Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Гронская Наталья Николаевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_rabochaya_programmaosn.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по изобразительному искусству

Программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы доктора педагогических наук профессора В. С. Кузина «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Москва, 2004 г.), дополнена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (Москва, 2010г).

Тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, т. е. 1 час  в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:

- Кузин, В. С. Изобразительное искусство: учебник. / В. С. Кузин, Э. И. Ку-

бышкина. М.: Дрофа, 2007;

- Кузин, В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. / В. С. Кузин,

Э. И. Кубышкина- М.: Дрофа, 2012;

- Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: Дрофа, 2006.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение тематических разделов:

Рисование с натуры -6 часа.

Рисование на темы - 12 часов.

Декоративная работа - 8 часов.

Аппликация - 4 часа.

Беседы по ИЗО – 5 часов

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные  впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления.

Возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с различными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.

Цели программы:

-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

-развитие воображения, желания и умения походить к любой своей деятельности творчески;

-освоение первоначальных знаний о изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне- их роли в жизни человека и общества;

-овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, приобретение опыта работы разными художественными материалами;

Цели реализуются в следующих задачах:

-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства иокружающего мира;

-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальнойжизни;

-формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном базисном  общеобразовательном плане  на изучение ИЗО в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю,  всего 138 часов.

В основу программы положены:

Тематический принцип планирования учебного материала, что учитывает интересы детей, их возрастные особенности; единство воспитания, обучения и творческой деятельности детей, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;

система межпредметных связей (чтение, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью; соблюдение преемственности в изобразительном искусстве старших дошкольников и младших школьников;

яркая выраженность познавательно- эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается через беседы об изобразительном искусстве за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности; направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- эстетического и нравственно- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, компьютерная графика.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга,  проводятся в течение периода обучения с учетом особенностей времен года и интересов детей.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед ребенком объектов действительности. Занятия способствуют развитию зрительной памяти, пространственных представлений. Основное внимание детей направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, цвета изображаемых Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений, по воображению. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения предметов. От детей требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно- выразительными средствами свое отношение к нему. Большое внимание уделяется развитию воображения творчества детей в сюжетных рисунках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения детьми творческих декоративных композиций, составления эскизов. Дети знакомятся с произведениями народного декоративно- прикладного искусства. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное детьми в процессе декоративной работы, находит применение в различных и на других занятиях.

Во время практических работ важно использовать самые различные художественные материалы и техники.

Аппликация - это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, фольги и т.д. Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет тематика композиций и заданий, отражающих различные стороны жизни. Аппликация развивает такие качества как самостоятельность,

усидчивость, терпение, аккуратность. Необходимость работать с мелкими деталями, вырезать элементы, раскладывать и наклеивать их улучшает мелкую моторику детей. Огромное влияние аппликация оказывает и на развитие умственных и творческих способностей ребенка. Кроме того, дети сами являются мастерами, учатся создавать, и потом могут использовать свои работы для создания подарков.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, расширяют представления об окружающем мире. На беседы в этом возрасте не отводится отдельных занятий. Они включаются в процесс основных занятий, на них отводится 5-7 минут, рассматриваются 1-2 иллюстрации.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

К концу обучения ребенок будет:

Знать/понимать

некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; названия семи цветов спектра, элементарные правила смешивания цветов; о деятельности художника;

Уметь

правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;

свободно работать карандашом- без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; правильно работать акварельными красками- разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность; выполнять простейшие узоры в полосе; рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия, выразить свое отношение; выполнять простейшие композиции- аппликации; находить пропорции в материальных объектах, применять знания о перспективе;

узнавать отдельные произведения выдающихся художников, называть их авторов; передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Tux Paint;

разрабатывать и воплощать в соответствующем программном средстве заданный сюжет.

Личностные результаты:

-проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

-проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

-творчески откликаться на события окружающей жизни;

-умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

-стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Задачи учителя по отношению к изобразительной деятельности:

1. Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности:

воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату;

способствовать возникновению у дошкольника ощущения, что продукт его деятельности (рисунок) интересен другим (родителям, родным и близким, учителю, сверстникам) и конечно, ему самому (для игры, в качестве подарка);

формировать у дошкольника позицию созидателя и воспитывать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.

2. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства:

развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом

форм, красок, запахов и звуков природы;

учить детей понимать содержание произведений народного искусства и выде-

лять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция);

знакомить дошкольников с произведениями изобразительного искусства разных жанров (живопись, графика, скульптура); формировать интерес к ним и способствовать проникать теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства;

обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

3. Развивать воображение и творческие возможности детей, способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции):

обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов;

побуждать ребенка экспериментировать с цветом, формой, придумывать и создавать композицию;

поощрять и поддерживать творческие находки, стремление к собственному решению.

Условия успешности реализации программы.

Для достижения высокой результативности работы с детьми необходимо не только

грамотно построить методическую работу(1), но и создать достаточные условия(2).

1. Методы обучения, используемые для решения задач данной программы:

Словесные методы обучения - рассказ, беседа. Наглядные методы обучения. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон раз-

личных видов деятельности обучаемых. Проблемно-поисковые методы. Дети, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации. Методы стимулирования учебной деятельности. Любая деятельность протекает

более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у ребенка имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Методы формирования познавательного интереса. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Создание ситуации успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального

и фронтального опроса на занятиях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Неделя

Содержание

Общ. кол-во час по разделу

Кол-

во

час.

по

теме

Дата

  К\р              с\р

I четверть (8ч)

В мире изобразительного искусства

12

1.

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

1

2.

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

1

3,4.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками

2

5,6.

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. Кувшин и яблоко

2

7.

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

1

8.

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

1

II четверть (7 ч)

9.

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор»

1

10,11.

Рисование с натуры фигуры человека

2

12.

Лепка фигуры человека с атрибутами труда

или спорта

1

Мы любим смотреть картины и рисовать

23

13.

Рисование животных с натуры или по памяти

1

14.

Рисование птиц с натуры или по памяти

1

15

Сказка в декоративном искусстве

1

III четверть (11ч)

16

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

17,18

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

2

19.

«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты Армии ВС

1

20.

Рисование с натуры или по памяти современных машин

1

21.

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

1

22,23.

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

2

24.

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

1

25,26.

Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона

и Лисица»

2

IV четверть (9 ч)

27,28.

Тематическое рисование «Закат солнца»

2

29,30.

Люди труда в изобразительном искусстве

2

31,32.

Составление мозаичного панно «Слава труду»

2

33.

Аппликация. Орнаменты народов мира

1

34,35.

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

2

Литература для учителя:

1. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005

2. Примерная программа по изобразительному искусству ФГОС (начальное общее образование)/ М.:Посвещение ,2010

4. Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.:Дрофа, 2009

5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство.: учебник –

М.:Дрофа, 2009.

6. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. : рабочая тетрадь

– М.:Дрофа, 2012

7. Кузин В.С. Изобразительное искусство.: книга для учителя –

М.:Дрофа, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству. "Гармония" 2 класс.

Рпбочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по образовательной системе "Гармония"....

Рабочая программа по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС

Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по изобразительному искусству (автор Т. А. Копцева)  для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по ИЗО в 1 классе УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по изобразительнному искусству во 2 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по ИЗО в 3 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, УМК "Гармония"

В помощь учителям, работающим по УМК "Гармония"...

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Копцева УМК Гармония

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Копцева УМК Гармония соответствует ФГОС...