Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" 2 класс,предмет окр.мир.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" 2 класс,предмет окр.мир. В рабочей программе подробно описаны универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr.mir_.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно — тематическое планирование уроков
окружающего мира
№ | Тема урока | сроки | Использование учебного и компьютерного оборудования | Планируемые результаты обучения -предметные - УУД | Возможная деятельность учащихся | Возможные формы контроля |
Раздел «Осень» (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе) | ||||||
1 | Осенние месяцы | Магнитофон, запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; . | Умеют находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Наблюдают за погодой, за изменениями в окружающем мире. Выполняют задание № 1 на с. 36 рабочей тетради и узнают, откуда в русский язык пришли наши современные названия осенних месяцев. Рассматривают изображения произведений декоративно-прикладного искусства (например, хохломского промысла) или сами предметы домашнего быта. Обсуждают цветовую гамму этих предметов и говорят, что красота осени всегда вдохновляла художников, музыкантов, поэтов на создание произведений искусства. Слушают запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чай- ковского. Под звучание музыки рассматривают репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» и А. А. Пластова «Первый снег» на с. 54—55 учебника. | Работа в паре: рубрика «Проверим себя» на с. 57 учебника. | |
2 | Осень в неживой природе | Магнитофон, запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; таблица погоды за сентябрь — ноябрь Познакомить со знаково-символическими средствами для поиска необходимой информации в учебнике.. | Понимают зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной оверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоили названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучились к наблюдениям за изменениями погоды. | Повторяют материал предыдущего урока (осенние месяцы, их современные и старинные названия, выполнение задания № 4 на с. 37 рабочей тетради). Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних. Читают текст третьего абзаца на с. 58 учебника. Обращают особое внимание на слова «мелкие», «моросящие», «затяжные» как характеристики осенних дождей. Изучают другие осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава. Далее говорят о таком погодном феномен, как «бабье лето». Завершается данная часть урока сообщением учителя о дне осеннего равноденствия и выполнением задания № 3 на с. 38 рабочей тетради. Изучают материал «Как замерзает река». | Фронтальная работа: ответы на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя». Читают вывод на с. 61 учебника. | |
3 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Поиск информации в хрестоматии, словарях, тетради №1 | Умеют в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называют общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни. | Отвечают на вопросы: откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? Какое время года называют урожайным? Почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия? Вспоминают, что такое равноденствие, когда бывает осеннее равноденствие, что происходит в природе после этого дня. Сравнивают свои ответы с текстом учебника. Знакомятся с гостем урока – куклой –зернушкой. Выполняют практическую работу: пытаются добыть огонь с помощью двух деревянных палочек. Выполняют задание в рабочей тетради (стр.40, №1). Читают текст о праздниках охотников и оленеводов на с. 64—65 учебника. Делятся впечатлениями от урока. Один из учеников читает вывод на с. 65 учебника. | Работа в группе: рубрика «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника. | |
4 | Звездное небо осенью | Запись «Звездного вальса» И. О. Дунаевского. Explorer | Понимают, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездииями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. | Знакомятся со сказаниями греческого народа в древности - мифами. Вспоминают, как назвали древние римляне главного своего Бога. Слушают один из мифов о Зевсе и красавице Каллисто».Узнают, что для древних людей наблюдение за звездами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд, особенно во время морских путешествий, когда нет никаких ориентиров, кроме звезд. Наблюдая за звездами, древние объединяли их в разные фигуры, которые назвали созвездиями, а имена им дали по именам героев мифов (Орион, Андромеда, Близнецы Кастор и Поллукс, Кассиопея) или животных, на которых, как им казалось, были похожи очертания созвездий (Лев, Рак, Рыбы, Лебедь). В числе их была и Большая Медведица. Выполняют задание № 1 на с. 42 (РТ). | Ответы на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 69 учебника, чтение вывода урока. | |
5 | Экскур-сия на луг | Травянистые растения, атлас-определитель. | Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы. | Рассматривают травы, находят нужные по заданию учителя. | Беседа, обмен впечатлениями | |
6 | Трава у нашего дома | Ножницы, клей; атлас-определитель | Понимают причины пожелтения травы осенью; научились распознавать травы с помощью атласа-определителя. | Слушают сообщение учителя о том, почему трава и листья деревьев имеют зелёную окраску. Рассматривают букеты трав, растущих у дома, описывают их внешний вид, запах. Рассматривают рисунок на с. 70—71 учебника, читают текст о птичьей гречишке и подорожнике на «Страничках Умного Совенка» (с. 124 учебника) и выполняют задание № 1 на с. 44 (РТ). Проводится работа с рисунками на с. 72 учебника. Дети находят в атласе-определителе на с. 44—58 растения, изображенные на рисунках, зачитывают комментарии атласа к каждому растению и рассказывают, видели ли они эти травы, и если видели, то где. | Фронтальная работа:ответы детей на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтение вывода на с. 73 учебника. | |
7 | Старинная женская работа | ЦОР (презентация) | Умеют назвать последователь- ность трудовых операций в работе со льном; умеют выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. | Знакомятся с важнейшим старинным женским трудом и сами стараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани на ощупь, а также называют известные ткани и описывают словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая). Рассматривают изделия из льна, представленные на выставке, и находят подобный. Прослеживают с опорой на учебник, как в старину получали такую красивую и прочную ткань. Рассматривают цветки льна на фотографии в учебнике (с. 74). Закрывают учебник и по памяти выполняют задание № 1 на с. 46 рабочей тетради.Читают рассказ «Димитриев день» на с. 77 учебника. Рассматривают фотографии рубрики «Из му- зейных коллекций» на с. 76 учебника, а затем выполняют задание № 3 на с. 47 рабочей тетради. | Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 77 учебника. | |
8 | Деревья и кустарники осенью. | Магнитные плакаты. | Понимают причины листопада; познакомились с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. | Говорят, какие деревья и кустарники им известны, находят на с. 78—79 соответствующие рисунки листьев, а на с. 81 — плодов. Для закрепления данного материала выполняется задание № 1 на с. 48 (РТ). Слушают рассказ о листопаде. Зачитывается и обсуждается рассказ «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне» А. А. Плешакова (с. 111—112), подводятся итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя» и зачитывается вывод на с. 81 учебника. | Выполняют задание № 2 на стр. 49 (РТ) и отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!» | |
