространственное преобразование, интуиция, в развитии которых предметам искусства при надлежит ведущая роль.
Создание художественного образа с необходимостью требует способности видеть целое раньше частей. Для ее развития в обучении у детей формируется умение выделять в действительности (или в учебном материале) не только сами объекты, их части и отдельные свойства, но и отношения между ними, действовать с отношениями и, главное обобщать их, приводить к единству, целостности. При том образы не только возникающие непроизвольно, но и такие, которые дети строят целенаправленно, решая задачи, поставленные самостоятельно или с помощью учителя.
Для развития эстетического сознания детей важно то, что благодаря воображению у детей формируется умение видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей (и живущих рядом, и тех, кто создавал богатства культуры), а следовательно, принимать близко к сердцу интересы другого человека, его запросы к действительности, его потребности, т. е. делать их личной нравственной потребностью своей индивидуальности. В таком умении лежат корни и эстетического созерцания, и творческого преобразования действительности. Именно в этих свойствах воображения заложены потенциальные возможности для того, чтобы интегрированный предмет стал и общеобразовательным, и воспитывающим.
Предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд».
В результате занятий изобразительным искусством и художественным трудом ученик должен:
знать/понимать:
- основные виды, жанры изобразительного искусства и ряд технологий художественного труда;
- название и назначение опробованных в обучении материалов и инструментов изобразительной и трудовой деятельности;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- имена и некоторые произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
- значение трудовой деятельности для развития человека;
- влияние художественной и трудовой деятельности на окружающую среду, быт и учение;
уметь:
— использовать начальные принципы построения красоты (мера, ритм, симметрия, контраст, пропорции, равновесие...) в знакомых по обучению видах изобразительной и трудовой деятельности (где это возможно, используя компьютерную технологию);
— пользоваться нормами организации рабочего места, планирования работы и техники безопасности разных видов и технологий изобразительной и трудовой деятельности;
— применять при изображении и изготовлении изделий эскизы, схемы, технические рисунки, условные обозначения:
— соблюдать в работе последовательность операций изготовления частей и элементов изделий и их сборки;
—пользоваться особенностями опробованных в обучении материалов и соответствующих им инструментов при изготовлении и изображении изделий, макетов. декоративных поделок;
— экономно использовать расходуемые в работе материалы с учетом их строения, фактуры и специфических особенностей;
— применять способы и приемы обработки опробованных в обучении материалов;
— различать основные, спектральные и составные цвета, а также их теплохолодность;
использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— самостоятельной творческой изобразительной и трудовой деятельности;
— восприятия произведений искусства и оценки художественных достоинств изделий быта;
— изготовления и художественного оформления бытовых и учебных предметов.
Учебно-методический комплект представлен пособиями для учителя
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1класс. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2003.
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2класс. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3класс. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4класс. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006.
Содержание учебного предмета
1 КЛАСС
((1 + 1) ч X 33 нед. = 66 ч)
Программа обучения в I классе по содержанию является вводной. Ученики знакомятся с основными видами изобразительного искусства и художественного труда, пробуют использовать их возможности и особенности в учебных и творческих работах, выполняемых в техниках, материалах и инструментами, доступными детям шестилетнего возраста.
Весь первый год занятий посвящен введению учеников в действия по 'созданию, восприятию и непосредственному практическому поиску соединения по форме, величине, цвету и другим свойствам разных материалов на основе эстетического принципа меры и замысла своей работы.
Расширяются представления учеников об источниках замыслов и формируется умение находить в жизни то, что интересно каждому ребенку. Дети пробуют устанавливать смысловые и выразительные связи между изображениями, соединять их по содержанию своего рисунка, скульптуры, поделки, оценивать их по критерию «Кто это?» (узнаваемость) и «Что делает, чувствует и какой он?» (выразительность). При этом в своих действиях с материалами и инструментами они учитывают мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях — двух крайних и средней. Например, краски гуашь: густые — средней густоты — жидкие. Цвета: светлые — средней светлоты — темные. Кисти: широкие — среднего размера — тонкие, а также мягкие (жесткие и плоские) круглые. Линии, пятна и силуэты: крупные — средней величины — маленькие. Формы: плоские и объемные.
Ученики получают первые представления о пластике и выразительности плоских и объемных форм. Узнают, что различие форм зависит и от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц), и от движения руки с инструментом, и от правильной организации рабочего места. Эта зависимость наиболее явна при освоении первичных приемов скульптурной лепки и конструирования, но не в меньшей мере она определяет и художественную выразительность живописных, графических и декоративных рисунков. Полученные таким образом линии, пятна, силуэты из черной и цветной бумаги, различных тканей и объемные формы из пластилина дети по-разному соединяют в сказочные, фантастические и реальные изображения людей, животных, зданий и т. п.
