ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Роспись»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) по теме

Рукосуева Ольга Сагитовна

Настоящая образовательная программа представляет дополнительный образовательный курс декоративно-прикладной направленности, предназначенный для кружка декоративно-прикладного творчества «Роспись».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧУНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»

Утверждаю

Директор МОУДО ЦРТДиЮ

«Народные ремесла». Ермолаева О.Н.

__________________

 «_____»________201  г.

Согласовано

 МС  МОУДО ЦРТДиЮ

«Народные ремесла».  

протокол №

 от «___ »___ 201  г.

Рецензия от «__»_____201  г.

Рецензент_____________

_______________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Роспись»

                                                         

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 6 - 18 лет.

            Срок реализации программы –  2 года.

            Количество обучающихся в группе: от 10 до 12 человек

             Количество часов в год – 216 часов

             Общий объем программы –  360 часов

             Автор – Рукосуева ольга Сагитовна

             педагог дополнительного образования

             второй квалификационной  категории

р.п.Чунский

2012 г.

         

Содержание

                        

        I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                1.Направленность образовательной программы ……................ 3

                2. Педагогическая целесообразность программы .....................          3

                3. Особенности программы …………………….........................          4

                  4. Структура программы ……………………………………….  4

                5. Цель и задачи ……………......................................................... 4

                6. Возраст детей. Сроки реализации программы ……………… 5

                7. Режим занятий ……………………………………………….   5

                8. Форма обучения и структура занятий ………………………  6

                9. Формы подведения итогов обучения по программе ……….  7

                 10. Ожидаемые результаты первого года обучения……………  7

                 11. Ожидаемые результаты второго года обучения …………. .  8  

                

        

        II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                1. Учебно-тематический план I года обучения …...................... 10

                2. Учебно-тематический план II года обучения .........................11

                        

        III. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

                1. Содержание программы I года обучения ……………………12

                2. Содержание программы II года обучения …………………..14

        IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

                1. Принципы построения программы ……………......................16

                2. Методы обучения ……………...................................................16

                3. Учебно-материальное обеспечение программы …..................17

                

Литература для обучающихся ........................................................................19

Литература для педагога …………………………………………………… 20

Приложение …………………………………………………………………. 21


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы

Настоящая образовательная программа представляет дополнительный образовательный курс декоративно-прикладной направленности, предназначенный для кружка декоративно-прикладного творчества «Роспись».

 Данная программа разработана на основе следующих программ:  Художественные промыслы 5-11 класс. - М.: Просвещение, 2008,  авторской Программы творческой мастерской «Русские народные росписи Севера» Тимофеевой Л.Ф. 2005, Положения о кружках декоративно-прикладного и народного творчества, а также на серии электронных пособий: «Дополнительное образование», «В помощь преподавателю», «Кружковая работа в школе» (издательство «Учитель»).  

 Программа является рабочей, поэтому оставляю за собой право вносить изменения в тематический план.

2. Педагогическая целесообразность программы

Декоративно-прикладное творчество, как и литература, музыка и живопись, является одним из существенных факторов художественно-эстетического воспитания и развития растущей личности. Занятия прикладным творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, творческого мышления. Обучающиеся  знакомятся с основными знаниями по цветоведению, построению композиции и другими понятиями и терминами, расширяющими их словарный запас.

Знания различных видов росписи на различных материалах открывают для многих обучающихся пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести время. Детской душе приятно общение с произведениями народных мастеров. Мир сказочно прекрасных животных, цветов и деревьев близок и понятен им.  Работа с прекрасными материалами: глина, дерево или ткань, с красками и кистью – доставляет удовольствие. Обучающиеся имеют возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками.

Одним из центральных разделов предлагаемой образовательной программы является художественная роспись по дереву. Занятия художественной росписью, способствуют развитию у обучающихся способности работать руками, совершенствуют правильную постановку руки и кисти,  движения пальцев и глазомер.

У обучающихся развивается внимание и память, т.к. процесс освоения росписи требует сосредоточенности, запоминания способов и последовательности приемов работы. Постепенно, в процессе занятий, происходит совершенствование трудовых умений обучающихся, формируется культура труда. Кроме того, обучающиеся приобретают новые навыки организации личного досуга и свободного времени. Таким образом, занятия прикладным творчеством становятся особой средой, в которой обучающийся социализируется как личность. Все приобретенное на занятиях в кружке он переносит в дальнейшую жизнь.

3. Особенности программы

Предлагаемая программа «Роспись» развивает творческие способности обучающихся и дополняет образование по предметам цикла «искусство» детей, обучающихся в школе. Занятия декоративно – прикладным искусством в форме кружковой работы с обучающимися,  в сравнении со школьными уроками имеет ряд специфических особенностей. Главная из них заключается в том, что кружковая работа  дает возможность более глубокого общения с предметом искусства для тех обучающихся, которые увлечены одним из его видов или проявляют к нему интерес.

