программа для кружковой работы по изобразительному искусству
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа " с. Визинга
Просмотрена _________________________ | Утверждаю Директор школы С.В.Унгефуг ”______” ______________ 2013г. |
Рекомендована _________________________ Протокол № ______ От _____ _____________ 2013 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Мы и искусство»
Направленность- художественно- эстетическая
Для кружковых занятий
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Некрасова Светлана Владиславовна
_________________________________________________________
Должность: Учитель изобразительного искусства
2013 год
Пояснительная записка по программе «Мы и искусство»
Актуальность. Общее школьное образование предполагает реализацию в общеобразовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное). Содержание занятия формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Возраст учащихся 7- 10 лет. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по одному часу.
Данная программа является логическим продолжением программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе, по которой проводятся основные уроки изобразительного искусства.
Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно- нравственное воспитание, развитие художественных способностей и творческого потенциала воспитанника.
Программа является целостным, интегрированным курсом, который включает в себя все виды изобразительной деятельности: рисунок, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно- прикладное искусство и дизайн. Они изучаются в контексте взаимодействия с жизнью общества и человека. Программа направленна на ознакомление учащихся с основными формами художественного освоения окружающей действительности- изобразительной, конструктивной, декоративной.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно- творческой деятельности, что поможет воспитанникам и станет основой в отношениях растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
В начальную школу дети приходят с «мифологическим» сознанием. Смена ведущих видов деятельности на занятиях приводит к тому, что воспитанники начинают познавать окружающий мир, используя возможности своего мышления. И здесь на смену мифу приходит сказка. В данной программе введена игровая драматургия. Слушая на занятиях сказки, играя и сочиняя их, учащиеся «проживают» очередную ступень своего развития. Она помогает эмоционально подготовить учащихся к восприятию материала, настроить на творческую работу, сформировать основы научного, художественного, экологического и культурологического знаний. Сказка- игра незаменимый источник и стимул детского творчества, поэтому является важным компонентом педагогического процесса в начальной школе.
Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и особенностей в создании выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Программа дополнена этнокультурным содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников; развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам
Цель курса:
-Развитие изобразительных способностей, художественного вкуса и творческого воображения. Воспитание интереса и любви к искусству в целом и формирование духовно- нравственной культуры личности.
Задачи курса:
- Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в своих творческих работах отношения к окружающему миру.
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Освоение художественных знаний в пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, дизайне и их роли в жизни человека и общества.
- Овладение художественной грамотой: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Технологии организации образовательного процесса:
- личностно- деятельностная
- проблемно- диалогическая
- коллективная
- проектная
Результативность реализации программы:
Планируемые результаты | Способ оценки достижения планируемых результатов |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | Анкетирование |
Учебно- познавательный интерес, на уровне реакции на новизну и ситуативно учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу. | Наблюдение |
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности | Беседа |
Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Беседа |
Принимать и сохранять учебную задачу | Наблюдение |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Наблюдение |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Наблюдение |
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей , товарищей и других людей | Наблюдение |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе и в интернете | Беседа |
Строить суждения в форме связи простых суждений об изображаемом объекте | Беседа |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Наблюдение |
Формулировать собственное мнение и позицию | Беседа |
Задавать вопросы | Беседа |
Способы отслеживания эффективности реализации программы:
Методами и формами подведения итогов реализации данной программы являются:
По способу проверки: - устный (беседы, контрольные вопросы)
- практический (итоговая практическая работа в конце разделов)
По обхвату учащихся: - индивидуальный (раздаточный проверочный материал)
- групповой (игра-викторина)
Умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству можно выявить по учебной работе, по творческому отношению и качеству выполнения творческой задумки. В какой- то мере по изображению можно определить и объем усвоенных знаний. Так же формой подведения итогов программы является организация выставок, обсуждение картин, участие в школьных и районных конкурсах.
Можно выделить следующие требования к проверочным заданиям по изобразительному искусству:
-Соответствие между содержанием обучения и объемом контроля за усвоением этого содержания.
- Соответствие данной образовательной программе.
- Соответствие механизма передачи и проверки знаний.
- Наличие визуального ряда и информационной техники для показа.
-Возможность творческого решения задания.
- Соответствие возрасту учеников.
Выбранная система проверки знаний эффективно организовывает процесс приобщения учащихся к изобразительному искусству и художественному творчеству.
