Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Шпикаловой Т.Я. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpikalova_3_kl._microsoft_office_word.docx | 32.96 КБ |
shpikalova_3_kl.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Вид контроля | Дата проведе- ния | Коррек-тировка |
1 | Инструктаж по ТБ. Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж. | 1 | Создание моделей несложных объектов. Организация рабочего места, распределение рабочего времени. Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). | Знать роль трудовой деятельности в жизни человека, распространённые виды профессий. Применять основные правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой. | Фронталь- ный | ||
2 | Жостовские фигурные подносы. Конструирование подноса из бумаги. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь выполнять инструкции при решении учебных задач. | Индиви- дуальный | ||
3 | Необычные превращения соломки. Конструирование коврика из соломки. | 1 | Создание моделей несложных объектов. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Бережное использование и экономное расходование материалов. | Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом. Знать приёмы складывания, симметричного вырезывания. | Индиви- дуальный | ||
4 | Приёмы украшения соломенного коврика. | 1 | Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Рукотворный мир как результат труда человека. | Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для создания различных изделий по собственному замыслу. | Индиви- дуальный | ||
5 | Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь создавать модели несложных объектов из различных материалов, использовать приём клеевого соединения. | Индиви- дуальный | ||
6 | Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитьё способами: «колодец», «изба». | 1 | Мелкий ремонт одежды. Овладение основными приёмами обработки текстильных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия. | Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы. Уметь сшивать швом «за иголку», выполнять окантовку изделия. | Индиви- дуальный | ||
7 | Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей. | 1 | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам. | Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, схеме. Уметь создавать модели несложных объектов из различных материалов. | Индиви- дуальный | ||
8 | Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. Уметь применять приёмы симметричного и ассиметричного вырезывания, склеивания. | Индиви- дуальный | ||
9 | Теремок для пернатых. Конструирование из картона. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: гофрирование, складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе. Знать и уметь применять приём гофрирования. | Индиви- дуальный | ||
10 | Теремок для пернатых. Украшение терема подзорами, полотенцами и т.д. | 1 | Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Индиви- дуальный | ||
11 | Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом». | 1 | Соблюдение безопасных приёмов труда при работе с различными инструментами, материалами. | Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для выполнения домашнего труда | Индиви- дуальный | ||
12 | Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки стебельчатым швом, швом «через край». | 1 | Трудовая деятельность в жизни человека. Сотрудничество в индивидуальной и коллективной работе. | Уметь распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе. | Индиви- дуальный | ||
13 | Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светцов из полос бумаги. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: гофрирование, складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь применять приёмы скручивания, гофрирования, складывания, вырезывания. | Индиви- дуальный | ||
14 | Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Создавать модели несложных объектов из различных материалов. | Индиви- дуальный | ||
15 | Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объёмных конструкций. | 1 | Процесс труда: планирование, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. | Знать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье. | Индиви- дуальный | ||
16 | Рождественские фантазии. Конструирование из соломки подвесок на основе октаэдров. | 1 | Плоскостные и объёмные изделия, декоративные композиции из различных материалов. | Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для осуществления сотрудничества в процессе совместной работы. | Индиви- дуальный | ||
17 | Тканые узоры. Конструирование дощечек из картона. | 1 | Работа с простыми информационными объектами: преобразование, создание, сохранение, удаление. Детские презентации по теме урока. | Создавать модели несложных объектов из различных материалов. Уметь распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе. | Индиви- дуальный | ||
18 | Тканые узоры. Приёмы тканья поясов способом «к себе», «от себя». | 1 | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам. | Уметь выполнять отделку кисточками края тканого изделия. | Индиви- дуальный | ||
19 | Город белокаменный. Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Использовать приобретённые умения в повседневной жизни для решения учебных и практических задач. | Индиви- дуальный | ||
20 | Конструирование из бумаги панно по мотивам традиционной русской архитектуры. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Создавать модели несложных объектов из различных материалов. | Индиви- дуальный | ||
