Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Доценко Ирина Александровна

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по предмету "Изобразительное искусство", авторской программы Л.А.Неменской, основной образовательной программы начального общего образования. В программу включены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по предмету «Изобразительное исусство", авторской программы Л.А.Неменской , основной образовательной программы начального общего образования .

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников «Школа России»:

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса начальной школы.

- М.: Просвещение, 2011 г.

Коротеева Е.И.  Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса начальной школы.

- М.: Просвещение, 2012 г.

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса начальной школы.

- М.: Просвещение, 2013 г.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса начальной школы.

- М.: Просвещение, 2014 г.

Цели:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

-  приобрести основные знания художественной грамотности;         

- овладеть способами различных видов деятельности использования приобретенных знаний и умений;

-освоить компетенции: ценностно-смыслового, ценностно-ориентационного, рефлексивного, коммуникативного, личностного саморазвития.

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия   произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации  в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Особенности организации образовательного процесса в 1 классе заключаются в том, что содержание учебного материала в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм организации образовательного  процесса: целевых прогулок, игр на свежем воздухе и др.

Особенностью контроля обучающихся в 1 классе является безотметочное обучение, но основные функции контроля: обучающие.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану ООП НОО МБОУ «СОШ № 5» всего на предмет изобразительного искусства отводится 135 часов.

В 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

В 3 классе отводится 1 час в неделю, 34  часа в год.

В 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уникальность курса определяется нацеленностью на духовно - нравственное

воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирования

ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции. У младших

школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их

эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-

ценностного отношения ребенка к миру, его духовно - нравственное воспитания.

Овладения основами художественного языка, получение опыта эмоционально –ценностного, эстетического восприятия мира и художественно - творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении сложных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству

диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными

материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.

Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные:

Ученик научится:

- чувствовать  гордость за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать особую роль культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- формировать эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладению навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умению сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умению обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Ученик получит возможность научиться:

- формировать эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, уметь организовать место занятий;

- осознавать стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

Ученик получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

Ученик научится:

-овладевать умением творческого видения с позиций художника, т.е. уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике и т. д.;

Ученик получит возможность научиться:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Ученик получит возможность научиться:

- формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные:

Ученик научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально – ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно – творческого замысла;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно – творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

Ученик получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура, т.д.), в природе, на улице, в быту;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти тем.

Содержание учебного предмета.

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)

Ты учишься изображать (9ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Ты украшаешь.  (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия).  Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь.  (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

2 класс

ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)

Как и чем работает художник? (8 ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия (7 ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11 ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусство (8 ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

3 класс

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 ч)

Искусство в твоем доме (8 ч)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из ник сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище (11 часов)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (8 ч)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

4 класс

Каждый народ – художник.

Истоки родного искусства (8 ч.)

Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7 ч)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ — художник (11 ч)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы, роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8 ч)

От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

Ты учишься изображать (9 ч.)

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками,  красоту в обыкновенных явлениях природы, зрительную метафору, потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна, выразительные, образные объемы в природе; линии и их ритм в природе.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.) метафорический образ.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам; выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала;

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской; первичными навыками изображения в объеме; первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка); первичными навыками работы гуашью.

 Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит, на плоскости  графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу).  Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания  пятна (кляксы).

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином); радость или грусть.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Ты украшаешь

 (8 ч.)

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице);  природные узоры; орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы;  ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре; ритмические соотношения пятна и линии в узоре; характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность;

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Понимать простые основы симметрии; сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений;

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии; простые приёмы техники монотипии.

Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира,

Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы; изображения сказочных героев в детских книгах

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Ты строишь

 (11 ч.)

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм; реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

 Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома,  различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»), из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации, из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Придумывать и изображать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону), сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Работать в группе, создавая  коллективный макет игрового городка.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного), природные формы

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками, навыками коллективной деятельности, приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

2 класс

        Искусство и ты

Как и чем работает художник?

(8 ч.)

Наблюдать цветовые сочетания в природе, за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска», цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Овладевать первичными живописными навыками, первичными знаниями перспективы, техникой и способами аппликации, приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление), приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению, осенний лес, используя выразительные возможности материалов, используя графические материалы, зимний лес.

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Развивать навыки работы гуашью, навыки работы пастелью, мелками, акварелью, навыки работы с целым куском пластилина, навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий, коврик на тему осенней земли, опавших листьев

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

особенности изображения на плоскости с помощью пятна,

выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть), объёмное изображение живого с передачей характера

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Реальность и фантазия (7 ч.)

Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных; слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.); природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела; сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений;

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Придумывать выразительные фантастические образы животных, разнообразные конструкции.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы, на красоту различных построек в природе.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.), украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры, макеты фантастических зданий, фантастического города.

Развивать навыки работы гуашью, навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде, природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента, навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание), приемы работы с бумагой.

Работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины.

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников

О чём говорит искусство

(11 ч.)

