План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Шаркова Светлана Геннадьевна

Познакомить учащихся со старинной народной вышивкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Узор в полотенце58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор, разработчик: Шаркова Светлана Геннадьевна

Предмет:  Изобразительное искусство

Класс: 1

Тип урока: урок изучения новых знаний

Тема: «Узор в полотенце»

Технология построения урока: индивидуальная, практическая работа

Время: 45 мин

Методы:

  • По способу подачи информации:

- словесные: беседа, объяснение, инструктаж;

- демонстрационные: демонстрация готового образца;

- практические: рисование фломастером

  • По видам деятельности учащихся: творческая работа
  • По управлению деятельностью учащихся:

- эвристическая беседа;

- алгоритм действий.

Педагогические технологии:

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог);

Планируемые  результаты:

Личностные результаты:

  • овладение средствами художественного изображения;
  • освоение древних корней искусства своего народа;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям и культуре своего народа;
  • развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством

Метапредметные результаты:

  • развитие художественно - образного мышления;
  • развитие фантазии, воображения;
  • умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства;
  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве

Предметные результаты:

  • умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  • уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства;
  • знать значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки).

Цель: познакомить учащихся со старинной народной русской вышивкой

Основные термины, понятия: вышивка, орнамент, древо жизни, берегиня.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие об орнаменте, вышивке

Развевающие:

  • развивать логическое и образное мышление
  • развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение друг  к другу, взаимное сотрудничество;
  • формирование чувства радости от результатов творческой  деятельности;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность;
  • способствовать формированию любви к национальному искусству

Оборудование: для учеников: клеёнки, бумага в клетку формата А 4,  фломастеры, салфетки;

для учителя: изделия  с вышивкой народных мастеров, образцы орнаментов

ТСО: компьютер, экран, проектор, презентация по теме.

Структура занятия.

  1. Психологический настрой учащихся.

                 Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки.

  1. Изучение нового материала
  1. беседа.
  2. показ слайдов и сообщение задач.
  1. Практическая работа детей.
  2. Итог.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной рабочей обстановки.

2. Изучение нового материала.

- Здравствуйте,  ребята! В Древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Вышивкой украшали одежду, полотенца, платки и другие предметы быта (слайд № 3)

    Самодельные изделия использовались в русском домашнем обиходе до второй половины XIX в., а в некоторых местах и позже. К ним относятся и полотенца (убрус, рукотел, утиральник, плат и др.), имевшие различное применение.

    В некоторых русских областях до сих пор различают утирку или рушник, служившие для вытирания рук, которые мало или совсем не украшены, и полотенца,  предназначенные для убранства дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

    Особенно  богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стеновое. После того как «ударят по рукам», т.е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало. Что невеста просватана. А он кидал полотенце своей родне. Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали его к дуге повозки (слайд № 4).

     Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и в последствии они нередко служили утирками. Девушки сами вышивали полотенца для свадьбы долгими зимними вечерами.

     Полотенцем накрывали невесту, когда везли в церковь. Им же связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.

    Полотенце использовали в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронных и поминальных (слайд № 5).

   Роль полотенца усиливалась нанесенным не него орнаментом.

Орнамент - (от латинского - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные (слайд № 6). По технике выполнения – вышитые, тканые, набивные и вывязанные (слайд № 7).

   - Прилетела пава, села на лаву

     Распустила перья, для всякого зелья

 Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами – розетка, является изображением мирового дерева, древа жизни (слайд № 8).

     Посмотрим другую вышивку и увидим изображение «ладьи», которая как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны как у лошадей, несущих в одной упряжке (слайды №9-12). В следующем орнаменте разглядим растение и увидим в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Это образ Матери-Земли, которая для крестьянина была словно живое существо: засыпало на зиму и просыпалась весной. Ясен и смысл узора – он говорит о приходе весны, расцвете природы (слайд №13).

 Птицы на деревьях, это посредники между миром живых и миром мертвых, а так же связано представление о свете, тепле, что с их прилетом приходит на землю весна (слайд № 14).

  Лебеди в вышивке являются олицетворением верной любви, чистоты. Уточки – знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия.

   На узоре другого полотенца изображена женская фигура, которая держит под узцы двух коней. На них восседают всадники, по жесту рук видно, с каким почтением обращаются они к небу, и к Матери-Земле. Перед нами зримый образ встречи весны (слайд № 15).

    Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. 
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному : великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека (слайд №16).

   Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения.

    Обязательным условием построения орнамента является соразмерность его частей, плавность и ритмичность линий, образующих его. Для узоров русской вышивки характерна симметрия - закономерное расположение основных линий, форм, красок.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь.

Красный цвет – символ огня в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно - солнышко, красна - девица).

Физкультминутка.

 Сообщение ученикам учебных задач при выполнении композиции:

  1. Правильно составить орнамент.
  2. Аккуратная работа графическим материалом.
  3. Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

а) целостность композиции

б) цветовое сочетание

в) аккуратность выполнения работы

  Способы решения задачи: (техника выполнения работы):

     Вам предстоит придумать композицию орнамента  праздничного  полотенца,  предназначенное для убранства дома в праздник, которое принесет в ваш дом не только красоту, но и мир, и добро.

Творческая практическая деятельность учащихся. (Во время практической работы – целевой обход и консультации учителя).

При выполнении работы дети используют полученные знания на уроке.

Во время практической работы, негромко звучит русская народная музыка.

Самоанализ.

В конце занятия работы вывешиваются на доске и рассматриваются. Каждый ребенок может высказать свое мнение о работах своих одноклассниках и особо выделить выразительно выполненные.

Рефлексия. Подведение итогов  урока.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Учитель. Давайте сейчас посмотрим ваши рисунки.

-Удалось ли, вам справиться с поставленной задачей? (Обсуждаются рисунки детей).

Да, красиво, интересные работы получились. Молодцы!

2. Обобщение.

- Что нового мы узнали на уроке? (ответы учеников).

- Чему научились на уроке? (ответы учеников).

3. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока математики в 4 классе.

Урок интегрирован с предметом "Окружающий мир".Тема:Берегите воду!...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План – конспект открытого урока математики в 1 классе

План – конспектоткрытого урока математики в 1 классе...

УМК "Перспектива".Технологическая карта к уроку технологии для 1 класса на тему "Узоры на крыльях. Аппликация из бумаги"

Изделие: Аппликация с изображением «Бабочки». Цели деятельности учителя: учить анализировать конструкцию изделия; совершенствовать технику работы с бумагой. Планируемые...