9 | Чудесные цветники осенью | ПервоЛого | Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. | Слушают запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».) Вспоминают, при изучении каких тем нас в первом классе сопровождала эта же мелодия. Формулируют тему урока. Рассказывают, какие цветы были у них в букетах на 1 сентября, находят называемые цветы в букетах, на фотографиях, а также в рисунке на с. 82—83 учебника. Затем выполняют задание № 1 на стр. 50 (РТ). Рассмотреть фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 84 учебника и определить, с какими цветами 1 сентября пришли в школу дети. На следующем этапе урока дети знакомятся с поверьями и легендами о цветах, читая текст на с. 84—85 учебника. После этого, разбившись на пары или группы по 3—5 человек, выполняют задание рубрики «Поиграем!» на с. 85 учебника. Затем дети отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!», | Рассказать, какие цветы они хотели бы вырастить возле своего дома. | |
10 | Осенняя прогулка (экскур-сия в лес). | Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые провожают лето. Запах опавших листьев, грибов, лесной воздух, который отличается чистотой и содержит особые, полезные вещества, которые вырабатывают все растения, и губительно действуют на болезнетворные микробы. | Ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе. Осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физи-ческого здоровья. Состояние гармонии, внутреннего покоя, душевного равновесия и комфорта очень благотворно для здоровья ребенка, для становления его нравственности и экологического мышления. Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира рождает в душе ребенка чувство причастности к окружающему, формирует его личную ответственность за происходящее, воспитывает потребность в добром поступке. | Любуются осенними красками расписного лесного шатра. Считают, сколько цветов и оттенков видят на листьях деревьев и кустарников. Обращают внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березах и липах листья желтые, на клене, рябине, осине — красные, даже с фиолетовыми оттенками. А на кустах сирени листья остаются зелеными до самых морозов. Вспоминают, как передвигается воробей, и имитируют движение птицы: повернуться вокруг на пол-оборота и попрыгать, как воробей, считая до 10, и снова вернуться в исходное положение. Затем вспоминают, как «ходят» синички и вороны (если есть возможность, наблюдают за живыми объектами), и сначала быстро семенят маленькими шажками, а затем ходят по кругу вперевалочку «вороньим» шагом. | Чтобы продлить радость общения с красотой осенней природы, собирают букеты из самых красивых листьев. Дома дети должны поделитесь своими впечатлениями от экскурсии с родными и подарить им букеты осенних листьев. | |
11 | Грибы | Магнитные плакаты. | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | Рассказывают, какие грибы знают, какие блюда готовит из грибов мама. Узнают, что, оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. Подземная часть (грибница) прикрепляется к корням деревьев. При этом дерево отдает грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ. Дети рассматривают рисунок «Связь гриба и дерева» на с. 87 учебника. По рисункам на с. 86—87 учебника дети изучают материал о строении шляпочных грибов. С помощью подготовленных муляжей грибов учитель дает понятие о трубчатых и пластинчатых грибах. Грибы могут быть съедобными или несъедоб-ными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сшибают «поганки», и особенно мухоморы. Слушают рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с. 127—128), а затем обсуждает его с детьми по вопросам рубрики «Обсудим» на с. 89 учебника, зачитывают вывод урока. | Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 89 учебника | |
12 | Шести-ногие и восьми-ногие | Explorer | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. | Повторяют материал о животных, изученный в 1 классе. Слушают сообщение о том, что зимой исчезают практически все насекомые, кроме тех, которые обитают в домах и с которыми человек обычно борется (клопы, тараканы, моль). Выполняют задание № 1(с. 54,РТ). Изуча-ют фазы развития насекомых по рисункам (с.92) Изучают отличие паукообразных от насекомых. Вспоминают сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха» и называют ее главных персонажей. | Прочитать и обсудить с товарищем рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне» (с. 57—58), а также ответить на второй проблемный вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 93 учебника. | |
13 | Птичьи секреты | Запись телепередачи «В мире животных», карта полушарий. У учащихся—атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры. | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц. | Учитель читает первый абзац текста на с. 94 учебника. Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. Затем учитель читает первый абзац текста «Птичьи секреты» на «Страничках Умного Совенка» (с. 126 учебника). Вместе с детьми делает вывод: ученые узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в теплые края. Совместно ищут ответ на вопрос: «Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние — нет?» — делают вывод. Учитель рассказывает детям о том, как летят птицы: мелкие птицы и грачи — большими стаями, кулики — шеренгой, гуси и журавли — углом (клином). Дети знакомятся с материалом народного календаря: читают текст на с. 96 учебника, рассматривают репродукцию картины А. С. Степанова «Журавли летят». | Работают с загадками и вопросом рубрики «Подумаем!» на с. 97 учебника. Затем вместе с учителем делают вывод урока. | |
14 | Как разные животные готовятся к зиме | ЦОР (презентация). | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | Пошагово изучают новый материал. I шаг. Подготовка к зиме земноводных и пресмыкающихся. Зачитывается первый абзац текста на с. 98 учебника. Для закрепления этого материала выполняется задание № 1 на с. 58 рабочей тетради: дети по описанию определяют животное, подписывают, находят в приложении его изображение, вырезают и вклеивают в соответствующие описанию окошки. Делается вывод. зиму впадают в оцепенение. II шаг. Изменение осенью шерстного покрова лесных зверей. Зачитывается второй абзац текста на с. 98 учебника, рассматриваются изображения белки и зайца. III шаг. Как и какие животные делают запасы на зиму. Зачитывается третий абзац текста на с. 99 учебника. Для закрепления этого материала выполняется задание № 3 на с. 59(РТ). IV шаг. Подготовка животных к зимней спячке. Зачитывается четвертый абзац текста на с. 99 учебника. Для закрепления данного материала выполняется задание № 4 на с. 59 (РТ). V шаг. Зимняя спячка летучих мышей. Зачитывается текст и рассматриваются рисунки и фотография на с. 100 учебника. | Работа по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника. | |
15 | Невиди-мые нити в осеннем лесу | Магнитные плакаты. Мультимедийная презентация. | Узнать о взаимо-связях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | Вспоминают, что изучает наука экология. Обсуждают по шагам на конкретных примерах, какие связи существуют в природе. I шаг. Дети рассматривают рисунок на с. 102 учебника и обсуждают его по вопросам, делают вывод: «Дуб является кормильцем для мыши, белки и сойки». Затем дети рассматривают схему на с. 103 учебника, и обсуждают, почему стрелки на схеме двойные. Далее текст на с. 103 читается каждым ребенком про себя, после чего дети отвечают «компетентно» на поставленные ранее вопросы. Для закрепления материала выполняется задание № 1 на с. 60(РТ), читается и обсуждается рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне» (с. 115—118). II шаг. Переходя к изучению связей между орешником и грызунами, дети читают первый абзац текста на с. 104 учебника и выполняют первую часть задания № 2 на с. 60 (РТ). III шаг. Рассмотрение связей между рябиной и дроздами начинается со строк из стихотворения А. К. Толстого рассматривают рисунок на с. 104 учебника, находят изображения рябины и птицы. Далее читают до конца текст на с. 104—105 учебника и делают вывод о том, что не только рябина является кормильцем дрозда, но и дрозд полезен рябине, потому что рассеивает ее семена. | Выполнении зада- ния № 4 на с. 61(РТ) и по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 105 учебника. | |
