Технологическая карта по изо 1 класс 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Жигала Светлана Ивановна

Технологическая карта по изо 1 класс 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

для 1 класса начального общего образования  

образовательная система  «Школа 2100» 

1 час в неделю (всего 32 часа)

        

ПРОГРАММА  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (для четырёхлетней начальной  школы)

О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская

I. Пояснительная записка

В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных  и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного   развития  –  эмоциональной, познавательной,  саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет  свою специфику. Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является  формирование  функционально  грамотной   личности, обладающей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение         о  них, а  так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

Учебники  «Изобразительное искусство» («Разноцветный  мир») для  1-го,  2-го,  3-го  и 4-го  классов представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально.  Все  четыре  учебника курса обеспечены рабочими тетрадями,  в  которых даётся подробный  анализ всех  творческих проектов, причём задания даны в избытке, что  позволяет учителю выбирать задания,  соответствующие  уровню класса.


II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности  курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

Авторы исходят  из  того,   что  объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у  современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для  облегчения  восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей  жизненный опыт  и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного  искусства,  постепенно вводить  по  ходу   изучения  материала искусствоведческие термины и  понятия, закрепляя  теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных  в рабочих тетрадях. При  этом  необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Основной способ получения знаний  – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения  творческих работ, мог  в  дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению  навыка  осмысления  и  закрепления   своего опыта.  Таким  образом, школьник  может  научиться  делать  любое новое дело,  самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается  представление о структуре изобразительного искусства и   его месте   в  жизни  современного человека,  одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.


3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в  основе   обучения лежит  усвоение знаний.  Если исходить  из   такой  цели  образования,  предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому  авторы  руководствуются традиционным для  учебников

«Школы  2100»  принципом минимакса. Согласно этому   принципу учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего  опыта. Это достигается тем,  что  учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих  заданий.  Это могут   быть   поздравительные открытки,  календари,  театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач  – главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие   итоговые творческие  задания  могут   быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.


Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

В  учебниках реализуется  деятельностно-практический  подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так  и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для  облегчения восприятия материала во всех  учебниках курса используется единая система условных обозначений и  текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для  обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки,  находящиеся в конце каждого учебника. Для того  чтобы  сформировать у  учащихся  умение видеть и  понимать суть  работы художника,  в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм  анализа художественного произведения, который расширяется  по мере усвоения нового  материала. В начале каждого учебника  помещены основные понятия,  которые были  изучены в предыдущих классах.

В  каждом  учебнике даётся  блок   (информация  и  практическая работа),  связанный  с  историей  искусства  от  древнейших  времён (1-й  кл.), через  Древний Египет (2-й  кл.), эпоху  Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего  курса и может быть алгоритмом для  знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей  на основе школьной программы


соответствующего класса. При  создании кукольных спектаклей используются все  полученные детьми знания  и  умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом  возрасте  навыки работы в команде.

Методическое обеспечение

К         учебно-методическому        комплекту         наряду         с         учебниками

«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под  аналогичным названием для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»)  для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.А. Лутцева), в которых  содержится материал  общеэстетической направленности.  Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а  также  видеофильмов «Прекрасное рядом с  тобой»   и

«Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»),  реализующих концепцию и замысел авторов курса.

Алгоритм  подготовки  учителя к проведению урока

При  проведении уроков по данному курсу учителя очень  часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе  этой  проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания.  Некоторые сложные  положения  проще объяснить  самому учителю, оставив более  легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы  на  каждом уроке хотя бы  часть  знаний дети  «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому  принципу школьники на уроке могут узнать много  нового  (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На  первом этапе  подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть  тот  минимум, который  должны  усвоить все ученики.

2-й  шаг.  На  втором этапе   подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, подбирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей  на данные в конце тем вопросы,  прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудности,  которые дети  могут  испытать при  их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Выработанный план  следует стараться  соблюдать,  отвлекаясь  на


уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при  изучении важнейших понятий.

Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи  урока и старается им следовать.

3-й шаг. Затем, исходя из уровня класса, учитель начинает выбирать  и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся.  Можно предварительно обсудить с  ними, какая из необязательных тем им интересна.

Этот материал и является тем  резервом, которым учитель может пожертвовать при нехватке времени.

Примерный порядок  проведения урока

1. Учитель объясняет теоретический материал урока.

2. Ученики отвечают на приведённые в учебнике вопросы, которые помогают детям лучше понять изученную тему.

3. Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе выполнения практических и творческих заданий.

На плашке в конце урока в учебнике помещены понятия, которые должны усвоить учащиеся. Выделенные шрифтом, но не  помещённые на эту плашку понятия не входят в обязательный минимум. Это могут быть часто встречающиеся в искусствоведческих текстах слова, которые, тем не менее, запоминать не обязательно, но надо  добиться их понимания на уроке всеми учениками.

В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

Материал одного  разворота тетради может быть  усвоен  за  1–3 урока в зависимости от уровня подготовки класса. Важно, чтобы после  изучения каждой темы  у ученика оставались выполненные в тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради в  конце учебного года  не  осталось пустых мест. Образцы, выполненные красками,  рекомендуем вклеивать в тетрадь после  полного высыхания.  Если   у  ребёнка нет  каких-то материалов или  инструментов, вполне допустимо изменение техники выполнения задания.

Каждое задание имеет  два уровня сложности. Уровень 1 – задания для  обязательного выполнения, направленные на овладение теми  или иными приёмами рисования, а уровень 2 – задания творческие, требующие  от ученика опредёленного осмысления изученного материала.

Исходя из работоспособности и организованности класса, учитель решает, какая творческая работа будет  выполнена — коллективная или  индивидуальная. Если  работа выполняется индивидуально, дети могут  начать её в классе, а завершить дома или  в группе продленного дня  самостоятельно или  со старшими (педагогами, родителями, воспитателями групп продлённого дня).

Коллективные работы выполняются на завершающем тему  уроке под  руководством учителя.  Для   этого  в  классе необходимо иметь бумагу большого формата. Готовыми панно можно оформить класс. Коллективные  работы могут   стать   способом   проведения  досуга   в группах продлённого дня.

Для  увеличения эффективности работы и создания соревновательного духа  учитель может разбить класс на команды.


Важно помнить,  что  главными  достижениями  следует считать увлечённость детей  и их  желание рисовать, удовольствие, получаемое ими  от работы, и гордость, с которой они будут  показывать свои произведения.

Контроль образовательных результатов

Любая дидактика предполагает контроль над  усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство –  предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их  последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами  знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками,  должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать,  в чём  особенности  их собственных работ.

2.  Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3.  Важно, чтобы школьники  умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для  выполнения собственных  творческих работ:  разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  выполнение учащимся  продуктивных  заданий  в  учебниках  и  рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в  тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или  творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь  необходимый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При  этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки  законов,  сколько  будет   уметь   их   применять  в жизни.  Естественно, подобные задания может во множестве при- думать и  добавить учитель.  Но  они  должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего,  требовать творческого применения знаний) и желательно быть  связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому  подобное).

Очень  важно, чтобы  объём  заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих  учеников. В любом  случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях  (принцип минимакса).

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  постоянное  повторение важнейших  понятий,  законов и  правил. На  этапе


актуализации знаний перед  началом изучения нового  материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для  правильного понимания новой  темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается  постоянно в курсе тех  знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать  ответ  на вопрос, они под  руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит  работе  с ним  и  показывает, как поступать человеку, если  он хочет  что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования  программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут  усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за  задания самостоятельных работ  являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема  у каждого ученика должна быть  зачтена, однако срок получения зачета не  должен быть  жёстко ограничен (например, ученики должны сдать  все  темы  до конца четверти). Это учит  их планированию своих  действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы  после  изучения каждой  темы  у  каждого ученика оставались выполненные в  рабочей тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради к концу учебного года  не  осталось пустых мест (образцы,  выполненные красками,  нужно  вклеивать  в  тетрадь после  полного высыхания).

В особую папку  помещаются оригиналы или  копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий,  содержащие  не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов  по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих  отметок и  оценок показывает результаты про- движения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го  по 4-й  класс по одному часу  в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 128 часов.

