Вертецкая И.В. Геометрия как отдельный предмет, влияющий на повышение уровня математической культуры учащихся начальных классов
методическая разработка по теме

Вертецкая Ирина Васильевна

В статье представлен сравнительный анализ разделов предмета «Математика» относительно некоторых параметров (понятие, что изучает предмет, связь между предметами, планируемые результаты)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вертецкая Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 2 г. Охи

ГЕОМЕТРИЯ КАК ОТДЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность, а  компетенции в  математике считаются ключевыми в  развитии  личности. В  декабре 2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития российского математического образования в России.  В соответствии с её основными принципами,   математическое развитие учащегося в школе осуществляется на различных уровнях и с учётом тенденций развития математики и многолетних традиций Российской школы. Одной из таких традиций  является раздельное изучение алгебры и геометрии на ступени основного общего образования, а также начал математического анализа и геометрии на ступени среднего  общего образования.

На ступени начального общего образования  арифметика, элементарная алгебра, элементарная геометрия изучаются в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», а при работе в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) используется абстрактный язык математики.

Проведем сравнительный анализ разделов предмета «Математика» относительно некоторых параметров (понятие, что изучает предмет, связь между предметами, планируемые результаты):

№ п/п

раздел математики

геометрия

арифметика

алгебра

1

Понятие

часть математики, изучающая свойства пространства, геометрические фигуры и их свойства.

Название  составлено из двух древнегреческих слов ge - «Земля» и metreo - «измеряю».

часть математики, изучающая числа, их отношения и свойства.

Название произошло от греческого слова «аритмос» (его еще произносят как «арифмос») означает «число».

часть математики, изучающая алгебраические выражения и уравнения над вещественными и комплексными числами

2

Что изучает предмет

простейшие фигуры на плоскости и в пространстве  и вычисление  их площади и объёма; раздел, содержащий в себе накопленные человечеством знания в области изучения плоскостных и пространственных фигур, а также законов их соотношения с другими, схожими по структуре, формами.

правила вычислений и простейшие свойства чисел. В том ее разделе, который называется теория чисел (или высшая арифметика), изучаются свойства отдельных целых чисел.

обычно изучается после изучения основных понятий арифметики. В арифметике изучаются числа и простейшие (+, −, ×, ÷) действия с ними. В алгебре числа заменяются на переменные (a, b, c, x, y и так далее). Такой подход полезен, потому что:

-Позволяет получить общее представление законов арифметики (например, a+b=b+a для любых a и b), что является первым шагом к систематическому изучению свойств действительных чисел.

-Позволяет ввести понятие «неизвестного», сформулировать уравнения и изучать способы их решения. (Для примера, «Найти число x, такое что 3x + 1 = 10» или, в более общем случае, «Найти число x, такое, что ax + b = c». Это приводит к выводу, что нахождение значения переменной кроется не в природе чисел из уравнения, а в операциях между ними.)

3

Связь между предметами

в  геометрии есть   направления, которые сближают её с теорией чисел и с математическим  анализом.  

тесным образом связана с теорией чисел, алгеброй и геометрией.

запись общих свойств чисел и вычислительные алгоритмы на особом символическом метаязыке

4

Планируемые  результаты

4.1.

предметные

Умения исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами.

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Умения 

работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

4.2.

работа с информацией

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

4.3.

метапредметные

Регулятивные:

  1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  2. Определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных  форм познавательной и личностной  рефлексии;
  3. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  4. Воспринимать и понимать причины успеха /неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

  1. Использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  2. Представлять информацию в знаково – символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  3. Владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  4. Работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
  5. Использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  6. Владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  7. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково – творческих  заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  8. Читать информацию, представленную в знаково – символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  9. Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, отработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио – и видео сопровождением.

4.4.

личностные

  1. Основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  2. Уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  3. Навыки самооценки и самоконтроля результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  4. Навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. Положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  6. Мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  7. Интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  8. Умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
  9. Навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4.5.