16 | Осенний труд | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними живот-ными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | Знакомятся с куклой – многоручкой и слушают рассказ о работе, которую проделала кукла-многоручка. Обсуждают, почему осень много работы, по очереди читают абзацами текст на с. 106—109 учебника. Называют самую привлекательную для каждого работу. Затем дети выполняют задание № 1 на с. 62 (РТ). Разобрав схему в задании № 3 на с. 63 (РТ) решают, сколько рук будут мастерить своей кукле, чтобы она успела сделать все дела. | Обсуждает вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 109 учебника. | ||
17 | Будь здоров! | Microsoft | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролиро-вать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Рассматривают кукол, отмечают, что они одеты не по погоде, переодевают кукол. Рассматривают рисунки разных эпох, на которых изображены дети и называют самые удобные на их взгляд костюмы. Слушают сообщение о пользе сезонных народных игр для здоровья, обсуждают, в какие игры они любят играть летом и осенью. Называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения. Затем выполняют задания № 1 и № 2 на с. 64(РТ). | Выполняют задание № 3 на стр.65 (РТ). | |
18 | Будь здоров! (игры на свежем воздухе) | Мячи, скакалки, палочки для игры в лапту. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Делятся на команды, играют в старинные подвижные игры. | ||
19 | Охрана природы осенью | Таблицы. | Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | Прослушивают записи музыки («Осенняя песня» П. И. Чайковского). Затем рассказывают, о чем эта музыка, что в ней слышится, какое в ней настроение; к каким репродукциям на классной выставке она больше всего подходит. Отправляются в воображаемое путешествие по осеннему лесу. Находят грибы, на с. 116 учебника читают текст, посвященный этому живому организму, знакомятся с особенностями лесных орехов. Отвечают на вопросы: Как вы охраняете природу? Что мы можем сделать прямо сейчас? Как мы можем осенью участвовать в охране животных? Какие правила помогают охране грибов?» Делятся на шесть групп. Каждой группе выдается увеличенная ксерокопия одного из значков-предупреждений со с. 114—115 учебника. В этих значках «зашифрованы» правила охраны природы осенью. Рассказывают о них по этим рисункам. Сначала думают сами, а потом проверяют себя по учебнику. Каждая группа работает с одним значком, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, сообщает учителю о готовности. | Выполняют задания № 3 и № 4 на с. 68—69 (РТ). | |
Вселенная, время, календарь (13 ч + 1ч экскурсия в музей + 1 ч практическая работа с термометром) | ||||||
20 | Мы — союз народов России | Мультимедийная презентация. | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации. | Путешествуют в сказочный сад (политическая карта мира, России). Знакомство с официальным названием страны, в которой живут. Обозначение на карте крупнейших городов Российской Федерации. Выполняют задания № 2 и № 3 на стр. 4 рабочей тетради. Рассматривают рисунки и по характеру костюмов предполагают, в каких областях (на севере или на юге) живут изображенные в учебнике народы, кто в основном занимается охотой, а кто — землепашеством, в каких ремеслах искусны. Рассказывают о тех предметах домашнего обихода или одежды, которые они принесли из дома на урок. Выполняют задание № 1 на с. 3 рабочей тетради и делают вывод о многообразии культур народов Российской Федерации. Читают параграф учебника о государственном языке. Обсуждают с детьми, какие языки являются родными для народов региона, в котором они живут. | Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ? | |
21 | Мы — жители Вселен-ной | . | Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. | Повторения изученного в 1 классе материала по вопросам учебника на с. 8. Объяснение нового материала по настенной таблице строения Солнечной системы и слайдам мультимедийного проектора. Рассказ об изобретении подзорной трубы и телескопа. Рассматривая с их помощью звездное небо, ученые поняли, что звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела. В чем же их различие? Самостоятельное чтение об этом на с. 8—9 учебника. | Работа в паре: выполняют задания № 2 и № 3 на с. 6—7 рабочей тетради. | |
22 | Наш «косми-ческий корабль» — Земля практи-ческая работа с компасом | Лабораторное оборудование. | Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта. | Повторить материал предыдущего урока о Вселенной, Солнечной системе. Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. Рассматривают рисунок на с. 12 учебника, находят линию горизонта и узнают, что эта линия особенно хорошо видна в чистом поле или над морем. Читается материал учебника, рассматривается рисунок на с. 13 учебника и проводится практическая работа с компасом. Далее рассматривается рисунок сторон света на с. 13 учебника, выполняются задания № 3 и № 4 на с. 9—10 рабочей тетради и подводятся итоги урока по пройденному материалу. | Работа по определению сторон света во дворе школы. | |
23 | Наш «космический корабль» — Земля | Карта. | Понимать особенности формы планеты Земля, научиться работать с глобусом. | Повторяется материал предыдущего урока о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса. Знакомство о древних способах изображения Земли. Кругосветные путешественники. XV век – была построена и шарообразная модель Земли — глобус. Практическая работа с глобусом. | Выполнение задания № 5 и № 6 на с. 10—11 рабочей тетради. | |
24 | Время | Лабораторное оборудование. | У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; рисунки детей, выполненные в первом классе по теме «Город будущего»; песочные часы, будильник, механические часы с открытым механизмом, секундомер; вода и песок в сосудах, пустые емкости, фонарик; несколько репродукций картин, фотографий; рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». У учащихся—цветные карандаши или фломастеры; счетные палочки. | Рассматривают рисунки на с. 16—17 учебника и обсуждают приметы времени в них. Обсуждение фотографий рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 17 учебника. Рассказы детей о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Затем предлагает выполнить задание № 1 на с. 12 рабочей тетради. Минута — единица измерения времени. Объяснение детям, что каждому необходимо знать себя и учиться рассчитывать время так, чтобы все успевать. Далее выполняется задание № 2 на с. 12 рабочей тетради. | Что можно успеть за минуту? Практическая работа под руководством учителя. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» (стр.19). | |
25 | Экскур-сия в музей | Экспонаты музея, по которым можно проследить течение времени. | Умеют рассказать об изменениях, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране. | Слушают рассказ экскурсовода о становлении и развитии родного села. Рассматривают, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство. | Фронтальный опрос. | |
