Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный базисный учебный план (приказы министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г №1312, от 20.08.2008 г №241, от 30.08.2010 г №889, от 03.06. 2011 г № 1994 г);
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Авторская программа «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.), 2011,
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки республики Бурятия №1168 от 03.09.2008 г., Приказ Министерства образования и науки республики Бурятия №1093 от 12.07.2011 г., «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования»;
- Устав МБОУ «Барагханская СОШ»;
- Образовательная программа МБОУ «Барагханская СОШ».
Тематическое планирование рассчитано на 34 часов в год, в неделю – 1 ч
Количество часов в I четверти – 9 ч;
Количество часов во II четверти – 7 ч; Количество часов в III четверти – 10 ч; Количество часов в IV четверти – 8 ч.
Для реализации программного содержания используется учебник:
- Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С. «Изобразительное искусство»: учебник 2 класса начальной школы: 3-е изд.- М: Просвещение, 2012.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функции: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; Конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития кур-са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль-гуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме.Изображать можно линией. Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
Мир полон украшений. Цветы. Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари.
Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музей в жизни города. Картина — особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли. Деревня — деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема, тип | Решаемые проблемы; | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
понятия | предметные | универсальные учебные действия | личностные | |||
Тема «Чем и как работают художники» | ||||||
1 | Три основные краски создают многоцветие (многообразие) мира (решение учебной задачи). У.*, с. 24–27 | Как получить составные цвета из трех основных? Что такое живопись? Цели: дать понятия об ос-новных и составных цветах, цветовом круге; формировать первичные живописные навыки и основы цветоведения; развивать зрительную память; помочь учащимся освоить правила безопасности на занятих | «Основные» | Знания: узнает, что такое живопись, об основах цветоведения, ос-новных и составных цветах, о цветовом круге; вспомнит правила безопасности на уроках. Умения: научится смешивать краски сразу | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать и оценивать результат своей деятельности. Познавательные: анализировать выполненные работы; изображать по памяти и впечатлению. Коммуникативные: обращаться | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические потребности в общении с ис-кусством |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. Природная | Каким способом получить теплые и холодные оттенки цветной краски? Цели: развивать эмоцио- | Оттенки, природные стихии | Знания: узнает о различном эмоциональном звучании цвета. Умения: научится | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять цель | Смыслообразование: приобретает |
стихия (решение учебной задачи). У., с. 28–31 | нальную отзывчивость, эс-тетическое восприятие окружающего мира, умение анализировать выполненные работы; научить смешивать цветные краски с белой | изображать природные стихии кистями без предварительного рисунка, смешивать цвета с белой и черной краской для получения новых оттенков, проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин, изображающих природу | оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов с целью решения практической задачи; самостоятельно создавать творческие работы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; признавать возможность существования различных точек зрения | целостный взгляд | ||
3 | Выразительные возможности акварели, пастели, цветных мелков (способы У., с. 36–39 | Какова красота и выразительность этих материалов (акварель, пастель, цветные мелки)? Цели: развивать наблюдательность; ознакомить с выразительными возможностями материалов и особенностями работы с ними; учить передавать в рисунке свои впечатления, эмоциональное состояние природы | Пастель, цветные (восковые | Знания: узнает о красоте и выразительности художественных материалов: акварели, пастели, цветных мелков. Умения: научится изображать осенний лес | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем или самостоятельно. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных, практических и творческих задач. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем | Нравственно-этическая ориентация: проявляет цен-ностное отношение |
4 | Выразительные возможности аппликации. Аппликация У., с. 50–53 | Каковы особенности создания аппликации? Цели: пробудить интерес | Ритм пятен, аппликация | Знания: узнает о выразительных возможностях и особенностях изготовления аппликативной работы. Умения: научится создавать разноцветный ковер (изображение осенней землис опавшими листьями) по памяти | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задаче и рационально выстраивать самостоятельную деятельность. Познавательные: выделять существенные признаки объектов; использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании своей творческой работы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоци-ональную от-зывчивость |
5. | Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица (рефлексия способов У., с. 40–43 | Какова выразительность линии при использовании графических материалов? Цели: способствовать развитию аналитических возможностей глаза, художественно-эстетического вкуса; обучать видению целостной формы графического изображения; показать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа | Графика, графические материалы | Знания: узнает о выразительных возможностях графических материалов. Умения: научится изображать зимний лес | Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; соотносить результат выполненной работы с заданным эталоном. Познавательные: узнавать объекты окружающей действительности; определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой; сравнить выразительные возможности графики и живописи. | Нравственно-этическая ориентация: выражает эстети-ческие чувства (эмоциональное художественное восприятие |
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | произведения искусства) | |||||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме (постановка и решение учебной задачи). У., с. 44–47 | Какие животные обитают Цели: учить наблюдать выразительные объемы в природе; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к объемному изображению животных; показать приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление) | Объемы в природе, мелкая пластика, пластилин, стека, объ-емное изображение | Знания: узнает о скульптуре и образном языке скульптуры, о материалах, с которыми работает скульптор. Умения: научится работать с пластилином – лепить из одного большого куска животных путем вытягивания и вдавливания (по впечатлению и памяти); получит возможность на-учиться приемам работы с пластилином | Регулятивные: соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций в работе. Познавательные: использовать общие приемы решения учебно-практической и познавательной задач; применять технологическую карту для решения поставленной задачи; воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество | Нравственно-этическая ориентация: проявляет добро-желательность |
7–8 | Выразительные возможности бумаги (поиск У., с. 48–49 | Какие вы знаете приемы работы с бумагой? Цели: помочь учащимся освоить приемы работы с бумагой (сгибание, разгибание, склеивание); создать комфортные условия для | Конус, цилиндр | Знания: узнает о выразительных возможностях бумаги. Умения: освоит приемы сгибания, разгибания, склеивания бумаги; научится переводить | Регулятивные: активизировать Познавательные: использовать модели и схемы для решения практических задач. | Нравственно-этическая ориентация: приобретает на- |
получения учащимися положительных эмоций от проделанной работы | плоский лист в разные объемные форматы, склеивать простые объемные формы: конус, цилиндр, «лесенка» и «гармошка» | Коммуникативные: обсуждать | выки делового сотрудничества | |||
9 | Для художника любой материал может стать выразительным. Изображение родного города с помощью «неожиданных» материалов (выбор наиболее эффективных способов для решения задач). У., с. 54–55 | Какие художественные материалы используют в работе художники? В чем красота различных художественных материалов? Цели: развивать фантазию; эстетический вкус; создать учащимся условия для вос-становления в памяти и повторения свойств художественных материалов и их выразительных возможностей; помочь в создании образа ночного города с помощью «неожиданных» материалов | «Неожиданные» материалы, коллаж, аппликация, смешанные техники | Знания: узнает о сходстве и различии материалов, о смешанных техниках и «неожиданных» материалах. Умения: научится понимать красоту художественных материалов, выделять их отличия, использовать для практической работы «неожиданные» материалы, изображать ночной город с помощью «неожиданных» материалов на фоне темной бумаги | Регулятивные: предвосхищать результат; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; создавать самостоятельно или в групповом сотрудничестве образ ночного города с помощью «неожиданных» материалов. Коммуникативные: формулировать собственную позицию; уметь участвовать в диалоге; слушать | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважи-тельное отношение к иному мнению |
Тема «Реальность и фантазия» | ||||||
10 | Изображение У., с. 58–61 | Как выглядят животные в реальном мире? Как показать характер выбранной птицы в изображении? Цели: развивать наблюдательность, умение видеть мир вокруг нас; | Реальность, анималистика. Строение птиц, пропорции частей тела птиц | Знания: узнает о Умения: научится изображать зверей, наблюдать за животными в зоопарке, деревне и в своей работе отражать результаты наблюдений, используя художественные материалы: гуашь, кисть, цветную бумагу | Регулятивные: вносить дополнения в случае расхождения с эталоном. Познавательные: классифицировать информацию по заданным критериям; выявлять особенности изображения разных птиц; применять технологическую карту для решения поставленной задачи. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач; ывражать свои мысли | Смыслообразование: осуществляет само-оценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