21 | Защитники земли Русской. Объёмное конструирование из бумаги кукол. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: скручивание, складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь применять приёмы прокалывания, скручивания, складывания, вырезывания. | Индиви- дуальный | ||
22 | Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения – оберега. | 1 | Ручной, механизированный и автоматизированный труд. Многообразие материалов и область их применения. | Знать область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств. | Индиви- дуальный | ||
23 | Богородские потехи. Конструирование из бумаги по мотивам богородской игрушки. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия. | Индиви- дуальный | ||
24 | Богородские потехи. Украшение богородской игрушки. | 1 | Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Индиви- дуальный | ||
25 | Красны девицы. Объёмное конструирование из бумаги кукол в женском народном костюме. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Создавать модели несложных объектов из различных материалов. | Индиви- дуальный | ||
26 | Красны девицы. Объёмное конструирование из бумаги кукол в мужском народном костюме. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия. | Индиви- дуальный | ||
27 | Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков. | 1 | Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. | Знать основные источники информации. | Индиви- дуальный | ||
28 | Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура. | 1 | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Индиви- дуальный | ||
29 | Цветы России на павловских платках и шалях. Выполнение набойки на ткани (гуашь). | 1 | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, схемам, чертежам. | Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Индиви- дуальный | ||
30 | Встречаем птиц. Конструирование образа птиц. Оригами. | 1 | Изготовление изделий из бумаги. Декоративное оформление изделий. Основные приёмы работы: складывание, симметричное и асимметричное вырезывание, складывание, склеивание. Несложный ремонт книг. | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия. | Индиви- дуальный | ||
31 | Скопинские фантазии из глины. Лепка сосуда сложной формы. | 1 | Использование измерений для решения практических задач. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу. | Уметь выбирать материалы с учётом свойств по внешним признакам. | Индиви- дуальный | ||
32 | Скопинские фантазии из глины. Выполнение декора: рельеф, налепы, оттиски. | 1 | Виды бытовой техники. Соблюдение безопасных приёмов труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии. | Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия. | Индиви- дуальный | ||
33 | Моё долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из пластилина. | 1 | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Экономное расходование материалов. | Использовать приобретённые умения в практической деятельности для поиска информации с использованием простейших запросов. | Фронталь-ный | ||
34 | Художественная выставка «Наши лучшие работы». | 1 | Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу. Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по схеме. | Показать, чему научились за учебный год. Знать основные источники информации. | Индиви- дуальный | ||
35 | Экскурсия на выставку работ мастеров Татарстана «Искусство вокруг нас». | 1 | Многообразие материалов и сферы их применения. | Знать роль трудовой деятельности в жизни человека. | Фронталь-ный |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.), Примерной программы начального общего образования по технологии (журнал «Народное образование», №7, 2005 год) и программы по изобразительному искусству и художественному труду (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть II. Изобразительное искусство и художественный труд. Авторы Шпикалова Т.Я., Е.В. Алексеенко, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2005). На изучение «Технологии» отводится 1 час в неделю. Всего – 35 часов в год.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Содержание программы «Технология» представлено в виде следующих разделов.
- Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги.
- Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани.
- Раздел «Работа с природными материалами» нацелен на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из природных материалов.
Предлагаемая программа по предмету «Технология» ориентируется на реализацию следующих целей:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений и навыков, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, истории и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром и математикой (геометрические фигуры и объёмы).
Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Учитель использует игровую, образную форму приобщения детей к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций). Подведение итогов по курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа с бумагой (16 ч)
Приобретение начальных технологических знаний о материалах. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги.
Формирование трудового опыта: виды конструирования из бумаги, конструирование с включением готовых вспомогательных форм, декоративные композиции.
Экспериментирование с бумагой путем надрезов (двусторонний и односторонний).