    Настоящая программа носит комплексный характер и объединяет изучение нескольких видов декоративно – прикладного творчества. В ней знакомство с теоретическим материалом тесно связано с его практическим применением. Это расширяет и углубляет знания, кругозор и практические умения обучающихся, способствует закреплению приобретенных ими на уроках в школе умений и навыков и формированию новых. Обучаюшиеся учатся проявлять инициативу и реализовать ее на практике, принимать самостоятельно творческие решения  и претворять их  в жизнь в виде какого – нибудь изделия. Овладев техническими навыками  и умениями, обучающийся приобретает свободу творческой фантазии.

4. Структура программы

Каждый год обучения предполагает освоение разных промыслов и видов деятельности, поэтому содержание программы разбито на два больших блока:

  • Русские народные росписи;
  • Роспись по ткани.

Каждый блок делится на несколько разделов посвященных освоению одного вида традиционного промысла и такого вида художественной деятельности как «Роспись по ткани», содержащего два раздела.

5. Цель и задачи.

Цель программы -  Приобщение подрастающего поколения к декоративно – прикладному творчеству, к традициям и обычаям русского народа и народов мира и привития интереса к ручному труду.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

обучающие –

- дать понятие о декоративно – прикладном творчестве;

- дать знания о народных промыслах:

  глиняных игрушках (Дымковской, филимоновской);

-традиционных промыслах росписи по дереву:

  Городецкой, мезенской, хохломской, Урало – Сибирской;

- познакомить с современным видом творчества роспись по ткани (батик);

- научить основным приемам росписи ткани (холодный батик);

  • обучать детей основным художественным знаниям, практическим навыкам и умениям ручного труда в области декоративно-прикладного творчества;
  • формировать умения творческой работы в коллективе.

развивающие –

  • развивать воображение, творческую активность и индивидуальность в работе;
  • развивать интерес к народному творчеству и потребность к самовыражению в прикладном творчестве;
  • формировать основы эстетического сознания;
  • формировать способность самостоятельно оценивать произведения искусства.

воспитательные –

  • формировать положительные мотивации к творческой деятельности;
  • воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду;
  • воспитывать ответственность за порученное дело, умение доводить дело до конца;
  • формировать такие качества личности, как дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность по отношению к окружающим.

6. Возраст детей. Сроки реализации программы

Настоящая Программа предназначена для детей младшего и среднего возраста (6-18 лет) и рассчитана на 2 года обучения. Двухгодичный курс представляет собой относительно замкнутый, целостный по содержанию этап начального обучения прикладному творчеству. Прошедшие двухгодичный курс обучения, могут заниматься и дальше, выполняя задания на более высоком творческом уровне по индивидуальным творческим маршрутам.

7. Режим занятий

Работа кружка организуется следующим образом:

  • группа первого года обучения – 2 раза в неделю по 2 часаа (144 часа в год);
  •  и второго года обучения - 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов).
  • Количественный состав группы:

           1 – год  -10 – 12 человек

           2 – год  - 8 – 10 человек

8. Форма обучения и структура занятий.

 Группы формируются по одновозрастному принципу, что позволяет  учитывать возрастные особенности детей, определять методику обучения, подход к организации коллективных работ, правильно запланировать время для практической деятельности и отдыха.

Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение изделия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит составление эскиза и работа в материале.

Как правило, занятие состоит из 4-х частей:

Вводная часть (беседа или игра).

Теоретическая часть (технологический процесс).

Практическая часть.

Закрепление изученного материала и подведение итогов занятия.

Первая - вводная - часть проходит в виде беседы  по технике безопасности во время работы с различными материалами и инструментами, рассказ о видах декоративно-прикладного творчества, показ наглядного материала. Показ образцов, выполненных обучающимися кружка. Знакомство с содержанием предстоящей работы.

Теоретическая часть включает показ руководителем кружка технических приемов работы с материалом в действии. Для этого могут использоваться схемы, таблицы, где четко прослеживается последовательность и порядок этапов в работе.

Практическая часть может проводиться как совместно со всем детским коллективом, так и с разделением обучающихся на подгруппы. Педагогу необходимо помнить о том, что даже при выполнении единого для всех учебного задания, для каждого обучающегося сохраняется момент индивидуальности творчества. Каждый творит свою неповторимую работу. Планируя практический раздел занятия, надо учитывать возрастные особенности обучающихся, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. С целью обеспечения занятости обучающегося, быстро справляющихся с практической работой, педагогу следует готовить к занятию 2-3 дополнительных задания.

Теоретическое и практическое обучение детей производится одновременно, при некотором опережении в изучении теоретического материала. Закрепление изученного материала и подведение итогов осуществляется в конце занятия.

Для организации продуктивной творческой работы на занятии желательно в каждой группе выбрать помощника руководителя кружка, который следит за сохранностью инструментов, назначает дежурных и т. д. дежурные приходят на занятия за 10 – 15 минут до начала занятия и помогают руководителю подготовить кабинет к работе: раскладывают инструменты, дидактические материалы и т.д. По окончанию занятий дежурные следят за тем, чтобы дети привели в порядок свои места, затем собирают неоконченные работы, убирают помещение.