В течение учебного года первоклассники выполняют ряд учебных, декоративных, иллюстративных и других рисунков в технике живописи, графики, скульптуры, декоративной росписи, аппликации, коллажа, конструирования и художественного шитья из тканей. Осваивают простые операции разрезания и надрезов, склеивания и наклеивания, сгибания и скругления, сшивания и вышивки, прочного крепления разных материалов. При этом все учебные работы подготавливают учеников к последующему коллективному творчеству по созданию большого фриза с орнаментальной рамкой (для украшения школьных помещений), в котором соединяется индивидуальный вклад каждого ребенка. Расписывают узором закладки для учебников, пробуют свои силы в изготовлении декоративных и елочных игрушек, делают приспособления для шитья и картину-коллаж из лоскута цветных тканей
Занятия разделены по видам учебной и творческой работы на следующие разделы.
1. Линии — пятна — силуэты. Общность и различия, мера величины и формы. Соединение по замыслу.
2. Скульптурная лепка.
3. Краски и цвет.
4. Декоративная роспись.
5. Художественное конструирование.
6. Архитектура и монументальная живопись.
7. Художественное шитье.
Основные способы действия на занятиях в 1 клacce
Установление смысловых м выразительных связей между изображениями.
Соединение линии, пятна, силуэта, учитывая их мерность в трех градациях (двух крайних и средней).
Действия с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, фактуре в трех градациях (двух крайних и средней).
Осуществление практических действий по соединению между собой изображений (людей, животных, строений и т.д.) на рисунках по принципу меры как соотношения величин, форм, цветов и т. д.
Осуществление практических действий по соединению между собой частей и деталей разных поделок и объемных форм скульптуры по принципу соотношения величин и форм.
2 КЛАСС
((1 + 1) ч х34 = 68 ч)
На основе полученного в первый год обучения знания у детей формируется способность к обобщенному восприятию — зрительному и практическому соединению в целостность разных цветов, форм, величин на своих работах, на картинах, в изделиях мастеров, в окружающей жизни. Обобщенное восприятие формируется на материале введения учеников в общие способы построения гармоничной целостности композиции и конструкции.
В течение года они последовательно пробуют осваивать темы:
1. Гармония — целостность (согласованность, соразмерность...).
Первым средством формирования обобщенного восприятия у детей выступают способы зрительного согласования разных цветовых сочетаний в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства и, главное, на собственных рисунках, моделях и изделиях. Цвет выбран потому, что дети 6—8 лет, проявляют повышенную восприимчивость к его эстетической и эмоционально-смысловой выразительности, и потому, что цветовые отношения легче поддаются образному осмыслению, чем рассудочно-словесному. Это позволяет с самого начала ввести в обучение критерий целостности в его наиболее общем исходном виде, не касаясь пока никаких частных признаков цвета, кроме тех, которые знакомы детям по занятиям прошлого года. Основные способы действия
Ученики пробуют применять согласованность, соразмерность, совместимость как меру гармоничного целого к сочетаниям разных величин и форм при выполнении декоративных росписей, скульптурной лепке, при конструировании изделий из бумаги, картона, другого листового материала и при 'соединении тканей.
Отношения теплохолодности цвета: формальные (для отдельно взятых цветов) и относительные (для отношений цветов в сочетаниях). .
Отношения теплохолодности полнее, чем другие признаки цвета, выражают эмоционально-этические стороны художественных изображений и изделий, что проявляется сначала на выразительности живописных тематических рисунков детей, а позже — на поиске отношений ритма и симметрии.
Ритм в жизни и искусстве: способы построения регулярных ритмов на основе повторения и чередования элементов и интервалов.
Способы построения ритмов осваиваются в ходе решения учебных задач по поиску вариантов орнамента в полосе, на прямоугольной и неограниченной площади, пользуясь одинаковыми фигурами (комбинаторные задачи). Мерой при этом служат сначала уже известные ученикам отношения величин и форм, потом — отношения цветов. Поиск решения учебных задач осуществляется в виде схем и условных знаков, построенных на бумаге, а при возможности на компьютере.
Симметрия в жизни и искусстве: способы построения симметрии зеркального отображения, вращения, перемещения при отношениях тождества величин, форм, объемов.
Освоение этих способов подготовлено опытом построения ритма, который, отличается от симметрии прежде всего нецентрированностью конструкций. В этом году ученики строят разнообразные симметричные фигуры только способами пространственного преобразования отношений тождества — полного равенства между частями и элементами. Цель обучения — ввести детей в общий способ симметрии, позволяющий строить плоские и объемные изображения и конструкции, разнообразные по содержанию, форме и материалам, а также вести поиск симметрии на рисунках, на схемах и на компьютере.