26 | Сутки и неделя | Explorer | Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи). | Слушают отрывок из стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени». Пробуют догадаться, о какой единице измерения времени говорится в стихотворении. С глубокой древности люди искали ответ на вопрос, почему же сменяются день и ночь. Читают, какой ответ предлагали древние греки (миф на с.21 учебника). Рассказывают, какие еще волшебные объяснения чередования дня и ночи им известны. Читают текст на с. 20—21 учебника о вращении Земли вокруг воображаемой оси, смотрят опыт, в котором вращающийся глобус освещается статичным фонариком. Рассматривают схему в учебнике на с. 20, которая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее. | Придумывают свои сказочные истории и выполняют задание № 1 на с. 14 (РТ). | |
27 | Месяц и год | Explorer | Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естест- венного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. | Рассматривают круглый хлеба и краюшку, сравнивают с серпом. Узнают, что для разной видимой формы Луны на небе люди издавна используют два разных слова. пробуют разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова «месяц» есть второе значение — единица времени, которая состоит из четырех недель. Учатся определять, убывает месяц или растёт. Рассматривают схему на с. 24—25 учебника, разбираются в ней и слушают научное объяснение лунному циклу, между фазами которого проходит по неделе. Сравнивают фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна, изображенная на фотографии слева от схемы, привести доказательства своему утверждению. Для закрепления материала выполняют задание № 1 на с. 18 (РТ). | Работа в паре: задания № 5 на с. 19 рабочей тетради. | |
28 | Времена года | Магнитные плакаты. | С помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. | Рассматривают изображе-ние годового круга, ищут причину, по которой художник изобразил годовой круг разноцвет-ным. Определяют, какие цвета характерны для каждого времени года. Сравнивают свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с. 28). Описывают с помощью слов свои впечатления от мысленной прогулки. Определяют, на какое время суток похоже каждое время года. Выполняют задание № 2(с.20, РТ) Знакомятся с новым понятием – «явления природы». | Выполняют задания № 4 и № 5 на с. 21 рабочей тетради. | |
29 | Погода (практи-ческая работа с термо-метром) | Лабораторное оборудование. | Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них. | Слушают текст учебника (с. 32—33)учебника и проводят практическую работу по изучению видов термометров и особенностей работы с ними по пунктам 1—5 задания № 1 рабочей тетради (с. 22—23). Рассматривают термометры, их устройство (корпус, шкала, стеклянная трубочка, наполненная жидкостью), уясняют назначение каждого из видов термометров, наблюдают разницу в градуировке их шкал. Выполняют практическую работу: определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. Результаты записывают в таблицу (пункт 4 задания № 1, с. 23 РТ). | Самостоятельная работа: измерить температуру своего тела. | |
30 | Погода | Градусник. | Усвоить теоретические понятия о погоде | Изучения теоретического материала учебника (с. 32—35) и выполнения заданий № 2,№ 3 и № 4 на с. 24—25 (РТ). | Фронтальный опрос | |
31 | Кален-дарь — хранитель времени, страж памяти | ЦОР (презентация) | Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. | Слушают отрывок из стихотворения Петера Хакса «Долгий день великанов». Определяют, как называется та чудесная вещь, в которой собраны все дни года, хранитель времени в течение года? Для чего служит календарь? Какие бывают календари? Есть ли у вас дома календари? Как они выглядят? Какое время живет, хранится в календаре?» Рассказывают, как можно, пользуясь календарем, заглянуть в прошлое или будущее. Определяет по календарю, на какой день недели приходятся воображаемые дни рождения кукол-помощников. Для закрепления материала дети выполняют задание № 4 на с. 27 (РТ). Знакомятся на с. 122 учебника (на «Страничках Умного Совенка») с особенностями лунного календаря, благодаря чему мусульманские праздники передвигаются из года в год по календарному кругу. Читают текст на с. 38—39 учебника. Определяют, чем похож праздник Ураза-байрам на те, которые знакомы детям, а чем отличается от них. | Самостоятельно делают выводы урока, а затем зачитывают выводы в учебнике на с. 39. | |
32 | Красные дни календаря | Мультимедийная презентация. | Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе). | Отправляются путешествовать по календарю, выясняют, почему некоторые дни отмечены красным цветом. читает текст (с. 40—41). Слушают о конкретных праздниках, находят распо-ложение их дат в календа-ре. Преполагают, какие праздничные дни запечат-лены на фотографиях рубрики «Заглянем в семейный альбом» (с. 41—42). Называют приметы праздника, которые помогли ответить на вопрос. Рассказывают, как принято встречать праздник в их семьях. | Придумывают и рисуют символы праздников в задании № 1 на с. 28—29 (РТ), а также отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 43 учебника. | |
33 | Народный календарь | Православный календарь; | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 44 учебника. Читают текст на с. 44—45 учебника. После прочтения берет кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, которые только что прозвучали. Выбранные рисунки «подчеркивают» счетной палочкой. Выполняют задание № 1 на с. 30 рабочей тетради, обращая внимание на то, какому народу принадлежат приведенные в задании приметы на погоду. Знакомятся с православным календарём. Рассматривают рисунки внизу с. 46 учебника и рассказывают, о каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник; как это поняли. Предполагают, какую зиму обещают людям улетающие журавли и почему. Составляют рассказы по картинкам. | Выполняют задание № 3 на с. 31 (РТ). В конце занятия учитель зачитывает вывод на с. 47 учебника и спрашивает у детей, что они хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока. | |
34 | Экологи-ческий календарь | Microsoft | Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы. | Повторяют материал предыдущих уроков о календарях. Рассматривают рисунок на с. 48—49 учебника. Определяют, какие животные, растения вам знакомы. Думают, где у каждого из этих животных дом, какой дом у оленя, у жука, у улитки. Рассуждают и приходят к выводу, что вся планета Земля как огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки — это все «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами. Делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жителями. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. С помощью текста на с. 50—51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. | Работа в паре: выполняют задание № 2 на с. 32 (РТ). | |
Раздел «Зима» (13 ч +2 ч экскурсия-прогулка) | ||||||
35 | Зимние месяцы | Научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Вспоминают загадку о городе-саде. Три ученика показывают таблички с древнеримскими названия- ми зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус). Нужно разгадать, как зовут этих братьев. Попробовать перевести их имена на русский язык. Проверяют, в правильном ли порядке стоят наши братья. Хором говорят названия зимних месяцев в правильном порядке. Выполняют задание № 2 на с. 3 (РТ). Высказывают свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называют самое главное, что понравилось на уроке. | Творческая работа: задание № 4 на с.4 (РТ) -рассмотрев фотографию, самим сочинить и записать маленькое произведение любого жанра на выбор о красавице-зиме. | ||