9. Формы подведения итогов обучения по программе

В процессе обучения по курсу, используются разнообразные формы подведения итогов. Одним из способов проверки знаний и умений, полученных на занятиях, может стать викторина или тест, которые целесообразно проводить после каждой темы.

Выполненная на занятии работа оценивается обучающимися и педагогом. Оценка этой работы должна быть индивидуальна, т.е. должна соответствовать индивидуальным способностям обучающегося, зависящим

от роста его умений и навыков. Оценивание может происходить и по социальной норме, когда результаты одних обучающихся оцениваются в сравнении с результатами других, равных по способностям и умениям. Оценивание стимулирует процесс развития умений и навыков, заставляет каждого обучающегося приложить максимум усилий при исполнении заданной работы. Участие обучающихся в выставках прикладного творчества также рассматривается как форма подведения итогов. Здесь и обучающийся и педагог, могут сравнивать свои успехи с результатами обущающихся из других образовательных объединений по аналогичному профилю.

Объективный анализ, оценка работы, подведение итогов по этапу обучения (тематический раздел, четверть, полугодие и др.) имеют большое воспитательное значение. Наиболее подходящий метод оценивания – это организованный просмотр выполненных изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, или разложив на столе, персональную выставку и тематическую. Кружковцы  высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Руководитель подводит итоги выполнения работ.

10. Ожидаемые результаты первого года обучения:

К концу 1 года обучения обучающиеся должны

знать:

  • правила техники безопасности;
  • как организовать рабочее место

-    виды декоративно-прикладного творчества; историю возникновения народных промыслов;

  • название инструментов, назначение различных материалов;
  • основы цветоведения;  
  • понятия: эскиз, композиция, ритм, симметрия, асимметрия; 

- основы технологии выполнения  Дымковской игрушки, Мезенской и      Городецкой росписей;

-   основы технологии выполнения росписи по ткани;

  • этапы изготовления и обработки изделий;

уметь:

-    правильно организовать рабочее место;

-    пользоваться инструментами, использовать материалы;

  • уметь составлять цвета;
  • выполнять карандашом и красками эскизы (несложные изобразительные задания); 
  • изготавливать изделия в изученных технологиях и видах творчества;  
  • эстетически оформлять изделия для выставки;

владеть:

-    правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и оборудованием;

-  разнообразными выразительными средствами (ритм, объем, единство формы и   содержания);

-    изобразительно-выразительными средствами графики и живописи;

-  основами технологии выполнения Дымковской игрушки, Мезенской и      Городецкой росписи;

-    материалами, инструментами, оборудованием;  

-  различными приемами выполнения художественной росписи ткани  в технике холодного батика;

-  средствами художественного изображения, прилагать максимум творческих усилий для аккуратного и успешного выполнения работ;

-    необходимыми умениями и навыками прикладного творчества.

Метапредметные:

- желание получить полные знания приемов работы с различными материалами  и добиться хорошего результата в данных областях;

- способность пониманию закономерностей окружающей действительности, анализ содержательной гармонии природы.

Личностные:

 -  умение контролировать свое поведение, работать в коллективе;

-   умение давать правильную оценку своим работам и поступкам.

11. Ожидаемые результаты второго года обучения

К концу 2 года обучения обучающиеся должны

знать:

-  правила техники безопасности при работе с инструментами;

-  народные художественные промыслы России;

- разнообразные выразительные средства (ритм, объем, единство формы и   содержания);

- изобразительно-выразительные средства графики и живописи;

-  особенности композиционного построения;

- основы технологии выполнения  Филимоновской игрушки, Урало – Сибирской, Хохломской росписей;

уметь:

-    пользоваться материалами, инструментами, оборудованием;

-   выполнять изделия в заданной технике;

-   составлять композиции;

-  владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани  в технике холодного батика;

  • творчески использовать средства художественного изображения, прилагать максимум творческих усилий для аккуратного и успешного выполнения работ;

-   работать самостоятельно в группе;

  • эмоционально отзываться на красоту искусства и окружающего мира;
  • владеть:

-   правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;

- разнообразными выразительными средствами (ритм, объем, единство формы и   содержания);

-    изобразительно-выразительными средствами графики и живописи;

-  основами технологии выполнения Филимоновской игрушки, Урало – Сибирской росписи, Хохломской росписи;

-  различными  материалами, инструментами, оборудованием;  

-  различными приемами выполнения художественной росписи ткани  в технике холодного батика;

-  средствами художественного изображения, прилагать максимум творческих усилий для аккуратного и успешного выполнения работ;

-    необходимыми умениями и навыками прикладного творчества.

Метапредметные:

- желание получить полные знания приемов работы с различными материалами  и добиться хорошего результата в данных областях;

- способность пониманию закономерностей окружающей действительности, анализ содержательной гармонии природы.

Личностные:

 -  умение контролировать свое поведение, работать в коллективе;

-   умение давать правильную оценку своим работам и поступкам.

