№п\п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Универсальные учебные действия | Дата проведения |
план |
факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) |
1 | Целый мир от красоты. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | О чем говорит искусство? Представление о многообразии мира. Образ пространства в искусстве. Произведения изобразительного искусства отечественных авторов, отражающих представление о мироздании. Образ мира у древних славян. Каким видится мир каждому из нас. Создание композиции, отображающей представления о многообразии мира. Композиционные схемы рисунка. | Уметь находить в произведениях живописи теплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр. Получат представление о целостной картине мира через художественный образ произведений разных видов искусства. Знать о композиционных схемах, последовательность работы над рисунком. Овладение изобразительными и композиционными навыками: в передаче собственного представления о мире. Уметь работать с учебником и творческой тетрадью, отображать в рисунке свои представления о многообразии мира
| Рисунок, отражающий народное представление о мире: «Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля», вы- полненный цветными карандашами, фломастерами или цветными мелками (по выбору) | Сопоставлять изображение мира в орнаменте узора прялки. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, выражая в работе своё отношение к природе. Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Выполнять кистью свой вариант росписи птиц с использованием приёмов городецкой росписи. Различать графические выразительные средства для передачи планов пейзажа.
Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда.
Познавательные –общеучебные умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древе жизни – символе мироздания. Коммуникатив-ные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности. Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету.
|
|
|
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки. | 1 | УИПЗЗ | Символичность народного искусства. Образ дерева в мифах, литературе и изобразительном искусстве. Произведения народного и профессионального искусства, отображающие общие истоки в природе и мифопоэтическое отношение человека к ней. Анализ набросков деревьев, выполненных И. Шишкиным. Советы художника. Последовательность работы над рисунком. | Расширят представление об одном из ведущих и древнейших символов-образов искусства – древа. Узнают о связи между явлениями и объектами природы и их художественным отображением в произведениях живописи, графики, народного искусства с опорой на материал предыдущего урока. Научатся передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Овладеют навыками быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия» | Наброски и зарисовки деревьев с натуры или по памяти, по представлениювыполненные карандашами, углем, фломастером или мелками (по выбору) |
|
|
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Классический русский пейзаж. Пейзажи И. Шишкина, А. Саврасова, И.Левитана, Ф. Васильева. Графический пейзаж. Дерево как символ Родины. Пейзаж России: создание композиции в графической технике. Выбор способа воплощения замысла, подбор художественных материалов
| Расширят представление о жанрах изобразительного искусства, о пейзаже. Узнают о способах решения композиции (условно-декоративное и реалистическое). Овладеют приемами композиционного построения пейзажа с изображением деревьев, графических навыков, в передаче замысла художественными средствами. | Творческая работа: нарисовать свою композицию на тему «Величие и красота могучего дерева» |
|
|
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Народные промыслы России. Городец. Древние символы в городецкой живописи. Связь приемов письма городецкой живописи с древнерусской живописью. Русские прялки – явление национального творчества. Сохранение традиций народного мастерства городецкой росписи современными мастерами народного художественного промысла в г. Городце. Композиционные мотивы: изображение цветов и листьев. Кистевая роспись. Термины и понятия: подмалёвка, «разживка» | Получат представление о том, как мотив дерева в городецкой росписи передает связь человека с природой, родной землей. Узнают суть терминов: подмалёвка, «разживка», о связи приемов письма городецкой живописи и древнерусской, о традициях народного промысла. Овладеют приемами цветочной росписи на примере современных рисунков мастера: подмалёвка, «разживка чёрным цветом», «разживка белилами», в процессе исполнения художественно-творческой задачи на повтор | Творческая работа: выполнить упражнение на изображение «разживок» для цветов. С помощью «разживки черным цветом» и «разживки белилами» завершить роспись цветущей ветки.
|
|
|
5 | Птица – символ света, счастья и добра. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Образ птицы-света в разных видах народного творчества. Изображение городецких птиц. Многоцветие и «звучность» цвета в городецкой росписи. Включение парных птиц в композицию. Приемы выполнения рисунка кистью парных фигур птиц у цветущей ветки | Углубят представление о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений. Узнают о многоцветии палитры городецких мастеров, образе- символе-птице. Овладеют навыками кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию. Научатся выполнять рисунок парных птиц в технике городецкой росписи.