коммуникативные

  1. Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  2. Признавать возможность существования различных точек зрения, согласовать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
  3. Принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  4. Принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  5. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  6. Конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Результаты анализа показали, что геометрия, арифметика и алгебра это части математики, изучающие каждая свою область (свойства пространства, числа и их отношения, алгебраические выражения и уравнения). Одновременно эти предметы являются средством для формирования основных предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы математических знаний, которая обеспечивает возможность  преемственности между начальным и основным общим  образованием, и дают поле деятельности для воспитания способности  к самоорганизации с целью решения учебных задач, как основ умения учиться. В ходе занятий математикой происходит индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Отсюда следует, что все части курса «Математика» в равной мере  направлены на формирование  универсальных учебных действий.

Считаю, что  при формировании предметных результатов необходим деятельностный  подход,  это такой  подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе, и учащийся имеет возможность быть субъектом   своей деятельности: уметь ставить цели, решать  задачи, отвечать за результаты. В содержание учебного предмета должна быть включена системы научных понятий, составляющих содержание обучения, в контекст решения значимых жизненных задач.  Формой усвоения знаний необходимо признать учебное сотрудничество в достижении целей обучения. В своих работах,  доктор психологических наук Галина  Анатольевна Цукерман,  рекомендует:  «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…».  

Проанализировав результаты, которые   необходимо  получить на выходе учащихся из начальной школы, можно сделать вывод, что для их достижения стоит использовать направления развития содержания математического образования. Прежде всего, это включение в  него  математической  информатики  –  системы математических  понятий  и методов,  используемых  при  описании  и  проектировании  дискретных объектов  и  процессов. Учащемуся начальной школы, необходимо научиться использовать математические  методы  для  описания  языка  и  анализ  математических  языков.  Для     начального  школьного  уровня  необходимым является  наглядность используемых объектов, визуализация процессов. Практикой доказано, что использование деятельностного подхода (вещественных, графических и экранных сред   деятельности) при постановке и решении   новой  учебной   задачи,    повышение   внимания к  каждому,  обеспечивает  всем  учащимся  возможность понимания смысла действий  пересчёта,  арифметических      операций     и      их     представления в десятичной системе счисления. Такое понимание может возникать в ходе управляемого эксперимента, открытия, т.е. в ходе квазиисследовательской деятельности.  

Возможно ли понимание смысла действий  учащимися и проведение открытий при условии, если авторами некоторых учебников, для проведения урока, одновременно предлагается материал по трем частям математики (геометрия, арифметика и алгебра)?  А если это урок постановки новой учебной задачи или рефлексии? Возможно ли изучение геометрического материала (освоение понятий) без построений и конструирования? Возможно ли, заставить ученика мыслить по времени, если мы привязаны к временным рамкам классно – урочной системы? Не вернемся ли мы к старым формам работы? Насколько компетентны наши педагоги, чтобы управлять процессом развития личности в условиях деятельностного подхода?  И это только малая  часть вопросов, которые возникают при изучении материала по объединению алгебры и геометрии в один предмет на ступени основного общего образования.   Поддерживаю точку зрения авторов открытого письма Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей математики», что «объединение алгебры и геометрии в один предмет во многих случаях приводит к снижению уровня математической культуры учащихся, «вымыванию» геометрии как математической системы из практики преподавания математики».

Считаю, что геометрию как урок необходимо проводить отдельно уже на ступени начального общего образования  и усилить его занятиями во внеурочной деятельности.

Литература.

  1. Концепции развития математического образования в РФ

15.lipetskddo.rufiles/file…Концепция развития…pdf

  1. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /[М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др.] .- 2 –е изд. Перераб. – М.:Просвещение, 2016.
  2. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой._ 2 –е изд.-М.:Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а такж...

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Таким образом, учащиеся первой, второй и третьей групп для усвоения математического материала по программе коррекционной школы VIII вида нуждаются: • в различном характере предъявления заданий (в...

«Диагностика уровня математического развития учащихся начальных классов»

Позволяет выявить уровень математического развития учащихся начальных классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением...