Рабочая программа студии "Мир глазами ребёнка"
рабочая программа по окружающему миру

Макарова Татьяна Владимировна

Рабочая программа студии "Мир глазами ребёнка" разработана на 4 учебных года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_studii_mir_glazami_rebyonka.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице. Человек не может представить свою жизнь без своего родного края, без природы. Очень важно научить ребенка понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками, воспитать в нем чувство хозяина, неравнодушное отношение к окружающему миру. Для подрастающего поколения особенно важно иметь сформированное экологическое мышление на уровне устойчивого поведения. Только экологически мыслящая личность, сознающая свои права и ответственность по отношению к природе, способна жить в гармонии с окружающим миром и успешно в нем социализироваться.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для младших школьников. Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена младшим школьникам, призвана помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе).

Основные направления курса – экология, изучение родного края.

Программа студии внеурочной деятельности «Мир глазами ребёнка» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 4 года обучения.

Преподавание студии «Мир глазами ребёнка» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность студии «Мир глазами ребёнка» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

Цель студии: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа студии призвана решить следующие задачи:

  • изучение истории, культуры, природы родного края через проектную деятельность;
  • развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды родного края; осознание ответственности человека за общее благополучие.

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Программа экологической студии должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

  • научно-познавательного;
  • ценностного;
  • нормативного;
  • практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Основные принципы, положенные в основу программы «Мир глазами ребенка»:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • познавательно-развлекательном;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление работы студии включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: устные журналы, экологические игры, игры-путешествия на экологическую тему.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы студии осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках студии и рассчитана на младших школьников.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: проектная деятельность.

Содержание кружка позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Планируемые результаты:

  • учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
  • смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
  • смогут применять свои знания на уроках и в жизни.

К концу четвёртого года обучения учащиеся научатся:

  • проявлять творческую инициативу в проведении классных и общешкольных мероприятий;
  • бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему родного края, к памятникам культуры и искусства;
  • уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, честность, трудолюбие, сопереживание, стремление помочь окружающим.

Получат возможность научиться:

1.Ориентироваться в традициях православной культуры, знать и чтить обычаи, семейные обряды.

2. Использовать элементы здорового образа жизни в повседневной жизни.

3.Приобрести комплекс специальных знаний и навыков природоохранной деятельности, а также применять их в быту и передавать свои знания другим людям.

4.Приобрести комплекс знаний по вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Девиз студии: «Малая родина: изучаем, исследуем, охраняем!»

Тематическое планирование студии курса «Мир глазами ребёнка»

1 класс (1 раз в неделю) 33 часа.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Мир вокруг нас.

2

Родной край – часть большой страны.

3

Мы граждане единого Отечества.

4

Уроки здоровья и безопасности.

5

Будь природе другом.

2 класс (1 раз в неделю) 34 часа.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Мир вокруг нас.

2

Родной край – часть большой страны.

3

Мы граждане единого Отечества.

4

Уроки здоровья и безопасности.

5

Будь природе другом.

3 класс (1 раз в неделю) 34 часа.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Мир вокруг нас.

2

Родной край – часть большой страны.

3

Мы граждане единого Отечества.

4

Уроки здоровья и безопасности.

5

Будь природе другом.

4 класс (1 раз в две недели) 17 часов.

п/п

Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Мир вокруг нас.

2

Родной край – часть большой страны.

3

Мы граждане единого Отечества.

4

Уроки здоровья и безопасности.

5

Будь природе другом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-поурочное планирование работы студии «Мир глазами ребёнка»

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия по плану

Дата занятия по факту

Корректи

ровка

Мир вокруг нас. (5 часов)

1.

Мир вокруг меня.

2.

Для нас всегда открыта в школу дверь.

3.

Мой дом – моя крепость.

4.

Я и моя дружная семья.

5.

Осенний вернисаж.

Родной край – часть большой страны. (9 часов)

6.

Город, в котором я живу.

7.

Мой город на карте

8.

Красота окружающей природы.

9.

Что мы знаем о растениях?

10.

Деревья нашего края. Роль деревьев в жизни людей и животных.

11.

Куда улетают птицы?

12.

Как помочь птицам зимой? Конкурс кормушек для зимующих птиц.

13.

Разнообразие комнатных растений. Зелёный мир на подоконнике.

14.

«Зима – покой природы». Экскурсия. Сезонные изменения в природе.

Мы граждане единого Отечества. (5 часов)

15.

Мы жители планеты Земля.

16.

Путешествие вокруг света.

17.

Моя родина – Россия.

18.

Вода вокруг нас. Путешествие за капелькой воды.

19.

Все профессии нужны, все профессии важны.

Уроки здоровья и безопасности. (5 часов)

20.

Путешествие в Страну Здоровья.

21.

Откуда берутся болезни?

22.

Мои четвероногие друзья.

23.

Уголок хорошего настроения.

24.

Что такое дружба?

Будь природе другом. (9 часов)

25.

Чудеса и тайны природы.

26.

«Весна – пробуждение природы». Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе.

27.

Необычные растения и животные планеты.

28.

По лесным тропинкам.

29.

Мы друзья природы.

30.

Всё это называется природа!

31.

Конкурс рисунков на тему «Охранять природу – значит охранять Родину!».

32-33.

Резервное занятие.

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия по плану

Дата занятия по факту

Корректи

ровка

Мир вокруг нас. (7 часов)

1.

Земля – наш общий дом.

2.

Дом, в котором я живу.

3.

Как мы познаём мир?

4.

Учимся работать с энциклопедией.

5.

Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой.

6.

Хоровод осенних растений.

7.