11 | Изображение У., с. 62–65 | Какова роль фантазии в жизни людей? Цели: развивать творческое начало, фантазию. умения работать с акварелью; показать, как с помощью соединения элементов разных животных и растений можно создать фантастический образ; создать оптимальные условия для проявления | Фантазия, фантастические образы, сказочные образы (существа) | Знания: узнает о значении понятия фантазия, о фантастических образах; выяснит роль фантазии в жизни человека. Умения: научится изображать сказочных несуществующих животных и птиц путем соединения воедино | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей; соотносить правильность выполнения и результат действий с конкретно поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для реализации поставленной задачи. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к общему | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эмоционально-нравственную от-зывчи- |
учащимися фантазии и оригинальности в практической деятельности | элементов разных животных, птиц и даже растений | решению в совместной деятельности | вость | |||
12 | Украшение и реальность. Паутинка (решение учебной задачи). У., с. 66–69 | Чем привлекательны объекты окружающей действительности? Какие наблюдали явления, объекты, предметы, украшающие природу, окружающий мир? Цели: развивать наблюдательность, умение видеть красоту в природе, в местах ближайшего окружения; показать красоту природы, разнообразие ее форм. цвета | Красота в природе | Знания: узнает о красоте природы, разнообразии ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Умения: научится изображать паутинки с росой и веточками деревьев при помощи линий (индивидуально по памяти), используя тонкую кисть и гуашь одного цвета | Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации; выявлять особенности изображения различных украшающих элементов в природе; наблюдать и учиться видеть украшения Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение |
13 | Украшение и фантазия. Украшаем кокошник и сарафан (решение частных задач). У., с. 71–73 | Какова роль фантазии в создании украшений? Как переносится красота природы Цели: развивать эстетический вкус, фантазию; помочь учащимся освоить приемы создания орнамента | Кружева, бижутерия, вышивка, бисер, орнамент, узор | Знания: узнает о преобразовании природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Умения: научится украшать закладку для книги узором заданной формы, используя | Регулятивные: соотносить результат с заданным эталоном; Познавательные: использовать об-щие приемы решения задачи; определять цель и пути ее достижения; выявлять особенности и элементы природных форм (узоры, орнаменты) в изображении украшений на декоративных изделиях и предметах одежды (кокошник, сарафан). | Нравственно-этическая ориентация: нахо-дит выходы из спорных ситуаций |
любой графический материал одного-двух цветов | Коммуникативные: обсуждать | |||||
14 | Постройка и реальность. Подводный мир (оценка процесса и результата деятельности). У., с. 74–75 | Какими бывают постройки в природе? Как мы реагируем на красоту различных построек в природе? Цели: определить красоту | Природные конструкции. Приемы тонирования бумаги | Знания: узнает о постройках реальных и природных конструкциях. Умения: научится конструировать из бумаги подводный мир (индивидуально-коллективная работа); освоит приемы работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание) и приемы тонирования бумаги | Регулятивные: вносить необходимые дополнения в план и способ действий; эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Познавательные: называть и определять объекты окружающей действительности; наблюдать и характеризовать природные постройки. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: приобретает навыки сотрудничества |
15 | Постройка и фантазия. Сказочный город (ин- | Какова возможность фантазии человека в создании предметов? | Фантастические кон- | Знания: узнает о разнообразии конструкций, о природных формах | Регулятивные: концентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений; оцени- | Нравственно-этическая |
дивидуально-групповой проект) (постановка и решение учебной задачи). У., с. 76–77 | Цели: пробудить детскую фантазию; показать связь природных конструкций | струкции, природные формы, архитектурные по-стройки | и архитектурных постройках. Умения: научится создавать макеты фантастических зданий, конструкций фантастического города, используя свое воображение, применяя освоенные приемы работы с бумагой | вать процесс и результат собственной деятельности. Познавательные: анализировать Коммуникативные: формулировать свои затруднения; владеть навыками коллективной деятельности | ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению | |
16– 17 | Братья Мастера всегда работают вместе. Эстетические потребности, ценности | Как взаимодействуют три вида художественной деятельности? С помощью каких выразительных средств художественной деятельности художник передает различные настроения в природе? Цели: продолжать освоение способов работы с бумагой; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; показать, как художник изображает природу в различных состояниях | Взаимодействие, выразительные средства. Природа | Знания: узнает о выразительных средствах художественной деятельности для передачи настроения в природе. Умения: научится конструировать, моделировать и украшать елочные игрушки, изображающие людей, зверей, растения, работать с гуашью и акварелью, создавать | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и состояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера | Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов; проявляет эстетические чу-вства |
Тема «О чем говорит искусство» | ||||||