| Творческая работа: нарисовать кистью парные фигуры – две птицы у цветущей ветки. |
|
|
6 | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Образ коня в изобразительном искусстве, сказках, легендах, преданиях, песнях. Городецкая роспись. Образ-символ. Изображение коня в технике городецкой росписи: приемы работы. | Углубят представление о традиционном образе коня в народном творчестве, о емкости фольклорных представлений. Овладеют навыками кистевой росписи. Научатся выполнять рисунок коня в технике городецкой росписи | Творческая работа: нарисовать коня и украсить его «разживкой» |
|
|
7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Связь поколений в традиции Городца. Жизнь и творчество крупнейших живописцев Городца. Символика и бытовой сюжет. Образ мира в городецкой прялке. Особенности городецкой росписи и их учет при работе над декоративным панно. Декоративное панно: замысел, последовательность работы. Роспись панно по мотивам городецкой росписи. | Узнают о роли традиции в поэтике художественного языка народного искусства, передаваемого из поколения в поколение, содержание понятия «народный художественный промысел», о значении народного искусства в жизни. Научатся решать творческие задачи на импровизацию. Закрепят навыки росписи кистью. | Творческая работа: расписать городецкое панно самостоятельно |
|
|
8
| Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет. | 1 | УИПЗЗ
| Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы изображения головы человека в разных поворотах. Термины и понятия: фас, профиль, поясной портрет, в полный рост. | Расширят представление о портрете как жанре изобразительного искусства. Углубят знания о строении, пропорциях головы человека и способах ее изображения в разных поворотах. Овладеют композиционными умениями и навыками: в создании портретного образа человека художественно-творческой профессии. Научатся передавать свое эмоциональное отношение к изображаемому герою, рисовать портрет конкретного человека творческой профессии (художника, народного мастера) | Творческая работа: нарисовать народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Рассказ о местных художниках, мастерах народного искусства. |
|
|
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж. | 1 | УИПЗЗ | Образы природных стихий в искусстве. Народные представления о природных стихиях. Произведения известных живописцев, графиков. Природные стихии в восприятии поэта К. Бальмонта. Настроение картины. Приемы изображения движущихся облаков. Варианты графического решения облачных масс. Графические наброски на передачу динамики. | Расширят представление о пейзаже как о жанре искусства, о приемах передачи статики и динамики графическими средствами. Закрепят графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков. Овладеют ассоциативным мышлением при восприятии явлений природы и отображении их в набросках. | Творческая работа: выполнить упражнение на передачу динамики движущихся облаков. Создать свою композицию состояния неба с несущимися облаками. |
|
|
10 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению. | 1 | УИПЗЗ | Движение – жизни течение. Искусство как универсальный способ отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Творчество А. Пластова, М. Сарьяна, А. Дейнеки и др. Статика и динамика. Живописные средства художественной выразительности, используемые для передачи статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | Получат представление о том, что жизнь – это вечное движение. Расширят представ-ление об искусстве как об универсальном способе отображения изменчивости в природе и человеческой жизни, о пейзаже, основах композиции. Овладеют живописными умениями и навыками в передаче статики и динамики на примере изображения деревьев, людей, транспорта и другой техники. Углубят представление о живописных средствах художественной выразительности. | Творческая работа: выполнить с натуры зарисовки деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Составление композиционных схем понравившихся произведений. |
|
|
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
| 1 | УИПЗЗ | Осенние метаморфозы. Бабье лето, золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции. Композиция пейзажа. Колорит. Приемы передачи движения (колебание воздуха, движение людей, транспорта). Пейзаж с изображением людей и техники в движении: последовательность работы | Расширят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, композиционных схемах пейзажей с изображением людей и техники. Закрепят навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта. Научатся объединять природные явления, людей, технику в собственной творческой композиции. | Творческая работа: представить и изобразить пейзаж в пору золотой или поздней осени. Дополнить его изображениями домов, людей, техники. |
|
|
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) |
