ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Народная игрушка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Долгова Ольга Владимировна

В рамках реализации новых ФГОС вопросам организации воспитательного процесса в школе уделяется большое внимание. Это  нашло подтверждение в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования. Основные направления воспитания, определённые в программе (гражданское, патриотическое, духовно-нравственное и другие) должны выходить за рамки учебного процесса во внеурочную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.    Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_nar.igr_.docx47.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

СОГЛАСОВАНО:                                                  УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО ________Е.Н. Румянцева       Директор школы ________В.И. Кузнецов                                                                                                                                                      

                                                                      Приказ №_____от «__»______2013г.

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Народная игрушка»

                                                                                                                                     

Разработала

учитель начальных классов

Долгова Ольга Владимировна                                                                                                                                            

2013 – 2014 уч. год

Пояснительная записка.

        В рамках реализации новых ФГОС вопросам организации воспитательного процесса в школе уделяется большое внимание. Это  нашло подтверждение в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования. Основные направления воспитания, определённые в программе (гражданское, патриотическое, духовно-нравственное и другие) должны выходить за рамки учебного процесса во внеурочную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.    Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.    

       В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, к богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в воспитании молодого поколения.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.   

       В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Родине, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев. Внеурочная деятельность ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.

      Одним из направлений внеурочной деятельности является художественное – эстетическое направление, основным  видом которого выступает художественное творчество детей. Оно является одним из важнейших факторов нравственного, умственного, эстетического развития ребёнка. Оно помогает детям познавать окружающий мир,  видеть в нём красоту, развивать свои творческие способности.

Внеурочная деятельность ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое.

       Программа «Народная игрушка» основной деятельностью выбирает лепку. Ведь практика показывает, что около 70% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития  мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие речевой функции ребёнка.

        Помочь в развитии мелкой моторики рук может лепка. Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребёнка, для развития тонкой моторики рук. Что важно, при занятии лепкой одинаково развиваются обе руки. Ребёнок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков, так как лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки.   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

        Кроме лепки, программа  предполагает изобразительную деятельность: дети выполняют образцы росписи, наброски игрушек, составляют композиции.

        Данная программа «Народная игрушка» художественно-эстетической направленности, адаптированная, соединяет в себе изобразительную деятельность и лепку, развивает  художественный и эстетический вкус, прививает любовь к народным промыслам и традициям русского народа, способствует повышению эффективности художественного образования.

         

  Цель программы – формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно – нравственной культуры, патриотизма, развитие художественного вкуса средствами изобразительного искусства и  художественного труда на основе  народных традиций.

Задачи кружка « Народная игрушка»

Образовательные: 

-  ознакомить  с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;

-  овладеть  знаниями элементарных основ лепки;

- освоить  первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладеть элементарными умениями,  навыками, способами художественной деятельности;

- формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.

- формировать мотивацию  успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к художественной  деятельности;

Развивающие:

- развитие у детей природных задатков и способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к народному искусству;

- развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной, так и словесно-логической;

- развитие сенсорного опыта, ловкости, глазомера, пространственных представлений;

Воспитательные:

 - воспитание трудолюбия, выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности, формирование потребности трудиться;

- формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения,

- воспитание умения работать в коллективе, развитие чувства товарищества;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к художественной деятельности;

Организация учебно-образовательного и воспитательного процесса

Набор в кружок «Народная игрушка» осуществляется по принципу добровольности, набираются дети в возрасте 7-10 лет. Срок реализации образовательной программы «Народная игрушка» - 4 года.

Обучение осуществляется в форме групповых занятий, которые проходят в классной комнате

  Режим занятий – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Занятия начинаются с организации рабочего места детей, с проведения бесед по технике безопасности и охране труда. Далее идёт знакомство с планом работы детского творческого объединения «Народная игрушка», основным направлением которого является лепка народных игрушек по собственным эскизам.

Формы и методы работы:

Словесный метод – беседа, рассказ, объяснение помогают раскрыть тему занятия, настраивают на эмоциональный лад. Словесные методы используются в сочетании с наглядными и зрительно- слуховыми.

Часто используется экскурсия. Дети посещают школьный краеведческий музей, библиотеку, детскую школу искусств.

Большую популярность получили у детей ярмарки народных игрушек, праздник Дымковской игрушки, выставки работ, которые проводятся для учеников других классов, для родителей.

Используется компьютерный класс, где дети работают с диском «Фантазёры» в интерактивном режиме.

Постоянно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, инструктажи по технике безопасности.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих задатков, способностей и возможностей;

- развитие чувства прекрасного;

 -  понимание и сопереживание товарищам:

Регулятивные универсальные учебные действия:

 - планировать совместно с учителем свои действия;

  - ставить учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  - различать способ и результат действия;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск информации с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- учиться строить рассуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  учиться задавать вопросы;

- уважать мнения других людей;

- учиться слушать других детей;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Содержание факультативного курса

Название раздела

Краткое содержание программы

1 Экскурсии, беседы,   здоровьесберегающие технологии.