Способы построения ритма и симметрии ученики реализуют в орнаментальных и декоративных работах гуашью, из фольги, цветной и черной бумаги, в коллаже, в скульптуре, на чеканке из тонкого металлопластика, в конструировании, изготовлении плоских декоративных масок, разных видов шитья, орнаментальных суперобложек для учебников и в тематических живописных и графических работах.
В процессе их создания продолжается освоение приемов примакивания на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, а также новых видов соединения и крепления разных материалов. При использовании этих приемов получаются новые по очертаниям и плоским соединениям формы и их сочетания, которые ученики используют в живописи, графике и художественном труде. При этом осваивается работа по простейшим схемам, разметка «на глаз», по шаблону и трафаретам, а также с помощью чертежных инструментов, простых видов соединения, крепления и сшивания частей и деталей.
5. Очертания предметов и изображений различных форм.
Главное в этом разделе — формирование у детей умения видеть изображать обобщенные очертания симметричных и несимметричных форм и создавать различные их соединения. Ученики ищут разные эмоционально-смысловые характеристики выразительности очертаний, пробуют находить их в жизни и, глядя на них, изображать такие формы, начиная с их обобщенных очертаний. При этом они пользуются разными изобразительными средствами: линией, силуэтом, оттисками, объемными (скульптура) и полуобъемными (картон, текстиль) формами.
3 КЛАСС
((1 +1)ч х 34 нед. = 68 ч)
На третьем году обучения продолжается освоение способов организации композиционных и конструктивных отношений в изобразительном искусстве и художественном труде.
Содержание обучения разворачивается по следующим взаимосвязанным разделам, каждый из которых затем продолжается до конца учебного года.
1. Способы построения композиции и конструкции: структура рабочего поля, композиционное и конструктивное равновесие.
«Структура рабочего поля» — это то относительное (а не абсолютное) членение двухмерного или трехмерного пространства рисунка, картины, скульптуры или изделия на центр — середину, верх — низ, левую — правую стороны, внутри которого будет происходить поиск композиции или конструкции задуманной учеником работы.
Симметричные построения типа зеркального отображения являются примером полного конструктивного равновесия. Перемещение изображений или элементов в структуре рабочего поля позволяет ученикам искать несимметричные варианты равновесия. Сначала по признакам величины, потом — формы, светлотности и тональности цвета.
Симметричные конструкции в отличие от композиции, которая всегда пространственно ограничена, могут не иметь явных границ. От того, в каком месте рабочего поля оказалось то или иное изображение, будет зависеть, каким оно будет восприниматься на картине: тяжелым или легким, падающим или лежащим, движущимся или неподвижным и т. п. Поэтому один из способов композиции состоит в поиске места каждого изображения в структуре рабочего поля и установлении отношения между ними.
2. Динамические отношения (связи) композиции.
Внутри композиционного равновесия происходит поиск учениками простых динамичных и статичных мест изображения в структуре рабочего поля и их взаиморасположения относительно друг друга. В этом поиске условно выделяются формальные и эмоционально-содержательные композиционные связи. Поиск формальных связей (группировки, пространственные сближения-удаления и т. п.) служит условием порождения выразительности-содержательности рисунка. Еще большие возможности для этого содержит следующий раздел обучения.
3. Контраст-аналогия: композиционные и конструктивные отношения между одинаковым и разным, подобным и противоположным.
Используя отношения контраста и аналогии в композициях и конструкциях, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по любому признаку: цвету, форме, очертаниям и др. Поэтому ученики пробуют осваивать их, начиная с наиболее простых (отношения величин и светлотности цвета) и кончая более сложными (контраст цветов, форм и направленности движений).
Поиск цветовых контрастов и аналогии требует ознакомления с закономерностями цветового спектра. Эта учебная работа выполняется сначала путем пробы смешения трех основных цветов (желтого, красного, синего) и [получения таким образом цветов промежуточных (оранжевого, фиолетового, [зеленого), потом — построения цветовых рядов. Путем смешивания хроматических (окрашенных) и ахроматических (черный, белый, серый) цветов ученики образуют приглушенные цвета (ряд коричневых, серо-зеленый, серо-синий, серо-розовый и т. п.). Только после этого им демонстрируется цветовой круг, на противоположных участках которого они ищут расположение цветов, образующих гармоничные или дисгармоничные цветовые контрасты.
4. Пропорции предметов и изображений: выразительность и характерность.
Пропорциональность на данном этапе занятий вводится только на примере непосредственного зрительного восприятия различий по характерности и выразительности плоских и объемных изображений скульптур и поделок реальных и фантастических животных.
5. Рисунок пером.
В этом разделе дети осваивают только технику рисунка пером с декоративными штриховками. Занятия включают как учебно-тренировочные, так и творческие задания, в частности, выполнение в этой технике рисунков, подготовленных на занятиях по выразительности пропорций изображений.
