РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Демьянова Наталья Александровна

Рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основе

федерального государственного образовательного стандарта начального общего    образования ( утверждён МОиН РФ приказом № 373 от 6 октября 2009года) ,

примерной программы по учебным предметам (2010 год)

авторской программы Б.М.Неменского (2011г.)

Положения о рабочей программе МБОУ ЗСОШ №1 2015г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_1_klass_izo.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1  ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края

«Рассмотрено»

руководитель МО

протокол №

от «    »               2015г.

«Согласовано»

заместитель   директора

по УР

__________М.А.Жукова

«    »               2015г.

«Утверждено»

Директор

___________В.Д.Ремпель

приказ №

от «     »                    2015г.  

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета

 « Изобразительное  искусство

и художественный  труд»

образовательная область

искусство

( 66 часов)

1- б класс

 

 Составители:

                Демьянова Наталья Александровна

                         учитель начальных классов

                           

 с.Завьялово  

2015г


1.ПОЯСНИТЕЛьНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основе

федерального государственного образовательного стандарта начального общего    образования ( утверждён МОиН РФ приказом № 373 от 6 октября 2009года) ,

примерной программы по учебным предметам (2010 год)

авторской программы Б.М.Неменского (2011г.)

          Положение о рабочей программе МБОУ ЗСОШ №1 2015г

           

1.1 Общие цели и задачи учебного курса  «Изобразительное искусство и художественный труд»

Цель:

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • развитие способности видеть  проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;

стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности назвать культурные традиции своего региона;

1.2 Общая характеристика  учебного предмета

 

В основу программы положены идеи и положения ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Изобразительное искусство и художественный труд», который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе

         изобразительная художественная деятельность;

         декоративная художественная деятельность;

         конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное участие школьников в этих практическое трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру. Учебный предмет интегрированный.

1.3 Место учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»

Преподавание предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского  представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Искусство»  ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1 классе в объёме 66 часов (2 часа в неделю.

        

2. Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»

В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»  учащимися 1 класса достигаются:

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд» является формирование следующих универсальных учебных действий.

 

Личностными результатами являются формирование следующих умений:

      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

      основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

      ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

      способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

      различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  1. узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  3. различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; 
  4. основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  5. эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
  6. особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  7. знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  8. способы и приёмы обработки различных материалов;
  9. организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  10. передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  11. составлять композиции с учётом замысла;
  12. конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  13. конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  14. конструировать из природных материалов;
  15. пользоваться простейшими приёмами лепки.

3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»

Планирование преподавания и структура учебного  содержания соответствуют содержанию и структуре  программе  для 1 класса под редакцией Б.М. Неменского.  Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.

Учебный план.        

Тема первого года обучения «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»

класс

Объём

учебного

предмета

Раздел/тема/главы программы

Количество

учебного

времени

1

66

«Ты учишься изображать»

18 час

класс

часов

«Ты украшаешь»

16 час

«Ты строишь»

22 час

«Изображение, украшение, постройка  всегда  помогают друг другу»

10 час

Всего:

66 часов

Экскурсии:

Тема экскурсии

Где  происходит экскурсия

1

Обобщение темы.»Ты учишься изображать»

Экскурсия в краеведческий музей «Творчество завьяловских художников»

2

Времена года. Весна.

Экскурсия в парк.

4. Поурочно-тематическое планирование  учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»

Количество

часов

Тема уроков

Тип урока

Элементы содержания образования

18 час

Раздел «Ты учишься изображать»

  1-2

Изображения всюду вокруг нас.

Введение в школьную жизнь.

Урок новых знаний

Изображения в жизни человека.

Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности. Формировать поэтическое видение мира.

3-4

Мастер Изображения учит видеть.

Уроки организации принятия  уз

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

Эстетическое восприятие деталей природы. Форма.

.

5-6

Изображать можно пятном.

Уроки конкретизации и применения способа для решения частных задач

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

.

7-8

Изображать можно в объёме.

Уроки практического применения

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе. Пропорция

9-10

Изображать можно линией.

