Рабочие программы 3 класс Гармония ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Пояснительная записка, УУД, содердание, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_3_klass.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство 3 класс (1 ч в неделю - 35 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 4-е изд., доработанное. – М.: Дрофа, 2011.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Объём программы
Авторская программа расчитана на 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 35 часов за год (1 час в неделю). 1 час добавлен в раздел «Скульптура», т.к. на него по авторской программе выделено меньше всего часов.
Материально техническое обеспечение
Учебники, материалы и инструменты для учащихся
- В.С.Кузин. Изобразительное искусство 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений (Дрофа, 2013 г.)
- краски (акварель и гуашь),
- бумага для рисования акварелью, матовая цветная бумага для рисования
- кисти (№1-2, 3, 5-6),
- палитра,
- салфетки, стаканчик для рисования
Пособия для учителя.- Репродукции картин
Мультимедийное обеспечение:
Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал.
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс.
Сайты: «Открытый урок», «Уроки в начальной школе», «ПроШколу», сайт «Творческих учителей».
Презентации к урокам
Техническое обеспечение:
Мультимедийная доска
Компьютер
Содержание программы 3 класс (35ч)
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)
Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Примерные задания:
а) рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
б) рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);
в) рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
г) рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
д) рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
е) рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);
ж) рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);
з) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина - Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого; басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова - Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Примерные задания:
а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;
б) выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);
в) выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);
г) выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;
е) выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);
ж) выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Аппликация (2 ч)
Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Примерные задания:
а) составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;
б) составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.
Скульптура (3 ч)+1
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.
Примерные задания:
а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;
в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
г) лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
- виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
- наша Родина - Россия;
- Москва;
- старинные города России;
- тема матери в творчестве художников;
- тема труда в изобразительном искусстве;
- родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
- форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
- русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;
- музеи России.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.);
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого и желто - оранжевого, желто -зеленого и сине - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
- использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.
Формируемые УУД
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы; з) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. |
а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)
Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе 35 часов
Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;
декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.
№ п/п | Тема урока | Характеристика видов деятельности | Дата проведения | Коррекция |
И снова осень к нам пришла (9 ч) Инструктаж по ТБ на уроках изобразительного искусства. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | 5.09 | |||
РТ. Прощаемся с теплым летом | Использовать свои наблюдения за природными явлениями Передавать характер природных явлений выразительными средствами изо. Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; работать кистью и акварелью. Моделировать формы средствами различных материалов. | 12.09 | ||
Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | Создавать объемные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способы лепки. | 19. 09 | ||
РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)». | Знать понятие «ось симметрии». Овладевать навыками передачи пропорций, характерных особенностей формы, цвета осенних листьев. А.Иванов «Ветка». Уметь анализировать форму, совершенствовать графические умения в рисовании от общего к деталям. Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев и веток деревьев. Уметь анализировать цвет, находить темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов. | 26. 09 | ||
АП. Составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев» | 3.10 | |||
РТ. Осень в саду | Совершенствовать навыки согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи. Знать о цветовом контрасте в орнаменте, о роли ритма. | 10.10 | ||
РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка. | 17.10 | |||
ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | Представление роли ИЗО в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Овладевать основами языка графики. Уметь анализировать форму, пропорции и пространственное расположение предметов. Уметь анализировать цвет и рисовать кистью декоративные цветы, ягоды на основе вариаций народных приемов и самостоятельного применения новых приёмов. | 24.10 | ||
ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | 31.10 | |||
В мире сказок (7 ч) Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского искусства. Уметь: высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве | 14.11 | ||
РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | Овладевать умениями выделять главное в рисунке. И. Билибин «Иллюстрация «к Сказке о царе Салтане». Знать понятие «иллюстрация». Овладевать умениями простейшими средствами передавать основные события сказки. Уметь выполнять по воображению иллюстрацию к сказке. Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. | 21.11 | ||
РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | 28.11 | |||
РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа) | Создавать графическими средствами выразительные образы предметов. М. Врубель «Натюрморт». Уметь: передать настроение в работе с помощью штриха. | 5.12 | ||
ДР. Выполнение эскиза варежки, украшенной узором | 12.12 | |||
ДР. «Готовим наряд для сказочной елки» | Передавать настроение в творческой работе с помощью композиций. Объяснять последовательность выполнения рисунка; выполнить самостоятельно эскизы ёлочных игрушек-украшений. | 19.12 | ||
АП. «В царстве прекрасных снежинок» | 26.12 | |||
Труд и отдых людей зимой и весной (10 ч) Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве» | 9.01 | |||
РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата) | Уметь анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. | 16.01 | ||
РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал) | 23.01 | |||
РТ. «Труд людей зимой и весной» | Составлять композицию, передавать в рисунке пропорции фигуры человека. Уметь: составлять композицию; обсуждать композиции рисунков; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, хар-сти поз и движений. | 30.01 | ||
РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | Овладеть умениями анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Уметь самостоятельно нарисовать своё любимое дом. животное. | 6.02 | ||
РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | 13.02 | |||
Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению | 20.02 | |||
ДР. Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. | Определение гармоничного сочетания цветов | 27.02 | ||
ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | 6.03 | |||
ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике хохломы. | 13.03 | |||
В каждом рисунке – солнце (8 ч) +1 Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Уметь замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; уметь восхищаться неповторимой красотой родной природы. наблюдать, замечать в природе | 20.03 | ||
РТ. Весеннее солнце | 3.04 | |||
РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба) | Овладеть умениями анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Уметь: передавать пространственное положение ветки вербы; анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы | 10.04 | ||
РТ. Полёт на другую планету | Выбирать и использовать выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке на определенную тему. Иметь представление: о космосе; о зрительном образе космоса; об освоении космоса. | 17.04 | ||
РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | Выполнение набросков по памяти и по представлению цветов | 24.04 | ||
РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | 8..5 | |||
Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек | 15.05 | |||
РТ. Пусть всегда будет солнце. | Совершенствовать графические и живописные умения. Уметь: составлять композиции; анализировать репродукции; выполнять рисунок карандашом и в цвете. | 22.05 | ||
Л. Лепка на свободную тему. Подведение итогов, выставка работ. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Гармония" для 2 класса ФГОС
Предлагаю рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 2 класса, обучающиеся по УМК "Гармония" (ФГОС) по следующим предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окруж...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос
В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В. и требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...
Рабочие программы 3 класс Гармония ФГОС
Пояснительная записка, УУД, содердание, календарно-тематическое планирование...
рабочая программа по русскому языку 2 класс гармония ФГОС
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Гармония ФГОС. Данная программа разработанна с требованиями ФГОС с календарно тематичеким планированием....
рабочая программа по математике 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по математике 2 класс по программе Гарония ФГОС. Данная программа разработанна с требованиями по ФГОС, с календарно тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....