12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет. | 1 | УИПЗЗ | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Родословное древо семьи Д. Г. Бурылина, крупнейшего коллекционера и мецената. Духовно-эстетическая ценность коллекции Д. Г. Бурылина. Произведения выдающихся художников, изображавших семейные портреты (Ф. Толстой, И. Симонов, Рембрандт и др.). Композиционные схемы изображения головы. Особенности рисования характерных пропорций лица. | Расширят свое представление о портрете как о жанре изобразительного искусства. Узнают суть понятия «родословное древо», о заслугах и родословном древе коллекционера и мецената Д. Г. Бурылина. Овладеют навыками рисования с помощью композиционных схем изображения головы. Научатся рисовать портрет, передавать свое отношение к создаваемому портрету. | Творческая работа: нарисовать по памяти, по наблюдению семейный портрет. | Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомиться с традиционной русской одеждой Называть средства и приёмы передачи праздничного настроения в картинах .Выражать в своей работе эмоционально-ценностное отношение к празднику. Изготовить проект открытки с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнение рисунка отпечатка и разноцветного фона. Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану. Познавательные: общеучеб- ные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях; выявление с помощью сравнения особенностей изображения характерных пропорций лица. Выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно; логические – построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование. Осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого, выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной и живописной форме. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет». Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей. Сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников.
|
|
|
13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Герои сказки. Иллюстрации к сказке. Прием уподобления. Богатство и красочность старинной русской одежды. Варианты композиций иллюстраций к сказке С. Маршака. Поиск эскизов к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Последовательность работы над эскизами. | Познакомятся с художественными особенностями старинной традиционной русской одежды: обычный кафтан, парадный кафтан – фе́рязь, ферезея; шуба; царское платно. Повторят содержание понятия приём уподобления. Овладеют навыками исполнения быстрого наброска. Научатся составлять композиционную схему рисунка, выбирать лучший вариант. | Творческая работа: выполнить поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». |
|
|
14 | Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. | 1 | УИПЗЗ | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке. Гармоническое сочетание цветов. Сближенные и контрастные цвета. Выбор цвета для зимы, весны, осени, лета. Пропорции фигур братьев-месяцев. Последовательность работы над рисунком. | Познакомятся с произведениями художников лаковой миниатюры и И. Билибина, связанными с образами героев сказки «Двенадцать месяцев». Повторят понятия «родственные цвета», «контрастные цвета», «дополнительные цвета». Научатся работать над цветовой гармонией с помощью цветового круга, выполнять иллюстрацию к сказке. | Творческая работа: создать иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передать состояние природы в костюме героя. |
|
|
15
| Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.
| 1 | УИПЗЗ
| Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты с художественными материалами. | Научатся работать различными художественными материалами, выражать новогоднее праздничное настроение в цветовом сочетании. | Эксперименты с материалами: художествен-ный прием «по сырому», художествен-ный прием «мазок с восковым рисунком». |
|
|
16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. | 1 | УИПЗЗ | Основы дизайна. Конструирование открытки. Технологическая карта изготовления новогодней открытки. Праздничный колорит в оформлении новогодней открытки. История авторской открытки | Научатся работать различными художественными материалами, выражать новогоднее праздничное настроение в цветовом сочетании, читать технологические карты, изготавливать новогоднюю открытку | Творческая работа: изготовить новогоднюю открытку. |
|
|
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. | 1 | УИПЗЗ | Особенности зимнего времени года. Вернисаж «Как поработала зима». Образ зимы в поэтических произведениях русских поэтов. Зимний колорит в картинах вернисажа. Палитра для зимней картины. Сюжет, композиция, основные элементы рисунка с изображением зимнего пейзажа. Наброски и зарисовки. | Углубят представление о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Закрепят навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы с помощью мягких материалов. Научатся выявлять особые приметы зимней природы в разные периоды, понимать ее символическое значение в природе, жизни и искусстве, проводить эксперименты с красками, использовать в своей работе наброски собственных впечатлений и наблюдений зимней природы | Творческая работа: выполнить наброски по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов.