5. Пластичность и соразмерность очертаний изображений и предметов. .
Продолжается обучение способам изображения очертаний объектов, более сложных по конструкции, чем в прошлом году. Строение этих объектов и изображений связывается с уже освоенными типами симметрии. Ученики пробуют реализовать эти способы в разных жанрах и техниках: в рисунках по наблюдениям и с натуры, в живописи, конструировании елочных игрушек, оттисков с картонных матриц.
В течение года расширяется и углубляется опыт учеников в создании уже знакомых им живописных, графических, декоративных, скульптурных и макетных работ, пробуются новые приемы и техники художественного труда: декоративные оттиски краской, эстамп (гравюра на бумажной основе), вышивание крестом, прокалывание шилом, сборка и новые виды крепления деталей по схемам и другие виды художественно-технической работы.
4 КЛАСС
((1 +1)ч х 34 нед. = 68 ч)
Центральная тема этого года — освоение пространственных отношений композиции и конструкции. Она так или иначе включается во все разделы занятий, которые, однако, не следуют один за другим, а реализуются в зависимости от условий, технологий, видов и жанров учебных и творческих работ детей.
Пространственные планы.
Эта тема имеет два подраздела: «Пространственные планы большой глубины» (пейзаж, макет) и «Пространственные планы малой глубины» (натюрморт, модель).
Глубина пространства на плоских изображениях (живопись, графика) осваивается учениками сначала на примере композиции городского (сельского) пейзажа. В результате решения учебной задачи определяются понятия высокого, среднего, низкого горизонтов. Для этого посредством построения трех пространственных планов (ближнего, среднего, дальнего), на которых находятся здания и деревья, дети ищут отношения величин каждого плана (уменьшение при удалении), соединения (непосредственное или условное) и загораживания изображений дальних планов ближними. Поиск средств выражения глубины пространства происходит вначале в процессе решения комбинаторной задачи, потом — на основе наблюдений улиц города (села), разворачивающихся в следующем порядке: отсроченное (за несколько дней до занятия) самостоятельное наблюдение детей; организованное учителем наблюдение из окон школы; зарисовки с натуры. В ходе этой работы дети знакомятся (по репродукциям и в действительности) с разными архитектурными стилями.
Объемные изображения и конструкции.
Способы передачи объема в изображениях вводятся как продолжение темы «пространственные планы» на примерах пространств малой глубины (натюрморт), благодаря чему конструктивное изображение объема органично объединяется с членением глубины пространства на планы.
Начальные способы изображения объема на плоскости ученики осваивают на примере прямоугольных и округлых форм, где передача ракурсов (линейной перспективы) допускается, но не является обязательной. Выполняются учебные и творческие задания на размещение в пространстве изображений предметов, при рисовании натюрмортов с натуры, а также способом конструирования объемных форм из плоских листовых материалов: макетов, моделей, масок из бумаги, картона, готовых объемных форм и папье-маше.
Эстетика акварели: специфика и виды акварельной живописи.
Акварель — одна из сложнейших техник живописи. По эстетике, выразительности и технике она существенно отличается от работы другими красками, особенно гуашью. Специфику акварельной живописи ученики осваивают на примере разных ее видов: однослойная, двухслойная, по-сырому и смешанной техникой. Выполняют рисунки с натуры, по памяти и по воображению, в частности, при передаче воздушной перспективы на разных пространственных планах пейзажа.
4. Пропорции по величине, форме, пластика и выразительность очертаний плоских и объемных изображений, конструкций, моделей, макетов и изделий.
Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношений величины и формы очертаний и поэтому осваивается учениками через пропорциональность (соразмерность и выразительность). Материалом для этого служат комбинаторные задачи, требующие поиска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры. Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий. Делают графические рельефы из полосы (бумаги, синтетических материалов, металлопластика). Мастерят конструкции из проволоки и других материалов.
В конце года они выполняют панно или макет «Мой город (село, поселок, деревня)» для интерьера класса или других помещений школы. На панно передаются самые красивые и наиболее характерные для этого места здания, объединенные с другими и окружающим пейзажем. Ученики создают образ своего города, а не его фотографическое изображение. Для каждой картины они выбирают время года (весна, зима, лето, осень), время дня (утро, день, вечер) и состояние погоды, обычные или праздничные дни.
Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
1 класс
2ч. в неделю, 33 недели, всего 66ч.