Содержание программы. Первый год обучения.
Тема: «Учимся изображать, украшать, строить»
Раздел 1 : «Гномыч Изображения помогает видеть, учит рассматривать» (8 часов)
Понятия: коллективная работа, фантазирование, сказка; художественный образ, пропорции фигуры человека; пейзаж, цветоведение, изображение животных, сочинение сказки, смешивание цветов.
Раздел 2 : «Гномыч Украшения учит украшать» (7 часов)
Понятия: графика, узор, орнамент, художественный образ, композиция, ритм, движение, основы дизайна, фантазирование.
Раздел 3: «Гномыч Постройки учит строить» ( 5 часов)
Понятия: конструирование из бумаги, оригами, архитектура, художественный образ, фантазирование, композиция.
Раздел 4: «Королева Композиция сказочной страны» (14 часов)
Понятия: изображение с натуры и по памяти; формат листа горизонтальный и вертикальный; соразмерность в изображении; плановость в пейзаже; равновесие в картине; ритм и движение; фантазирование и художественный образ.
Содержание программы. Второй год обучения.
Тема: «О чем и как говорит искусство»
Раздел 1: « Чем и как работают художники» (8 часов)
Понятия: различные техники в изобразительном искусстве; цветоведение, композиция, графика, отпечаток, аппликация, оригами, художественный образ.
Раздел 2: «Декоративно- прикладное искусство и основы дизайна» (10 часов)
Понятия: геометрические фигуры, геометрический орнамент, узор, Гжельская роспись, Городецкая роспись, пропорции фигуры человека, основы дизайна одежды.
Раздел 3: «Реалистическое изображение в искусстве» (7 часов)
Понятия: анималистический жанр, правила изображения с натуры, пропорции, композиция, цветоведение.
Раздел 4: «Как говорит искусство» (9 часов)
Понятия: теплые и холодные цвета, контраст, цветоведение, мазки, художественный образ, графика.
Содержание программы. Третий год обучения.
Тема: «Искусство в жизни человека»
Раздел 1: «Искусство в твоем доме» (8 часов)
Понятия: узор, украшение, орнамент ,натюрморт, изображение с натуры, натюрморт настроения, цветоведение, графика, коллаж, аппликация, цветовой контраст, геометрические фигуры, объем, основы перспективы, изображение комнаты, фантазирование, художественный образ.
Раздел 2: «Искусство на улице» (5 часов)
Понятия: экскурсия, памятники архитектуры, изображение с фотографии, художественный образ, фантазирование сказочного города.
Раздел 3: «Основы цветоведения и композиции» ( 13 часов)
Понятия: цветоведение, приближенные и контрастные цвета, зимний пейзаж; доисторический мир, фантазирование, динозавры, композиция; тайны космоса, планеты солнечной системы, инопланетная жизнь, художественный образ; разные виды мазков, морской пейзаж, закат; весенний пейзаж, весенние цвета.
Раздел 4: « В музеях хранятся натюрморты, пейзажи, портреты» ( 8 часов)
Понятия: композиция в натюрморте, натюрморт- автопортрет, цветоведение, портрет, автопортрет, бытовой жанр, летний пейзаж.
Содержание программы. Четвертый год обучения.
Раздел 1: « Художественная культура коми- края» ( 11 часов)
Понятия: пленэр, построение коми- избы, лепка в объеме, предметы народного быта, натюрморт, орнамент, узор, легенды коми- народа, изображение животных с натуры, композиция в картине.
Раздел 2: « Сказка о снежной бабе» ( 4 часа)
Понятия: цветоведение, зимний пейзаж, какого цвета снег, композиция, изложение в картине.
Раздел 3: «Различные техники в ИЗО» ( 11 часов)
Понятия: техника японской живописи, по- сырому, выдувание их трубочки, ИЗО- нить, монотипие, графика, натюрморт в перспективе.
Раздел 4: «Патриотические ,жизненные темы в изобразительном искусстве» (8 часов)
Понятия: коллективное панно, художники в Великую Отечественную войну, композиция, цветоведение.
Учебно- тематический план.
