Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В. и требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием видов деятельности детей, а также контрольно-измерительные материалы и нормы оценивания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика учебного курса и
его место в учебном плане
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Литературное чтение», начинающегося после периода обучения грамоте, в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 448 часов.
1.2 Ценностные ориентиры учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве[1]1.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
2. Содержание курса «Литературное чтение»
Далее следует основная часть Программы – «Содержание курса «Литературное чтение» – которая состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению». Завершается Программа перечнем ожидаемых результатов обучения.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и прежде всего – работы над разными видами текстов.
Раздел «Круг чтения» содержит:
а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия;
б) тематическое планирование[2]1 в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем.
В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые осваиваются обучающимися на практической основе с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов.
Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.
Третья, завершающая часть Программы (после Пояснительной записки и Содержания курса «Литературное чтение») – «Результаты обучения», где определен перечень результатов, к которым должны и могут прийти дети ко времени окончания начальной школы.
Программа реализована в учебно-методическом комплекте, состоящем из учебника, рабочей тетради, сборников тестов, хрестоматии, фонохрестоматии и «Методических рекомендаций» для каждого года обучения.
Содержание курса «Литературное чтение» 2 класс
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний, художественных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке».
Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Выразительное чтение с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма; передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера произведения в целом.
Чтение «про себя»
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текстов: художественных и научно-познавательных, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Развитие способности к антиципации.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и вербальным планом.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.
Определение, от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять образ автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении.
Осознание роли пейзажа и портрета в художественном произведении.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств читаемого текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Определение собственного отношения к поступкам персонажей.
Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение.
Выделение опорных (ключевых) слов. Деление текста на части, озаглавливание, составление картинного и вербального плана. Воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-познавательными текстами
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение главного в содержании текста. Схема, модель текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему. Подробный, частичный и выборочный пересказ текста.
Библиографическая культура
Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и источник знаний. Элементы книги: содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной книге и в группе книг (5–6 книг).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Построение плана собственного высказывания с помощью учителя. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном сообщении (описание, рассуждение, повествование).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по картине либо на заданную тему.
Второклассники знакомятся с литературными произведениями по всем основным темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года).
Во втором классе, где приоритетным является формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.
Те тексты, при работе над которыми основное внимание уделяется формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая — думаем».
Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также на искажение звукобуквенного состава), включены в раздел под названием «Читаем правильно».
В раздел «Читаем быстро» входят такие произведения, при чтении которых целесообразно применение беглого чтения. Это, например, скороговорки (народные и литературные), «бесконечные» стихи и небольшие по объему и доступные по содержанию прозаические произведения, в основном, современных авторов, написанные в разговорном стиле.
При чтении произведений, расположенных в разделе «Читаем выразительно», проводится целенаправленная работа над интонационной выразительностью речи. В силу этого сюда, в первую очередь, включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.
Таким образом, во втором классе при акценте на активном формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления - о темах, жанрах, авторах.
Тематическое планирование
Учимся читать: Читая — думаем (29 ч.)
М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто слово найдет»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза».
Учимся читать: Читаем правильно (10 ч.)
В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей».
Учимся читать: Читаем быстро (8 ч.)
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч.)
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».
Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 ч.)
В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста».
Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч.)
Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звезды?»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».
Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч.)
Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утенок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».
В мире книг (16 ч.)
К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин «Еж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазеры»; Б. Емельянов «Зеленая букашина»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (Глава 1. Преступница Алиса).
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений.
Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего, в силу внимания к личности автора).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, идея; персонаж (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения), лирический герой произведения, отношение автора к герою.
Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений, олицетворений.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений: народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация; словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного.
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В. Ю. Драгунского, А.Л. Барто, В.А. Осеевой.
Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.
Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)».
Участие в работе кружка «Юный театрал».
Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.
Создание спектакля по сказке «Два мороза» или «Морозко».
Создание сборника произведений о родине.
Создание сборника произведений о зайцах.
Создание сборника любимых стихотворений.
Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.
Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается родина?» (после чтения стихотворений о родине), «Улица сказочных домиков» (по мотивам сказки Г.А. Цыферова «Как Цыпленок впервые сочинил сказку»).
Участие в читательской конференции по теме «С чего начинается родина?» (Образ родины в произведениях писателей и в картинах художников).