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Линии — пятна — силуэты. Общность и различия, мера величины и формы. Соединение по замыслу. (10ч.) | Весь первый год занятий посвящен введению учеников в действия по 'созданию, восприятию и непосредственному практическому поиску соединения по форме, величине, цвету и другим свойствам разных материалов на основе эстетического принципа меры и замысла своей работы. Расширяются представления учеников об источниках замыслов и формируется умение находить в жизни то, что интересно каждому ребенку. Дети пробуют устанавливать смысловые и выразительные связи между изображениями, соединять их по содержанию своего рисунка, скульптуры, поделки, оценивать их по критерию «Кто это?» (узнаваемость) и «Что делает, чувствует и какой он?» (выразительность). | Установление смысловых м выразительных связей между изображениями. |
Скульптурная лепка.(6ч.) | Ученики получают первые представления о пластике и выразительности плоских и объемных форм. Узнают, что различие форм зависит и от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц), и от движения руки с инструментом, и от правильной организации рабочего места. Эта зависимость наиболее явна при освоении первичных приемов скульптурной лепки и конструирования, но не в меньшей мере она определяет и художественную выразительность живописных, графических и декоративных рисунков. Полученные таким образом линии, пятна, силуэты из черной и цветной бумаги, различных тканей и объемные формы из пластилина дети по-разному соединяют в сказочные, фантастические и реальные изображения людей, животных, зданий и т. п. | Действия с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, фактуре в трех градациях (двух крайних и средней). |
Краски и цвет(8ч.) | В своих действиях с материалами и инструментами ученики учитывают мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях — двух крайних и средней. Например, краски гуашь: густые — средней густоты — жидкие. Цвета: светлые — средней светлоты — темные. Кисти: широкие — среднего размера — тонкие, а также мягкие (жесткие и плоские) круглые. Линии, пятна и силуэты: крупные — средней величины — маленькие. Формы: плоские и объемные. | Соединение линии, пятна, силуэта, учитывая их мерность в трех градациях (двух крайних и средней). |
Декоративная роспись. (10ч.) | В течение учебного года первоклассники выполняют ряд учебных, декоративных, иллюстративных и других рисунков в технике живописи, графики, скульптуры, декоративной росписи, аппликации, коллажа, конструирования и художественного шитья из тканей. | Осуществление практических действий по соединению между собой изображений (людей, животных, строений и т.д.) на рисунках по принципу меры как соотношения величин, форм, цветов и т. д. |
Художественное конструирование. (12ч.) | Осваивают простые операции разрезания и надрезов, склеивания и наклеивания, сгибания и скругления, сшивания и вышивки, прочного крепления разных материалов. | Осуществление практических действий по соединению между собой частей и деталей разных поделок и объемных форм скульптуры по принципу соотношения величин и форм. |
Архитектура и монументальная живопись. (8ч.) | все учебные работы подготавливают учеников к последующему коллективному творчеству по созданию большого фриза с орнаментальной рамкой (для украшения школьных помещений), в котором соединяется индивидуальный вклад каждого ребенка. | Осуществление практических действий по соединению между собой частей и деталей разных поделок и объемных форм скульптуры по принципу соотношения величин и форм. |
Художественное шитье. (12ч.) | Расписывают узором закладки для учебников, пробуют свои силы в изготовлении декоративных и елочных игрушек, делают приспособления для шитья и картину-коллаж из лоскута цветных тканей | Действия с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, фактуре в трех градациях (двух крайних и средней). |
2 класс
2ч. в неделю, 34 недели, всего 68ч.
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Гармония — целостность (согласованность, соразмерность...) (6ч.) | Первым средством формирования обобщенного восприятия у детей выступают способы зрительного согласования разных цветовых сочетаний в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства и, главное, на собственных рисунках, моделях и изделиях. Цвет выбран потому, что дети 6—8 лет, проявляют повышенную восприимчивость к его эстетической и эмоционально-смысловой выразительности, и потому, что цветовые отношения легче поддаются образному осмыслению, чем рассудочно-словесному. Это позволяет с самого начала ввести в обучение критерий целостности в его наиболее общем исходном виде, не касаясь пока никаких частных признаков цвета, кроме тех, которые знакомы детям по занятиям прошлого года. | Ученики пробуют применять согласованность, соразмерность, совместимость как меру гармоничного целого к сочетаниям разных величин и форм при выполнении декоративных росписей, скульптурной лепке, при конструировании изделий из бумаги, картона, другого листового материала и при 'соединении тканей. |
Отношения теплохолодности цвета: формальные (для отдельно взятых цветов) и относительные (для отношений цветов в сочетаниях) (4ч.). | Отношения теплохолодности полнее, чем другие признаки цвета, выражают эмоционально-этические стороны художественных изображений и изделий, что проявляется сначала на выразительности живописных тематических рисунков детей, а позже — на поиске отношений ритма и симметрии. | |