|
|
|
18
| Зимние картины. Сюжетная композиция. | 1
| УИПЗЗ
| Русский музей – самый обширный музей русского искусства в мире. Русская зима в наблюдениях натуралиста и произведениях литературы и изобразительного искусства. Зимние пейзажи. Вернисаж «За салазки, да и в гору весело бежать!». Сюжетная композиция (живопись). Зимняя цветовая гамма. Особенности гуашевых красок. Изображение людей. Последовательность работы над рисунком. | Познакомятся с историей Русского музея, его коллекциями. Углубят представление о пейзаже, композиции. Узнают об особенностях изображения городского пейзажа с фигурами людей. Закрепят навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. Освоят приемы свободной работы красками. Научатся передавать определенное состояние зимней природы и того, как человек себя проявляет в эту пору, чем занимается, чему радуется. | Творческая работа: нарисовать зимнюю картину природы гуашью.
|
|
|
19 | Ожившие вещи. Натюрморт. | 1 | ОНЗ | Вещь как живое существо в наблюдениях этнографа, археолога и в произведениях литературы. Натюрморт в графике и живописи. Вещи как «герои» произведений изобразительного искусства выдающихся отечественных художников. Секреты старых вещей. Реликвии как хранители памяти о прошлом. Конструктивные особенности формы, объёма в рисовании предметов. Натурная постановка. Советы художника. Последовательность работы над рисунком. | Расширят представление о натюрморте, графической технике. Закрепят навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций. Научатся проникать в сущность предметного мира для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты, выполнять натюрморт в технике графики. | Творческая работа: нарисовать натюрморт, составленный из предметов старины или других реликвий. |
|
|
20
| Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.
| 1 | УИПЗЗ
| Вещь во времени и пространстве. Декоративный натюрморт: отличительные особенности. Выразительность формы предметов. Цвет в декоративном натюрморте. Цветовой контраст. Композиционно-колористические схемы натюрмортов. Свет и тень в композиции. Натурная постановка. Последовательность работы над рисунком. | Узнают, какими приемами можно усилить декоративность композиции. Закрепят знания о холодной и теплой цветовой гамме, цветовом контрасте, композиционно-колористических схемах натюрмортов, навыки составления и исполнения композиции декоративного натюрморта с передачей формы предметов и локального цвета. | Творческая работа: нарисовать декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта. |
|
|
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.
| 1 | УИПЗЗ | Отражение патриотической темы в произведениях художников. Бородино – памятник русской воинской славы. Бородино в произведениях изобразительного искусства и литературы. Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников. Схематические фигуры воинов в движении. Военное обмундирование русских и французских солдат. Приемы выполнения зарисовок. | Получат представление о Бородинском сражении как о величайшей битве в отечественной истории, отраженной в произведениях художников, поэтов средствами изобразительного искусства и поэзии (М. Ю. Лермонтов «Бородино» и стихотворения других поэтов). Расширят представление о портрете и батальном жанре. Освоят навыки быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры. Научатся выполнять зарисовки воинов времен войны 1812 года. | Творческая работа: выполнить по представлению зарисовки фигур солдат русской и французской армии. |
|
|
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Народ в Отечественной войне 1812 г. Народное ополчение. Д. В. Давыдов – легендарный герой. Бородинская битва в произведениях живописи. Выбор сюжета для иллюстрации. Композиционное построение рисунка. Выбор художественных материалов для реализации своего замысла. Последовательность работы над рисунком. | Получат представление об Отечественной войне 1812 г. как о народной войне для России. Научатся продумывать композиционную схему рисунка, выбирать художественные материалы для реализации своего замысла, рисовать сюжетную композицию согласно выбранному тексту стихотворения М. Лермонтова. | Творческая работа: выполнить сюжетную композицию на тему стихотворения М. Лермонтова |
|
|
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем уб-ранстве кресть-янского дома. Орнамент. | 1 | УИПЗЗ | Образ мироздания в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Символика конструкции избы и костюма. Образы-символы в орнаменте. Узоры-обереги. | Получат представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма. Закрепят навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением. Научатся понимать символику народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. | Выполнить по наблюдению зарисовки фасада дома, резных наличников с символами небосвода, земли, воды. Нарисовать в альбоме народный костюм, украшенный орнаментом со знаком мироздания. |
|
|