Человек – часть природы.

Родной край – часть большой страны. (9 часов)

8.

Родной край – часть большой страны.

9.

Мой родной край и я.

10.

Что даёт наш край стране.

11.

Зелёный мир на подоконнике. Практикум «Посади и вырасти свой цветок».

12.

Роль деревьев в жизни людей и животных.

13.

Природа нашего края.

14.

Экскурсия. Сезонные изменения в природе. «Моя синичка в надёжных руках».

15.

Водные богатства нашего края.

16.

Наш край богат талантами.

Мы граждане единого Отечества. (5 часов)

17.

Я – гражданин России.

18.

Традиции моей семьи.

19.

Что значит быть хорошим товарищем?

20

Такие разные профессии.

21.

Домашние питомцы в моей семье. «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Уроки здоровья и безопасности. (4 часа)

22.

«Весна идёт! Весне дорогу!». Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе.

23.

Как человек воспринимает мир.

24.

Я и моё здоровье.

25.

По лесным тропинкам. Лесная аптека.

Будь природе другом. (9 часов)

26.

Можем ли мы прожить без природы.

27.

По заповедным тропинкам.

28.

Путешествие в мир насекомых.

29.

Удивительный мир растений.

30.

Загадочный мир животных.

31.

Мы друзья природы.

32.

Давай сохраним ромашку на лугу… Составление памяток по охране природы.

33-34.

Резервное занятие.

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия по плану

Дата занятия по факту

Корректи

ровка

Мир вокруг нас. (4 часа)

1.

Как мы познаём мир?

2.

Мир живой и неживой природы. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

3.

Этот загадочный космос.

4.

Предсказание погоды и его значение в жизни человека.

Родной край – часть большой страны. (7 часов)

5.

Растительный мир нашего края.

6.

Животный мир нашего края.

7.

Полезные ископаемые моего края.

8.

Родной край – часть большой страны.

9.

Достопримечательности нашего края.

10.

Люди, прославившие мой край.

11.

Зелёный мир на подоконнике.

Мы граждане единого Отечества. (9 часов)

12.

Путешествие вокруг света.

13.

Разнообразие растений нашей планеты.

14.

Разнообразие животных нашей планеты.

15.

Экскурсия. «Зима – покой природы».

16.

«Моя синичка в надёжных руках».

17.

Вода и жизнь. Значение воды для живых организмов.

18.

Путешествие за капелькой воды. Вода в моем доме и в природе.

19.

Домашние питомцы в моей семье. Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили».

20.

Мы граждане единого Отечества.

Уроки здоровья и безопасности. (5 часов)

21.

Человек – часть природы.

22.

Организм человека.

23.

Здоровый образ жизни.

24.

Природа и наша безопасность.

25.

Все профессии важны!

Будь природе другом. (9 часов)

26.

Маленький огород на подоконнике.

27.

Экскурсия «Весна – пробуждение природы».

28.

Природа глазами художников. Конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!».

29.

Чудеса и тайны природы. Необычные растения и животные планеты.

30.

Удивительные явления природы.

31.

Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад».

32.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

33-34.

Резервное занятие

4 класс (17 часов)

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия по плану

Дата занятия по факту

Корректи

ровка

Мир вокруг нас. (4 часа)

1.

Место человека в мире природы.

2.

Путешествие в прошлое. Виртуальная экскурсия по музеям.

3.

Значение труда людей, и его польза для человека и общества.

4.

Полна чудес могучая природа.

Родной край – часть большой страны. (12 часов)

5.

Моя малая Родина.

6.

Мой край на карте страны.

7.

Родной край – часть большой природы.

8.

Люди, прославившие мой город.

9.

Кем гордятся наши земляки.

10.

Памятники архитектуры моего края.

11.

Памятники культуры моего края.

12.

Обычаи и традиции народов моего края.

13.

Исторические памятники моего края.

14.

Водные богатства нашего края.

15.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы нашего края.

Мы граждане единого Отечества. (6 часов)

16.

Родная страна – Россия.

17.

По родным просторам.

18.

В поисках подземных кладовых.

19.

Почему нужно защищать природу?

20.

Красная книга – способ защиты редких животных и растений.

21.

По заповедным тропинкам.

Уроки здоровья и безопасности. (7 часов)

22.

Где прячется здоровье?

23.

Здоровье человека в его руках.

24.

Как работает наш организм.

25.

Строение тела человека и его внутренние органы.

26.

Части тела – твои помощники.

27.

Здоровье человека и безопасность жизни.

28.

Здоровье – главное богатство человека.

Будь природе другом. (6 часов)

29.

Край родной, навек любимый.

30.

Сохранить природу – сохранить жизнь.

31.

Нам этот мир завещано беречь!

32.

Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья.

33-34.

Резервное занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выборы глазами ребёнка

Правовая игра -конкурс  для 3 класса. Формирование активной гражданской позиции учащихся....

Научно-практическая коференция "Мир глазами ребёнка"

Танец-это движение, а движение-это ЖИЗНЬ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Рождество глазами ребёнка

В этом фильме Вы услышите голоса и увидите рисунки воспитанников православной гимназии во имя преподобного Саввы Сторожевского г.о. Звенигород....

Книга для родителей "Семья глазами ребёнка", автор Т.Г. Хоментаускас

Книга для родителей "Семья глазами ребёнка", автор Т.Г. Хоментаускас...

21 ПРИНЦИП ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА. .

Предлагаю статью, которая  показывает родителям, как избежать ошибок в восспитании детей....

Тема: Проектирование индивидуальной рабочей программы обучения неслышащего ребёнка в условиях ОО, осуществляющей инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...