По завершению двухгодичного курса каждый обучающийся овладевает комплексом знаний (в том числе по организации труда и технике безопасности), необходимых умений и навыков прикладного творчества. Он способен самостоятельно применить эти знания во внеурочной деятельности. Эти возможности побуждают обучающихся к эстетизации окружающей среды.

Раскрытие творческого потенциала обучающихся в процессе обучения даёт возможность достойно представить их творческие работы на районных, школьных, тематических и персональных выставках декоративно-прикладного творчества.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Учебно – тематический план первого года обучения

Тема

В том числе

Кол-во

часов

теория

практика

Блок I       Русские народные росписи.

Вводное занятие

2

2

-

Раздел 1

Дымковская игрушка.  

24

3

21

Знакомство с народными промыслами и ремеслами

2

-

2

Знакомство с Дымковской игрушкой.

2

1

1

Изучение элементов росписи. Орнамент в росписи. Выполнение техники написания элементов по образцам. Лепка дымковских игрушек.

18

2

16

Основы цветоведения в дымкове.

2

-

2

Раздел 2

Мезенская  роспись.  

40

6

34

Знакомство с мезенской росписью. Отработка техники написания элементов. Выполнение задания по образцам.

20

4

16

Основы композиции. Симметрия. Ритм

4

-

4

Техника безопасности. Роспись изделий. Лакировка.

16

2

14

Раздел 3

Городецкая роспись.

38

4

34

Знакомство с городецкой росписью. Отработка техники написания элементов. Выполнение задания по образцам.

16

2

14

Составление цветовой гаммы в росписи.

2

-

2

Виды композиций в Городецкой росписи.  Симметрия и ритм в росписи.

4

-

4

Роспись изделий. Лакировка.

16

2

14

Блок II          Роспись по ткани

Раздел 1

Радужный мир

16

4

12

Знакомство с материалами. Техника безопасности.

2

2

-

Основы цветоведения. Смешение цветов, теплые и холодные, ахроматические цвета.

8

2

6

Самостоятельная  работа по отработке приемов равномерных заливок и направленного мазка.

6

-

6

Раздел 2

Батик (роспись по ткани)

16

4

12

Знакомство с различными  видами художественной росписи ткани. Знакомство с различными тканями.

2

2

-

Приготовление красителей; работа с колерами, работа с резервом. Техника безопасноти.

4

-

4

Приемы ведения росписи в технике холодного батика.

10

2

8

Экскурсии, выставки, мероприятия.

8

2

6

                                                             Итого:                    144

25

119

2. Учебно – тематический план второго года обучения

Тема

В том числе

Кол-во

часов

теория

практика

Блок I       Русские народные росписи.

Вводное занятие

2

2

-

Раздел 1

Филимоновская  игрушка.  

40

6

34

Повторение пройденного материала за прошлый год. Материалы и инструменты

4

2

2

Знакомство с филимоновской игрушкой.

2

1

1

Изучение элементов росписи. Орнамент в росписи. Выполнение техники написания элементов по образцам. Лепка филимоновских игрушек.

32

3

29

Цветоведение в филимоновской росписи.

2

-

2

Раздел 2

Урало - Сибирская роспись.

45

5

40

Знакомство с Урало – Сибирским промыслом. Отработка техники написания элементов. Выполнение заданий по образцам.

20

2

16

Виды композиции в  росписи.

5

2

3

Выбор композиции и разработка варианта для выполнения на плоском изделии. Роспись изделий. Лакировка.

20

2

16

Раздел 3

Хохломская роспись.  

50

4

46

Знакомство с Хохломской росписью. Отработка техники написания элементов. Выполнение заданий по образцам.

20

2

18

Композиционное построение.

5

-

5

Выбор композиции и разработка варианта для выполнения на плоском изделии. Роспись изделий. Лакировка

25

2

23

Блок II          Роспись по ткани

Раздел 1

Калейдоскоп

30

4

26

Знакомство с разными видами орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный).  

4

2

2

Основные законы композиционного построения орнамента

4

-

4

Выполнение декоративных композиций.

Абстрактные композиции. Стилизация.

22

2

20

Раздел 2

Батик: Весна красна (роспись по ткани)

40

6

34

Работа над художественным образом;

       6

        2

          4

Зооморфные элементы в декоративной композиции. Рождение, разработка и реализация художественного замысла

14

2

12

Приемы ведения росписи в технике холодного батика;  выполнение сувениров;

20

2

18

Экскурсии, выставки, мероприятия.

9

3

6

                                                                      Итого:            216

30

186

III. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 БЛОК I               РУССКИЕ НАРОДНЫЕ РОСПИСИ

Введение: Знакомство с содержанием предстоящей работы. Краткий обзор видов прикладного творчества. Безопасность труда и правила личной гигиены. Техника безопасности. 2 ч

Раздел 1:   Дымковская игрушка  24 ч

Знакомство с народными промыслами и ремеслами. Игровая форма. Беседа о ремеслах.

Знакомство с дымковской игрушкой. Многоцветье  дымки. Составление дымковского орнамента. Зарисовка дымковского орнамента в полосе. Теплые и холодные цвета. Цветовой круг.