36 | Зима — время науки и сказок | Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. | Представляют себя учениками старинной школы. Находят самостоятельно в учебнике, когда дети приходили в школу (с.8). Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы. Учатся узнавать погоду по старинным народным приметам. Рассматривают картину братьев Ткачевых «В субботний день». Пробуют применить народную примету к картине и определить температуру воздуха на улице. Выполняют задания № 1, № 2 ( с. 6, РТ). Слушают даргинскую сказку «Скупясь, не сбережешь» на с. 10 учебника, объясняют смысл сказки. Затем дети, знающие сказку «Два жадных медвежонка», разыгрывают ее с помощью кукол и нарисованного на бумаге куска сыра. Дети сравнивают сказки. | В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим» на с. 11 учебника. Делают вывод из урока в форме ответов на незаконченные предложения учителя: «Зима — хорошее время для ...» «Народные приметы и сказки учат нас ...» | ||
37 | Зима в неживой природе | Таблица. | Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Слушают обобщение, как изменилась зимой погода по сравнению с осенью: холодно, везде лежит снег, река, озеро, пруд покрыты льдом, солнце выглядывает редко, чаще небо закрыто сплошными облаками. Дети в задании № 4 на с. 8—9 рабочей тетради отмечают состояние облачности в этот день. Наблюдают за температурой воздуха. Пользуясь динамической моделью, дети вспоминают материал предыдущих и связывают угол наклона оси с температурой воздуха. Рассматривается таблица со схемой движения Солнца по небосводу (задание №1,стр.8, РТ). Узнают, почему день 22 декабря называется днём зимнего солнцестояния, а 25 декабря – днём зимнего солнцеворота. Работают с пословицами на с. 14 учебни-ка (текст «Странички народного календаря»). Рассказывают, какие снежинки видели, как называется обильный снегопад и какие неприятности может он принести. Изучается такое погодное явление, как оттепель. Рассматривают картину Ф. Васильева на «Страничках Умного Совенка» (с. 120 учебника). Отгадывают загадки о зимних явлениях природы на с. 15 учебника и отвечают на вопросы рубрики «Подумаем!». | Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Прове- рим себя» и выводу на с. 15 учебника. | |
38 | Звездное небо зимой | Мультимедийная презентация. | Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде. | Повторяют материал урока «Звездное небо осенью» по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 16 учебника. Под руководством учителя проводится сопоставление расположения звезд Большой Медведицы осенью и зимой. Для наглядности используются иллюстрации учебника (часть I, с. 66 и часть II, с. 16). Сопоставляют рисунок на с. 16 учебника и рисунок в рабочей тетради и проводят на рисунке в рабочей тетради линию, соединяющую звезды Дубхе и Мерак с Полярной звездой. Слушают сообщение, что в древности именно Полярная звезда помогала ориентироваться путешественникам. Заполня- ют пропуски в задании № 3 на с. 10 рабочей тетради. Слушают миф об Орионе. Затем рассматривают иллюстрации на с. 18 учебни-ка, находят звезды, составляющие Пояс Ориона и Сириус, обводят в задании № 4 на с. 10—11 рабочей тетради фигуру Ориона и проводят линию к звезде Сириус. | Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Прове- рим себя» и выводу на с. 19 учебника. | |
39 | Зимняя прогулка (экскур-сия) | Деревья и кустарники, покрытые снегом. Следы лесных зверей и птиц. Свежий зимний воздух. Создание положительного эмоционального фона. Неяркая красота зимнего дня, желание слушать загадочное молчание спящей природы. | Ознакомление младших школьников с сезонными изменениями в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. Зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для феноло- гических наблюдений. Наблюдения за жизнью зимующих птиц, | Отгадывают лесные загадки Зимушки – зимы. Рассматривают снежинки. Рассуждают, почему скрипит снег под ногами. Раскапывают большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и узнают по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели. Рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны, следы прыжка белки. Тихо любуются красотой зимнего леса и думают, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. Определяют названия деревьев с помощью атласа-определителя. Называют признаки ели, сосны. Раскапывают лопаткой снег и определяют, что под снегом есть зеленые растения: земляника, копытень, осока, живучка ползучая, пастушья сумка. Слушают звуки зимнего леса. | В конце экскурсии учитель обращается к детям: «По- благодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щед- ро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы оценили бы его? Это отметка, которую поста- вил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!» | |
40 | Зима в мире растений | Магнитные плакаты. | Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | Вспоминают экскурсию в зимний лес, рассказывают, как выглядит лес после снегопада. Читают стихотво-рения русских поэтов о красоте зимней природы. Различение лиственных деревьев по их плодам проводят в ходе выполнения задания № 1 на с. 12 (РТ). Слушают текст о можжевель-нике (с. 22) Различение хвойных деревьев по их шишкам проводится при выполнении задания № 2 на с. 12 (РТ) Подводятся итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя». | Работа в паре: какие какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом. | |
41 | Зимние праздни-ки | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | Слушают стихотворение, угадывают, о каком празднике идёт речь. Вспоминают, у каких народов Новый год наступает осенью. Узнают историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Поочередно читают тексты «Зимний Новый год» и «Старый Новый год» на с. 26—27 учебника. Узнают, кто установил празднование Нового года в России зимней порой на «Страничках Умного Совенка» (с. 122). Рассматривают портрет на с. 26 учебника и запонают, как выглядел царь Петр Алексеевич. Слушают биографическую справку о Петре I. | Работа в паре: выполняют задание № 1 на с. 14 (РТ) | ||
42 | Зимние праздни-ки. Коляда. | Explorer | Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. | Узнают, что Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обращают внимание на то, что во время Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было. Рассматривают репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Ёлочный торг». Предполагают, каким характером должен обладать человек, создавший такую праздничную, теплую, радостную картину. Слушают, что рассказывает об этом Умный Совенок (с. 122—123 учебника). Выполняют задание № 3 на с. 15 рабочей тетради, чтобы мысленно нарядить старинными игрушками выбранную на елочном торге ель. Слушают рассказ о празднике Рождество Христово. Читают текста о рождественском вертепе на «Страничках Умного Совенка» (с. 121—122). Читают рассказ Рождественский праздник в России» на с. 25 учебника, разыгрывается сценка колядования. | Разыгрывают сценку колядования | |
43 | Растения в домашней аптечке | Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. | Участвуют в игре «Больница». Рассказывают, чем болеют пациенты-куклы. Вспоминают, чем лечил больных зверей доктор Айболит. Рассказывают, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду. Говорят о том, какие лекарства предлагает природа. Из книги «Великан на поляне» слушают рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора. Кто хочет, может во время чтения начать рисовать летнюю поляну, полную густых трав, душистых цветов. На с. 28—29 учебника рассматривают рисунок, узнают названия этих растений. | Самостоятельная работа: определить, какое растение было использовано для приготовления лекарства и указать, какая часть растения (с.30 учебник; с. 16, задание №1, РТ). | ||