Моделирование (преобразование геометрических тел, складывание, вырезание). Художественное конструирование из бумаги на заданную тему. Моделирование кукол, деталей их одежды, ее декорирование по мотивам северорусского сарафанного комплекса.
Работа с тканью (10 ч)
Приобретение начальных технологических знаний о материалах. Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани.
Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани, конструирование из ткани, проектирование из ткани, конструирование приспособлений для работы.
Вышивка на предметах домашнего обихода, на народной одежде. Особенность орнамента, колорита вышивки различных регионов России. Мотивы и символика северной и южной вышивки. Ткани и нитки из натуральных волокон: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные; виды швов на основе традиционной вышивки; тамбурная вышивка, ее мотивы и колорит в разных регионах России.
Работа с природными материалами (9 ч)
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях.
Композиции из природных форм; передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.
Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс по технологии и изобразительному искусству:
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- приёмы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета, приёмы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
- основы орнамента;
- основные правила станковой и декоративной композиции; средства композиции;
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа;
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов, ткани, бумаги, глины.
УМЕТЬ:
- организовывать своё рабочее место;
- пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учётом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
- выполнять сюжетно-тематические композиции и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, выставок народного декоративно-прикладного искусства;
- выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям своего края, своей страны и других народов мира;
- положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности уч-ся | Вид контроля | Дата проведе- ния | Коррек-тировка |
1 | Чужие цветы краснее, а свои милее. Цветовые нюансы и контрасты. Знакомство с произведениями В.М. Васнецова. | 1 | Образное содержание искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Основы изобразительного искусства. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. | Текущий | ||
2 | В жостовском подносе - все цветы России. Мотивы традиционных узоров. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Изображение с натуры. | Знать известные центры народных художественных ремесел России. | Текущий, ответы на вопросы | ||
3 | В жостовском подносе - все цветы России. Роспись подноса. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. | Текущий Самостоятельная работа | ||
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Знакомство с произведениями И.Е. Репина. | 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов. Уметь изображать натюрморт с использованием сближённой или контрастной цветовой гаммы. | Текущий ответы на вопросы | ||
5 | Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма. Знакомство с произведениями К. Моне. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Изображение по воображению. | Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий | ||
6 | Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Знать основные композиционные схемы узоров лоскутных ковриков. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий | ||
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж. Знакомство с произведениями В.И. Сурикова. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи. | Текущий ответы на вопросы | ||
8 | Гжельская майолика. Роспись тарелочки по мотивам гжельской майолики. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий | ||
9 | Двор что город, изба что терем. Узоры резного узорочья. Знакомство с произведениями В.А. Серова. | 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий | ||
10 | Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев. | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. | Текущий | ||
11 | Каждая птица своим пером красуется. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Ведущие музеи России. | Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий Самостоятельная работа | ||
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. | Уметь передавать глубину пространства на плоскости с элементами линейной и воздушной перспективы. | Текущий ответы на вопросы | ||
13 | Русская зима. Пейзаж в графике. Знакомство с произведениями А.К. Саврасова. | 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий | ||
14 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды. Знакомство с произведениями И.И. Шишкина. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обогащения опыта восприятия произведения изобразительного искусства. | Текущий Самостоятельная работа | ||
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальное шествие. Знакомство с произведениями В. Гога. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Знать и уметь применять в работе средства декоративной композиции. | Текущий | ||
16 | Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий | ||
17 | Узоры – обереги в русском народном костюме. Знакомство с произведениями И.И.Левитана. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Знать и уметь применять в работе средства декоративной композиции. | Текущий Самостоятельная работа | ||
18 | Жизнь костюма в театре. Эскиз исторического или театрального костюма. | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий ответы на вопросы | ||
19 | Город белокаменный. Сюжетное рисование. Знакомство с произведениями К.Ф. Юона. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Изображение по памяти. | Знать и уметь применять в работе средства декоративной композиции. | Текущий | ||