Зарисовка теплого или холодного цвета (на выбор), в круге дымковских узоров.  Дымковский конь.  Последовательность выполнения лепки коня.  

Изучение элементов росписи игрушки. Составление эскиза. Роспись коня. Освоение лепки дымковской игрушки по выбору. Роспись эскиза бумажной формы. Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки. Составление эскиза для вылепленной игрушки из знакомых элементов. Подведение итогов.

Раздел 2:   Мезенская  роспись   40 ч

Знакомство с народными промыслами и ремеслами.  История мезенской росписи и работы народных мастеров. Мезенские прописи. Ознакомление с художественными и техническими приемами росписи. Растительный мир Мезени. Знакомство с разновидностями мезенских птиц. Изучение элементов мезенской росписи. Зарисовка:  конь стоит, бежит, скачет. Отработка техники написание элементов.  Симметрия (зеркальная) в мезенском орнаменте и ритмы повтора. Основы композиции в мезенской росписи. Древнерусская деревянная посуда. Составление композиции. Демонстрация ложек с различными росписями. Роспись эскиза ложки. Мезенские корабли, парусники. Отработка техники написания элементов. Мезенские всадники. Отработка техники написания элементов.  Прялка – образ мироздания.   Самостоятельная  работа по созданию росписи на бумажных и деревянных изделиях предметов быта. Выбор и составление композиции,   разработка эскиза мезенской росписи. Подготовка поверхности деревянных изделий, техника безопасности при росписи и лакировки изделий. Подведение итогов.

Изготовление сувениров.

Подготовка к выставке. Экскурсия.

Раздел 3:   Городецкая роспись   38 ч

Знакомство с Городецкой росписью. Соблюдение техники безопасности. Правила постановки руки и кисти. Основные элементы росписи. Основы цветоведения в Городецкой росписи. Особенности построения орнамента в Городецкой росписи. Отработка техники написания элементов.  «Розан» и «ромашка» - традиционный элемент. Отработка техники написания элементов.  «Купавка» и «бутон». Отработка техники написания элементов. Городецкий растительный орнамент. Симметрия и ритм в орнаменте. Последовательность построения. Виды композиций в Городецкой росписи. «Ваза с цветами». Составление композиции. Знакомство с различными видами Городецких птиц. Последовательность выполнения, зарисовка птиц. Знакомство с традиционным мотивом «Городецкий конь». Последовательность выполнения. Зарисовка коней. Городецкий интерьер. Последовательность построения. Отработка техники написания элементов. Составление простых композиций. Самостоятельная  работа по созданию росписи на бумажных и деревянных изделиях предметов быта. Выбор и составление композиции,   разработка эскиза городецкой росписи. Подготовка поверхности деревянных изделий, роспись изделий. Подведение итогов.

БЛОК II                    РОСПИСЬ ПО ТКАНИ 

Раздел 1:  Радужный мир   16ч

Условия безопасной работы. Знакомство с художественными материалами (простой карандаш, акварельные и гуашевые краски) и приемами работы с ними. «Что могут краски». Основные цвета, смешение красок. «Радуга над лужайкой». Отработка приема проведения непрерывных красочных линий. «Ледяная рапсодия». Смешение холодных цветов. Акварель. Отработка приема равномерных заливок. «Северное сияние». Работа в смешанной гамме цвета. Сочетание равномерных заливок и направленного мазка. «Весна – красна». Смешение теплого цвета. Ахраматические цвета. «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Подведение итогов. 

РАЗДЕЛ 2:  БАТИК  16 Ч 

Знакомство с королевством тканей. Виды тканей. Виды росписи по ткани.  Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров. «Семицветик». Изобразительные возможности батика. Приемы ведения росписи в технике холодного батика. «Зебра». Составление эскиза для росписи. Техника безопасности при росписи ткани. Работа с резервом. Приготовление красителей. Роспись ткани в соответствии с эскизом.

ЭКСКУРСИИ. ВЫСТАВКИ. МЕРОПРИЯТИЯ.  8 Ч

Посещение различных выставок, экскурсия в краеведческий музей и Школу ремесел. Подготовка работ к выставкам.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

БЛОК  I          РУССКИЕ НАРОДНЫЕ РОСПИСИ.  Введение: Знакомство с содержанием предстоящей работы. Краткий обзор видов прикладного творчества. Показ образцов, выполненных обучающимися кружка. Безопасность труда и правила личной гигиены. Техника безопасности. 2ч.

Раздел 1:  ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА. 40Ч.

Повторение пройденного материала за прошлый год.  Материалы и инструменты. Знакомство с филимоновской свистулькой - игрушкой. Освоение простейших элементов филимоновской росписи. Полоски и елочки, перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски,  ломанные линии. «Узор на ковре». Освоение традиционных филимоновских орнаментов. Традиционный элемент росписи «цветок». «Олешек» и «барашек». Украсить круг филимоновскими элементами. «Разноцветные орнаменты». Ритмичное чередование. «Сельские красавицы». Роспись силуэта барыни. «Курица – свистушка». Лепка из глины или пластилина. Расписать  силуэт курицы – свистушки в эскизе. Роспись курицы –свистушки. Фигурка доярки или домашних животных. Лепка (по выбору) женской фигурки барыни или животных. Подведение итогов.