Система оценки планируемых результатов во 2 классе
Контрольно – измерительные материалы в данной программе представлены комплектом для тестирования, в который входят рабочие тетради для учащихся (Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 2 класса. – 2012) и методические материалы для учителя (Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1- 4 классов – 2011..) В тетрадях для учащихся находится 20 тестов. Методические материалы для учителя содержат пояснения, правильные ответы на вопросы и задания, советы по оцениванию результатов, сводные листы контроля.
Материалы сгруппированы прежде всего по периодам обучения: начало, середина и конец второго класса. Тесты разделены на две группы: 1) для проверки всех сторон навыка чтения (осознанности, правильности, беглости, выразительности); 2) для определения уровня обученности в вопросах работы с художественными и познавательными произведениями и детскими книгами.
В ПРИЛОЖЕНИИ к данной программе представлены по одному тесту каждой группы по периодам обучения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия:
Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 2 класса в 3-х ч.– Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2011
Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 2 класса.– Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2012
Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век – 2012
«Литература Дона» Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. Ростов-на-Дону ЗАО Книга 2005
Хрестоматия по литературе для 1 – 4 классов
Набор иллюстраций «Сказки Пушкина»
Подборка упражнений по технике речи
Таблицы по внеклассному чтению
2. Информационно-коммуникационные средства:
Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - 240 с. - (Современная школа).
Повторение и контроль знаний. Литературное чтение. 1-2 классы. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. С.А. Маркова.- М.: Планета, 2011. - 128 с. - (Качество обучения)
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, сканер.
4.Учебно-практическое оборудование: классная библиотечка, школьная библиотека, сельская библиотека
4. Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся |
План | Факт |
Учимся читать: Читая — думаем (29 ч.) |
1. | 3.09 | М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»* | -повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; -соблюдать паузы-длинные и короткие-в зависимости от смысла читаемого; -выявлять в тексте слова, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; -пользоваться сносками; -уметь прогнозировать содержание прочитанного; -определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль. |
2. | 4.09 | К.Ушинский «Наше Отечество»; В.Орлов «Родное»*. Тест 1. |
3. √[3]1 р.к. | 5.09 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О.Дриз «Загадка». Народные сказки донского края: «Кот и лиса». |
4. | 6.09 | Б.Заходер «Два и три»; Р. Сеф Считалка»*; М. Юдалевич «Три плюс пять». |
5. | 10.09 | В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...». |
6. | 11.09 | А. Шибаев «Кто слово найдёт?». |
7. √ | 12.09 | В. Берестов «Если хочешь пить...»*, «Гололедица». Тест 2. |
8, 9. | 13.09 17.09 | Б. Заходер «Как Волк песни пел». |
10. | 18.09 | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка». |
11. √ р.к. | 19.09 | В. Зотов «За двумя зайцами». Сказки донских писателей: Ю. А. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка». |
12. | 20.09 | Э. Шим «Жук на ниточке». Тест 3. |
13. | 24.09 | Э. Шим «Очень вредная крапива». |
14. √ | 25.09 | Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль). Тест 4. |
15. | 26.09 | С. Прокофьева «Когда можно плакать?» |
16. | 27.09 | Е. Пермяк «Как Маша стала большой» |
17. | 1.10 | В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук». |
18. | 2.10 | С. Козлов «После долгой разлуки…»; В. Осеева «Сторож» |
19.√ р.к. | 3.10 | В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари». Сказки донских писателей: П.В. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» |
20.√ р.к. | 4.10 | В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка». Сказки донских писателей: П.В. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» |
21. | 8.10 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
22. | 9.10 | Индийская сказка «Ссора птиц». Тест 5. |
23. | 10.10 | В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...». |
24. | 11.10 | Русская народная сказка «Самое дорогое». |
25. | 15.10 | С. Баруздин Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает». |
26,27.√ р.к. | 16.10 17.10 | Русская народная сказка «Два Мороза». И. Е. Ковалевский Стихи. |
28. | 18.10 | Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь». |
29. | 22.10 | Братья Гримм. «Звёздные талеры». |
Учимся читать: Читаем правильно (10 ч.) |