Наблюдать природу в различных состояниях, животных в различных состояниях

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы, животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать колористические навыки работы гуашью, навыки создания образов из целого куска пластилина

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства, живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи), в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером, декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов, выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.), украшения, имеющие разный характер.

  Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

 Понимать роль украшения в жизни человека, характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д., паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (8 ч.)

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять тёплые и холодные цвета, составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета

Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов, что такое ритм, что такое пропорции

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета, линии в окружающей действительности.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.), борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю, весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли); ветки деревьев с определенным характером и настроением.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.

 Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций, коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объяснять замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

3 класс

Искусство вокруг нас.

Искусство в твоём доме (8 ч.)

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны, связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения), роль цвета и декора в создании образа комнаты, зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен, роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения, проект детской книжки-игрушки

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

 Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников

Искусство на улицах твоего города

(7 ч.)

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села); давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь;  работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм; необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.); между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное; старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги; из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта; композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины; приемами коллективной творческой деятельности

Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград; фонари разного эмоционального звучания

Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей;  связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки, творческий проект оформления витрины магазина; образы фантастических машин; образы фантастических машин.

Уметь видеть образ в облике машины.

Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень  нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

 Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Художник и зрелище (11 ч.)

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами;  роль театрального художника в создании спектакля; выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); оформление к школьным и домашним праздникам.

Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.

Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль; в рисунке проект оформления праздника

Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции; навыками коллективного художественного творчества.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни; о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике; работу художника по созданию облика праздничного города.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению;

добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Художник и музей (8 ч.)

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина,  о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями; об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах; о картинах исторического и бытового жанра; виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.); сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Рассказывать,  рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера); наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении; эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры; о созданных образах

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Развивать живописные и композиционные навыки; композиционные навыки

Объяснять роль скульптурных памятников.

Назвать несколько знакомых памятников и их авторов.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

 Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

4 класс

Каждый народ – художник.

Истоки родного искусства

 (8 ч.)

Характеризовать красоту природы родного края,  особенности красоты природы разных климатических зон; значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы; графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни; сцены труда из крестьянской жизни

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью; навыками конструирования — конструировать макет избы; навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя; навыками изображения фигуры человека; на практике элементарными основами композиции.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений;  женские и мужские народные образы (портреты ); индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Древние города нашей земли (7 ч)

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры; роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества;  рать постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Знать и называть  конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад); картины художников, изображающие древнерусские города; основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение; картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.)

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Создавать макет древнерусского города; образ древнерусского города; изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение); наполненное жизнью людей пространство древнерусского города; древнерусских воинов (князя и его дружину

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Сотрудничать в процессе создания обшей композиции.

Каждый народ — художник (11 ч)

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур, о эстетическом  характере традиционного для Японии понимания красоты природы, об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать и объяснять  особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии; разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру; связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки; сцены жизни людей; олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства, образ праздника в Японии в коллективном панно; образ древнего средне- азиатского города; коллективные панно на тему древнегреческих праздников

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки, новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов;

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека; цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы; навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии; отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

 Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях. эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений; об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Развивать навыки композиционного изображения; навыки восприятия произведений искусства; композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни; в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия

.Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события; художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

 Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа; творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

Приводить примеры памятников героям Отечества; примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним.

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки.

Описание материально – технического  обеспечения образовательного процесса:

Наименование объектов и средств материаль-технического обеспечения

         Кол-во

              Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. «Просвещение», 2010 г.

К

2

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г. Кургана «СОШ № 5».

К

3

Примерные программы начального общего образования М. Просвещение, 2009 г.

К

4

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. /Под редакцией А.Г.Асмолова/ М.Просвещение, 2008 г.

К

5

Учебник Л.А.Неменский «Изобразительное искусство» 1 класс.   М. Просвещение, 2011 г.

Ф

6

Учебник  Е.И. Коротеева  (школа Неменского) «Изобразительное искусство» 2 класс.  

М. Просвещение, 2012 г.

Ф

7

Учебник Л.А.Неменский «Изобразительное искусство» 3 класс.   М. Просвещение, 2013 г.

Ф

Печатные пособия

1

Комплект портретов художников.

Д

2

Таблицы по цветоведению, построению орнамента.

Д

3

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Д

4

Таблицы по народным промыслам, декоративно – прикладному искусству.

Д

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

1

Мультимедийные инструменты  и источники

П

Технические средства

1

Персональный компьютер

П

2

Образовательные ресурсы (диски)

Д

Учебно – техническое оборудование

1

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, уголь, кисти разных размеров, банки для воды, стеки, пластилин, глина, клей, ножницы.

К

Натурный фонд

1

Муляжи: фруктов, овощей, грибов.

Д

2

Гербарии

Д

3

Изделия декоративно – прикладного искусства

Ф

4

Керамические изделия

Д

5

Предметы быта (кофейники, бидоны, подносы, т.д.)

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...