Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
· с возможностями УМК «Школа России», изд. Просвещение, 2011г.;
· с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);
· авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДАЮ
Директор: _____________ Т.В.Туйкина
_____________
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса «Б»
на 2014-2015 учебный год
(базовый уровень)
Составитель: О.А.Макарова,
учитель первой
квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями УМК «Школа России», изд. Просвещение, 2011г.;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);
- авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс изобразительного искусства изучается с 1 по 4 класс: по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Учебный курс «Изобразительное искусство. 2 класс» рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю),
Второй класс работает по Базисному учебному плану 2014 года. По Базисному учебному плану на предмет «Изобразительное искусство» предусмотрено 1 час в неделю (34 часа в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2014-2015 учебный год и авторской программе.
Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Ценностные ориентиры содержания курса
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Требования к планируемым результатам изучения программы
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго года обучения обучающиеся должны
получить начальные сведения:
- с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
- делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- понятием о видах изобразительного искусства;
- ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками;
- о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре).
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.п.);
- применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направления штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика УУД по теме | Дата по плану | Дата по факту | |
Чем и как работает художник (8 ч) | |||||
1 | «Цветочная поляна». Три основных цвета. Урок с применением ИКТ | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог | |||
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь | ||||
3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) Урок с применением ИКТ | ||||
4 | «Осенний листопад - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации» | ||||
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов Урок с применением ИКТ | ||||
6 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме | ||||
7 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги | ||||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | ||||
Реальность и фантазия (7 ч) | |||||
9 | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность Урок с применением ИКТ | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | |||
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | ||||
11 | «Узоры и паутины». украшение и реальность, украшения в природе | ||||
12 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность Урок с применением ИКТ | ||||
13 | «Кружевные узоры». Украшение и фантазия | ||||
14 | «Подводный мир». Постройка и реальность | ||||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | ||||
О чем говорит искусство (11ч) | |||||
16 | Изображение природы в различных состояниях | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | |||
17 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись Урок с применением ИКТ | ||||
18 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны») | ||||
19 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении Урок с применением ИКТ | ||||
20 | Образ человека в скульптуре Урок с применением ИКТ | ||||
21 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме | ||||
22 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях Урок с применением ИКТ | ||||
23 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения | ||||
24 | «Морозные узоры». Украшение и реальность | ||||
25 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение | ||||
26 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев | ||||
Как говорит искусство (8 ч) | |||||
27 | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета Урок с применением ИКТ | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | |||
28 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») | ||||
29 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | ||||
30 | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий | ||||
31 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения | ||||
32 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) | ||||
33 | «Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности Урок с применением ИКТ | ||||
34 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина | ||||
Итого | 34 часа | часов |
Описание материально-технического обеспечения учебного процесса
Печатные пособия
- Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса:
- Технология обработки бумаги и картона.
- Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами).
- Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:
- Коллекции «Бумага и картон», «Времена года», «Таблицы прикладных искусств», «Фрукты, овощи, грибы».
Технические средства обучения
- Оборудование рабочего места учителя.
- Классная доска.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- Мультимедийный проектор
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
- Наборы демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой).
- Наборы цветной бумаги, картона и пр.
- Заготовки природного материала.
- Презентации к урокам по программе.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО №1
от ___________.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________
Макарова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....