Программа по спортивно-оздоровительному направлению "Народные игры"
рабочая программа
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность обучающихся в начальной школе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы обучающихся с умственной отсталостью, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_narodnye_igry.docx | 42.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 172 от «31» августа 2021 г. директор: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор: _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Народные игры»
на 2021 - 2022 учебный год
реализуется в 5 «А», 5 «Б», 6 «А» классе
Программу составила:
Микишанова Е.А.
учитель высшей категории
Смоленск
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- формирование первоначальных представлений о подвижных играх для укрепления здоровья обучающихся.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
∙ активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
∙ познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
∙ формировать знания о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
∙ развивать умения ориентироваться в пространстве;
∙ обучение жизненно - важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
∙ укреплять здоровье обучающихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, способствовать гармоническому, физическому развитию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.).
- Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им.
- Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами.
- Делиться игрушками, сладостями и др.
- Помогать друг другу.
- Отрицательно относиться к грубости, жадности.
- Радоваться своим успехам и успехам других.
- Излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
Предметные результаты:
1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;
3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Минимальный уровень:
• представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
• взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
• знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
• практическое освоение элементов спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
• самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
• выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя;
• совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
• оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
• знание спортивных традиций своего народа и других народов;
• знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
• знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
• соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Требования к знаниям и умениям к концу обучения
Обучающиеся должны знать:
• Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке;
• Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
• Правила подвижных и спортивных игр, предусмотренных планом
Обучающиеся должны уметь:
• Занимать требуемые для выполнения упражнений исходные положения;
• Выполнять различные виды основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание) с разным темпом, положением рук и ног;
• Играть в подвижные игры
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности:
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3. Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
4. Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах, поведении в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
- работать в парах и малых группах, выполняя различные роли в группе.
Ожидаемый результат:
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Общая характеристика курса
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность обучающихся в начальной школе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы обучающихся с умственной отсталостью, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. В программу включены подвижные игры, разнообразные по своему содержанию, тематике и организации, которые можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. В ней представлены также игры малой подвижности. Программа знакомит обучающихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа, с историей возникновения каждой из игр. Процесс формирования первичных умений и навыков при этом неразрывно связывается с задачей развития умственных и физических способностей детей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил подвижных игр; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание данной программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Виды деятельности: игровая; познавательная; двигательная; сюжетно - ролевые игры; эстафеты.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Данная программа реализуется в объеме 32 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.
Программа адресована обучающимся 5«А», 5«Б», 6«А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Народные забавы»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 8 разделов:
- «Русские народные игры»
- «Хороводные игры»
- «Сюжетные подвижные игры»
- «Игры-забавы»
- «Игры разных народов»
- «Музыкально-подвижные игры»
- «Игры на развитие внимания»
- «Эстафеты»
«Русские народные игры»
Курс начинается теоретическим материалом о видах игр. Выделяются следующие виды игр: русские народные игры, подвижные игры других народов, сюжетные подвижные игры, бессюжетные подвижные игры, игры-забавы, хороводные игры, музыкально-подвижные игры, эстафеты, игры на развитие внимания.
Основы знаний о народной подвижной игре. Что такое народная игра? Знакомство с историей народной подвижной игры. история возникновения русских народных игр, старинные славянские игры: «Лапта», «Чижик», «Бабки», «Горелки», «Городки» и др., русские народные игры сейчас. Сходство и различие в правилах игр различных народов и народностей России. Понятие правил игры. Выработка правил. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Понятие команды в подвижных играх. Провести знакомство с играми своего народа.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.
Цели: провести знакомство с играми своего народа. Развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Знакомство с устным народным творчеством. Разучивание считалок, перекличек, потешек.
«Игры разных народов»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, сообразительность, навыки передвижения, умение действовать в коллективе. Совершенствовать координацию движений. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход, чувства коллективизма. Игры-эстафеты проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
«Игры на внимание»
Цели: развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.
Алгоритм работы с играми.
1. Знакомство с содержанием игры.
2. Объяснение содержания игры.
3. Объяснение правил игры.
4. Разучивание игр.
