НАТЮРМОРТ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ КАРТИНЫ – НАТЮРМОРТЫ.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Урок по изобразительному искусству в 3 классе по программе "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
НАТЮРМОРТ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ КАРТИНЫ – НАТЮРМОРТЫ.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
Учитель вместе с детьми вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт. (Демонстрация иллюстраций.)
Справка. Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различные функции. Например:
– декоративный натюрморт – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;
– символический натюрморт – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.
Натюрморт для обучающихся рисованию – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, предметам может придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие. Натюрморт говорит о жизни людей разных времен; даже рисуя неодушевленные предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей. (См. Приложения, рис. 81.)
Загадки:
Шесть фарфоровых подруг На скатёрке встали в круг, Захотели вечерком Нас попотчевать чайком. (Чашки.)
| Две сестры: одна, большая, Кашу манную мешает. Ну а меньшая сестрёнка Чай помешивает звонко. (Ложки.) |
Блестит ярко мой мундир, На столе я – командир. Знают чашки, чайник: Я большой начальник. (Самовар.) | Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко! (Яблоко.) |
Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух.) | Не шит, не кроён, а весь в рубцах, Без счёту одёжек, а все без застёжек. (Капуста.) |
Летом в огороде, свежие, зелёные, А зимою в бочке жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы.) | И на горке, и под горкой, Под берёзой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы.) |
итель. Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:
– Что такое натюрморт?
– Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему? Назовите авторов картин.
– Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них? Почему?
– Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность.)
– Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?
– Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (Верно: солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.)
III. Работа учащихся над заданием.
Натюрморт с натуры.
Освоение приемов изображения натюрморта удобнее начать с рисования хорошо знакомых объемных предметов. У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать ее очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеют основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.
Последовательность выполнения работы:
1) На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
2) На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая блики.
3) На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
4) На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли та цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещенности.
5) На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры некоторых предметов. Рисунок завершен. (См. Приложения, рис. 82.)
Справка. Лессировка – многослойная живопись по предварительно просохшему слою краски, с постепенным усилением цвета.
А ля-прима – живопись сразу в один прием и слой, приемом вливания цвета в цвет. Часто «по-сырому».
Художники нередко пользуются муляжами – макетами фруктов, овощей и других недолговечных предметов, копиями предметов быта, искусства.
Целесообразно показать, как пользоваться рамкой – видоискателем – и раскрыть ее роль в поисках выразительной композиции.
3. Дидактическая игра-мозаика «Натюрморт».
Собрать натюрморт из разрезанных частей (можно за основу взять копии репродукций, фотографий натюрмортов). Карточки можно раздать: по рядам, на 2–3 парты или на весь класс – исходя из возможностей.
IV. Итоги урока.
Просмотр и анализ выполненных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок ИЗО 3 класс "В музеях хранятся натюрморты", самоанализ и презентация
Открытый урок 3 класс про изобразительному искусству по ФГОС программа Б.М. Немеского "В музеях хранятся натюрморты". Самоанализ урока и презентация....
Конспект урока по математике. Тема: «Картина – натюрморт. Жанр натюрморта»
Цель деятельности учителя: закрепление знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов.Планируемые ...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Картина – натюрморт. Жанр натюрморта" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанре натюрморта и развитие практических умений изображения натюрморта.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности постро...
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина – натюрморт. Жанр натюрморта»
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанре натюрморта и развитие практических умений изображения натюрморта.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности построения к...
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс. Тема: «Картина-натюрморт. Жанр натюрморта» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: сoвершенствoвание изoбразительнoй деятельнoсти учащихся; формирование умения изображать фрукты; развитие умений рисовать натюрморт.Планируемые результатыПредметные:Знат...
Конспект урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт. Изображение натюрморта"( 3 класс)
Тема урока: Картина - натюрморт. Изображение натюрморта.Цели урока: создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.Планируемые результаты:Предметн...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "В музеях хранятся натюрморты" 3 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование представлений у обучающихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, познакомить с...