Проводятся беседы о возникновении  народных игрушек, из чего и для чего делалась игрушка,  о мастерах – игрушечниках, проводятся выставки и праздники народных игрушек. Организуются экскурсии в музей, в художественную мастерскую. Практикуется зарядка для глаз, для пальчиков. Постоянно применяются физминутки.

2.Основы безопасности.

Проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда, беседы о личной гигиене и здоровье детей, беседы и конкурсы по правилам дорожного движения, инструктаж по правилам пожарной безопасности, практическое занятие по выводу детей из очага возгорания.

3.Основные блоки.

- Дымковская игрушка

- Абашевская игрушка

- Филимоновская игрушка

- Каргопольская игрушка

Матрёшки

По каждому из разделов план работы аналогичен. Сначала  вспоминаем  данный вид игрушки, историю её создания, основные особенности. Выполняются образцы росписи игрушки, рисуется и расписывается эскиз. Затем вылепляется сама игрушка, грунтуется и расписывается.  Все работы выполняются от простого к сложному: на первом году обучения вылепляются и рисуются простые фигурки животных, далее  дети учатся изготавливать фигуры людей. Следующим этапом  является составление многофигурных тематических композиций из игрушек. Это даёт возможность каждому ребёнку работать в меру своих сил, проявлять творческую фантазию, индивидуальность. Работа над каждым разделом завершается подготовкой и проведением выставки, праздника или ярмарки.

В разделе «Матрёшки» дети знакомятся с  историей появления матрёшек, с их видами, с особенностями росписи. Они выполняют картонные эскизы и расписывают их.

Тематический план.

Названия разделов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Теория

Прак-тика

Тео

рия

Прак-тика

Тео

рия

Прак-тика

Теория

Прак-тика

1.

Основы безопасности

     - инструктаж по технике безопасности и охране труда;

1ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

     - инструктаж по правилам дорожного движения;

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

     - инструктаж по пожарной безопасности;

0,5 ч.

0,5 ч.

0,25

0,25

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

  Экскурсии, беседы,   здоровьесберега-ющие технологии;

1 ч.

3 ч.

0,5

2,5

1 ч.

2,5

1,5 ч.

2,5

3.

Дымковская игрушка

8

17

4,5

10

2

4

1,5

4.

 Абашевская игрушка

2

4,5

5.

Филимоновская игрушка

1,75

3,25

2,5

7

2 ч.

5 ч.

6.

Матрёшки

2

7

7.

Каргопольская

игрушка

2,5 ч.

4,5

9.

Организация и проведение выставок детских работ, праздников и ярмарок

0,5

1ч.

1ч.

1,5

1,5 ч.

1,5 ч.

1 ч.

2 ч.

Итого:

11,5

22,5

11

23

10,5

23,5

10

14

Календарно – тематическое планирование кружка

 «Народная игрушка»

1 год обучения. 34 часа

№/дата

Тема

Кол-во

часов

Теория

Прак-

тика

1.

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с работой объединения «Народная игрушка».

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

 Что такое игрушка? Рассказ о Дымковской глиняной игрушке. Символика игрушки.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

3.

Символика цвета в Дымковской игрушке. Выполнение образцов росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

4.

Символика элементов росписи. Выполнение образцов росписи. Зарядка для глаз и пальчиков.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

5.

Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения. Выполнение образцов росписи.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

6.

Выполнение образцов росписи. Изготовление эскиза лошадки. Роспись лошадки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

7.

Выбор элементов для росписи петушка. Изготовление эскиза. Роспись петушка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

8.

Изготовление эскиза игрушки. Роспись петушка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

 9.

Сюжеты в дымковской игрушке. Образец росписи козлика.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

10.

Сюжеты в дымковской игрушке. Образец росписи барана.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

11.

Экскурсия в музей. Глиняные изделия.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

12.

Рассказ о глиняных промыслах. Беседа о правилах пожарной безопасности. Глиняные шарики.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

13.

Изготовление лошадки из пластилина.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

14.

Грунтовка изделия. Инструктаж по технике безопасности.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

15.

Роспись лошадки. Тренажёр «Зарядка для глаз»

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

16.

Роспись лошадки.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

17.

Экскурсия в библиотеку. Выставка работ.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

18.

Изготовление птицы (петух)

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

19.

Грунтовка изделия. Рассказ о глиняных промыслах.

Утёвская глина.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

20.

Роспись изделия.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

21.

Роспись птички. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

22

Выполнение эскиза игрушки (козлика).