5. Проведение игр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Народные игры»
Количество часов: 32 часов | на первое полугодие Всего 15 ч., в неделю 1 ч. | на второе полугодие Всего 17 ч., в неделю 1 ч. |
Дополнительная литература:
1.Ванюшкин В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостаточное интеллектуальное развитие. – Екатеринбург, 2007. – 142 с.
2.Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
3.Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
4.Долгачева А. В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития // Физическая культура. – 2007. - №2. – С.78-79.
5.Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
6.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: 31 Советский спорт, 2002. – 212 с.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Сроки проведения | |
По плану | По факту | |||
I четверть – 8 часов | ||||
Раздел 1. «Русские народные игры» – 5 часов | ||||
1. | «Русские народные игры». | 1 | 07.09 | |
2. | «Игры, в которые играли наши предки». | 1 | 14.09 | |
3. | Русская народная игра «У медведя во бору» | 1 | 21.09 | |
4. | Русская народная игра «Зайка беленький сидит». | 1 | 28.09 | |
5. | Русская народная игра «Горелки». | 1 | 05.10 | |
Раздел 2. «Хороводные игры» – 4 часов | ||||
6. | Хороводные игры «Каравай», «Заря - зарница». | 1 | 12.10 | |
7. | Хороводные игры «Золотые ворота». | 1 | 19.10 | |
8. | Хороводные игры «Угадай, чей голосок» | 1 | 26.10 | |
II четверть – 7 часов | ||||
Раздел 3. «Игры других народов» – 4 часов | ||||
9 | «Лес, болото, озеро» - белорусская подвижная игра | 1 | 09.11 | |
10. | «Цапля» - украинская народная игра | 1 | 16.11 | |
11. | «Хлопушки» - татарская народная игра | 1 | 23.11 | |
12. | «Дети и петух» - азербайджанская народная игра | 1 | 30.11 | |
Раздел 4. «Игры-забавы» – 3 часа | ||||
13. | Игры-забавы «Картошка». | 1 | 07.12 | |
14. | Игры-забавы «Тише едешь, дальше будешь». | 1 | 14.12 | |
15 | Игры-забавы «Колечко» | 1 | 21.12 | |
III четверть – 10 часов | ||||
Раздел 5. «Подвижные сюжетные игры» – 5 часов | ||||
16. | Подвижные сюжетные игры «Воробушки и кот» | 1 | 11.01 | |
17. | Подвижные сюжетные игры «Два Мороза». | 1 | 18.01 | |
18. | Подвижные сюжетные игры «Волки во рву». | 1 | 25.01 | |
19. | Подвижные сюжетные игры «Лягушки». | 1 | 01.02 | |
20. | Подвижные сюжетные игры «Часовые и разведчики» | 1 | 08.02 | |
Раздел 6. «Музыкально-подвижные игры» – 5 часа | ||||
21. | Музыкально-подвижные игры «Шел король по лесу», «Дударь, что болит?» | 1 | 15.02 | |
22. | Музыкально-подвижные игры «Шапочка», «У жирафа пятна» | 1 | 22.02 | |
23. | Музыкально-подвижные игры «У оленя дом большой», «Самолет» | 1 | 01.03 | |
24 | Музыкально-подвижные игры «Веселая зарядка», «Буги-вуги» | 1 | 15.03 | |
25 | Музыкально-подвижные игры «Вперед четыре шага», «Пяточка, носочек» | 1 | 22.03 | |
IV четверть – 7 часов | ||||
Раздел 7. «Игры на развитие внимания» – 5 часа | ||||
26. | Игры на развитие внимания «Третий лишний». | 1 | 05.04 | |
27. | Игры на развитие внимания «Земля, вода, воздух». | 1 | 12.04 | |
28. | Игры на развитие внимания «Наперегонки парами». | 1 | 19.04 | |
29 | Игры на развитие внимания «Нас не слышно и не видно». | 1 | 26.04 | |
30 | Игры на развитие внимания «Хвосты». | 1 | 17.05 | |
Раздел 8. «Эстафеты» – 2 часа | ||||
31 | Эстафеты с мячами | 1 | 24.05 | |
32 | Эстафеты бегом и прыжками | 1 | 31.05 | |
ИТОГО: | 32 |
Тематическое планирование составила ________ Микишанова Е.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 7-8 лет «Подвижные игры для младших школьников» разработана на основе Примерной программы по организации ...
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Спортивные игры"
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и цел...