Раздел 3:  УРАЛО – СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ. 45Ч.

Знакомство с народным промыслом и история его возникновения. Способ держания кисти, вращение кисточки. Освоение навыка написания простых элементов: приписки, корни, стебли. Цветоведение в росписи. Цветовой контраст. Подмалевки (цветовые пятна), разживка, разбел (разживка белилами), оживка (нанесение белого мазка). Растительные мотивы: ягодки, цветы, бутон, гроздь ягод. Отработка техники написания элементов. Различные формы вазонов, кувшинов, корзинок в стиле борокко. Семантика изображений. Композиция. Основные виды композиции. Композиционный центр. Составление простых композиций. Единство формы и изделия. Древо жизни – основной мотив в Урало – Сибирской росписи. Разработка композиции и роспись панно с «древом». Птицы. Основные разновидности. Последовательность написания элементов.  Выбор композиции и разработка варианта для выполнения на плоском изделии (по выбору). Фризообразная композиция. Вертикальная композиция. Выбор композиции и переработка для росписи плоского изделия по выбору. Самостоятельная работа. Подготовка поверхности деревянных изделий. Роспись. Лакировка. Подведение итогов. Изготовление сувениров.

Подготовка к выставке. Экскурсия.

Раздел 2:  ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ. 50 Ч.

Знакомство с народным промыслом Хохломы.  История Хохломской росписи. Соблюдение техники безопасности.  Ознакомление с художественными и техническими приемами росписи (прописи травки, осочки, капельки, усики, завитки, кустики). «Подарок для Мишутки»: украсить росписью бумажную ложку, используя два цвета -  черный и красный. Травной орнамент: прорисовка травного орнамента, от простого к сложному. Отработка техники написания «криуля» - «завиток». Роспись чашки.  Ритмичное чередование элементов орнамента. Узор «листочки»: использование зеленого и желтого цветов. Создать свою композицию, применяя хохломскую палитру красок. Узор «Ягодки». Брусничка, смородинка, клубничка, крыжовник, малинка. Отработка техники написания элементов. «Уточка – солонка». Расписать изделие кистью и печаткой – тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи. Орнамент с «ягодками» и «листочками». Приемы освоения элементов «цветы». Выбор композиции. Разработать орнаментальную композицию. Самостоятельная работа. Подготовка поверхности деревянных изделий. Роспись. Лакировка. Подведение итогов. 

БЛОК  II           РОСПИСЬ ПО ТКАНИ.

Раздел 1: КАЛЕЙДОСКОП. 30Ч.  

Геометрический орнамент в полосе. Виды ритма (горизонтальный, вертикальный). Простой и сложный ритмы. Отработка приема работы колерами.

Геометрический орнамент в квадрате. Композиционный центр. Центрально-лучевая композиция.  Отработка приемов работы колерами. Знакомство с приемом стилизации. Выполнение зарисовки с натуры и стилизация объекта на ее основе.  Выполнение растительного орнамента в круге или полосе. Отработка приема равномерного заполнения всей плоскости листа 

«Фрукты». Зарисовка с натуры и декоративная обработка объектов на ее основе. Подведение итогов.

Раздел 2:   БАТИК: ВЕСНА  КРАСНА. 40Ч

Работа над художественным образом в технике холодного батика. Эскиз. Графика. Статика и динамика. Простой карандаш.  Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Роспись по ткани.

«Бабочка». Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш. «Бабочка».  Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель. Роспись по ткани.  «Земляника». Эскиз. Графика. Разнообразие растительных форм. Гелевая ручка. «Земляника». Эскиз в цвете. Акварель.  Роспись по ткани. Итоговое занятие.

ЭКСКУРСИИ, ВЫСТАВКИ, МЕРОПРИЯТИЯ. 9Ч.

Посещение различных выставок, экскурсия в краеведческий музей и Школу ремесел. Подготовка работ к выставкам.

 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. Принципы построения программы

В основе организации обучения по программе лежат следующие общедидактические принципы:

  • принцип культуросообразности (через овладение ремеслом - к возвращению к истокам декоративно-прикладного искусства);
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип прочности обучения (как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях);
  • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (программа составлена в соответствии с возрастными особенностями  младших и средних групп школьников);

-   принцип природосообразности (занятия не должны быть утомительными,                   должны иметь практический смысл: вторичная переработка материала -   один из важнейших путей экологичности);

  • принцип доступности и посильности (учебный материал программы доступен, но его практическое освоение требует от обучающихся определенных творческих усилий) - все запланированные работы по своей сложности посильны детям и младшего возраста;
  • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении прикладным творчеством;
  • принцип движения от простого к сложному как в теоретической, так и в практической части занятий, что определяет процесс приобретения знаний и развития необходимых  умений работы различными  росписями;
  • принцип наглядности, как привлечение чувственного восприятия, наблюдения к переработке учебного материала.

2. Методы обучения

В зависимости от поставленных задач на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетания.

Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям, руководителю необходимо разнообразить методы работы, выбирать методы обучения, с учётом знаний и практических навыков, получаемых обучающимися на занятиях кружка. Поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. В целом в обучении по программе целесообразно использовать следующий комплекс методов.

1). Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  • Наглядные - показ способа действий, показ образцов прикладного искусства, альбомов, иллюстраций и др.
  • Практические - в творческой деятельности обучающихся опытным, экспериментальным путем осуществляется поиск оптимального художественного и технического решения; в занятия включаются специальные упражнения; выполняются графические записи.

  • Словесно-коммуникативные методы - рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала.

2). Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности и творческой активности:

 -поощрение;

 -создание положительной эмоциональной атмосферы, ситуации успеха;

 -использование музыки, примеров из художественной литературы;

 -создание игровой ситуации. Поскольку Программа предназначена и для детей младшего школьного возраста, в ней уделяется особое внимание игровым разделам и элементам. В играх создаются эмоционально-положительные ситуации, которые помогают добиться увлеченности на занятиях. Играя, дети учатся воображать, фантазировать. В процессе игры возникает «самодвижущаяся сила», которая приводит к активной деятельности. Через игру происходит социализация ребенка.

3). Методы организации контроля и самоконтроля познавательной деятельности (аналитические): наблюдение; сравнение; анкетирование; тестирование; самоконтроль; самоанализ; опрос; участие в выставках: персональные, тематические, районные, итоговые.

3. Учебно-материальное обеспечение программы

  Помещение и оборудование.

 Для занятия кружка требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Это дисциплинирует обучающихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, для хранения наглядных пособий. Собранные неоконченные работы должны храниться в определённом месте, к каждой необходимо прикреплять листок с указанием фамилии исполнителя работы.

Столы для работы в учебном кабинете следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.

Рабочее место руководителя кружка оборудуется столом и стулом. В помещении должна быть настенная доска для графической работы мелом, а также для размещения наглядных пособий и кратковременных внутриколлективных выставок творческих работ.

 Наглядные пособия. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся сами изделия, таблицы с изображением эскизов, шаблоны, образцы обработок изделий, демонстрационный материал, технологические карты.

Инструменты и приспособления:

Работа с глиной и пластилином: пластилин или глина, набор стеков, кисти, краски. Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части.

Для лепки необходимо иметь гладкие дощечки и клеенки. Дощечка может быть из пластика или оргстекла. Кроме того, дощечка защищает поверхность стола при  работе острыми предметами.

На занятиях необходимо иметь банки для воды, салфетки для рук,  скалки, ножницы, линейки, карандаши, ластики.

Работа с деревянными изделиями: для того чтобы раскрасить изделие, нужны банки для воды, кисти и краски - акварельные, гуашь, акриловые или масляные.

Для подготовки деревянных изделий необходимо иметь наждачную бумагу, клей ПВА, водоэмульсионную краску (под фон).

Чтобы изделие лучше сохранилось, нужно покрыть его лаком. Поэтому для занятий нужен любой бесцветный лак, нитролак для столярных работ.

Растворитель Уайт – спирит, для промывки кистей от лака. Перчатки.

Работа по ткани: для росписи нужны ткани: бязь, атлас, х/б ткань. Красители для ткани, акварель  или цветные чернила, контуры для ткани, кисти, трубочки, поролоновые тампоны, штамки из твердых овощей.

Для эскиза на бумаге нужны: простые карандаши, ластики, мягкие цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь. Разные подрамники для натяжения ткани, кнопки, скотч. Утюг – для закрепления краски.

Чтобы собрать готовую картину, надо подготовить рамку, картон или оргалит.

Литература для обучающихся

1. Вохринцева С. «Учимся рисовать».Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству и рабочие тетради. Дымковская игрушка 1,2. Мезенская роспись 1,2. Городецкая роспись 1,2. Хохломская роспись 1,2. Урало – сибирская роспись 1. Полхов – Майданская роспись 1, 2.

2. Горичева В. Нагибина М. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль, 1998.

3. «Искусство детям». Учебное издание.  Рабочая тетрадь для детей по основам народного искусства. Городецкая роспись. Дымковская игрушка.  Мезенская роспись. Полхов – Майданская роспись. Филимоновская свистулька. Хохломская роспись.  М. издательство «Мозаика – Синтез». 2007

4. «Как писать акварелью». (Начинающему художнику). – М. АСТ; Астрель, 2005

5.  Кожохина С. К. «Батик». Все о картинках на ткани / Ярославль: Академия развития, 2006

6.  Костина Г.Н. «Мастерская мезенской росписи». Учебно – методическое пособие. Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии. Новосибирск: Издательство «Книжица», 2005

7. Соловьева Л.Н. «Русский сувенир». Матрешка. Альбом. М. Издательство Интербук – бизнес, 1997

8.  Супрун Л.Я. «Городецкая роспись». Истоки. Мастера. Школа. Издательство «Культура и традиции». 2006

9. Тимофеева Л.Ф. «Крестьянская роспись мастеров Борка». Народные росписи Русского Севера. Издательство «Правда Севера». Архангельск. 2004

10.   Тимофеева Л.Ф. «Уфтюжская роспись» – Архангельск. 2000

           

                     

Литература для педагога

 1. «Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера: Занятиея с младшими школьниками. Учеб. метод. Пособие под ред. Т.Я. Шпикаловой Г.А. Поровской. Москва, издательство ВЛАДОС, 2000 (Воспитание и дополнительное образование).