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

23.

Выполнение образца росписи козлика.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

24.

Изготовление козлика из пластилина.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

25.

Изготовление козлика из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

26.

Грунтовка изделия.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

27.

Экскурсия в музей. Беседа о правилах поведения.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

28.

Роспись изделия. Зарядка для пальчиков.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

29.

Роспись изделия. Чтение стихов и загадок про игрушки.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

30.

Подготовка игрушек  на выставку.

1 ч.

0,25 ч

0,75 ч.

31.

Подготовка игрушек  на выставку. Беседа о правилах пожарной безопасности.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

32.

Подготовка к празднику. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения.

1 ч.

0,5 ч

0,5 ч

33-34.

Праздник дымковской игрушки. Выставка работ. Подведение итогов работы.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Итого:

34 ч.

11,5 ч.

22,5 ч.

2 год обучения. 34 ч.

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с планом работы объединения «Народная игрушка».

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

Вспоминаем Дымковскую игрушку. Символика цвета. Образцы росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

3.

Выполнение образцов росписи игрушек.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

4.

Выполнение образца росписи барашка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

5.

Изготовление барашка из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

6.

Грунтовка изделия. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

7.

Роспись Дымковской игрушки (барашка).

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

8.

Выполнение образца росписи индюка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

9.

Выполнение образца росписи индюка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

10.

Изготовление индюка из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

11.

Грунтовка изделия. Экскурсия в музей. Беседа о правилах поведения.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

12.

Роспись игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

13.

Роспись игрушки. Зарядка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

14.

Выполнение эскиза игрушки – барыни.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

15.

Выполнение образца росписи барыни.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

16.

Выполнение образца росписи барыни.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

17.

Изготовление барыни из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

18.

Изготовление игрушки. Грунтовка. Беседа о правилах пожарной безопасности.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

19.

Роспись игрушки. Гимнастика для глаз.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Роспись игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

20.

Выставка работ. Праздник Дымковской игрушки.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

21.

Знакомство с Абашевской игрушкой. Символика. Образцы росписи.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

22.

Выполнение образцов росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

 23.

Изготовление петушка из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

24.

Грунтовка изделия. Рассказ о глиняных промыслах. Беседа о правилах дорожного движения.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

25.

Роспись игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

26.

Лев - всех зверей царь. Изготовление игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

27.

Роспись игрушки. Зарядка для пальчиков.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

28.

Подготовка игрушек к выставке. Выставка игрушек.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

29.

Знакомство с Филимоновскими  игрушками. Рассказ. Выполнение образцов росписи.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

30.

Выполнение образцов  росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

31.

Изготовление коня из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

32.

Грунтовка изделия. Инструктаж по технике безопасности.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

33.

Роспись игрушки. Беседа о правилах дорожного движения.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

34.

Подведение итогов работы. Выставка поделок.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Итого

34 ч.

11 ч.

23 ч.

3 год обучения. 34 ч.

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с планом работы объединения «Народная игрушка».

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

Продолжаем знакомство с Филимоновскими игрушками. Вспоминаем образцы росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

3.

Выполнение образца росписи барана.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

4.

Изготовление барана из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

5.

Грунтовка изделия. Беседа о правилах дорожного движения.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

6.

Роспись игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

7.

Изготовление оленя из пластилина.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

8.

Грунтовка изделия. Инструктаж по правилам пожарной безопасности.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

9.

Роспись игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

10.

Выставка работ. Экскурсия в музей.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

11.

Игрушки – матрёшки. История появления. Виды матрёшек.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

12.

Матрёшки из Полховского Майдана. Выполнение эскиза.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

13.

Роспись матрёшки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

14.

Роспись матрёшки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

15.

Матрёшки из Сергеева Посада. Выполнение основных элементов росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

16.

Изготовление эскиза. Роспись матрёшки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

17.

Роспись матрёшки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

18.

Семёновские матрёшки. Основные элементы росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

19.

Выполнение эскиза. Роспись матрёшки

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

20.

Роспись матрёшки.

0,25 ч.

0,75 ч.

21.

Завершение работы по  матрёшкам. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

22.

Коллективная работа «Хоровод матрёшек»

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

23.

Праздник матрёшки. Выставка работ.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

24.

Вспоминаем Дымковскую игрушку. Символика цвета. Образцы росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

25.

Планируем композицию  «На лугу». Повторяем образцы росписи животных.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

26.

Изготовление образцов росписи, выполнение эскизов.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

27.

Лепка животных. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

28.

Продолжение работы над составлением композиции, грунтовка

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

29.

Роспись игрушек.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

30.

Составление композиции. Изготовление элементов декорации.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

31.

Оформление работы. Составление устного рассказа. Инструктаж по правилам пожарной безопасности.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

32.