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной  школе

Функциональная   грамотность

Метапредметные результаты

Регулятивные.  Коммуникативные. Познавательные


Личностные результаты

Предметные результаты (цели предмета)

1-я линия развития Объяснять   содержание         произведений искусства.        Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о искусства   (тексты   и задания)


2-я линия развития Видеть красоту в мире и в искусстве.   Эмоционально  воспринимать  произведения         искусства         и уметь         выражать         своё отношение к ним (тексты и задания)

Образовательные    технологии

1-я линия развития Технология мотивации работы  (деятельный подход). Технология оценивания


2-я линия развития Технология  продуктивного чтения (задания для работы с текстом).  Задания   для групповой работы

Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;


б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• понимать, в  чём  состоит работа художника  и  какие качества нужно в себе развивать, чтобы  научиться рисовать;

• понимать и уметь  объяснять, что такое форма,  размер, характер, детали,  линия,  замкнутая  линия,  геометрические фигуры, сим- метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

• знать и  уметь   называть основные цвета спектра, понимать и уметь  объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

• знать и уметь  объяснять, что  такое орнамент, геометрический орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

•  учиться  чувствовать  образный характер различных  видов линий;

• учиться  воспринимать  эмоциональное звучание цвета и  уметь рассказывать о том,  как это  свойство цвета используется разными художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

рисунка;

аппликации;

построения геометрического орнамента;

техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).


5. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для  графики.

6. Иметь представление об искусстве  Древнего  мира.

Порядок  выполнения коллективной работы

1.  Перед  началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть  работы будет  выполнять каждый ученик.

2.  Ребёнок  самостоятельно рисует и  вырезает одну   из  деталей общей  композиции.

3.  Учитель заранее подготавливает фон,  чтобы  не тратить на  это время урока.

4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена,  все её фрагменты приклеиваются к листу.

5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).


VI. Содержание учебного предмета

1-й класс (32 ч)

Занятия 1–2  (2  ч),  стр.  4–7  учебника, стр.  2–5  рабочей  тетради.

Кто  такой художник.  Какие  качества нужно в  себе  развивать, чтобы  стать  художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.

Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.

Выполнение в  процессе изучения  нового   материала заданий на закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и  в  учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков.

Первый опыт  коллективной работы. Учимся понимать друг друга для  выполнения общей  задачи. Изучение этапов коллективной работы (стр.  42 учебника). Выполнение композиции «Городок»).

Занятия 3–5 (3  ч),  стр.  8–10 учебника, стр.  6–11 рабочей  тетради.

Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).        Получение         первого        представления         о         живописи. Дополнительные цвета. Выполнение в процессе изучения  нового материала заданий на  закрепление полученных знаний в  рабочей тетради (стр.  6–7)  и в учебнике.

Коллективная работа «Чудо-дерево».

Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания  «Коврик» в  рабочей тетради на  закрепление изученного материала.

Занятия 6–7  (2  ч),  стр.  10–11 учебника, стр.  10–13 рабочей тетради.

Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П.  Пикассо. Выполнение заданий на  стр.  10–11 рабочей тетради.

Коллективная работа «Солнечный денёк».

Занятия 8–9  (2  ч),  стр.   12–13  учебника,  стр.   14–15  рабочей тетради.

Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник,  квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на  закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение аппликации  «Любимая игрушка».

Занятия 10–11  (2  ч),  стр.  14–15 учебника, стр.  16–17  рабочей тетради.

Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в  технике аппликации.  Выполнение в  процессе изучения  нового  материала заданий на  закрепление полученных знаний   в  рабочей тетради  и  в  учебнике.  Выполнение аппликации

«Осень».

Занятия 12–14  (3  ч), стр.  18–19 учебника, стр.  18–19  рабочей тетради.


Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых  закономерностей построения орнамента.  Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на  закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Коллективная аппликация «Осенний букет».

Занятия 15–16  (2  ч), стр.  16–17 учебника, стр.  18–19  рабочей тетради.

Развитие  представлений о  живописи  и  некоторых  её  законах.

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов.

Основы  работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.

Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение  в процессе изучения нового  материала задания «Разноцветные узоры».

По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня  или дома  с родителями) выполнить задание по композиции орнамента (стр. 22–23 рабочей  тетради).

Занятия 17–18 (2 ч), стр. 22–25, 44 и 46–47 учебника, стр. 24–27 рабочей  тетради.

Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и  горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных  цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний.

Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использованием  изученных понятий.

Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий

«Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя).

Любая из этих  работ  может быть  как индивидуальной, так  и коллективной.

Занятия 19–20 (2 ч), стр. 26–29, 45 и 48 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.

Понятие о графике и  её  изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и  точках.  Характер  чёрного и  белого  цветов. Первичное понятие о контрасте.

Графические иллюстрации.  Выполнение  в  процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».

Занятие 21 (1 ч), стр. 30–31 и 50–51 учебника.

Первичное представление о  пейзаже.  Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку.

Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий.

Занятия 22–23 (2 ч), стр. 32–33 и 49 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.

Народные  промыслы  России.  Смешивание гуашевых  красок. Выполнение  в  процессе изучения  нового   материала  заданий  на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Выполнение  в   процессе  изучения   нового   материала  задания

«Морозные узоры».


Занятия 24–26  (3  ч), стр.  34–35 учебника, стр.  36–39  рабочей тетради.

Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или  «Витраж». Работа акварелью слоями. Выполнение в процессе изучения ново-

го материала заданий в рабочей тетради и в учебнике (в том числе и работы «Рыбка в море»).

Занятие 27 (1 ч), стр. 36 учебника.

Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на  настроение картины.

Выполнение задания «Букет» (стр. 44–45 рабочей  тетради).

Занятие 28 (1 ч), стр. 38–39 и 54–55 учебника.

Картины  о  жизни  людей. Сюжет,   зарисовки,  наброски.  Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий в учебнике и на стр.  42–43 рабочей тетради. Выполнение набросков животных и людей для  композиции «Рисунок на скале».

Занятия 29–30  (2  ч),  стр.  40–41 и  54–55 учебника, стр.  40–41 рабочей  тетради.

Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение в процессе  изучения нового  материала соответствующих заданий в рабочей  тетради и  в  учебнике. Выполнение по  выбору детей  одного  из заданий «Рисунок на скале».

Занятия 31–32  (2  ч).  По  желанию детей  можно факультативно (в группах продлённого дня  или  дома с родителями) выполнить задания  (открытки или  панно) к праздникам, данные в рабочей тетради. К Новому году:  открытку «С Новым годом» или  «Новогодняя ёлка» (стр. 30–33 рабочей тетради), к 8 марта – открытку «С Днём 8 марта», к 23 февраля – аппликацию «Праздничный салют».


VII. Тематическое планирование и основные  виды деятельности учащихся

1-й класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

число

1–2

Экскурсия в парк

Кто  такой художник.

Фантазируем        и учимся.

Планируем наблюдательность. Дета- ли.

2

Знать,  какими  качествами должен обладать художник (Н).

Отличать профессии, которые может освоить художник (Н).

Иметь понятие о том,  чем могут  различаться  предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н).

Уметь  характеризовать  предметы по этим  признакам (П).

Выполнить практическую работу на стр.  2–3  рабочей тетради на освоение этих  понятий (Н).

Коллективная   творческая  работа

«Городок»: учиться работать в группах. Применять полученные знания (П).

2.09

09.09

3–5

Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность.

Игра путетествиеЦвет.

«Живое письмо».

Цвет. Игра путешествие

3

Уметь  называть   порядок   цветов спектра (Н).

Иметь  представление  о  живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь  представление  о   тёплых  и холодных цветах (Н).

Практическая  работа на  закрепление материала на стр.  6–9  рабочей тетради (Н).

Коллективная   творческая  работа

«Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П).

16.09

23.09

 30.09

6–7

 Линии – какие они

бывают.

Изучаем работу мастера.

2

Иметь представление о  разных типах линий (Н)  и уметь  определять их характер (П).

Знать,  что  такое  замкнутая  линия

(Н).

Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н).

Практическая  работа: выполнение заданий на стр.  10–11 рабочей тетради (Н).

Коллективная   творческая   работа

«Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания  на  практике (П). Согласованно работать в группах.

07.10

14.10

8–9

Викторина: « Какие бывают фигуры».

Путешествие в страну знаний. Тренируем  наблюдательность

2

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н).

Практическая  работа на  стр.  14–15 рабочей тетради (Н).

Творческая работа «Любимая игрушка».  Уметь применять  полученные знания (П).