44 | Зимняя жизнь птиц и зверей | Магнитные плакаты. | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | Повторяют, какие птицы улетают зимой на юг, какие птицы остаются зимовать и как они называются. Рас-сматривают иллюстрацию на стр.32-33 учебника, слушают рассказ об особенностях жизни и питания птиц зимой. Закрепляется материал о зимующих птицах выполнением задания № 1 на с. 18 рабочей тетради. Повторяют, какие звери зимой впадают в спячку, а какие бодрствуют, но делают запасы. Выполняют задания № 2 на с. 18—19 (РТ). | Фронтальный опрос по по вопросам рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 35 учебника. | |
45 | Невиди-мые нити в зимнем лесу | Таблицы. | Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 36 учебника и формулируют тему урока. Читают текст учебника на с. 36 с рассматриванием рисунков на с. 37. Для закрепления материала этой части урока выполняется задание № 1 на с. 20 (РТ). Слушают текст «Как животные друг другу помогают» на с. 38 учебника. Закрепление материала проводится по вопросам рубрики «Подумаем!» на с. 39 учебника и выполнении задание № 2 на с. 21 (РТ). | Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Прове- рим себя» на с. 39 учебника. | |
46 | В феврале зима с весной встречается впервой | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. | Слушают прогноз погоды в стихотворной форме, определяют, к какому зимнему месяцу подходит такой прогноз. Вспоминают место февраля среди зимних месяцев, выполняют задание № 1 на с. 22 (РТ). Слушают текст на с. 40 учебника, посвященный восточному календарю. Узнают о буддизме. Слушают, как отмечают праздник Белого месяца в Бурятии. Сравнивают между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по обще-гражданскому календарю и по старинному восточному. Слушают текст на с. 42 учебника, посвященный Масленице. Самостоятельно ищут ответ на вопрос на с. 42 учебника, выполняют задание № 2 на с. 22 (РТ). | Фронтальный опрос: почему февраль — особый зимний месяц? | ||
47 | Зимний труд | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. | Вспоминают, зачем кукле-многоручке столько рук? Какие осенние работы запомнили? Как люди летом и осенью готовятся к зиме? Рассуждают, какие дела необходимо сделать зимой. Узнают, что рассказывает о старинной зимней работе наш учебник и читают текст «Старинная работа зимой» (с. 44—45). Выполняют задание №1 (с.24, РТ). Рассказывают, как сохранить собранный осенью урожай. Слушают текст «Заботимся об урожае» (с. 45) и сравни-вают его со своими ответами. Работают в группе: рассмат-ривают через увеличительное стекло крупу и делают заключение о качестве зерна. Рассуждают на тему, нуждаются ли животные в нашей заботе зимой. Читают текст «Заботимся о домашних животных и родном доме» (с. 46).Обсуждают, какие работы необходимы улицам города и села. Сравнивают свои ответы с текстом учеб- ника. Затем выполняют задание № 2 на с. 24 (РТ). Сеют семена в заранее приготовленные горшочки с землей и помещают луковицу в банку с водой. Назначают дежурных, которые будут ухаживать за сеянцами. | Самостоятельная работа: ответить, зачем кукле- многоручке много рук зимой. | ||
48 | Будь здоров! | . | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Слушают случай, который произошел с поэтом Даниилом Хармсом. Объясняют, что же увидел поэт. Определяют фотогра-фии в учебнике (с. 48) которые подходят к этой загадке-стихотворению. Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей. Читает текст на с. 48—49 учебника, дополняя его информацией о старин-ных зимних забавах со «Страничек Умного Совенка» (с. 123 учебника). Читают на с. 49 учебника первый абзац о закаливании в зимнее время. Затем один из учеников пересказывает его содержание. Посещают праздники народов Севера, выполняют задание №1, № 2 (с. 26, РТ). Читают текст игры «Рукавицу гнать» на с. 50 учебника. | Самостоятельная работа: задание №3, с.27, РТ. | |
49 | Будь здоров! (подвиж-ные игры на свежем воздухе) | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.. | Вспоминают правила проведения игры, договариваются об условиях игры. Белятся на команды и играют. | Фронтальная беседа. | ||
50 | Охрана природы зимой | Microsoft | Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. | Рассуждают о том, что значит творить, надо ли любить и охранять своё творение. Играют в лесников дивного леса. По рисункам ребят отправляются в путешествие по лесу. Повторяют правила поведения в лесу. Читают текст на с. 52—53 учебника и рассказывают, какие еще правила охраны природы зимой можно предложить. Слушают рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне» (с. 91—92). После прочтения предлагают, как лучше организовать соревнования, о которых говорится в рассказе. Рассказывают, что знают о Красной книге, каких представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно предложить и выполняют задание №4, №5 (с.29,РТ). | Рассказать о своей любимой книге о животных. | |
Раздел «Весна и лето» (15 ч + 2ч экскурсии + 1 ч подвижные игры на свежем воздухе) | ||||||
51 | Весенние месяцы | Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Рассматривают репродукции картин и рисунки на с. 58—59 учебника. Предполагают, о каком времени года пойдет речь. Рассказывают, что им помогло это понять, какие признаки весны они увидели в рисунках и картинах, когда по народному календарю отмечают первую встречу весны. Устно сочиняют рассказы по картинам. Выполняют задания № 1, № 2 (с.32,РТ). Узнают, что больше всего раньше было имён у месяца марта и слушают ещё об одной особенности месяца (текст «Весенний новый год» на с. 60 учебника). Читают последний абзац на с. 60 и текст весенней заклички на с. 61 учебника. | Работа в группе: придумать весеннюю закличку. | ||
52 | Весна в неживой природе | Мультимедийная презентация. | Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. | Используя динамическую модель вращения Земли вокруг Солнца, дети под руководством учителя отмечают, что весной и осенью наклон оси вращения Земли по отношению к плоскости орбиты одинаков, поэтому примерно одинакова и температура воздуха, но восприятие человеком осени и весны совершенно разное. Осенью по сравнению с летом эта температура воспринимается как похолодание, преддверие суровой зимы, замирание природы, а весной — как потепление, как возрождение природы. На настенной таблице или слайде мультимедийной проекции дети сравнивают положение Солнца зимой и весной и отмечают в задании № 1 на с. 34 рисунок, на котором показано положение Солнца весной. Изучают день весеннего равноденствия. Проводят наблюдения за погодой за окном класса и записывают в таблицу задания № 4 на с. 34—35 (РТ) состояние облачности в данный день. Читают рассказ С. Т. Аксакова на с. 64 учебника, рассматривают репродукцию картины П. И. Петровичева «Ледоход на Вол- ге» и сопоставляют впечатления от рассказа и картины. Материал о половодье читают по учебнику (с. 63) с комментариями. | Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 65 учебника, а затем читают вывод урока. | |
53 | Весна — утро года | Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | Рассуждают, чем похожи утро и весна, что происходит в природе утром, что происходит в природе весной, что можно сказать о жизни людей: что происходит утром? А что очень важное происходит с людьми весной? Закрепляя понимание детьми того, что весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, выполняют задания № 1,№ 2,с.36 (РТ). Рассматривают рисунки и фотографии на с. 66—67 учебника, определяют, образ какого существа из мира животных здесь встречается в самых разных видах. Выполняют задание № 3, с. 36 (РТ). Слушают текст «Три встречи весны» на с. 66—67 учебника и наклейками отмечают в календаре дни встречи весны по народному календарю. Слушают текст «Весенний новый год в Приамурье» на с. 68. Определяют, что есть общее с традициями нанайского народа. | Делают самостоятельно вывод по уроку и сравнивают его с выво-дом в учебнике на с. 69. | ||
54 | Звездное небо весной.