30 | 23.10 | В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот!»; Н. Бурсов «Кот и крот». | -выработка осознанного, правильного чтения целыми словами; -плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в |
31.√ р.к. | 24.10 | Д. Биссет «Орёл и овечка». В. К. Жак «Глупый гусь» |
32,33. | 25.10 6.11 | В. Драгунский «Заколдованная буква». |
34. | 7.11 | В. Драгунский «Когда я был маленький». |
35,36. | 8.11 12.11 | В. Драгунский «Не пиф, не паф!». |
37. | 13.11 | Н. Носов «Находчивость». | соответствии с орфоэпическими нормами; -определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. |
38. | 14.11 | Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков». |
39. | 15.11 | Б. Заходер «Муравей». (Из Яна Бжехвы); Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». |
Учимся читать: Читаем быстро (8 ч.) |
40. | 19.11 | Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица». | -формирование способа чтения по "догадке"; -выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; |
41. √ р.к. | 20.11 | Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-мяучело». В. К. Жак «А в каком мы классе?» |
42. | 21.11 | Р. Сеф «Бесконечные стихи»*; Э. Мошковская «Болельщик». Тест 6 |
43. | 22.11 | Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка». |
44. | 26.11 | В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится». |
45.√ р.к. | 27.11 | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик». Сказки донских армян: «Кто работает,тот ест» |
46,47. р.к. | 28.11 29.11 | Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». Сказки донских армян: «Кто работает,тот ест» |
Учимся читать: Читаем выразительно (20 ч.) |
48. | 3.12 | А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...». Тест 7. | -повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; -соблюдать паузы- длинные и короткие- в зависимости от смысла читаемого; -передавать эмоциональный тон персонажа, произведения; -выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; |
49, 50.√ | 4.12 5.12 | С. Воронин «Храбрый клоун». |
51. | 6.12 | С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром». |
52. √ р.к. | 10.12 | В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин». Стихи о донском крае: А. В. Софронов «Донской каравай» |
53. | 11.12 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». Тест 8. |
54. √ | 12.12 | Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь». |
55. | 13.12 | Е. Благинина «Посидим в тишине». |
56,57. | 17.12 18.12 | И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном». |
58. | 19.12 | В. Орлов «Светлячок-маячок». |
59. | 20.12 | C. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». |
60. | 24.12 | К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху». |
61. | 25.12 | Н. Юсупов «Серый волк». |
62. | 26.12 | Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе». |
63. | 27.12 | Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А. Фройденберг «Великан и мышь». Тест 9. |
64,65. | 14.01 15.01 | Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». |
66. р.к. | 16.01 | К. Ушинский «Спор деревьев». В. К. Жак «Городок наоборот» |
67.√ | 17.01 | Обобщающий урок. Тест 10. |
Учимся работать с текстом: Автор и его герои (21 ч.) |
68,69. | 21.01 22.01 | В. Голявкин «Про весёлую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». | -определять, от какого лица идет повествование в тексте: -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -восстанавливать деформированный картинный план, последовательно перечислять картины или события произведения; -подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста; -осуществлять чтение по ролям; -характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. |
70. | 23.01 | Л. Пантелеев «Карусели». Тест 11. |
71.√ | 24.01 | Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». |
72,73. | 28.01 29.01 | В. Голявкин «В шкафу». |
74. | 30.01 | А. Гайдар «Совесть». |
75. | 31.01 | Б. Юнгер «Белая роза». |
76. | 4.02 | Г. Цыферов «Град». Тест 12. |
77.√ р.к. | 5.02 | Г. Горбовский «Розовый слон»*. Н. С. Костарев «Хитрый огонек» |
78. | 6.02 | Ф. Кривин «Родная коробка». |
79,80. | 7.02 11.02 | В. Чаплина «Мушка». |
81. | 12.02 | Л. Пантелеев «Две лягушки». Тест 13. |
82,83. | 13.02 14.02 | Е. Пермяк «Волшебные краски». |
84.√ р. к. | 18.02 | С. Михалков «Аисты и лягушки». Н. С. Костарев «Про ершей» |
85.√ | 19.02 | С. Козлов «Вольный осенний ветер». |
86. | 20.02 | Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца». |
87. | 21.02 | Русская народная сказка «Заяц-хваста». |
88. | 25.02 | Обобщающий урок. Тест 14. |
Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч.) |
