Образовательная программа творческого объединения "СЛОВОТВОРЧЕСТВО "
рабочая программа (2 класс) на тему
Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думат.
От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Образовательная программа «Словотворчество» предназначена для детей младшего школьного возраста (8 -10 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovotvorchestvo.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Творческого объединения
« СЛОВОТВОРЧЕСТВО »
Срок реализации - 1 год
Возраст__________лет
Педагог дополнительного образования
Кобелева Наталья Александровна
г. Архангельск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.
От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Образовательная программа «Словотворчество» предназначена для детей младшего школьного возраста (8 -10 лет).
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
-целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важным направлением в развитии личности является нравственно-эстетическое воспитание, формирующее ценностные эстетические ориентиры, а также систематическое развитие родной речи, формирующее интеллектуальное и гармоническое развитие личности ребенка.
-особенностью современной ситуации, когда голубой экран перенасыщен культурой западных стран, пропагандирующих быт и мировоззрение этих стран, активно впитывающийся в умы и души наших детей. В этом случае связь с родной речью, с русским языком это та нить, которая несет в себе огромный заряд нравственных, эстетических возможностей для воспитания и развития у детей чувства патриотизма и гордости за свое наследие, за свой родной язык, за свой народ.
- развивающейся образовательной средой, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, обретению состояния уверенности и свободы в своих устных и письменных высказываниях.
-возрастными психологическими особенностями младшего школьника.
Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире. Именно в общении и посредством общения человек получает знания, учиться чувствовать и мыслить. Общение открывает ему культуру и делает возможным его приобщения к ней.
Чем раньше начнется систематическое развитие устной и письменной речи, тем большие достижения будет в дальнейшем. Современное, то есть раннее, развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие ребенка и усиливает его интерес к знаниям.
Данная программа направлена на то, чтобы научить ребенка слушать и пересказывать речь, делать заметки, вести записные книжки, дневники наблюдений, составлять план, краткие конспекты, рассказы..
Необходимо у каждого учащегося, независимо от возможной в будущем профессии, развивать вкус к отдельно взятому слову и к языку в целом.
Таким образом, зная, что речь – основа всякой умственной деятельности и средство коммуникации, ведущей идеей данной программы является признание ценности речевого творчества как условия личностной успешности..
Цель программы: формирование основ образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества в процессе приобщения младших школьников к ценностям культуры, развитию творчества и интереса к познанию.
Задачи программы:
1.формирование активной творческой личности;
2.формирование личностной мировоззренческой позиции «Я – часть мира и мое отношение к этому миру».
3.закладывает основы для приобщения ребенка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил, обобщенных способов познания,
4.реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.
5.вырабатывает желание работать и развивать родную речь;
6. учит приемам сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельно решения.
Для развития речи программа «Словотворчество» предоставляет ребенку возможность:
- Участвовать в творческой деятельности
- Учиться чувствовать вкус слова
- Получать удовольствие от процесса речевого самовыражения
- Развивать гибкость и самостоятельность мышления.
Содержание курса раскрывается в процессе интенсивного речевого развития и углубленного изучения курса русского языка через формирование универсальных учебных действий: способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Временная нагрузка 34 часа ( 1 час на 34 недели).
К концу обучения ребенок должен знать:
- значение слова и предложения;
- значение понятий культура речи.
Должен уметь:
- учиться делать выводы и обобщения;
- планировать свои действия;
- приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, художественно-абстрактном.
Для реализации образовательной программы «Словотворчество» необходимы научно-методические средства:
- программа;
- демонстрационный материал.
Материально-техническое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- ручка;
- карандаш;
- ластик.
Календарно-тематическое планирование 2012- 2013 уч.год
№ | Тема | Количество часов |
1 | Слово и его значение. (11ч) Вводное занятие. | 1 |
2 | Слово веселит, огорчает, утешает… | 1 |
3 | Как узнать что-то новое. | 1 |
4-7 | Помощники устного слова. | 4 |
8 | Нарисуем непонятные слова | 1 |
9-10 | Как составить толковый словарик. | 2 |
11 | Отгадай слово. | 1 |
12 | Устная речь. (15ч) Для чего нужна речь. | 1 |
13 | Умеем ли мы говорить. | 1 |
14-16 | Говорим и пишем. | 3 |
17 | Какой окраски твой голос. | 1 |
18-19 | Говорим медленно – быстро. | 2 |
20-21 | Сядем на пригорке да расскажем скороговорки. | 2 |
22-23 | Говорим тихо – громко. | 2 |
24-26 | Помощники устного слова. | 3 |
27 | Секреты Волшебницы-речи. (7ч) Учимся вежливости. | 1 |
28-29 | «Придумано кем-то просто и мудро…» | 2 |
30 | Простое слово «извините». | 1 |
31 | Очень важные слова. | 1 |
32 | Смеемся, грустим, задумываемся… | 1 |
33 | Кому и как можно подражать. | 1 |
34 | Итоговое занятие.(1ч) Творческий отчет. | 1 |
Итого: | 34 |
Список используемой литературы:
- Агапова И.,Давыдова М. Пособие по литературному чтению.ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009.
- Агапова И., Давыдова М. «Лучшие игры со словами». ООО «ИКТЦ «ЛАДА» 2008.
- Романовская З.И. Живое слово: Пробный учебник. – М: Просвещение, 1993.
- Игра - дело серьезное / Сост.В.В. Волина. – М.: Дидактика плюс, 1999
- Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Речевые разминки. – М.: Издат-школа, 2008.
- Кубасова О.В. Учим читать: Методические рекомендации. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002.
- Мартинович Г.А., Семенов П.А. Терминологический словарь: Русский язык. Стилистика. Культура речи. – С-Пб.: 2006
- Сидорова Т. Л. Культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Синицын В. А. Путь к слову/ Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: АО «Столетие», 1997.
- Синицын В.А., Сухова Г.В. Уроки лексики, или когда язык не заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества. – М.: МСГИ, 2002.
Учебно-тематический план образовательной программы
№ | Разделы, темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Настроение – всему начало. | 3 | 1 | 2 |
2 | Гордись своим именем! | 3 | 1 | 2 |
3 | Буква к букве – слово получиться. | 3 | 2 | 1 |
4 | Слово и его значение. | 5 | 2 | 3 |
5 | От слова к предложению. | 3 | 1 | 2 |
6 | От предложения к тексту. | 3 | 2 | 1 |
7 | Язык. Речь. Культура речи. | 4 | 2 | 2 |
8 | Люби и береги свой родной язык! | 3 | 2 | 1 |
9 | Книга – друг и помощник! | 4 | 2 | 2 |
10 | Делать добро спеши! | 3 | 2 | 1 |
Всего | 34 | 17 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик
С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд,...
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...