Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по изо 4 класс | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Программное и учебно – методическое обеспечение ГОСа.
Учебная дисцип- лина | Класс | Программа, кем реко- мендованна и когда | Тип программы (государст венная, авторская) | Кол-во часов в неделю общее кол-во | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидакти ческое обеспече ние |
ИЗО и художест- венный труд. | 4 класс | Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен- ская. Рекомендо- вано Мини- стерством образования и науки РФ.
| Государст венная. | 1 час в неделю 34 часа. | Н. А. Горяева, Л. А. Немен- ская «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас». | Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас» | Альбом, кисти, гуашь, карандаши, мелки, пласти лин, портреты и работы художни ков. |
Учебно-тематическое планирование курса
«Изобразительное искусство и художественный труд»
4 класс
Раздел №1
Тема: Искусство нашего народа (9 ч)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- устройство русской избы, элементы украшения избу;
- традиции и обычаи народных праздников.
УМЕТЬ:
- создавать панно;
- конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
- передавать облик древних городов;
- создавать женский образ;
- создавать мужской образ;
- изображать сельский труд;
- работать в коллективе.
Раздел темы №1 «Искусство нашего народа» (9 ч)
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Дата проведения урока | Примечания |
1. | Рисование на тему: «Летний пейзаж» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 04.09 | |
2. | Рисование с натуры «Коробка» | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 11.09 | |
3. | Добро и зло | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 18.09 | |
4. | Образы древних русских городов | 1 | Изучение и закрепление первичных знаний | 25.09 | |
5. | Образ русского человека (женский образ) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 02.10 | |
6. | Образ русского человека (мужской образ) | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 09.10 | |
7. | Воспевание труда в искусстве | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 16.10 | |
8. | Народные праздники. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 23.10 | |
9. | Народные праздники. Обобщение по теме «Искусство нашего народа»Твои книжки | 1 | Обобщение и системати зация знаний | 06.11 | |
Раздел №2 Тема: Искусство разных народов (7 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: - исторические памятники. УМЕТЬ: - конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями; - передавать национальную красоту женщины; - изображать пейзаж; - изображать процесс сельского труда; - оценивать работы. Раздел темы №2 «Искусство разных народов» (7 ч) | |||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Дата проведения урока | Примечания |
10. | Природа и селения разных народов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 13.11 | |
11. | Образы городов и исторических памятников | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 20.11 | |
12. | Образы городов и исторических памятников | 1 | Закрепление знаний | 27.11 | |
13. | Образ человека в искусстве разных народов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 04.12 | |
14. | Труд в искусстве разных народов | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 11.12 | |
15. | Труд в искусстве разных народов | 1 | Закрепление знаний | 18.12 | |
16. | Обобщение по теме «Искусство разных народов» | 1 | Обобщение и системати зация знаний | 25.12 | |
Раздел №3 Тема: Каждый народ Земли – художник (10 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: - своеобразие культуры Древней Греции; - отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, легкость, грация, ирония; - особенности культуры Западной Европы в эпоху Средневековья. УМЕТЬ: - создавать панно; - работать в коллективе; - оценивать работы. Раздел темы №3 «Каждый народ Земли – художник» (10 ч) | |||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Дата проведения урока | Примечания |
17. | Художественная культура Древней Греции | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 15.01 | |
18. | Художественная культура Древней Греции | 1 | Закрепление знаний | 22.01 | |
19. | Художественная культура Древней Греции | 1 | Комплексное применение знаний | 29.01 | |
20. | Художественная культура Японии | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 05.02 | |
21. | Художественная культура Японии | 1 | Закрепление знаний | 12.02 | |
22. | Художественная культура Японии | 1 | Комплексное применение знаний | 19.02 | |
23. | Художественная культура средневековой Западной Европы | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 26.02 | |
24. | Художественная культура средневековой Западной Европы | 1 | Закрепление знаний | 05.03 | |
25. | Художественная культура средневековой Западной Европы | 1 | Комплексное применение знаний | 12.03 | |
26. | Обобщение по теме «Каждый народ Земли - художник» | 1 | Обобщение и системати зация знаний | 19.03 | |
Раздел №4 Тема: Представление народов о духовной красоте человека (8 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: - о разных видах искусства. УМЕТЬ: - рисовать портрет мамы; - изображать любимого человека; - выполнять рисунок на драматический сюжет; - создавать композицию, самостоятельно подбирать ее сюжет; - проявлять фантазию и вображение. Раздел темы №4 «Представление народов о духовной красоте человека» (8 ч) | |||||
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Типы уроков | Дата проведения урока | Примечания |
27. | Все народы воспевают материнство | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 02.04 | |
28. | Все народы воспевают мудрость старости | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 09.04 | |
29. | Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 16.04 | |
30. | Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 23.04 | |
31. | Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость | 1 | Закрепление знаний | 30.04 | |
32. | Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | 07.05 | |
33. | Обобщение по теме «Представление народов о духовной красоте человека» | 1 | Обобщение и системати зация знаний | 14.05 | |
34. | Художественная выставка | 1 | Проверка и оценка ЗУН | 21.05 |
Список литературы по реализации программы
I Для учителя:
1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству».
II Для ученика:
- Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»
- Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикалова. 4 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикаловой, Е...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" ( система Занкова) 1 класса
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" составлена на основе:Авторской программы по предмету "Изобразительное искусство" С.Г. Ашикова для 1 класса в соответст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основефедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утверждён МОиН РФ ...
индивидуальная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающегося 4 класса УО (вариант 1)
Рабочая программа для индивидуального обучающегося по программе УО вариант 1...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство и художественный труд", 2 класс
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов «Школа России», «Гармония»
Программа создана в соответствии с требованиями ФГОС...