| Слайды для мультимедийной проекции; 1-я часть учебника; атлас-определитель. У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры. | Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | Повторение материала о созвездиях, изученных ранее (рубрика «Вспомним» на с. 70 учебника). Обращаются к 1-й части учебника и рассматривают иллюстрацию на с. 66, где показано расположение на небе ковша Большой Медведицы осенью. Выясняют, остались ли на прежнем месте звезды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда). Приходят к выводу, что Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили такое же круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы. Узнают о том, что Вселенная тоже движется. Изучают созвездие Кассиопея: рассматривают фрагмент карты звездного неба на с. 71 учебника, в задании № 1 на с. 38 (РТ) на рисунке № 1 соединяют звезды так, чтобы получилась фигура созвездия Кассиопея, слушают текст об этом созвездии на с. 71 учебника. Слушают сведения о созвездии Лев, используя текст «Царь зверей на звездном небе» на с. 72 учебника. На рисунке этого созвездия дети находят фигуру серпа, которая составляет голову и грудь Льва. Обращают внимание, что самая яркая звезда созвездия Лев — Регул — находится в нижней части серпа. В задании № 1 на с. 38 (РТ) на рисунке № 2 соединя-ют звезды так, чтобы получилась главная фигура этого созвездия. | Итоги занятия подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 73 учебника. После ответов учащихся на эти вопросы учитель читает вывод урока в учебнике. | |
55 | Весенняя прогулка (экскур-сия) | Территория на пришкольном участке, на которой заранее создана так называемая экскурсионная тропа из пересаженных и посеянных первоцветов. Наибольшее количество видов цветущих растений, поиск мест произрастания большинства ранне- цветущих растений. | Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации. | Отправляются в путешествие по весеннему лесу: Остановка 1. Полянка первоцветов. Рассматривают жёлтый ключ-цветок, ветреницу лютиковую, медуницу, хохлатку. Какие деревья можно назвать «старшими братьями» раннецветущих растений? Оказывается, мы остановились на перекрестке липовой и дубовой аллей. Знаете, почему именно здесь начинается весна цветов? Для растений в липовом лесу зима немножко «теплее». Листья липы и дуба плохо проводят тепло, а когда падают — сморщиваются. У них заворачиваются края, и между ними остается много воздуха. Остановка 2. Цветущие деревья. Орешник. Слушают, почему орешник называют «младшим братом» дуба. Остановка 3. Цветущая осина. Остановка 4. Красавица-береза. Остановка 5. «Солнышко на пригорке». Узнают, почему у растения странное название – мать-и-мачеха. | Прочитать рассказы «Страницы второй, где речь идет о первых цветах, встречающих весну» из книги «Зеленые страницы» (с. 25—36). | |
56 | Весеннее пробуждение растений | ЦОР (презентация) | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. | Обсуждают общие вопросы: «Когда зацветают первые цветы? Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)? Требуется ли раннецветущим растениям много тепла? А что же им требуется для начала цветения?» Если последний из этих вопросов поставит детей в тупик, то необходимо дать учащимся задание прочитать про себя первые два абзаца текста на с. 74—75 учебника, найти ответ на вопрос и зачитать его. Заканчивается обсуждение общих вопросов ответом на вопрос: «Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла?» Слушают рассказ о ветренице и ее отличии от чистяка по материалам книги «Зеленые страницы». Осваивают технологию поиска информации: находят в атласе-определителе сведения о гусином луке. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих растениях выполнением задания № 1 на с. 40 (РТ). Слушают текст на с. 76—77 учебника и отвечают на вопросы. | Работа в паре: подумать над проблемными вопросами рубрики «Подумаем!» на с. 77 учебника и обсудить между собой свои ответы. | |
57 | Чудесные цветники весной | Запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; на-учиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. | Повторяют пройденный материал и демонстрируют выполнение заданий № 2- № 7(с. 41—43,РТ). Рассматривают рисунок на с. 78—79 учебника и называют цветы, которые им известны. Учитель рассказывает леген-ду о каждом цветке. При определении названий неиз-вестных детям цветов они могут использовать атлас-определитель (с. 34—39). | Закрепляется материал урока при выполнении заданий № 1 и № 2 на с. 44 рабочей тетради | ||
58 | Весна в мире насеко-мых | Microsft | Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | Повторяют материал предыду щего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 81 учебника. Дети демонстрируют также рисунки или фотографии весенних цветов (задание № 3 на с. 45 рабочей тетради). 2—3 желающих ученика делают доклады о весенних цветах (задание № 4 на с. 45 рабочей тетради). Повторяют сведения о зимовке насекомых и их превращениях, которые были изучены ранее, по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 82 учебника. Слушают текст на с. 82—83 учебника, рассматривают рисунок и находят насекомых, о которых рассказывается в тексте. Слушают рассказ «Гусеница на лесной тропинке» из книги «Великан на поляне» (с. 15—16). Закрепляется материал этой части урока при выполнении задания № 1(с. 46, РТ). Изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц: рассматривают рисунки на с. 84 учебника, сопоставляют их с рисунками на с. 144—145 атласа- определителя, выясняют, листьями каких растений питаются эти гусеницы. На примере комаров прослеживают единую экосистему природы. Слушают текст «О насекомых и немного о нас с тобой» на с. 84 учебника, выполняют задание № 4 (с. 47, РТ). | Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Прове- рим себя» и выводу на с. 85 учебника. | |
59 | Весна в мире птиц и зверей | Магнитные плакаты. | Узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | Беседуют о зимующих и перелетных птицах (вопросы 1—2 рубрики «Вспомним» на с. 86 учебника). Затем под руководством учителя дети на рисунке в учебнике (с. 86—87) находят сначала зимующих птиц (дятел, синица, воробей), а потом перелетных (ласточка, жаворонок, скворец, грач). Выполняют задание № 1 (с. 48, РТ). Обращаются к рисунку на с. 86—87 учебника и читают текст о гнездовании птиц на с. 87 учебника. Выполняют задание № 1 (с. 48, РТ): нумеруют рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев. Слушают текст «Какие бывают птенцы» о выводковых и гнездовых птенцах на «Страничках Умного Совенка» (с. 125 учебника). Обсуждают вопроса об отношении людей к птицам (рубрика «Обсудим» на с. 87 учебника). Изучают поведение зверей весной. Выполняют задание № 3 (с. 48—49, РТ). | В конце занятия учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» и читают вывод урока на с. 89 учебника. | |
