РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утверждён МОиН РФ приказом № 373 от 6 октября 2009года) ,
примерной программы по учебным предметам (2010 год)
авторской программы Б.М.Неменского (2011г.)
Положения о рабочей программе МБОУ ЗСОШ №1 2015г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_1_klass_izo.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Рассмотрено» руководитель МО протокол № от « » 2015г. | «Согласовано» заместитель директора по УР __________М.А.Жукова « » 2015г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
« Изобразительное искусство
и художественный труд»
образовательная область
искусство
( 66 часов)
1- б класс
Составители:
Демьянова Наталья Александровна
учитель начальных классов
с.Завьялово
2015г
1.ПОЯСНИТЕЛьНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утверждён МОиН РФ приказом № 373 от 6 октября 2009года) ,
примерной программы по учебным предметам (2010 год)
авторской программы Б.М.Неменского (2011г.)
Положение о рабочей программе МБОУ ЗСОШ №1 2015г
1.1 Общие цели и задачи учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»
Цель:
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности назвать культурные традиции своего региона;
1.2 Общая характеристика учебного предмета
В основу программы положены идеи и положения ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Изобразительное искусство и художественный труд», который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе
∙ изобразительная художественная деятельность;
∙ декоративная художественная деятельность;
∙ конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное участие школьников в этих практическое трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру. Учебный предмет интегрированный.
1.3 Место учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»
Преподавание предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Искусство» ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1 классе в объёме 66 часов (2 часа в неделю.
2. Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»
В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» учащимися 1 класса достигаются:
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностными результатами являются формирование следующих умений:
∙ учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
∙ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
∙ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
∙ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
∙ различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»
Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре программе для 1 класса под редакцией Б.М. Неменского. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Учебный план.
Тема первого года обучения «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»
класс | Объём учебного предмета | Раздел/тема/главы программы | Количество учебного времени |
1 | 66 | «Ты учишься изображать» | 18 час |
класс | часов | «Ты украшаешь» | 16 час |
«Ты строишь» | 22 час | ||
«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» | 10 час | ||
Всего: | 66 часов |
Экскурсии:
№ | Тема экскурсии | Где происходит экскурсия |
1 | Обобщение темы.»Ты учишься изображать» | Экскурсия в краеведческий музей «Творчество завьяловских художников» |
2 | Времена года. Весна. | Экскурсия в парк. |
4. Поурочно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»
Количество часов | Тема уроков | Тип урока | Элементы содержания образования |
18 час | Раздел «Ты учишься изображать» | ||
1-2 | Изображения всюду вокруг нас. Введение в школьную жизнь. | Урок новых знаний | Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности. Формировать поэтическое видение мира. |
3-4 | Мастер Изображения учит видеть. | Уроки организации принятия уз | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Эстетическое восприятие деталей природы. Форма. . |
5-6 | Изображать можно пятном. | Уроки конкретизации и применения способа для решения частных задач | Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. . |
7-8 | Изображать можно в объёме. | Уроки практического применения | Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. Пропорция |
9-10 | Изображать можно линией. | Уроки конкретизации и применения способа | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Линия. |
11-12 | Разноцветные краски. | Комбинированные уроки | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Краски. |
13-14 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Комбинированные уроки | Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. . |
15-16 | Художник и зрители. | Уроки конкретизации и принятия способа | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. |
17-18 | Обобщение темы «Ты учишься изображать» | экскурсия | Экскурсия в районный краеведческий музей «Творчество завьяловских художников» |
16 часов | Раздел «Ты украшаешь» | ||
19-20 | Мир полон украшений. Цветы. | Уроки планирования и поиска способа решения частных задач | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. |
21-22 | Красоту надо уметь замечать. | Комбинированный урок | Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. |
23-24 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Уроки практического применения | Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. |
25-26 | Красивые рыбы. Монотипия. | Уроки практического применения | Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. |
27-28 | Украшения птиц.. Аппликация из бумаги | Уроки практического применения | Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. |
29-30 | Узоры, которые создали люди. | Уроки организации самостоятельной работы | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. |
31-32 | Как украшает себя человек. | Уроки организации самостоятельной работы | Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. |
33-34 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение) | Обобщающий урок | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. |
22 часа | Раздел: «Ты строишь.» | ||
35-36 | Постройки в нашей жизни. | Уроки планирования и помска способа решения уз | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую |
37-38 | Дома бывают разными. | Уроки конкретизации и применения способа для решения уз | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. |
39-40 | Домики, которые построила природа. | Уроки организации самостоятельной работы | Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. |
41-42 | Какие можно придумать дома. | Комбинированные уроки | Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. |
43-44 | Дом снаружи и внутри. | Уроки конкретизации и поиска способа решения уз | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. |
45-46 | Строим город. | Уроки организации самостоятельной работы | Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор |
47-48 | Всё имеет своё строение. | Уроки практической направленности | Конструкция предмета. Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструкция (построение) предмета |
49-50 | Строим вещи. | Уроки практической направленности | Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Дизайнер. Предметы дизайна К |
51-52 | Город, в котором мы живём. | Уроки организации самостоятельной работы | Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно |
53-54 | Памятники архитектуры. Образ города. | Уроки организации самостоятельной работы | Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно. |
55-56 | Обобщение темы: «Ты строишь» | Обобщение знаний учащихся. | Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. |
10 часов | Раздел: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». | ||
57-58 | Три Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. | Уроки планирования и поиска способа решения уз | Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. |
59-60 | Разноцветные жуки. Праздник птиц. | Уроки практической направленности | Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). |
61-62 | Сказочная страна. | Уроки организации самостоятельной работы | Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. |
63-64 | Времена года. | экскурсия | Экскурсия в парк. Наблюдение за природой. |
65-66 | Здравствуй лето! (Обобщение по теме) | Урок любования природой. Обобщающий урок. | Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
5.1 нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:
- ФГОС НОО утверждён 6.10.2009г №373
- Примерные программы начального образования ФГОС второго поколения по Изобразительному искусству.
5.2 Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса:
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /под редакцией А.Г.Асмолова, М.:Просвещение, 2010
- Изобразительное искусство. 1-4 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт-сост. Л.В. Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011.
5.3 материально-техническое обеспечение:
- таблицы-схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц;
- презентации на СД дисках по темам уроков ;
- мультимедиа-проектор
- доска с магнитной поверхностью;
-экран (навесной)
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
-бумага цветная, альбомная;
-кисти;
-пластилин;
-клей;
-ножницы;
-гербарий растений;
Приложение 1
Контроль и оценивание по предмету.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
"4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
"3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
"2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;
Приложение 2.
Лист внесения изменений.
Дата урока по плану | Дата урока по факту | Содержание корректировки. (Темы урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата, № приказа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...