Ритм в жизни и искусстве: способы построения регулярных ритмов на основе повторения и чередования элементов и интервалов. (20ч.) | Способы построения ритмов осваиваются в ходе решения учебных задач по поиску вариантов орнамента в полосе, на прямоугольной и неограниченной площади, пользуясь одинаковыми фигурами (комбинаторные задачи). Мерой при этом служат сначала уже известные ученикам отношения величин и форм, потом — отношения цветов. | Поиск решения учебных задач осуществляется в виде схем и условных знаков, построенных на бумаге, а при возможности на компьютере. |
Симметрия в жизни и искусстве: способы построения симметрии зеркального отображения, вращения, перемещения при отношениях тождества величин, форм, объемов. (20ч.) | Освоение этих способов подготовлено опытом построения ритма, который, отличается от симметрии прежде всего нецентрированностью конструкций. В этом году ученики строят разнообразные симметричные фигуры только способами пространственного преобразования отношений тождества — полного равенства между частями и элементами. Цель обучения — ввести детей в общий способ симметрии, позволяющий строить плоские и объемные изображения и конструкции, разнообразные по содержанию, форме и материалам, а также вести поиск симметрии на рисунках, на схемах и на компьютере. Способы построения ритма и симметрии ученики реализуют в орнаментальных и декоративных работах гуашью, из фольги, цветной и черной бумаги, в коллаже, в скульптуре, на чеканке из тонкого металлопластика, в конструировании, изготовлении плоских декоративных масок, разных видов шитья, орнаментальных суперобложек для учебников и в тематических живописных и графических работах. | В процессе их создания продолжается освоение приемов примакивания на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, а также новых видов соединения и крепления разных материалов. При использовании этих приемов получаются новые по очертаниям и плоским соединениям формы и их сочетания, которые ученики используют в живописи, графике и художественном труде. При этом осваивается работа по простейшим схемам, разметка «на глаз», по шаблону и трафаретам, а также с помощью чертежных инструментов, простых видов соединения, крепления и сшивания частей и деталей. |
Очертания предметов и изображений различных форм.(18ч.) | Главное в этом разделе — формирование у детей умения видеть изображать обобщенные очертания симметричных и несимметричных форм и создавать различные их соединения. | Ученики ищут разные эмоционально-смысловые характеристики выразительности очертаний, пробуют находить их в жизни и, глядя на них, изображать такие формы, начиная с их обобщенных очертаний. При этом они пользуются разными изобразительными средствами: линией, силуэтом, оттисками, объемными (скульптура) и полуобъемными (картон, текстиль) формами. |
3 класс
2ч. в неделю, 34 недели, всего 68ч.
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Способы построения композиции и конструкции: структура рабочего поля, композиционное и конструктивное равновесие. (8ч.) | «Структура рабочего поля» — это то относительное (а не абсолютное) членение двухмерного или трехмерного пространства рисунка, картины, скульптуры или изделия на центр — середину, верх — низ, левую — правую стороны, внутри которого будет происходить поиск композиции или конструкции задуманной учеником работы. Симметричные построения типа зеркального отображения являются примером полного конструктивного равновесия. Перемещение изображений или элементов в структуре рабочего поля позволяет ученикам искать несимметричные варианты равновесия. Сначала по признакам величины, потом — формы, светлотности и тональности цвета. | Симметричные конструкции в отличие от композиции, которая всегда пространственно ограничена, могут не иметь явных границ. От того, в каком месте рабочего поля оказалось то или иное изображение, будет зависеть, каким оно будет восприниматься на картине: тяжелым или легким, падающим или лежащим, движущимся или неподвижным и т. п. Поэтому один из способов композиции состоит в поиске места каждого изображения в структуре рабочего поля и установлении отношения между ними. |
Динамические отношения (связи) композиции.(8ч.) | Внутри композиционного равновесия происходит поиск учениками простых динамичных и статичных мест изображения в структуре рабочего поля и их взаиморасположения относительно друг друга. В этом поиске условно выделяются формальные и эмоционально-содержательные композиционные связи. | Поиск формальных связей (группировки, пространственные сближения-удаления и т. п.) служит условием порождения выразительности-содержательности рисунка. Еще большие возможности для этого содержит следующий раздел обучения. |