18 | Выражение характера изображаемых животных (оценка результата деятельности). У., с. 96–99 | Как выразить в изображении характер животного? Цели: развивать наблюдательность, умение почувствовать настроение и передать его в работе; объяснить особенности анималистического изображения, созданного художником-графиком, живописцем, скульптуром; помочь учащимся освоить приемы работы простым карандашом, фломастером черного цвета; раскрыть значение понятий устная зарисовка, характеристика зверей | Характер, анималистическое изображение в графике, живописи, скульптуре. Уст-ная зарисовка. Е. Чарушин | Знания: узнает об особенностях анималистического изображения, выполненного в графике, живописи и скульптуре, о понятии уст-ная зарисовка. Умения: научится умению чувствовать | Регулятивные: предвидеть возможности получения результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; приводить примеры животных в различных состояниях; выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать анималистические рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Коммуникативные: аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу од-ноклассников с позиции творческих задач | Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд |
19 | Выражение характера человека | Какие качества души делают мужчину красивым? Цели: развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их | Качества души | Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа, о мужских | Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; осуществлять эмоциональную и нравственную оценку образа по его изображению в рисунке, на картине. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы сущест- | Нравственно-этическая ориентация: проявляет этичес- |
существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 104–105 | ности художественных материалов, которые применяются в создании объемного мужского образа; помочь учащимся освоить приемы работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление) и способы передачи пластики движений | качествах характера (смелость, решительность, честность, доброта). Умения: научится изображать образ доброго и злого героя сказок (с ярко выраженным характером), создавать образ из целого куска пластилина | венных признаков объектов; рас-сматривать репродукции картин из-вестных художников с мужским изображением с целью получения необходимой информации о передаче пластики движений, создании художественного образа. Коммуникативные: формулировать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | кие чувства, доброжелательность | ||
20 | Выражение характера человека. Женский образ. Распознание объектов, выделение существенных признаков (изучение и первичное закрепление новых знаний). У., с. 100–103 | Что выражает художник, изображая человека? Цели: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость умение передавать в изображении внешнее | Противоположность. Портретное изображение. Об-раз человека и его характер | Знания: узнает о сред-ствах искусства, с помощью которых можно передать в изображении внешнее и внутреннее содержание человека. Умения: научится изображать противоположные по характеру сказочные образы, выражая свое отношение к ним при помощи цвета, живописных и графических средств | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять пошаговый и итоговый контроль действий по реализации учебно-практической задачи. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; рас-сматривать, анализировать и обсуждать репродукции картин и иллюстраций. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические ценности |
21 | Образ человека и его характер, выраженный У., с. 104–106 | Что выражают изображения, созданные в объеме? Цели: показать выразительные возможности художественных материалов, которые применяются в скульптуре для создании объемного образа человека (дерево, камень, металл и др.); закреплять действия, необходимые для процесса восприятия и процесса созидания | Скульптура, керамика. Восприятие. Созидание. Сказочные образы | Знания: узнает о выразительных возможностях художественных материалов, которые применяются в создании объемного образа человека. Умения: научится создавать в объеме (лепить) сказочные образы с ярко выраженными характерами | Регулятивные: составлять план Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; устанавливать аналогии. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения | Нравственно-этическая ориентация: проявляет понимание в от-ношении чувств других людей |
22 | Изображение природы в разных состояниях (постановка учебной задачи, поиск ее решения). У., с. 88–93 | Что выражает художник, изображая природу? Как художник использует цвет, ритм, тон для передачи настроения в изображении природы? Цели: пробудить интерес | Контраст, марина, художники-маринисты | Знания: узнает о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи настроения в изображении природы. Умения: научится изображать контрастные изображения природы (море нежное | Регулятивные: адекватно использовать речь в регуляции деятельности. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой ин-формации; ставить и формулировать учебно-познавательные проблемы; рассматривать репродукции картин художников-маринистов, участвовать в их обсуждении (сравнивать и анализировать характер и со-стояние моря на разных картинах); находить варианты решения различных художественно-творческих задач при воплощении идеи в изображении разного характера моря. | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение к иному мнению; осваивает нравственные ценности |