Первый год обучения
Раздел | Количество часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | Проверочные работы |
«Гномыч Изображения помогает видеть, учит рассматривать» | 8 часов | 8 | 1 | 1 |
«Гномыч Украшения любит все украшать» | 7 часов | 7 | 2 | |
«Гномыч Постройки учит строить» | 5 часов | 5 | ||
«Королева Композиция сказочной страны» | 14 часов | 14 | 4 | 2 |
Второй год обучения
Раздел | Количество часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | Проверочные работы |
«Чем и как работают художники» | 8 часов | 8 | 4 | |
«Декоративно- прикладное искусство и основы дизайна» | 10 часов | 10 | ||
«Реалистическое изображение в искусстве» | 7 часов | 7 | 4 | 1 |
«Как говорит искусство» | 9 часов | 9 | 1 | 1 |
Третий год обучения
Раздел | Количество часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | Проверочные работы |
«Искусство в твоем доме» | 8 | 8 | 2 | |
«Искусство на улице» | 5 | 5 | 2 | |
«Цветоведение» | 13 | 13 | 4 | 1 |
«Что хранится в музее» | 8 | 7 | 2 | 1 |
Четвертый год обучения
Раздел | Количество часов | В том числе практических работ | Этнокультурное содержание | Проверочные работы |
«Искусство родного края» | 11 | 11 | 11 | 1 |
«Цветоведение» | 4 | 4 | 4 | 1 |
«Различные техники в ИЗО» | 11 | 11 | 3 | |
«Жизненные сюжеты в искусстве» | 8 | 7 | 2 | 1 |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для факультативных занятий по программе «Мы и искусство» на первый год обучения 1 час в неделю- 34 часа в год
Тема: «Учимся изображать, украшать и строить»
№ урока | Тема занятия | Кол. часов | Элементы содержания | Оборудование к занятию | Дата |
1 четверть | |||||
1 | -выход в музей, экскурсия | 1 час | Знакомство с картинами художников родного края | ||
2 | «Гномыч Изображения помогает увидеть, учит рассматривать» -изображение сказочного города (коллективное панно) | 1 час | Три гномыча : Изображения, Украшения и Постройки создают в пустыне сказочный город, учат видеть в простых формах необычное. Изображение сказочных домов, похожих на предметы или природные объекты | Альбом, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры Клей, ножницы Полотно с изображением пустыни на доске. | |
3 | «Гномыч Изображения помогает видеть» -изображение жителей сказочного города | 1 час | Какие сказочные жители могут жить в сказочном городе. Изображение человека, основные пропорции, движение | Альбом, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры Клей, ножницы Полотно с изображением города на доске. | |
4 | «Изображать можно то, что невидимо» -изображение сказочных деревьев | 1 час | Фантазирование сказочных, необычных деревьев (дерево- леденец, денежное дерево, дерево- мороженное и т. д.) | Альбом, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры Клей, ножницы Полотно с изображением города на доске. | |
5 | «Изображать можно то, что невидимо» -изображение сказочных животных | 1 час | Фантазирование сказочных, необычных животных (голова от кота, туловище от рыбы, ноги у слона, хвост у лисы и т. д.) | Альбом, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры Клей, ножницы Полотно с изображением города на доске. | |
6 | «Путаница в сказочном городе» | 1 час | Стихотворение «Путаница» Изображение путаницы в городе | Альбом, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры Клей, ножницы Полотно с изображением города на доске. | |
7 | «Изображение сказки про кота» | 1 час | Учитель начинает рассказывать сказку про кота ,а учащиеся продолжают ее сочинять. Изображают эту сказку в альбоме. Правила изображения кошки. | Альбом, гуашь, кисти, палитра | |
8 | «Сказка о радуге» | 1 час | Учитель показывает последовательность изображения пейзажа с радугой, рассказывая при этом сказку, как радуга появляется на небе, смешивание трех основных цветов, учащиеся изображают пейзаж с радугой | Лист А3, гуашь, широкие кисти, палитра | |
2 четверть | |||||
9 | «Гномыч Украшения любит все украшать» -украшение листьев- трафаретов растительными узорами | 1 час | Разглядывание различных природных узоров, листьев, цветов, знакомство с графикой, украшение листьев жучками, капельками росы, паутинками и т. д. | Альбом, цветные ручки, живые, осенние листья на партах | |