21.10

28.10


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

число

10–11

Что         такое         сим- метрия.

Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни

2

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси сим- метрии (Н).

Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных  (Н).

Уметь определять симметричность фигуры.

Практическая   творческая  работа

«Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из  них  композиции (Н).

 11.11

18.11

12–14

Г е о м е т р и ч е с к и й орнамент.

Как         получаются разные орнаменты.

  Получение орнаментов

3

Иметь представление об  орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр.  18–19 рабо- чей тетради).

Понимать, как  из   геометрических фигур  получаются  разные  орнаменты,  и уметь  их создавать (П). Коллективная   творческая  работа

«Осенний букет» (Н).

  25.11

02.12

09.12

15–16

  Смешиваем краски

(гуашь).

Тренируем наблюдательность;         дополнительные цвета.

.

2

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые  оттенки при их смешивании (Н).

Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны   картины М.  Сарьяна  «Ночной пейзаж»  и  «Продавец лимонада» и какое  они   производят  впечатление (П).

Выполнить  гуашью или   акварелью задание на  стр.  20–21 рабочей тетради.

Факультативно (в группах продлённого дня  или  дома)  можно выполнить задание по композиции орнамента на стр.  22–23 рабочей тетради (П).

16.12

23.12

17–18

Мир вещей.

Твоя    мастерская:

«тепло» и «холод».

Закрепление знаний о геометрическом  орнаменте

 

2

Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что  хотел показать нам художник (П).

Знать, как можно использовать цвет в работе  (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в  своих   картинах и  для чего (П).

Знать, что  такое  композиция  и  её простейшие правила (Н).

Уметь использовать в своих  работах фон (П).

Практическая   творческая  работа

«Фрукты на  тарелочке» или  коллективная  работа «Плоды  на  столе», которая может проводиться в малых (2–4  человека) группах (Н).

15.01

22.01


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

число

19–20

Графика.

Чёрное на  белом  и белое на чёрном.

Что   такое  иллюстрация.

2

Иметь понятие о графике и её основных  изобразительных средствах. Исследовать на  примерах приведённых   иллюстраций,  зачем  и  какими изобразительными  средствами пользуются   художники   для   решения своих  задач (П).

Уметь        рассказывать         о         работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая  работа на  закрепление изученного на стр.  28–29 рабочей тетради.

05.02

12.02

21

Пейзаж.

1

Уметь объяснять, что  такое пейзаж

(Н).

Исследовать, какие  задачи решали художники в приведённых пейзажах и  какое настроение передано в  каждом пейзаже (П).

Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П).

19.02

22–23

Народные  художники.

2

Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание  на  смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое   творческое  задание

«Морозные узоры» (П).

26.02

05.03

24–26

Прозрачность  ак- варели.

Секреты акварели:

работа слоями.

Секреты акварели:

работа слоями

3

Иметь  представление  об  основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая  работа: выполнение задания на стр.  36–37 рабочей тетради (Н) или  практическая творческая работа «Витраж» (П).

Уметь работать акварелью слоями. Практическая  работа: выполнение заданий на стр.  40–41 рабочей тетради (Н).

Практическая   творческая  работа

«Рыбка в море»  (П).

12.03

19.03

09.04

27

Цвета и цветы.

1

Исследовать  на  примере  приведённых  на стр.  36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на  настроение живописного произведения (Н). Практическое  творческое задание: выполнить  в   подарок  маме    панно

«Букет»,   постаравшись  передать  в нём своё настроение (П).

16.04

28

Картины о  жизни людей.

Наброски. Тренируем наблюдательность.

1

Иметь  представление  о   том,  что такое сюжет, наброски (Н). Практическая   работа:  выполнение заданий на стр. 42–43 рабочей тетради. Творческая         работа:        выполнение набросков  животных  (дома   или   на улице) (П)  или  одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

23.04


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

число

29–30

Из  истории искусства.

Древний мир.

2

Иметь представление о зарождении искусства (Н).

Творческая работа «Рисунок на скале» (П).

Коллективная   творческая  работа

«Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).

30.04

07.05

31–32

Проекты

2

Самостоятельно выполнять открытки  или  панно к праздникам (рабочая тетрадь).

14.05

21.05







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100 Тема:" Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)...