2. Бадаев В.С. «Русская кистевая роспись: учебное пособие для судентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2007

3. «Возращение к истокам». Народное искусство и детское творчество- под ред. Т.Я. Шпикаловой Г.А. Поровской. Москва, издательство ВЛАДОС, 2000 (Воспитание и дополнительное образование).

4.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: издательство «Просвещение», 1991

5. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» - М. издательство ВЛАДОС, 2005

6.Горяева Н.А., О. В. Островская  «Изобразительное искусство: декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Учебник 5 кл. Для общеобразовательных учреждений под ред. Б.М. Неменского.  Москва, 2007

7. Грибовская  А. А. «Народное искусство и детское творчество» метод. пособие для воспитателей / М. издательство «Просвещение», 2006

8. Давыдов С. «Батик». Техника. Приемы. Изделия. М. АСТ – ПРЕСС КНИГА (Энциклопедия). 2006

9. «Детям – о традициях народного мастерства» Осень. Учеб. метод. Пособие: в 2 ч. под ред. Т.Я. Шпикаловой Г.А. Поровской. Москва, издательство ВЛАДОС, 2000 (Воспитание и дополнительное образование).

10. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте что такое цвет…/М. Астрель: АСТ, 2005

11. Сервер. Ф.А. «Акварель для начинающих». М. издательство АСТ: Астрель, 2006

12.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания начальной школе».учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. Москва, издательский центр «Академия» 2006;

13. Тараксевич Н.А. «Домовая роспись Урала, Сибири и Алтая: Учебно – методическое пособие / Новосибирский областной Центр русского фольклора и этнографии. Новосибирск: Издательство «СОВА»,2005

14. «Художественная роспись по дереву». Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

15. Федотов Г.Я. «Послушная глина: Основы художественного ремесла». М: АСТ – ПРЕСС, 1997

16. Эм Анна. «Батик» – Минск: Харвест, 2008. (Постигаем шаг за шагом).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Техника безопасности труда

  1. Перед началом занятия нужно проверить готовность помещения и инструментов. Если при осмотре обнаружены неисправности, то их следует устранить, если же это сделать невозможно, то таким и инструментами пользоваться во время занятий нельзя.
  2. Подготовка рабочих мест зависит от характера выполняемой работы, но в любом случае работу необходимо организовать так, чтобы исключить всякую возможность несчастного случая.
  3. Обучающиеся должны твёрдо знать и выполнять правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
  4. Необходимо периодически повторять правила техники безопасности, особенно при нарушении этих правил обучающимися. В тех случаях, когда длительное время не пользовались инструментом, требуется обязательное повторение правил техники безопасности. Педагог должен быть уверен в том, что учащиеся знают и выполняют эти правила не только в школе, но и дома.

Правила пожарной безопасности

  1. Помещение к занятиям должно быть подготовлено с учётом требований пожарной безопасности. Нельзя загромождать проходы, двери, окна. Запрещается хранить в кабинете легко воспламеняющиеся жидкости, масляные тряпки, излишки бумаги и лоскутки.
  2. Недалеко от входа в кабинет, должен висеть огнетушитель. Педагог и учащиеся должны знать план эвакуации на случай пожара.
  3. При малейшей неисправности проводки или при необходимости замены ламп, чистки плафонов вызывать электромонтёра.

Правила обращения с ножницами

  1. При работе внимательно следи за направлением реза.
  2. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  3. Не держи ножницы лезвиями вверх.
  4. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  5. Не режь ножницами на ходу.
  6. Не походи к товарищу во время резания.
  7. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вверх.
  8. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
  9. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

Правила обращения с клеем

  1. Для работы с клеем необходимо иметь кисть и подставку для клея.
  2. Излишки клея с работы убирать лоскутом ткани.
  3. При попадании клея на руки необходимо вымыть их в проточной воде.

При попадании клея в глаза следует быстро промыть их большим количестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство национальной образовательной программы " Интеллектуально-творческий потенциал России"

Свидетельство за подготовку Призёра Российского конкурса " Познание и творчество"...

Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»

    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовн...

Образовательная программа творческого объединения "СЛОВОТВОРЧЕСТВО "

Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все уси...

Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""

Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения  и   совершенствования личного опыта могут предоставить...

Образовательная программа внеурочной деятельности интеллектуального и творческого развития младших школьников «Развивайка»

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Большую роль в процессе учебной деятельности...

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка" по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка"  по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2016-2017 уч годАттестация обучающихся творческ...

Дополнительная образовательная программа зимней смены «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Программа ДОЛ "Творческая мастерская" краткосрочная...