60 | Невиди-мые нити в весеннем лесу | Карта. | Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Участвуют в беседе по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 90 учебника. Усваивают, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, осуществляют опыление растений. Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 91 учебника и делают вывод, что польза для растений и животных является двусторонней. Выполняют задание № 1 (с. 50, РТ). Изучают пищевую цепь «растения →насекомые → птицы»: под руководством учителя рассматривают схему на с. 92 учебника. Закрепляется материал второй части урока при выполнении задания № 3 на с. 51 рабочей тетради. | Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 93 учебника. | |
61 | Весенний труд | Научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | Вспоминают, как провожали Масленицу. Считают, сколько недель проходит между Масленицей и Пасхой. Предлагают свои объяснения о том, как называют эти семь недель и что происходит в жизни людей и в природе между этими праздниками. читает текст на с. 94—95 учебника и текст о Великом посте со «Страничек Умного Совенка» (с. 125 учебника). Вспоминают, какие народные приметы зимних и весенних дней предсказывают погоду. Отгадывают загадки о весеннем труде. Вспоминают, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим. | В заключение занятия учащиеся про себя читают вывод урока на с. 97 учебника. Учитель вызывает несколько учеников пересказать его. Спрашивает, что каждому кажется самым важным в сведениях данного урока. | ||
62 | Старин-ные весенние праздни-ки | Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 98 учебника. Затем учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Слушают объяснение смысла обряда, пересказывая текст со с. 98 учебника. Читают текст на с. 98—99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. После этого объясняют что означало похлоп читают текст на с. 98—99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базаров. Отвечают на вопросы: «Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных? На какой праздник это происходило? Что составляет главное богатство семьи? Рассказывают, какой пасхальный обряд изображен на картине Н. А. Кошелева на с. 98 учебника. Слушают текст о празднике Святой Троицы. | В завершение обсуждения материала о празднике Святой Троицы учитель предлагает учащимся выполнить задание № 3 на с. 55 рабочей тетради. | ||
63 | Будь здоров! | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Рассказывают, много ли вы болели этой зимой? Как вы думаете, почему так получилось? Кто запомнил правила сохранения и укрепления здоровья зимой? В следующую зиму обязательно им следуйте! Слушают текст на с. 102 учебника, а затем отвечают, какое занятие можно назвать лучшей школой здоровья для детей? Слушают правила игры республики Марий Эл «Бой петухов».Знакомятся с правилами татарской игры «Бой по следу». Выполняют задания № 1 и № 2 на с. 56 рабочей тетради. | Работа в паре: представить, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объяснить правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете | ||
64 | Будь здоров! (подвиж-ные игры на свежем воздухе) | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Устанавливают правила, играют в подвижные игры. | Беседа о проведённых играх, обмен впечатлениями, рассказы о самых интересных и необычных моментах игры. | ||
65 | Охрана природы весной | Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). | Вспоминают сказки в которых герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья. Предполагают, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу, парке, сквере? Читают, о чём просят насекомые, цветы, деревья (с. 106-107). Выполняют задание № 2 на с. 59 рабочей тетради. Слушают последний абзац текста на с. 107 учебника о том, как во время половодья сотрудники заповедников оказывают помощь зайцам, лисам и другим животным, оказавшимся в беде. Рассказывают о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106—107 учебника. | В заключение занятия учитель читает вывод урока на с. 109 учебника и обращается к классу: «Надеюсь, что после сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними. | ||
66 | Лето красное | Научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | Рассматривают репродукции картин, слушают рассказ о художнике и пробуют определить, о ком идёт речь. Узнают, как назывались три летних месяца у древних римлян ( читают названия в задании № 1 на с. 62 (РТ). Слушают каким увидел июнь поэт Сергей Козлов, находят репродукцию картины, которая точно подходит к этому стихотворению. Отмечают на- клейкой на настенном календаре день летнего солнцеворота — 25 июня. Подберите подходящие к картине старинные названия летних месяцев и выполняют задание № 2 на с. 62 рабочей тетради. | Зачитывают вывод урока на с. 113 учебника. | ||
67 | Летние праздники и труд | Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. | Слушают рассказ о якутских обычаях новогоднего праздника. Рассуждают, Почему люди в разных краях нашей страны в разное время встречали Новый год. Слушают текст «Странички народного календаря» на с. 115 учебника, посвященный августу. Вызвавшиеся ученики отмечают наклейками на настенном календаре даты, о которых идет речь в тексте. Выполняют задание № 2 на с. 66 рабочей тетради. Отгадывают загадку и ищут подходящее к ней орудие земледелия. Слушают стихотворение Людмилы Харитоновой на с. 116 учебника, заучивают его наизусть. | Читают вывод урока и выполняют задание № 4 на с. 67 рабочей тетради | ||
68 | Экскур-сия в лес | Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые ранние цветы, которые встречают лето. Птицы, насекомые. | Знакомство с цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы. Настрой детей на восприятие информации. Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц. Бережное отношение к окружающей природе | Восприятие себя частью окружающей природы, способность почувствовать общую для всех красоту мира, зарождение в душе ребенка чувства причастности к окружающему; формирование его личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке. | Беседа по содержанию экскурсии, обмен впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" 2 класс,предмет ИЗО
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" 2 класс. В рабочей программе подробно расписаны универсальные учебные действия....
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" 2 класс,предмет технология.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" 2 класс,предмет технология. В рабочей программе подробно описаны универсально учебные действия....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...