24 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | УИПЗЗ | Искусство лубочной картинки – что это? Народная расписная картинка-лубок. Роль лубочных картинок в жизни народа. Сюжеты потешных листов. Своеобразие тематики и графического решения элементов. Лубочные линии и штрихи. Процесс изготовления народных картинок, композиция. Композиционное и цветовое решение лубочной картинки. | Получат представление о процессе изготовления народных картинок, разнообразии сюжетов, тем, образов лубочных картинок. Узнают специфику технологии изготовления лубка, своеобразие его символики, графических приемов, линии, цвета, композиции. Закрепят графические навыки. Освоят новые способы изображения. | Творческая работа: выполнить упражнение на выразитель-ность лубочной линии и штриха. Нарисовать травки, кустики, цветы и деревья. |
|
|
25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция. | 1 | УОСЗ | Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. Графические, декоративные и колористические особенности лубочной картинки. Выбор сюжета собственной декоративной композиции. Последовательность работы над рисунком. | Узнают специфику технологии изготовления лубка, графические, декоративные и колористические особенности. Закрепят навыки работы над декоративной сюжетной композицией с использованием приемов лубочной техники, графические навыки. | Творческая работа: выполнить поисковые эскизы лубочной картинки. Нарисовать свою картинку в технике лубка. |
|
|
Восхитись созидательными силами природы и человека (10 ч) |
26 | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката. | 1 | УИПЗЗ | Вода – живительная стихия. Значение воды в жизни человека. Вода – источник вдохновения для художников. Плакат как один из видов графического искусства. Виды плакатов. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Выразительные средства плаката. | Познакомятся с архетипами искусства на примере природной стихии – воды, плакатом как одним из жанров изобразительного искусства. Узнают роль воды в жизни человека и место в искусстве. Закрепят графические навыки: в написании текста, в отборе изобразительных мотивов их обобщенному решению и компоновке. Узнают особенности плакатного искусства, его композиционной, графической, цветовой специфики. | Творческая работа: выполнить поисковые эскизы для своего плаката на тему «Вода – жизнь». | Называть художественные средства выразительности в плакате. Выполнять эскизы плаката. Коллаж плаката. Выполнять эскиз памятника. Плакетка. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции. Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя и составленный план, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекват ной ретроспективной оценки. Познавательные: общеучеб- ные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства. Умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; анализировать варианты композиций; выбирать наиболее выразительную композицию. Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения пейзажа; выявление с помощью сравнения особенностей изображения пространства на плоскости. Умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; осуществлять анализ объектов. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символов на медалях и орденах); логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката. Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи. Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе. |
|
|
27
| Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа.
| 1 | УИПЗЗ | Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом. | Расширят свои представления о плакате как об одном из видов графического искусства, особенностях цветового и композиционного решения плаката. Узнают приемы написания слов для плаката. Закрепят графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы.
| Творческая работа: выполнить упражнение на написание слов для плаката. Создать плакат на тему «Вода – жизнь» с ис- пользованием предваритель-ных эскизов |
|
|
28 | Русский мотив. Весенний пейзаж | 1 | УИПЗЗ | «Апрельский сон с его улыбкой маю…». Изменения в природе. Весна как символ пробуждения. Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров, поэтов. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами. | Расширят представление о весеннем времени года в искусстве и действительности как о символе пробуждения природы, о пейзаже. Научатся выявлять особые приметы весенней природы в разные периоды, понимать символическое значение весеннего времени года в природе, искусстве и жизни человека, экспериментировать с художественными материалами, мелками, красками, пользоваться ими в своих набросках впечатлений и наблюдений природы. Закрепят навыки чтения композиционных схем художественных произведений, работы над эскизом своей композиции. | Творческая работа: подобрать на палитре цветовую гамму ранней и поздней весны. Выполнить эскиз своей композиции. |
|
|
29 | Русский мотив. Весенний пейзаж | 1 | УОСЗ | Весна в наблюдениях учащихся, в произведениях литературы и изобразительного искусства. Весна в произведениях художника К. Юона. Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. Последовательность работы над рисунком | Познакомятся с творчеством художника К. Юона. Закрепят живописные навыки; в передаче определенного весеннего состояния. Освоят приемы работы в технике акварельных красок или восковых мелков, монотипии. Научатся воплощать свои замыслы в реальные рисунки с передачей своего отношения к изображаемому, анализировать варианты композиций, продумывать колористическое решение, подбирать на палитре цветовую гамму. | Творческая работа: нарисовать картину весенней природы в цвете. |
|
|
30
| Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества.