10 11 | «Гномыч Украшения украшает сказочную птицу» | 2 часа | Изображение сказочной птицы в декоративном искусстве, в сказках, орнамент, украшение. Первый урок- изображение птицы в карандаше, фон. Второй урок- изображение птицы в цвете, ее украшение | Лист А3, гуаши, кисти, палитра | |
12 | «Гномыч Украшения украшает солнце» | 1 час | Сказка «В гостях у солнца», солнце зимнее и летнее, его украшение | Лист А3, гуаши, кисти, палитра | |
13 | «Гномыч Украшения придумал зиму» | 1 час | Разглядывание снежинок, вырезание из цветной бумаги и приклеивание их на панно с сказочным городом | Цветная бумага, ножницы, клей | |
14 15 | «Гномыч Украшения украшает открытку к Новому году» | 2 часа | Создание открытки к Новому году, виды открыток. Первый урок: фон и изображение еловой веточки. Второй урок: изображение игрушки по трафарету, украшение мишурой и снежинками | Лист А3, гуашь, кисти, палитра, фломастеры, мишура, фантики, клей, ножницы | |
3 четверть | |||||
16 | «Гномыч Постройки учится строить у природы» | 1 час | Рассматривание природных построек, сравнивание их с современными домами, Какие можно построить дома? Знакомство с свойствами бумаги, создание несложных конструкций по мотивам природных форм | Цветная бумага, ножницы клей | |
17 18 | «Гномыч Постройки строит парк аттракционов» | 2 часа | Изображение аттракционов в виде природных форм жучков, птиц, бабочек, цветов и т. д. | Лист А3, гуаши, кисти, палитра фломастеры | |
19 20 | «Гномычи Постройки, Изображения и Украшения создает Гномомобиль» | 2 часа | Фантазирование фантастической, сказочной машины, три гномыча работают вместе. | Лист А3, гуаши, кисти, палитра фломастеры | |
21 | «Гномыч из сундучка» | 1 час | Изображение с натуры и по памяти. В сундучок прячется игрушка в виде гномика, учащиеся рассматривают ее, игрушка прячется обратно, изображают по памяти и представлению, сравнивают. | Альбом, восковые мелки | |
22 | «Путешествие Гномыча» | 1 час | Сочинение сказки про Гномыча, изображение иллюстрации к придуманной сказке | Альбом, восковые мелки | |
23 | «Королева Композиция сказочной страны» -формат листа: горизонтальный и вертикальный | 1 час | Как правильно распределять изображение на листе в зависимости от формата листа, основные законы композиции. Изображение предложенных предметов(На выбор учащихся) | Альбом, восковые мелки фломастеры | |
24 | «Королева Композиция рассказывает о соразмерности в изображении» | 1 час | Соразмерное изображение, детали, рассматриваются на примере эскизов домов (окна, двери, крыша, крыльцо) Изображение эскиза дома, в котором я хотел бы жить | Альбом, восковые мелки фломастеры | |
25 | «Королева Композиция учит равновесию в картине» | 1 час | Что такое равновесие в картине? Показ картин художников, рассматриваем на примере лодочки. Изображение Гномыча, который плывет на лодке. | Альбом, восковые мелки | |
26 | Обобщающий урок четверти игра- викторина «Как мы умеем рисовать» | 1 час | Альбом, восковые мелки фломастеры | ||
4 четверть | |||||
27 28 | «Королева Композиция учит изображать пейзаж» | 2 часа | Изображение пейзажа «Вербное воскресенье» плановость в пейзаже, законы перспективы, воздушная перспектива, цвет в пейзаже, картины художников | Лист А3, гуаши, кисти, палитра | |
29 30 | «Королева Композиция учит изображать натюрморт» | 2 часа | Основные законы перспективы в натюрморте | Лист А3, гуаши, кисти, палитра | |
31 32 | «Королева Композиция вместе с гномычами отправляются в Дымковскую слободу» | 2 часа | Лепка Дымковской игрушки из глины и украшение ее узорами. | Глина, гуашь, тонкие кисти | |
33 | «Королева Композиция придумывает рисунки из ладошки» | 1 час | Основы дизайна, на что похожа ладошка, обведенная на листе, фантазирование рисунков из ладошки | Альбом, восковые мелки фломастеры | |
34 | Подведение итогов года. Игра- викторина «Знатоки цвета», загадки и вопросы по темам года, выставка лучших работ. | 1 час | |||
Всего 34 часа |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для факультативных занятий по программе «Мы и искусство» на второй год обучения 1 час в неделю - 34 часа в год
Тема: «О чем и как говорит искусство»
