урок изо 3 класс "В музеях хранятся портреты"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
урок предназначен для учителей изо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изо 3 класс в музеях хранятся портреты | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 3 классе
по программе Б.М.Неменского
«Картина – портрет»
Разработала: учитель ИЗО
Симакова В.Н.
2014 год
Тема урока «Картина – портрет».
Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.
Тип урока - учебный диалог.
Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
Цели урока:
образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретами; развивать практические навыки изображения портрета; расширить знания о видах портретов.
воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к искусству.
развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.
Планируемые результаты:
предметные
- сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,
- сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,
- сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.
личностные
- сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
- сформировать осознание своей ответственности за общее дело,
- сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,
- сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,
- сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.
коммуникативные
- сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,
- сформировать умение принимать участие в диалоге,
- сформировать умение принимать участие в работах группами,
- сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
познавательные
- сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,
- сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),
- сформировать умение аргументировать свою точку зрения,
- сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
- сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.
регулятивные
сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формы работы на уроке. Фронтальная. Работа в группах. Самостоятельная.
Ресурсы урока: интерактивная доска
- экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки, фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера;
- дидактический раздаточный материал: опорные карточки;
- книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.
- Работа по теме урока.
- Актуализация понятия. Работа с учебником
- Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.
- Подведение итогов.
Развёрнутый план-конспект урока.
- Организационный момент.
Учитель: - Добрый день, ребята!
Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.
Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.
- Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.
Урок начинается с презентации, на первом слайде учитель читает стихи:
Мы хотим с прекрасным встречи,
Будь то утро или вечер.
Соберём подруг, друзей
И пойдём в большой музей!
-Вспомните тему 4 четверти? (Художественные музеи)
- Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде? – (Это музеи).
- А кто вспомнит, какие музеи здесь представлены? (Третьяковская галерея, Москва, Эрмитаж , Санкт Петербург, Государственный Русский музей (1895)
Санкт – Петербург, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве)
Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.
- Что сейчас представлено перед вами? (интерьер музея)
-А что такое интерьер?
-Какие произведения искусств представлены в данном интерьере музея? (скульптуры и картины)
-А что изображено на картинах? (пейзажи)
Вспомните с прошлого урока, что такое пейзаж?
(Пейзаж - это изображение природы)
Рассмотрите внимательно представленные пейзажи и назовите их разновидности (сельский, горный, городской, морской, парковый)
-Переходим в следующий зал музея. –Что же здесь нарисовали художники на своих полотнах? (людей)
-А как называются такие картины? (портреты)
Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?
Дети: - (Человек! Портрет!)
Учитель: - Молодцы!
- Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!
(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)
Если видишь, что с картины Смотрит кто - нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, | Летчик, или балерина, Или Колька - твой сосед. Обязательно картина Называется портрет. |
-А что такое портрет? (портрет это жанр изобразительного искусства, на котором изображён человек или группа людей)
(Дети хором повторяют определение портрета)
Посмотрите, сколько перед вами разных портретов. Всё ли мы о них знаем? – А хотите узнать? Давайте будем это делать вместе. Определите, есть ли отличия у этих портретов? И какие? (портреты бывают женские, мужские, детские; в полный рост, поясные, погрудные, бюст; парадные, камерные; одиночные, парные, групповые («Заседание государственного совета» И. Репин)
А чем отличаются эти портреты? (дети объясняют, что видами искусства (портрет в живописи, в графике, скульптуре)
3.Работа по теме урока.
Итак, мы выяснили, что портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. А как вы думаете, кроме внешнего сходства, что ещё художник стремится передать в портрете?
(Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.)
Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в России в XIX веке.
Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников. ( на слайде портреты Серова)
- Кто попробует сделать анализ любого понравившегося вам портрета серова (в каком виде изображён портрет, количество персонажей, камерный или парадный, по половому признаку и т.д.)
- Среди многих портретов Серова, перед вами замечательный портрет Мики Морозова.
(На экране портрет В.А.Серова; «Мика Морозов» (1901 г)
- Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям.
Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?
Дети - …
Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?
Дети - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!
Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!
Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?
- А почему вы так решили?
4.Актуализация понятия. Работа с учебником
-Ребята, откройте учебник стр.122-123. Какой из этих портретов можно назвать парадным? Камерным? Найдите среди репродукций, портрет погрудный, и в полный рост.
- Скажите, а как называется профессия человека, который в музеях рассказывает посетителям о картинах? (экскурсовод)
- Выберите понравившийся вам портрет, вообразите себя экскурсоводами и сделайте сообщение об этой картине, опираясь на карточки с опорными словами.
( На столах у детей карточки с опорной лексикой), даётся на подготовку не более 3 минут.
- Художник, живописец, портретист.
- Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
- Полотно, холст, картина, портрет.
- Лицо: доброе, грустное, печальное, сосредоточенное, весёлое ит.д.
- Глаза: печальные, весёлые, грустные, злые, добрые, встревоженные и т.д.