20 | Город белокаменный. Сюжетно – декоративная композиция «старинный русский город - крепость». | 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах. | Текущий | ||
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция. | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Знать и уметь изображать особенности исторического костюма. | Текущий | ||
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. Знакомство с произведениями И.Э. Грабаря, Леонардо да Винчи. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий | ||
23 | Широкая Масленица. Сюжетно – декоративная композиция. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. | Текущий Самостоятельная работа | ||
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Зарисовки народных деревянных игрушек. | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий | ||
25 | Герои сказки глазами художника. Декоративно – сюжетная композиция. Знакомство с произведениями А.А. Пластова. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Освоение основ декоративно – прикладного искусства. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий ответы на вопросы | ||
26 | Герои сказки глазами художника. Иллюстрация к сказке в технике бумажной аппликации. | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий | ||
27 | Водные просторы России. Морской пейзаж. Знакомство с произведениями А.А. Дейнеки. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. | Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. | Текущий Самостоятельная работа | ||
28 | Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Знать особенности мотивов, цветовой гаммы, орнаментального строя павловских шалей. | Текущий | ||
29 | Цветы России на павловских платках и шалях. Повтор, вариация и импровизация по мотивам цветочной композиции. | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Освоение основ рисунка. | Знать особенности мотивов, цветовой гаммы, орнаментального строя павловских шалей. | Текущий | ||
30 | В весеннем небе – салют Победы! Декоративно – сюжетная композиция. | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий ответы на вопросы | ||
31 | Гербы городов Золотого кольца России. Символическое изображение: герб родного города. | 1 | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель). | Текущий | ||
32 | Сиреневые перезвоны. Рисование натюрморта с натуры. | 1 | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | Уметь изображать натюрморт с использованием сближённой или контрастной цветовой гаммы. | Текущий | ||
33 | У всякого мастера свои фантазии. Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии. | Уметь создавать эскиз украшения из бисера. Знать особенности национальных костюмов русского и татарского народов. | Текущий | ||
34 | У всякого мастера свои фантазии. Импровизация по мотивам образов – символов. Знакомство с произведениями Р. Санти, Р. ван Рейна. | 1 | Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников. Освоение основ рисунка. | Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для оценки произведений искусства при посещении выставок. | Текущий | ||
35 | Экскурсия на выставку художников Татарстана «У каждого мастера свои фантазии». | 1 | Восприятие, эмоциональная оценка народного искусства. Богатство и разнообразие художественной культуры. | Знать ведущие художественные музеи России и Татарстана. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для оценки произведений искусства при посещении выставок. | Текущий |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.
На изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю. Всего – 35 часов в год.
Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования):
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии:
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи:
- Познакомить с таким видом пластических искусств как архитектура, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить с произведениями анималистического жанра. продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
- Познакомить с такими народными промыслами как Жостово, Павловский посад.
- Познакомить с понятиями «свет и тень» в произведениях живописи и графики.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
- Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи, Р. Санти, Р. ван Рейна); пейзаж (на примере произведений И.А. Шишкина, А.К. Саврасова); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников) на примере работ К.Ф. Юона, В.М. Васнецова, И.Е. Репина. Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи на примере работ И.Э. Грабаря, И.И.Левитана, Ван Гога). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А.А.Дейнеки, В.И. Сурикова, В.А.Серова).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Ознакомление с работами А.А. Пластова.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(15 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Ознакомление с работами К.Моне.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т.д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс по технологии и изобразительному искусству:
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- приёмы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета, приёмы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
- основы орнамента;
- основные правила станковой и декоративной композиции; средства композиции;
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа;
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов, ткани, бумаги, глины.
УМЕТЬ:
- организовывать своё рабочее место;
- пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учётом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
- выполнять сюжетно-тематические композиции и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, выставок народного декоративно-прикладного искусства;
- выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям своего края, своей страны и других народов мира;
- положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 1 класс...
Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012
Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...