Контраст-аналогия: композиционные и конструктивные отношения между одинаковым и разным, подобным и противоположным (8ч.) | Используя отношения контраста и аналогии в композициях и конструкциях, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по любому признаку: цвету, форме, очертаниям и др. Поэтому ученики пробуют осваивать их, начиная с наиболее простых (отношения величин и светлотности цвета) и кончая более сложными (контраст цветов, форм и направленности движений). | Поиск цветовых контрастов и аналогии требует ознакомления с закономерностями цветового спектра. Эта учебная работа выполняется сначала путем пробы смешения трех основных цветов (желтого, красного, синего) и [получения таким образом цветов промежуточных (оранжевого, фиолетового, [зеленого), потом — построения цветовых рядов. Путем смешивания хроматических (окрашенных) и ахроматических (черный, белый, серый) цветов ученики образуют приглушенные цвета (ряд коричневых, серо-зеленый, серо-синий, серо-розовый и т. п.). Только после этого им демонстрируется цветовой круг, на противоположных участках которого они ищут расположение цветов, образующих гармоничные или дисгармоничные цветовые контрасты. |
Пропорции предметов и изображений: выразительность и характерность (18ч.) | Пропорциональность на данном этапе занятий вводится только на примере непосредственного зрительного восприятия различий по характерности и выразительности плоских и объемных изображений скульптур и поделок реальных и фантастических животных. | |
Рисунок пером (8ч.) | В этом разделе дети осваивают только технику рисунка пером с декоративными штриховками. Занятия включают как учебно-тренировочные, так и творческие задания, в частности, выполнение в этой технике рисунков, подготовленных на занятиях по выразительности пропорций изображений. | |
Пластичность и соразмерность очертаний изображений и предметов (18ч.) | Продолжается обучение способам изображения очертаний объектов, более сложных по конструкции, чем в прошлом году. Строение этих объектов и изображений связывается с уже освоенными типами симметрии. Ученики пробуют реализовать эти способы в разных жанрах и техниках: в рисунках по наблюдениям и с натуры, в живописи, конструировании елочных игрушек, оттисков с картонных матриц. | В течение года расширяется и углубляется опыт учеников в создании уже знакомых им живописных, графических, декоративных, скульптурных и макетных работ, пробуются новые приемы и техники художественного труда: декоративные оттиски краской, эстамп (гравюра на бумажной основе), вышивание крестом, прокалывание шилом, сборка и новые виды крепления деталей по схемам и другие виды художественно-технической работы. |
4 класс
2ч. в неделю, 34 недели, всего 68ч.
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Пространственные планы композиции. (2ч.) | Глубина пространства на плоских изображениях (живопись, графика) осваивается учениками сначала на примере композиции городского (сельского) пейзажа. В результате решения учебной задачи определяются понятия высокого, среднего, низкого горизонтов. Для этого посредством построения трех пространственных планов (ближнего, среднего, дальнего), на которых находятся здания и деревья, дети ищут отношения величин каждого плана (уменьшение при удалении), соединения (непосредственное или условное) и загораживания изображений дальних планов ближними. Поиск средств выражения глубины пространства происходит вначале в процессе решения комбинаторной задачи, потом — на основе наблюдений улиц города (села), разворачивающихся в следующем порядке: отсроченное (за несколько дней до занятия) самостоятельное наблюдение детей; организованное учителем наблюдение из окон школы; зарисовки с натуры. | В ходе этой работы дети знакомятся (по репродукциям и в действительности) с разными архитектурными стилями. |
Объемные изображения (6ч.) | Способы передачи объема в изображениях вводятся как продолжение темы «пространственные планы» на примерах пространств малой глубины (натюрморт), благодаря чему конструктивное изображение объема органично объединяется с членением глубины пространства на планы. | Начальные способы изображения объема на плоскости ученики осваивают на примере прямоугольных и округлых форм, где передача ракурсов (линейной перспективы) допускается, но не является обязательной. Выполняются учебные и творческие задания на размещение в пространстве изображений предметов, при рисовании натюрмортов с натуры, а также способом конструирования объемных форм из плоских листовых материалов: макетов, моделей, масок из бумаги, картона, готовых объемных форм и папье-маше. |
Наблюдение и изображение деревьев (9ч.) | Акварель — одна из сложнейших техник живописи. По эстетике, выразительности и технике она существенно отличается от работы другими красками, особенно гуашью. Специфику акварельной живописи ученики осваивают на примере разных ее видов: однослойная, двухслойная, по-сырому и смешанной техникой. | Выполняют рисунки с натуры, по памяти и по воображению, в частности, при передаче воздушной перспективы на разных пространственных планах пейзажа. |
Искусство акварели (16ч.) | Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношений величины и формы очертаний и поэтому осваивается учениками через пропорциональность (соразмерность и выразительность). Материалом для этого служат комбинаторные задачи, требующие поиска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры. | Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий. Делают графические рельефы из полосы (бумаги, синтетических материалов, металлопластика). Мастерят конструкции из проволоки и других материалов. В конце года они выполняют панно или макет «Мой город (село, поселок, деревня)» для интерьера класса или других помещений школы. На панно передаются самые красивые и наиболее характерные для этого места здания, объединенные с другими и окружающим пейзажем. Ученики создают образ своего города, а не его фотографическое изображение. Для каждой картины они выбирают время года (весна, зима, лето, осень), время дня (утро, день, вечер) и состояние погоды, обычные или праздничные дни. |