| 1 | УИПЗЗ
| Всенародный праздник – День Победы. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Подвиг солдат в поэтических произведениях. Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры. Последовательность работы над эскизом памятника, посвященного подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. | Углубят представление о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., запечатленном в произведениях разных видов искусства. Познакомятся с произведениями изобразительного искусства разных жанров, посвященными подвигу нашего народа. Расширят представление о скульптуре как о жанре изобразительного искусства. Закрепят навыки работы с художественными материалами. Научатся продумывать свой замысел и выполнять эскиз памятника в соответствии с ним. | Творческая работа: выполнить эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. |
|
|
31 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Изготовление медали | 1 | УИПЗЗ | Всенародный праздник – День Победы. Медальерное искусство. Образы - символы. Условный язык изображения на медалях и орденах – наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали. | Получат элементарные представления о медальерном искусстве на материале вернисажа «Боевые награды», творческом процессе создания орденов и медалей. Узнают об условном языке изображений на медалях и орденах. Закрепят навыки композиционного решения образа-символа для памятной медали ко Дню Победы. | Творческая работа: выполнить по собственному замыслу эскиз памятной медали ко Дню Победы.
|
|
|
32 | Орнаментальный образ в веках. Архитектура Узбекистана.
| 1 | УИПЗЗ | Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Знакомство с ганчевыми белоснежными узорами в технике сквозной и рельефной резьбы. Материалы для вырезных орнаментов (дерево, мрамор, ганч). Мотивы узбекских узоров. Арабески. Символика узбекских орнаментов. | Познакомятся с узорами в резьбе по ганчу на примере архитектуры Узбекистана, с символикой узбекских орнаментов. Получат представление о технике исполнения узоров по ганчу. Узнают суть понятия «арабески». Овладеют графическими умениями в исполнении элементов узбекского резного орнамента. | Творческая работа: нарисовать узор, используя символы узбекского орнамента (повтор).
|
|
|
33 | Орнаментальный образ в веках. Архитектура Узбекистана. | 1 | УОСЗ | Затейливый узор по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Приемы выполнения ганчевых орнаментов. Последовательность работы над симметричным узором в круге с символикой узбекских орнаментов. | Познакомятся с узорами в резьбе по ганчу на примере архитектуры Узбекистана. Получат представление о технике исполнения узоров по ганчу. Овладеют графическими умениями в исполнении элементов узбекского резного орнамента. Научатся выполнять симметричный узор в круге с символикой узбекских орнаментов. | Творческая работа: выполнить симметричный узор в круге по мотивам узбекского орнамента. |
|
|
34 | Круглый год. Эскиз декоративного панно. | 1 | ОНЗ | Образ времени года в искусстве. Времена года в произведениях отечественных художников. Создание символического изображения одного из времен года, который наиболее ярко характеризует лето, весну, осень или зиму. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла. | Расширят свои представления о пейзаже. Познакомятся с творчеством отечественных художников. Научатся экспериментировать с художественными материалами, использовать впечатления и наблюдения природы родного края в творческой самостоятельной работе, создавать образ-символ того временного периода, который наиболее любим и привлекателен. Закрепят навыки декоративного обобщения, изобразительные приемы уподобления, а также умения самостоятельно работать над созданием художественного образа-символа одного из времен года. | Творческая работа: придумать или повторить образ одного из времен года. |
|
|
35 | Восхитись вечно живым миром искусства.
| 1 | УКИЗ | Жанры изобразительного искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров мирового искусства. | Познакомятся с выразительными средствами различных видов декоративно-прикладного искусства. Научатся приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, оценивать произведения искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Повторят терминологию и классификацию изобразительного искусства; расширят представление о роли искусства в жизни человека. Овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности | Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия.
|
|
|