Каждый народ - художник. Страна восходящего солнца.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме "Страна восходящего солнца" по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_4-zh_klasse.doc | 297 КБ |
poetapnoe_risovanie_yaponki.pptx | 673.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства.
|
Урок изобразительного искусства
в 4-Ж классе.
Учитель Гридасова Наталья Асафиевна
Тема. Страна восходящего солнца.
Цели: Образовательные:
познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветения сакуры в Японии; понимать красоту японской женщины;
учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
Развивающие:
развивать эстетический вкус учащихся;
развивать художественное видение окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
формировать умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
информационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Используемые методы:
иллюстративно-наглядный; словесный; самоорганизация; рефлексия.
Основные понятия:
1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
Оборудование:
интерактивная доска; ноутбук; презентация, таблицы.
Ресурсы к теме:
1. Энциклопедия для детей и юношества: История искусств. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1 – сос. С. Т. Исмаилова – М: Издат. дом. «Русская энциклопедия»1996 г.
2. Журнал «Всемирный следопыт» №16 2005г. №13, 2007 г.
3. А. Блейз История в костюмах – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
4. Интернет ресурсы.
После урока учащиеся смогут:
– применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература);
– применять навыки выполнения фигуры человека другой культуры на других занятиях ИЗО, технологии;
– быть толерантным.
Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Приветствие.
III.Актуализация знаний.
Слайд на доске.
1.Звучит японская музыка.
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
-Япония. Мы продолжаем путешествовать по этой стране.
- Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других.
2.Сообщения детей. Выставка рисунков ветки сакуры.
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
IV.Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Сообщение учителя.
- А сегодня мы будем рисовать хозяйку дома в Японии.
Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное его украшение. Одежда японок – кимоно. Это платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжёлая корона чёрных волос, скреплённых длинными шпильками и гребнями.
Глаза как маленькие рыбки, рот – лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости.
V.Практическая работа по презентации.
- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся создать образ японки.
В этом нам поможет поэтапная таблица.
Но прежде, чем приступить к работе, я предлагаю немного отдохнуть.
VI. Физкультминутка «Японское приветствие»
- Продолжим свою работу.
1 этап.
- На первом этапе рисования схематически передадим облик женщины: Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.
11 этапов.
VII.Самостоятельная работа с акварелью.
При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками кимоно. На доску вывешивается образец рисунка японки.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит японская музыка.
- Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании кимоно: холодным или тёплым?
(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный.)
Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать.
Посмотрите внимательно на девушку. Здесь чего-то не хватает, не правда ли? Что бы вы добавили в композицию? Да, я согласна. Не хватает того, что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать праздничную атмосферу.
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа делает чудеса. Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с другом.
Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда неослабевающей энергией, а так же тем, что былые традиции – пусть и в измененном виде – продолжают почитаться всеми японцами.
VIII. Итоги урока.
- Выставка рисунков.
- Анализ рисунков.
- Уборка рабочих мест.
IX.Домашнее задание.
Закончить композицию.
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэтапное рисование японки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
X фестиваль "Японская осень в Санкт-Петербурге" 2013.Авторский художественный проект "Страна восходящего солнца глазами детей".Исследования о особенностях культуры Японии
X фестиваль "Японская осень в Санкт-Петербурге" 2013...
Страна восходящего солнца. Коллективная работа изображения японки в национальном костюме.
В первой части конспекта раскрывается культура японии,далее подроный разбор разнооразия костюмов и поэтапное его изображение...
Страна восходящего солнца
Страна восходящего солнца...
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"
Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...
Япония - страна восходящего солнца.
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века"....
Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Ямато - страна восходящего солнца».
По программе Неменского Б.М..Тема урока: «Ямато - страна восходящего солнца».Цели урока: · - узнать особенности выражения японского образа природы через японскую культуру (сад камней, ике...
Презентация на тему: "Страна восходящего солнца. Япония. Символ страны - Сакура"
Са́кура (яп. 桜 или яп. 櫻) — название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую. Многие виды, называемые «сакурой»...