Уроки конкретизации и применения способа

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Линия.

11-12

Разноцветные  краски.

Комбинированные уроки

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Краски. 

13-14

Изображать  можно и то, что невидимо (настроение)

Комбинированные уроки

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

.

15-16

Художник и зрители.

Уроки конкретизации и принятия способа

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

17-18

Обобщение темы «Ты учишься изображать»

экскурсия

Экскурсия в районный краеведческий музей «Творчество завьяловских художников»

16 часов

Раздел «Ты украшаешь»

19-20

Мир полон украшений. Цветы.

Уроки планирования и поиска  способа решения частных задач

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. 

21-22

Красоту надо уметь замечать.

Комбинированный урок

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

23-24

Узоры на крыльях.

Ритм пятен.

Уроки практического применения

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Симметрия, фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок).

Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии.

25-26

Красивые рыбы.

Монотипия.

Уроки практического применения

Симметрия, фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок).

Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии.

27-28

Украшения птиц..

Аппликация  из бумаги

Уроки практического применения

Симметрия, фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок).

Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии.

29-30

Узоры, которые создали люди.

Уроки организации самостоятельной работы

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

31-32

Как украшает себя человек.

Уроки организации самостоятельной работы

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

33-34

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение)

Обобщающий урок

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

22 часа

Раздел:  «Ты строишь.»

35-36

Постройки в нашей жизни.

Уроки планирования и помска способа решения  уз

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую

37-38

Дома бывают разными.

Уроки конкретизации и применения способа для решения уз

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.

39-40

Домики, которые построила природа.

Уроки организации самостоятельной работы

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

41-42

Какие можно придумать дома.

Комбинированные уроки

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

43-44

Дом снаружи и внутри.

Уроки конкретизации и поиска способа решения уз

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

45-46

Строим  город.

Уроки  организации самостоятельной работы

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор

47-48

Всё имеет своё строение.

Уроки практической направленности

Конструкция предмета.

Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструкция

(построение) предмета

49-50

Строим вещи.

Уроки практической направленности

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Дизайнер. Предметы дизайна К

51-52

Город, в котором мы живём.

Уроки организации самостоятельной работы

Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно

53-54

Памятники архитектуры.

Образ города.

Уроки организации самостоятельной работы

Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над  панно.

55-56

Обобщение темы: «Ты строишь»

Обобщение знаний учащихся.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы.

10 часов

Раздел: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».

57-58

Три Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны.

Уроки планирования и поиска  способа решения  уз

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция.

59-60

Разноцветные жуки.

Праздник птиц.

Уроки практической направленности

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

61-62

Сказочная страна.

Уроки организации самостоятельной работы

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

63-64

Времена года.

экскурсия

Экскурсия в парк. Наблюдение за природой.

65-66

Здравствуй лето! (Обобщение по теме)

Урок любования природой.

Обобщающий урок.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

5.1 нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:

  • ФГОС НОО утверждён  6.10.2009г №373
  • Примерные  программы  начального образования ФГОС  второго поколения  по  Изобразительному  искусству.

5.2  Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:

  • Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству.                 1-4 классы : пособие для учителя / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2010.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /под редакцией А.Г.Асмолова, М.:Просвещение, 2010
  • Изобразительное искусство. 1-4 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт-сост. Л.В. Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011.

5.3  материально-техническое обеспечение:

- таблицы-схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц;

- презентации на СД дисках по темам уроков ;

- мультимедиа-проектор

- доска с магнитной поверхностью;

-экран (навесной)

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

-бумага цветная, альбомная;

-кисти;

-пластилин;

-клей;

-ножницы;

-гербарий растений;

Приложение 1

Контроль и оценивание по предмету.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«5»

-  учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

"4"

-  учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

 характерное.

"3"

-  учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-  допускает неточность в изложении изученного материала.

"2"

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока;

Приложение 2.

Лист внесения изменений.

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Содержание корректировки. (Темы урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

(дата, № приказа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»

Рабочая   программа    учебного   предмета   «ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ»   2   класс   на   2012 - 2013  учебный  год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...