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Элементы содержания | Оборудование к уроку | Дата |
1 | «Рисовать можно пальцами» | 1 час | Изображение животных с помощью пальцев, фон кистью | Альбом, гуашь, кисти, палитра, тряпочка | |
2 | «Волшебные серые тона» | 1 час | Игра «У кого змейка длиннее» учимся получать серый цвет, различный по тону. Изображение ночных мотыльков. Ритм и движение в картине. | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
3 | «Рисуем натюрморт «Цветы в вазе» | 1 час | Композиция в натюрморте. Изображение деталей восковыми мелками, фон акварелью | Лист А3, восковые мелки, акварель, широкие кисти, палитра | |
4 | «Графика. Силуэт в графике» | 1 час | Что такое графика, изображение деревьев и животных родного края в графике в силуэте | Альбом, гуашь черная, тонкие кисти | |
5 | « Рисовать можно пластилином» | 1 час | Смешивание пластилина, изображение осенней веточки | Цветной картон, пластилин, стек, тряпочка | |
6 | «Печатаем цветы и травы» | 1 час | Знакомство с новой техникой, фон прописывается кистью, сухие листья, цветы, обмазываются гуашью и отпечатываются на листе | Альбом, гуашь, кисти, палитра, сухие листья, тряпочка | |
7 | «Пластилин и объем» | 1 час | Лепка животных родного края | Пластилин, стек, тряпочка | |
8 | «Оригами» | 1 час | Выразительные возможности бумаги, складывание, подклеивание, объем | Цветная бумага, ножницы, клей | |
2 четверть | |||||
9 | «Геометрические фигуры» | 1 час | Увидеть геометрические формы в любых объектах, которые встречаются в жизни, изобразить | Альбом, восковые мелки, фломастеры | |
10 | «Изображение животного из геометрической фигуры» | 1 час | Группы геометрических фигур: треугольник- ромб, круг- овал, квадрат- прямоугольник. Изображение животного и окружения с помощью одной из групп | Альбом, восковые мелки, фломастеры | |
11 | «Геометрический орнамент» | 1 час | Создание с помощью аппликации ковра- самолета | Цветная бумага, картон, ножницы, клей | |
12 13 | « Знакомство с росписью Гжель» | 2 часа | Что такое Гжель, элементы узоров и ее особенности. Игра «У кого длиннее змейка» Роспись по трафарету. | Альбом, гуашь, трафареты, тонкие кисти, палитра | |
14 | «Графика. Дом Деда Мороза» | 1 час | Фантазирование дома для Деда Мороза. Цветная графика. Холодные цвета | Альбом, цветные ручки | |
15 | «Придумываем карнавальный костюм» | 1 час | История карнавального костюма. Пропорции фигуры человека, изображение карнавального костюма | Альбом, восковые мелки, фломастеры, карандаши, ручки | |
3 четверть | |||||
16 17 | «Анималистический жанр» | 2 часа | Художники- анималисты. Построение животных и птиц с помощью геометрических фигур. Изображение животных и птиц родного края | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
18 | «Изображение своей любимой игрушки с натуры» | 1 час | Изображение с натуры, правила изображения, композиция. Учащиеся приносят из дома свою игрушку. | Альбом, восковые мелки, фломастеры | |
19 20 | «Изображение распустившейся весенней веточки с натуры» | 2 часа | Изображение с натуры, композиция в натюрморте, дополнение фантазийными деталями. | Лист А3, акварель, гуашь, кисти, палитра | |
21 22 | «Изображение с помощью мазков» | 2 часа | Различные виды мазков, картины художников в этой технике. Изображение фруктов с натуры и по представлению с помощью мазков. | Альбом, гуашь, кисти, палитра | |
23 24 25 | «Городецкая роспись» | 3 часа | Знакомство с Городецкой росписью, особенности росписи, элементы росписи. Росписи трафарета разделочной доски | Альбом, гуашь, тонкие кисти, палитра | |
26 | Обобщающий урок четверти. Игра- викторина по темам четвертей, выставка лучших работ | 1 час | |||
4 четверть | |||||
27-28 29-30 | «Теплые и холодные цвета» | 4 часа | Изображение солнечного города (царства тепла) Изображение подводного царства (царства холода) | Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра, фломастеры, ручки | |
31 32 | «Изображение в контрасте теплых и холодных цветов» | 2 часа | Контраст в картине, картины художников. Изображение фона холодными, а птицы теплыми, или наоборот | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