Ритм в живописи и графике.(1ч.) | Развитие чувства ритма у детей при восприятии явлений природы, произведений искусства и в собственной деятельности. | Поиск построения соотношения ритмов регулярных и нерегулярных. |
Конструирование объёмных форм из плоского листового материала.(8ч.) | Развитие способностей детей к конструированию. | Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий. |
Объёмные конструкции (6ч.). | Формирование комбинаторных способностей и трудовых умений. | Делают графические рельефы из полосы (бумаги, синтетических материалов, металлопластика). Мастерят конструкции из проволоки и других материалов. |
Декоративное панно «Наш город» (8ч.) | Комплексное применение общих способов передачи пространственных отношений композиции. | В конце года они выполняют панно или макет «Мой город (село, поселок, деревня)» для интерьера класса или других помещений школы. На панно передаются самые красивые и наиболее характерные для этого места здания, объединенные с другими и окружающим пейзажем. Ученики создают образ своего города, а не его фотографическое изображение. Для каждой картины они выбирают время года (весна, зима, лето, осень), время дня (утро, день, вечер) и состояние погоды, обычные или праздничные дни. |
Ритм в живописи, графике, скульптуре (12ч.). | Развитие чувства ритма у детей при восприятии явлений природы, произведений искусства и в собственной деятельности. | Поиск построения соотношения ритмов регулярных и нерегулярных. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
I.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
| В программе определены цели начального обучения по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся |
II.Печатные пособия | |
III.Технические средства | |
-персональный компьютер -мультимедийный проектор -интерактивная доска -документкамера -принтер и сканер (чёрно-белый) -принтер (цветной) -мобильный класс | 1 1 1 1 1 1 1 |
IV. Оборудование класса. | |
-ученические столы -ученические стулья -стол учительский -стул учительский -тумба -шкафы для хранения учебников, пособий -классная доска -настенные доски -полка для тетрадей с тумбой -кафедра -дезар .-кулер -часы -конструктор по робототехнике -технический конструктор | 28 28 1 1 2 5 1 4 1 1 1 1 1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство и художественный труд»
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | 1класс | 2 класс | 3класс | 4класс | Примечание |
1класс | |||||||
1. | Линии — пятна — силуэты. Общность и различия, мера величины и формы. Соединение по замыслу. | 10ч. | |||||
2. | Скульптурная лепка. | 6ч. | |||||
3. | Краски и цвет. | 8ч. | |||||
4. | Декоративная роспись. | 10ч. | |||||
5. | Художественное конструирование. | 12ч. | |||||
6. | Архитектура и монументальная живопись. | 8ч. | |||||
7. | Художественное шитье. | 12ч. | |||||
66ч. | |||||||
2 класс | |||||||
1. | Гармония — целостность (согласованность, соразмерность...). | 6ч. | |||||
2. | Отношения теплохолодности цвета: формальные (для отдельно взятых цветов) и относительные (для отношений цветов в сочетаниях). | 4ч. | |||||
3. | Ритм в жизни и искусстве: способы построения регулярных ритмов на основе повторения и чередования элементов и интервалов. | 20ч. | |||||
4. | Симметрия в жизни и искусстве: способы построения симметрии зеркального отображения, вращения, перемещения при отношениях тождества величин, форм, объемов. | 20ч. | |||||
5. | Очертания предметов и изображений различных форм. | 18ч. | |||||
68ч. | |||||||
3 класс | |||||||
1. | Способы построения композиции и конструкции: структура рабочего поля, композиционное и конструктивное равновесие. | 8ч. | |||||
2. | Динамические отношения (связи) композиции. | 8ч. | |||||
3. | Контраст-аналогия: композиционные и конструктивные отношения между одинаковым и разным, подобным и противоположным. | 8ч. | |||||
4. | Пропорции предметов и изображений: выразительность и характерность. | 18ч. | |||||
5. | Рисунок пером. | 8ч. | |||||
6. | Пластичность и соразмерность очертаний изображений и предметов. | 18ч. | |||||
68ч. | |||||||
4 класс | |||||||
1. | Пространственные планы композиции. | 2ч. | |||||
2. | Объемные изображения. | 6ч. | |||||
3. | Наблюдение и изображение деревьев | 9ч. | |||||
4. | Искусство акварели. | 16ч. | |||||
5. | Ритм в живописи и графике. | 1ч. | |||||
34ч.(ИЗО) | |||||||
1. | Конструирование объёмных форм из плоского листового материала. | 8ч. | |||||
2. | Объёмные конструкции. | 6ч. | |||||
3. | Декоративное панно «Наш город» . | 8ч. | |||||
4. | Ритм в живописи, графике, скульптуре . | 12ч. | |||||
34ч. (Технология) | |||||||
68ч. | |||||||
Итог | 270ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 1 класс...
Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012
Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...