- Портрет: парадный, камерный, в полный рост, погрудный, поколенный, одиночный, групповой, мужской, женский, живописный, графический, скульптурный.
(Экскурсоводы намечают построение текста.
Класс слушает «экскурсоводов»).
Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.
-Все портреты, представленные в учебнике, являются знаменитыми. Но пожалуй, особенным среди них можно назвать портрет А.П.Струйской, который принадлежит кисти художника Ф.Рокотова.
- Это был совершенно удивительный мастер портретных изображений, он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. Один из его знакомых вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые оно доводил до совершенства.
Откройте 120 страницу учебника и полюбуйтесь этим шедевром.
- Чем вам нравится портрет Струйской? (в портрете художник уделил много внимания глазам красавицы. Она смотрит вперёд, и её глаза расположены так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд)
В 20 веке поэт Н.Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет» (учитель читает стих)
Я помню как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Её глаза как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
Поэт подчеркнул важную вещь: в тяжёлую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствие духа может обратиться к выдающемуся произведению искусства и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свойство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зря стихотворение Заболоцкого заканчивается такими словами.
Когда потёмки настигают
Иль надвигается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Эта картина находится в Третьяковской галерее, и если вы попадёте в этот выставочный зал, то сможете им там полюбоваться.
5. Постановка художественной задачи практического задания.
Практическая работа учащихся.
Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.
Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью, а можно и нарисовать мелками или карандашами. Как будет называться этот вид искусства? (графика) Вот вы сегодня и будите художниками графиками и портретистами. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.
-Ребята, а чтобы нарисовать портрет, что мы должны с вами знать? (пропорции ) (На слайде дано определение пропорции, учитель даёт объяснение этому слову)
Кто пойдёт к доске и на схеме расскажет последовательность построения лица человека.
Учитель оказывает практическую помощь детям.
(Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)
6. При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. На доску вывешиваются заранее заготовленные рамы для будущих детских работ. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам. А кто сейчас желает побыть в роли экскурсовода, и сделать анализ ваших портретов, рассказать всем нам – зрителям, кого же здесь ребята изобразили, какое настроение передали, и удалось ли это им.
КЛАСТЕР: учитель вывешивает табличку со словом ПОРТЕТ, детям предлагается вспомнить всё, что говорили сегодня о портрете, а учитель записывает эти слова.
- Художник, живописец, портретист.
- Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
- Полотно, холст, картина, портрет.
- Лицо: доброе, грустное, печальное, сосредоточенное, весёлое ит.д.
- Глаза: печальные, весёлые, грустные, злые, добрые, встревоженные.
- Портрет: парадный, камерный, в полный рост, погрудный, поколенный, одиночный, групповой, мужской, женский, живописный, графический, скульптурный.
- Художник, живописец, портретист.
- Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
- Полотно, холст, картина, портрет.
- Лицо: доброе, грустное, печальное, сосредоточенное, весёлое ит.д.
- Глаза: печальные, весёлые, грустные, злые, добрые, встревоженные.
- Портрет: парадный, камерный, в полный рост, погрудный, поколенный, одиночный, групповой, мужской, женский, живописный, графический, скульптурный.
- Художник, живописец, портретист.
- Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
- Полотно, холст, картина, портрет.
- Лицо: доброе, грустное, печальное, сосредоточенное, весёлое ит.д.
- Глаза: печальные, весёлые, грустные, злые, добрые, встревоженные.
- Портрет: парадный, камерный, в полный рост, погрудный, поколенный, одиночный, групповой, мужской, женский, живописный, графический, скульптурный.
- Художник, живописец, портретист.
- Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
- Полотно, холст, картина, портрет.
- Лицо: доброе, грустное, печальное, сосредоточенное, весёлое ит.д.
- Глаза: печальные, весёлые, грустные, злые, добрые, встревоженные.
- Портрет: парадный, камерный, в полный рост, погрудный, поколенный, одиночный, групповой, мужской, женский, живописный, графический, скульптурный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по изо 3 класс " В музеях хранятся пейзажи "
Дети .в игровой форме знакомятся с новым для себя жанром Жанром "Пейзажа"...
Открытый урок ИЗО 3 класс "В музеях хранятся натюрморты", самоанализ и презентация
Открытый урок 3 класс про изобразительному искусству по ФГОС программа Б.М. Немеского "В музеях хранятся натюрморты". Самоанализ урока и презентация....
Конспект урока изобразительного искусства «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о русских ...
«Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи» 3 класс
Тема: «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о русских пейзажах; обучение рисованию пейзажей; ра...
НАТЮРМОРТ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ КАРТИНЫ – НАТЮРМОРТЫ.
Урок по изобразительному искусству в 3 классе по программе "Планета знаний"....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина портрет. Портрет друга. (фломастеры)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседнев...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "В музеях хранятся натюрморты" 3 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование представлений у обучающихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, познакомить с...