33 | «Графика. Царство насекомых» | 1 час | Изображение насекомых родного края и их жилищ в цветной графике | Альбом, цветные ручки | |
34 | Итоговый урок года. Игра- викторина. Выставка лучших работ | 1 час | |||
Всего 34 часа |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для факультативных занятий по программе «Мы и искусство» на третий год обучения 1 час в неделю - 34 часа в год
Тема: «Искусство в жизни человека»
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Элементы содержания | Оборудование к уроку | Дата |
1 четверть | |||||
1 | «Искусство в твоем доме» Изображение коми- посуды, украшение орнаментом | 1 час | Древние корни происхождения посуды у коми- народа, украшение ее орнаментом. | Альбом, восковые мелки, фломастеры | |
2 - 3 | «Натюрморт настроения «День рождения» | 2 часа | Характерные натюрморты художников. Украшение стола к празднику, атмосфера радости, веселья. Композиция в натюрморте, изображение гостей, украшение комнаты | Лист А3 восковые мелки, акварель для фона, широкие кисти, палитра | |
4 | «Изображение с натуры цветка. Графика» | 1 час | Изображение с натуры, композиция, штриховка в карандаше, передача в объеме | Альбом, простой карандаш | |
5 | «Платье для мамы. Коллаж» | 1 час | Основы дизайна в оформлении одежды. Работа в аппликации по трафарету фигуры человека. | Цветной картон открытки трафарет фигуры человека | |
6 | «Геометрические фигуры в объеме» | 1 час | Изображение основных геометрических фигур в объеме. Фантазирование мебели из геометрических фигур. Фото дизайн мебели | Альбом, восковые мелки, фломастеры | |
7-8 | «В какой комнате я бы жил?» | 2 часа | Что такое интерьер комнаты, стиль в интерьере, цвет, композиция. Изображение своей комнаты. | Лист А3 восковые мелки, акварель для фона, широкие кисти, палитра | |
2 четверть | |||||
9 | «Искусство на улице» Экскурсия по своему селу, в музей, знакомство с памятниками архитектуры, историей села | 1 час | |||
10 | «Зарисовка памятников архитектуры своего села с фотографии» | 1 час | Изображение с фотографии, объем, штриховка простым карандашом | Альбом простой карандаш | |
11-12 | «Создание сказочного города» | 2 часа | Изображение сказочного, фантазийного города из букв, фруктов, сладостей и т.д. | Лист А3 восковые мелки, пастель | |
13 | «Создание сказочного замка. Коллаж» | 1 час | Фантазирование сказочного замка с помощью лоскутков ткани, фантиков. Фото замков из разных сказок с разным характером | Цветной картон, лоскутки ткани, фантики, ножницы, клей | |
14-15 | «Сказка - про маленькую елочку» | 2 часа | Зимний пейзаж, композиция в пейзаже, выделение композиционного центра, цветоведение, изображение следов зверей на снегу, самих зверей | Лист А3 гуашь, кисти палитра | |
3 четверть | |||||
16-17 | «Доисторический мир- мир динозавров» | 2 часа | Изображение динозавров, сюжетная композиция, цветоведение, ограниченная цветовая гамма, подходящая сюжету картины | Лист А3 гуашь, кисти палитра | |
18-19 | «Таинственный космос» | 2 часа | Что представляет космос, его тайна, космические тела, планеты, скопление созвездий, галактики, туманности, планеты солнечной системы. Изображение космического неба с набрызгиванием звезд. Выполнение планет на альбомном листе, приклеивание на картину, возможен коллаж | Лист А3 гуашь, кисти палитра Альбом, ножницы, клей | |
20-21 | «Инопланетная жизнь. Инопланетяне» | 2 часа | Фантазирование необычной планеты с инопланетянами. Цветоведение, ограничение в цветовой палитре, контрасты и приближенные цвета | Лист А3 гуашь, кисти палитра | |
22 | «Дискотека на Марсе» | 1 час | Коллективное панно, фон-необычная атмосфера Марса(на доске) учащиеся в аппликации выполняют силуэты фигуры людей, инопланетян, вырезают и приклеивают на панно | Панно на доске, цветная бумага, ножницы, клей | |
23-24 | «Морской пейзаж мазками» | 2 часа | Различные виды мазков, картины художников в этой технике, пейзаж настроения. Цветоведение, цветовая гамма заката | Лист А3 гуашь, кисти палитра | |
25-26 | «Весенний пейзаж «Прилет птиц» | 2 часа | Весенняя цветовая гамма, колорит, ритм и движение. Фон работы гуашь, птица в аппликации | Лист А3 гуашь, кисти палитра цветная бумага, ножницы, клей | |
