Образовательная программа творческого объединения "СЛОВОТВОРЧЕСТВО "
рабочая программа (2 класс) на тему

Кобелева Наталья Александровна

Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думат.

От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Образовательная программа  «Словотворчество» предназначена для детей младшего школьного возраста (8 -10 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovotvorchestvo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Образовательная  программа

Творческого объединения

 « СЛОВОТВОРЧЕСТВО »

Срок реализации  - 1 год

Возраст__________лет

Педагог дополнительного образования

Кобелева Наталья Александровна

г. Архангельск 2012 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.

            От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

             Образовательная программа  «Словотворчество» предназначена для детей младшего школьного возраста (8 -10 лет).

             Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

        -целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важным направлением в развитии личности является нравственно-эстетическое воспитание, формирующее ценностные эстетические ориентиры, а также систематическое развитие родной  речи, формирующее интеллектуальное и гармоническое развитие личности ребенка.

       -особенностью современной ситуации, когда голубой экран перенасыщен культурой западных стран, пропагандирующих быт и мировоззрение этих стран, активно впитывающийся в умы и души наших детей. В этом случае связь с родной речью, с русским языком это та нить, которая несет в себе огромный заряд нравственных, эстетических возможностей для воспитания и развития у детей чувства патриотизма и гордости за свое наследие, за свой родной язык, за свой народ.

      - развивающейся образовательной средой, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, обретению состояния уверенности и свободы в своих устных и письменных высказываниях.

      -возрастными психологическими особенностями младшего школьника.

Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет неотъемлемую  характеристику его существования в мире. Именно в общении и посредством общения человек получает знания, учиться чувствовать и мыслить. Общение открывает ему культуру и делает возможным его приобщения к ней.

Чем раньше начнется систематическое развитие устной и письменной речи, тем большие достижения будет в дальнейшем. Современное, то есть раннее, развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие ребенка и усиливает его интерес к знаниям.

Данная программа направлена на то, чтобы научить ребенка слушать и пересказывать речь, делать заметки, вести записные книжки, дневники наблюдений, составлять план, краткие конспекты, рассказы..

Необходимо у каждого учащегося, независимо от возможной в будущем профессии, развивать вкус к отдельно взятому слову и к языку в целом.

Таким образом, зная, что речь – основа всякой умственной деятельности и средство коммуникации, ведущей идеей данной программы является признание ценности речевого творчества как условия личностной успешности..

Цель программы: формирование основ образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества в процессе приобщения младших школьников к ценностям культуры, развитию творчества и интереса к познанию.

Задачи программы:

        1.формирование активной творческой личности;

        2.формирование личностной мировоззренческой позиции «Я – часть мира и мое отношение к этому миру».

        3.закладывает основы для приобщения ребенка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил, обобщенных способов познания,

        4.реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.

        5.вырабатывает желание работать и развивать родную речь;

        6. учит приемам сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельно решения.

Для развития речи  программа «Словотворчество» предоставляет ребенку возможность:

  • Участвовать в творческой деятельности
  • Учиться чувствовать вкус слова
  • Получать удовольствие от процесса речевого самовыражения
  • Развивать гибкость и самостоятельность мышления.

Содержание курса раскрывается в процессе интенсивного речевого развития и углубленного изучения курса русского языка  через формирование универсальных учебных действий: способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.

 Временная нагрузка 34 часа ( 1 час на 34 недели).

К концу  обучения ребенок должен знать:

       - значение слова и предложения;

       - значение понятий культура речи.

Должен уметь:

        - учиться делать выводы и обобщения;

        - планировать свои действия;

        - приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, художественно-абстрактном.

Для реализации образовательной программы «Словотворчество» необходимы научно-методические средства:

       -  программа;

       -  демонстрационный материал.

Материально-техническое обеспечение:

     - рабочая тетрадь;

     - ручка;

     - карандаш;

     - ластик.

Календарно-тематическое планирование 2012- 2013 уч.год

Тема

Количество часов

1

Слово и его значение. (11ч)

Вводное занятие.

1

2

Слово веселит, огорчает, утешает…

1

3

Как узнать что-то новое.

1

4-7

Помощники устного слова.

4

8

Нарисуем непонятные слова

1

9-10

Как составить толковый словарик.

2

11

Отгадай слово.

1

12

Устная речь. (15ч)

 Для чего нужна речь.

1

13

Умеем ли мы говорить.

1

14-16

Говорим и пишем.

3

17

Какой окраски твой голос.

1

18-19

Говорим медленно – быстро.

2

20-21

Сядем на пригорке да расскажем скороговорки.

2

22-23

Говорим тихо – громко.

2

24-26

Помощники устного слова.

3

27

Секреты Волшебницы-речи. (7ч)

Учимся вежливости.

1

28-29

«Придумано кем-то просто и мудро…»

2

30

Простое слово «извините».

1

31

Очень важные слова.

1

32

Смеемся, грустим, задумываемся…

1

33

Кому и как можно подражать.

1

34

Итоговое занятие.(1ч)

Творческий отчет.

1

Итого:

34

Список используемой литературы:

  1. Агапова И.,Давыдова М. Пособие по литературному чтению.ООО «ИКТЦ  ЛАДА», 2009.
  2. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие игры со словами». ООО «ИКТЦ «ЛАДА» 2008.
  3. Романовская З.И. Живое слово: Пробный учебник. – М: Просвещение, 1993.
  4. Игра  -  дело серьезное / Сост.В.В. Волина. – М.: Дидактика плюс, 1999
  5. Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Речевые разминки. – М.: Издат-школа, 2008.
  6. Кубасова О.В. Учим читать: Методические рекомендации. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002.
  7. Мартинович Г.А., Семенов П.А. Терминологический словарь: Русский язык. Стилистика. Культура речи. – С-Пб.: 2006
  8. Сидорова Т. Л. Культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  9.  Синицын В. А. Путь к слову/ Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: АО «Столетие», 1997.
  10. Синицын В.А., Сухова Г.В. Уроки лексики, или когда язык не заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества. – М.: МСГИ, 2002.

Учебно-тематический план образовательной программы

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Настроение – всему начало.

3

1

2

2

Гордись своим именем!

3

1

2

3

Буква к букве – слово получиться.

3

2

1

4

Слово и его значение.

5

2

3

5

От слова к предложению.

3

1

2

6

От предложения к тексту.

3

2

1

7

Язык. Речь. Культура речи.

4

2

2

8

Люби и береги свой родной язык!

3

2

1

9

Книга – друг и помощник!

4

2

2

10

Делать добро спеши!

3

2

1

Всего

34

17

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,...

Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...