Постановка мини-спектакля. Выставка работ.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

33.

 Экскурсия в музей. Зарисовка понравившихся экспонатов.

1 ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

34.

Подведение итогов работы. Беседа о профилактике травматизма и правилах поведения на водоёмах.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Итого:

34 ч.

10,5 ч.

23,5ч.

4 год обучения. 34 ч.

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Знакомство с планом работы кружка «Народная игрушка». Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

Что такое игрушка? Из истории глиняной игрушки.  Вспоминаем Дымковскую игрушку. Символика. Образцы росписи. Рассказ о мастерах – игрушечниках.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

3.

Выполнение многофигурных композиций. Составление композиции «У реки». Наброски.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

4.

Выполнение эскизов. Роспись. Инструктаж по ПДД.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

5.

Выполнение эскизов. Роспись.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

6.

Лепка фигурок. Инструктаж по правилам противопожарной безопасности.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

7.

Лепка. Грунтовка.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

8.

Роспись игрушек.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

   9.

Составление композиции. Выполнение декоративных элементов.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

10.

Завершение работы над композицией. Рассказ о глиняных промыслах. Беседа о правилах поведения.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

11.

Композиция «На ярмарке». Составление плана работы. Наброски.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

12.

Выполнение рисунков. Тренажёр «Зарядка для глаз»

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

13.

Лепка персонажей композиции.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

14.

Лепка. Грунтовка.  Зарядка для глаз и пальчиков.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

15.

Роспись выполненных фигурок. Изготовление декоративных элементов.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

16.

Роспись выполненных фигурок.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

17.

Составление композиции. Инсценировка. Инструктаж по технике безопасности.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

18.

Подготовка работ к выставке. Выставка работ. Экскурсия в музей.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

19.

Вспоминаем Филимоновские игрушки. Выполнение образцов росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

20.

Рассказ о мастерах филимоновских игрушек. Выполнение эскизов к композиции «Чаепитие». Роспись.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

21.

Лепка фигурок людей. Инструктаж по ПДД.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

22.

Грунтовка. Изготовление декоративных элементов.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

23.

Роспись элементов композиции.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

24.

Составление композиции «Чаепитие».

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

25.

Экскурсия в библиотеку. Мини-спектакль «Чаепитие».

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

 26.

Знакомство с Каргопольскими игрушками. Выполнение образцов росписи.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

27.

Выполнение образцов росписи. Тренажёр «Зарядка для глаз»

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

28.

Изготовление игрушки

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

29.

Изготовление игрушки. Инструктаж по правилам противопожарной безопасности.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

30.

Грунтовка изделий

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

31.

Роспись игрушек. Инструктаж по технике безопасности.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

32.

Составление композиций с народными игрушками. Беседа о правилах поведения во время летнего отдыха.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

33.

Составление композиций. Подготовка к празднику народной игрушки.

1 ч.

0,25 ч.

0,75ч.

34.

Красота народной игрушки. Ярмарка-выставка.

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Итого:

34 ч.

10 ч.

14 ч.

   Дидактическое обеспечение: поделки игрушек (образцы готовых         игрушек), рисунки, природный материал, слайды. Используется ноутбук с системой выхода в Интернет, диск «Фантазёры»

         Для успешной работы на занятиях необходимо иметь:

- пластилин, - стеки, - салфетки, - подставка,

- листы белой бумаги,

- краски,

- кисточки,  

- белая гуашь для грунтовки.

Список литературы:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 кл. под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г.
  2. Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011 г.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2013
  4. Методика трудового обучения младших школьников. Пособие для студентов педвузов и учителей - М.; Академия, 1999.
  5. Чудесная мастерская. Учебник для 2 класса, - М.; XXI век, 1999.
  6. Секреты мастеров. Учебник для 4 кл., - М.;  XXI век, 1999.
  7. Горяева Н.А, Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. М.; 2000.
  8. Юрий Арбат. Добрым людям на загляденье. М.; «Детская литература» 1964.
  9. Журнал «Начальная школа», № 6 1999 г, № 9 2003г., № 10 2004.
  10. Альбомы для раскрашивания «Дымка», «Яркие узоры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры» 1-4 класс

Программа обучения в спортивном кружке «Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстано...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мягкая игрушка"

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Народная кукла" для начальной школы

Программа курса внеурочной деятельности "Народная кукла" рассчитана для учащихся начальной школы. В основе программы заложена цель: приобщить учащихся к истокам русской культуры, национальным традиция...

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Программа по спортивно-оздоровительному направлению "Народные игры"

    Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно - спортивной направленности «Народные игры и забавы»

Программа является программой дополнительного образования, предназна­ченной для внеурочной формы дополнительных занятий по фи­зическому воспитанию образовательных учреждений. Возраст детей 7-8...