4 четверть | |||||
27 | «В музеях хранятся натюрморты, пейзажи, портреты» | 1 час | Знакомство с творчеством коми- художников, или как вариант- презентация Третьяковской галереи | ||
28-29 | «Автопортрет» | 2 часа | Что такое автопортрет, конструкция головы человека, характерные особенности черт лица, цвет в портрете | Лист А3 гуашь, кисти палитра | |
30-31 | «Натюрморт-автопортрет» | 2 часа | Композиция в натюрморте. Предметы, похожие на хозяина. Цвет в натюрморте. | Лист А3 восковые мелки, акварель для фона, широкие кисти, палитра | |
32-33 | «Картины бытового жанра» | 2 часа | Изображение на тему «Летний день», «Мы купаемся», «Поездка» ит. д. | Лист А3 восковые мелки, акварель для фона, широкие кисти, палитра | |
34 | Итоговый урок года. Игра- викторина. Выставка лучших работ | 1 час | |||
Всего 34 часа |
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для факультативных занятий по программе «Мы и искусство» на четвертый год обучения 1 час в неделю - 34 часа в год
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Элементы содержания | Оборудование к уроку | Дата |
1 четверть | |||||
1 | Пленэр. Изображение деревьев в парке с натуры. | 1 час | Изображение с натуры деревьев родного края в графике | Альбом цветные карандаши, черная ручка | |
2-3 | «Знакомство с культурой коми- народа» -Как строились коми- избы | 2 часа | Образ традиционного дома у коми- народа, как строился, из чего, особенности. Лепка в объеме коми- избы из пластилина(в группах по двое) | Пластилин, стек, цветной картон для основы и крыши, ножницы | |
4 | «Деревня- деревянный мир» -Лепка построек возле избы | 1 час | Лепка дворовых построек возле избы, животных, людей. Составление коллективной работы «Моя деревня» | Пластилин, стек, цветной картон ножницы | |
5-6 | «Натюрморт из предметов народного быта коми» | 2 часа | Изображение по памяти и представлению натюрморта из коми- утвари, композиция в натюрморте, орнамент | Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
7-8 | «Легенды и сказания коми- народа» | 2 часа | Иллюстрирование легенд и сказаний коми- народа. | Лист А3, восковые мелки | |
2 четверть | |||||
9-10-11 | «Зарисовка животных и птиц с натуры, в музее»
«Композиция «Мать и дитя» | 3 часа | Анималистический жанр, изображение с натуры. Используя зарисовки с предыдущего занятия, создать | Альбом, цветные карандаши. Лист А3, гуашь, кисти, палитра | |
12-13-14-15 | «Сказка о снежной бабе» -Первый снег -Рождение снежной бабы -8 марта, оттепель -Весна | 4 часа | Изображение серии иллюстраций на произведение «Сказка о снежной бабе» Картины художников, изображающих снег. Цветоведение, колорит, композиция. | Лист А3, гуашь, широкие кисти, палитра | |
3 четверть | |||||
16 | «Японская живопись» | 1час | Изображение японского пейзажа в технике по- сырому, ограничение цветовой палитры, колорит, выдувание из трубочки деревьев | Лист А3, акварель, широкая кисть, трубочка, палитра | |
17 | «Иллюстрирование стихов японских поэтов» | 1 час | Учитель зачитывает короткие стихи японских поэтов, учащиеся иллюстрируют в технике по- сырому, ограничение цветовой палитры | Лист А3, акварель, широкая кисть, палитра | |
18 | «Техника монотипия» | 1 час | Отпечаток на листе, нахождение нового образа, доработка элементов. | Альбом, гуашь, кисти, палитра | |
19 | «ИЗО- нить» | 1 час | Изображение прокрашенной в гуаши нити, нахождение нового образа, дополнение деталями | Лист А3, гуашь, кисти, палитра, нить | |
20-21-22 | «Мезенская роспись» | 3 часа | Знакомство с северной росписью, ее особенности, элементы росписи, украшение трафарета лопасти прялки | Альбом, гуашь, тонкие кисти, трафареты | |
23-24 | «Фронтальная и угловая перспектива»» | 2 часа | Основы перспективы, изображение прямоугольного параллелепипеда, штриховка | Альбом, простой карандаш | |
25-26 | «Натюрморт «Стол, где я делаю уроки» | 2 часа | Закрепление основ перспективы, композиция в натюрморте, изображение предметов в перспективе. | Лист А3, восковые мелки, акварель, широкая кисть, | |
4 четверть | |||||