дательность, художественно-эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства, умение выражать в изображении свое отношение к природе доступными приемами | анализировать выразительные художественные средства, использованные художником | Коммуникативные: строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | ||||
23 | Выражение характера человека через украшение (решение учебной задачи). У., с. 108–111 | О чем рассказывает человек через свои украшения? Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании старинного русского оружия, кружев, женских костюмов; помочь учащимся освоить приемы работы | Доспехи, кокошник. Украшение готовых форм | Знания: узнает о о возможностях использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Умения: научится украшать вырезанные из бумаги богатырские доспехи, кокошники заданной формы, самостоятельно придумывать узор | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый Познавательные: создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач. Коммуникативные: проявлять ак-тивность для решения познавательных задач; предлагать помощь в сотрудничестве | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности; осваивает нравственные ценности |
24– 25 | Выражение намерений через украшения. Выражение характера | Какие украшения выражают определенные намерения? Могут ли украшения иметь разный характер? | Намерения, ук-рашения, | Знания: узнает об украшениях, имеющих разный характер, о декоративных композициях | Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно оценивать собственное поведение. | Самоопределение: осознает ответст- |
человека через украшение, конструкцию и декор (рефлексия способов и условий решения). У., с. 112–113 | Цели: развивать умение получать образные и эмоциональные впечатления от ук-рашений; помочь выполнить практическую работу по изображению «добрых» | имеющий разный характер, декор, декоративные композиции | заданной формы, что такое «декор». Умения: научится украшать противоположные по намерению два сказочных флота (доброго, праздничного и злого, пиратского), объединять индивидуальные работы в одну коллективную | Познавательные: ставить и формулировать проблемы; предлагать свои варианты решения поставленной задачи; опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере. Коммуникативные: предлагать помощь в сотрудничестве; формулировать свои затруднения; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности | венность за общее благополучие | |
Тема «Как говорит искусство» | ||||||
26 | Цвет как средство выражения: теплые цвета (поиск и открытие нового способа действия). У., с. 124–129 | Что выражают теплые цвета? С какими эмоциями связываете теплые цвета? Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, теплых цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу по изображению чудо-коврика | Теплые цвета, цветовой круг, колор | Знания: узнает о теплых цветах и их эмоциональной выразительности; повторит сред-ства художественной выразительности, цветовой круг. Умения: научится оп-ределять теплые цвета, изображать перо жар-птицы, чудо-коврик, используя теплые цвета, применять | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; контролировать процесс и результат деятельности. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых цветах в ходе практической работы. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера по совместной деятельности высказывания; аргументировать свою позицию в учебном взаимодействии и сотрудничестве; анализиро- | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические чувства; осваивает нрав-ственные ценности |
гуашью | вать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач | |||||
27 | Цвет как средство выражения: холодные цвета У., с. 126–129 | Что выражают холодные цвета? С какими эмоциями связываете холодные цвета? Цели: развивать эмоциональное восприятие цвета; формировать колористические навыки работы гуашью; повторить знания о цветовом круге, средствах художественной выразительности, холодных цветах; помочь учащимся выполнить практическую работу | Холодные цвета, цветовой круг, колор, борьба и взаимовлияние цвета в природе | Знания: узнает о холодных цветах и их эмоциональной выразительности. Умения: научится оп-ределять холодные цвета; изображать замок Снежной Королевы, используя холодные цвета, применять в работе для изображения фона прием мазка «дождик» | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать результат деятельности. Познавательные: использовать имеющиеся знания о холодных цветах в ходе практической работы. Коммуникативные: обращаться | Смыслообразование: осуществляет само-оценку на основе критериев ус-пешности учебной деятельности |
28 | Цвет как средство выражения: У., с. 130–131 | Как получить тихие и звонкие цвета на бумаге? Цели: учить наблюдать борьбу цвета в жизни; развивать наблюдательность, способность к эмоциональной выразительности цвета; помочь учащимся выполнить рисунок, передавая настрое- | Тихие | Знания: узнает о тихих (глухих) и звонких цветах на бумаге, о бо-рьбе тихого (глухого) и звонкого цветов Умения: научится смешивать различные | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять пошаговый Познавательные: проводить сравнение и анализировать выполненные творческие работы; участво- | Нравственно-этическая ориентация: проявляет эс-тетические чувства; |
