Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Макарова Ольга Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана:

·         с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

·        с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

·        с возможностями УМК «Школа России», изд. Просвещение, 2011г.;

·        с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);

·        авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_izo.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»                                                                                                                                            

УТВЕРЖДАЮ

Директор: _____________ Т.В.Туйкина

_____________

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 2 класса «Б»

на 2014-2015 учебный год

(базовый уровень)

Составитель: О.А.Макарова,

учитель первой

квалификационной категории

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана:

  •  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • с возможностями УМК «Школа России», изд. Просвещение, 2011г.;
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (ООП ОУ);
  • авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс изобразительного искусства изучается с 1 по 4 класс: по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Учебный курс «Изобразительное искусство. 2 класс» рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю),

Второй класс работает по Базисному учебному плану 2014 года. По Базисному учебному плану на предмет «Изобразительное искусство» предусмотрено 1 час в неделю (34 часа в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2014-2015 учебный год и авторской программе.

Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Ценностные ориентиры содержания курса

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски – красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Требования к планируемым результатам изучения программы

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу второго года обучения обучающиеся должны

получить начальные сведения:

  • с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  • основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
  • начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
  • делением цветового руга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические цвета;
  • начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • понятием о видах изобразительного искусства;
  • ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками;
  • о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре).

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • использовать навыки компоновки;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.п.);
  • применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • менять направления штриха, линии, мазка согласно форме;
  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).

Календарно-тематическое планирование

№  урока

Тема урока

Характеристика

УУД по теме

Дата по плану

Дата по факту

Чем и как работает художник (8 ч)

1

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

Урок с применением ИКТ

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Потребность в общении с учителем;

умение слушать и вступать в диалог

2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь

3

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

Урок с применением ИКТ

4

«Осенний листопад  - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации»

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

Урок с  применением ИКТ

6

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме

7

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Реальность и фантазия (7 ч)

9

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

Урок с применением ИКТ

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

10

«Сказочная птица». Изображение и фантазия

11

«Узоры и паутины». украшение и реальность, украшения в природе

12

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Урок с применением ИКТ

13

«Кружевные узоры». Украшение и фантазия

14

«Подводный мир». Постройка и реальность

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

О чем говорит искусство (11ч)

16

Изображение природы в различных состояниях

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

17

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись

Урок с применением ИКТ

18

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны»)

19

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

Урок с применением ИКТ

20

Образ человека в скульптуре 

Урок с применением ИКТ

21

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме

22

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

 Урок с применением ИКТ

23

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

24

«Морозные узоры». Украшение и реальность

25

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

26

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Как говорит искусство (8 ч)

27

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета

 Урок с применением ИКТ

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог.

28

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

29

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

30

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

31

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

32

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

33

«Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Урок с применением ИКТ

34

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Итого

34 часа

часов

Описание  материально-технического обеспечения учебного процесса

Печатные пособия

  • Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса:
  • Технология обработки бумаги и картона.
  • Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами).
  • Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:
  • Коллекции «Бумага и картон», «Времена года», «Таблицы прикладных искусств», «Фрукты, овощи, грибы».

Технические средства обучения

  • Оборудование рабочего места учителя.
  • Классная доска.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Аудиомагнитофон.
  • Мультимедийный проектор

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
  • Наборы демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой).
  • Наборы цветной бумаги, картона и пр.
  • Заготовки природного материала.
  • Презентации к урокам по программе.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО №1

 от ___________.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ___________

                                     Макарова О.А.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...