«Битва на Курской дуге» коллективное панно -изображение сломанных деревьев, горящих изб, взрывов -изображение советской техники -изображение немецкой техники -изображение солдат -соединение всех частей в панно «Курская битва» | 5 часов | Картины художников о Великой Отечественной Войне. Изображение составных битвы, соединение в единую композицию. | Альбом, восковые мелки, фломастеры, гуашь, кисти, палитра, ножницы, клей | ||
32-33 | «Экологический плакат» | 2 часа | Что такое плакат, композиция в плакате, шрифт, цвет. Изображение плаката о защите природы. | Лист А3, восковые мелки, акварель, широкая кисть, | |
34 | Итоговый урок года. Игра- викторина по вопросам за все года обучения | 1 час | |||
Всего 34 часа |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов различных видов росписей художественных промыслов России. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском орнаменте.
Цифровые образовательные ресурсы:
Обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?
brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для 5-7 классов.
Видеофильмы: по цветоведению, по видам декоративно -прикладного искусства и художественных промыслов России.
Модели и натурный фонд:
Вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов.
Список литературы
- Сокольникова Н. М. Основы живописи- Обнинск, 1998
- Сокольникова Н. М. Основы композиции- Обнинск, 1998
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка- Обнинск, 1998
- Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов- Обнинск, 1998
- Паррамон Х. М. Основы техники рисунка.- М., 2004
- Гильман Р. А. Художественная роспись тканей.- М., 2005
- Иевлева О. А. Полная энциклопедия символов.- М., 2005
- Шитов Л. А., Ларионов В. Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства.- М., 1995
- Дитман К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир.- М., 1993
- Шолохов Е. В. Композиция.- М., 1978
- Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия.- М. 1986
- Джоан Хансен Уроки рисунка и живописи. Цветы в акварели.- М. 2004
- Мона Миллз. Изображение животных.- М., 2005
- Курчевский В.В. А что там за окном?- М., 1985
- Маруся: журнал, август, 2005
- Никологородская О. Волшебные краски.- М., 1997
- Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов.- М., 2004
- Копцева Т. А. Природа и художник.- М., 2006
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.- М., 2010
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству.- М., 2002
- Никологородская О. Волшебный пластилин.-М., 1997
- Коротеева Е. И. Искусство и ты.- М., 2005
- Неменская Л. А. Каждый народ- художник.- М., 2002
- Неменский Б. М. твоя мастерская.- М., 1999
- Клепа: детский журнал
- Чернявская М. С. Методические разработки к программе «Изобразительное искусство» 2 класс.- М., 1987
- Начальная школа: журнал
- Маршак С. Детки в клетке.- Ленинград, 1984
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство.- М., 2000
- Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки.- Санкт- Петербург, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной работы по изобразительному искусству «Волшебный карандаш»
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деят...
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")
Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...
Рабочая программа по кружковой работе по английскому языку к учебнику Spotlight в 1 классе
Программа расчитана на 2ч. в неделю, для учащихся 1 класса по УМК Spotlight...
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"...
Программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в школе. "Основы изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции" (Ознакомительный уровень)
Учебная программа для дополнительных занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Разработана для детей разного возраста, но на начальной стадии обучения (ознакомительный уровень...
Конспект кружкового занятия по изобразительному искусству "Граттаж"
Конспект кружкового занятия по изобразительному искусству "граттаж"...
Рабочая программа по кружковой работе: «Разговор о здоровом питании» для детей 6-10 лет (здоровьесберегающее направление) 2019-2020 учебный год.
Цель программы: создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона пи...