ние в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов; рассказать о колористическом богатстве внутри одной цветовой гаммы; помочь учащимся освоить приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») | Колористическое богатство | цвета с черной, белой и серой красками для получения нежных и мрачных оттенков цвета, изображать весеннюю землю, применять в практической деятельности приемы работы кистью | вать в анализе использования цвета на картинах художников; применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться за помощью к учителю, партнеру | осваивает нрав-ственные ценности | ||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Выбор действия в соответствии У., с. 136–137 | Каково значение линии в рисунке? Цели: определять эмоциональное звучание линии; воспитывать положительные эмоции при восприятии произведения искусства и выполнении практической работы; помочь освоить приемы изображения пастелью и цветными мелками, овладеть навыками работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой | Ритм линий | Знания: узнает о ритме линий и значении линии в ритме. Умения: научится изображать весенние ручьи пастелью или цветными мелками | Регулятивные: выбирать учебное действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения учебно-практических и творческих задач. Коммуникативные: проявлять ак-тивность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: проявляет ценностное отношение |
30 | Линия как средство выражения: характер линий (постановка и решение учебной задачи). У., с. 138–139 | Каковы выразительные возможности линии? Цели: формировать умения видеть многообразие линий в окружающей действительности, создавать разные фактуры и художественный об-раз при помощи определенного материала (ветви деревьев со своим характером | Характер линий. Линии | Знания: узнает о выразительных возможностях линии, о характере линий. Умения: научится оп-ределять многообразие линий, изображать ветки с определенным характером | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель. Коммуникативные: проявлять ак-тивность в учебном сотрудничестве; строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: приобретает эстетические потребности |
31 | Ритм пятен как средство художественной выразительности (постановка и решение учебной задачи). У., с. 132–135 | Как изменяется восприятие композиции от изменения расположения пятен? Цели: дать представление | Ритмическая композиция. Ритм линий, пятен, цвет. Пропорции | Знания: узнает о том, что пропорции составляют основы образного языка, о роли различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Умения: научится видеть в произведениях художников фрагменты с выраженной ритмической организацией, ритмично располагать птиц на фоне весеннего на плоскости листа | Регулятивные: адекватно воспринимать предложение учителя по ис-правлению ошибок; вносить необходимые коррективы в действие после завершения. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Коммуникативные: определять об-щую цель сотрудничества и пути ее достижения; проявлять активность во взаимодействии; обращаться | Смыслообразование: приобретает целостный социально ориентированный взгляд |
32 | Пропорции выражают характер (оценка результата деятельности) | Каково значение пропорций? Художники считают, что пропорции составляют основы образного языка. Со-гласны ли вы с их мнением? Цели: развивать интерес | Пропорции | Знания: узнает о значении пропорций в изображении Умения: научится понимать пропорции как соотношение между собой частей целого, изображать птиц по ходу работы | Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; использовать полученные знания в ходе выполнения творческой работы; выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы. Коммуникативные: аргументировать свою позицию; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии | Самоопределение: проявляет готовность следовать нормам природоохранного поведения; владеет навыками коллективной деятельности |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (рефлексия способов и условий действия). У., с. 140–141 | Каковы основы языка, на котором говорят линии? Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; умение выполнить практическую работу с использованием различных материалов | Коллективное панно | Знания: узнает, на каком языке говорят братья Мастера. Умения: научится создавать коллективное панно на тему «Весна. Шум птиц», выбирать и обосновывать, украшать заготовки закладки | Регулятивные: стабилизировать свое эмоциональное состояния для решения задачи. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: оказывать | Нравственно-этическая ориентация: овладевает умением не создавать конфликтов |
34 | В музее у веселого художника. Обобщающий урок года (контроль и коррекция знаний). У., с. 142 | Что нового мы узнали в учебном году? Какие приемы изображения освоили? Цели: напомнить последовательно в форме беседы все темы; развивать умения выбирать самостоятельно материалы для своей работы, об-суждать выполненные работы; помочь выполнить украшение заготовки закладки | Игра-беседа, средства художественной выразительности для создания образа | Знания: узнает мнения одноклассников о том, что нового они узнали об искусстве. Умения: научится рассматривать ученические работы и анализировать их, находить репродукции, раскрывающие те или иные темы | Регулятивные: формулировать Познавательные: осознанно строить сообщение в устной форме. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть навыками коллективной учебной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориентация: проявляет уважительное отношение |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
УЧЕБНИКИ
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....