89 | 26.02 | Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»; «Шотландская песенка»*. | -составлять подробный и творческий пересказ; -соблюдать паузы в зависимости от смысла читаемого; -выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно; -заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать; правильно называть книгу (автор, заглавие); -усвоить понятие "звукоподражание"; -определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний,поучение и т.д. |
90. р.к. | 27.02 | Б. Шергин «Рифмы». В. М. Дерябин «Умная цапля». |
91. | 28.02 | М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок» (Игра); А. Барто «Игра в слова». |
92. | 4.03 | И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица»; Б. Заходер «Дырки в сыре» (Из Яна Бжехвы). |
93. | 5.03 | А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову». |
94. | 6.03 | Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?». Тест 15. |
95. | 7.03 | А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*; И. Пивоварова «Картинка на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...». |
96. | 11.03 | А. К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черёмуха»; М. Исаковский «Ветер». |
97.√ | 12.03 | В. Рахманов «Одуванчики»; Обобщающий урок. Тест 16. |
Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч.) |
98. | 13.03 | Н. Сладков «Медведь и Солнце». | -выделять эпизод из текста; -озаглавливать эпизоды и иллюстрации; |
99. | 14.03 | В. Осеева «Добрая хозяюшка». |
100. | 18.03 | Б. Житков «Храбрый утёнок». |
101. р.к. | 19.03 | Э. Мошковская «Жадина». В. М. Дерябин «Флейта» |
102,103. | 20.03 | Русская народная сказка «Мена». |
104. | 21.03 1.04 | В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился». Тест 17. | -восстанавливать деформированный картинный план; подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста; -составлять картинный план; -пересказывать с опорой на картинный план; последовательно перечислять картины или события произведения; -составлять подробный и творческий пересказ. |
105,106. | 2.04 | Н. Носов «На горке». |
107. | 3.04 4.04 | В. Осеева «Хорошее». |
108. | 8.04 | Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать». |
109,110. | 9.04 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
111. | 10.04 11.04 | С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика». |
112,113. | 15.04 | С. Козлов «Чёрный Омут». Тест 18. |
114. | 16.04 17.04 | М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял». |
115. | 18.04 | Е. Карганова «Как Цыплёнок голос искал». |
116.√ | 22.04 | Обобщающий урок. |
В мире книг (16 ч.) |
117. р.к. | 23.04 | К. Ушинский «Два плуга». М. А. Шолохов «Федотка». | -знать назначение обложки книги, из чего состоит книга; -усвоить классификацию сказок на народные и авторские; волшебные, бытовые, о животных; -усвоить понятия "титульный лист", "содержание"; -познакомить с понятием "предисловие". |
118. | 24.04 | Л. Н. Толстой «Филипок». |
119. | 25.04 | В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга». |
120.√ | 29.04 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Тест 19. |
121. | 30.04 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». |
122. | 6.05 | Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке». |
123.√ | 7.05 | М. Пришвин «Ёж». Б. Заходер «Птичья школа». |
124. √ | 8.05 | Н. Носов «Затейники». |
125. | 13.05 | Н. Носов «Живая шляпа». |
126. | 14.05 | Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное». |
127. | 15.05 | Н. Носов «Фантазёры». |
128. | 16.05 | Б. Емельянов «Зеленая букашина». |
129, √ | 20.05 | Тема «Книги о детях». Тест 20. |
130, 131. | 21.05 22.05 | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Глава 1. |
132. | 23.05 | Обобщающе-установочный урок. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
НАЧАЛО ГОДА
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Тест 1.
Играющие собаки
Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
-Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень бла-го-склбн-но.
-Видишь ли,- сказал Володе отец. - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
(80 слов)
(К. Ушинский)
1. Впиши нужную цифру. В этом произведении __персонажа.
2. Кто какой? Соедини стрелками.
добрый
большой
ПОЛКАН глупый МОПС
терпеливый
маленький
3. Объясни значение слова «угрюмый». Отметь правильный ответ (или ответы) знаком «+».
больной
большой
мрачный
в плохом настроении
4. Подчеркни в тексте его главную мысль.
Оценивание результатов
Беглость чтения
Количество слов в минуту | Оценка |
25 и более | 5 |
20-24 | 4 |
15-19 | 3 |
Менее 15 | 2 |
Понимание прочитанного
Номер задания | Ответы | Баллы |
1 | В рассказе 4 персонажа | 2 |
2 | Полкан – добрый, большой, терпеливый. Мопс – глупый, маленький. | 2 |
3 | Угрюмый – мрачный, находящийся в плохом настроении. | 2 |
4 | «…большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых». | 1 |
ИТОГО | 8 |
Количество баллов | Оценка |
7-8 | 5 |
5-6 | 4 |
3-4 | 3 |
Менее 3 | 2 |
РАБОТА С ТЕКСТОМ
И КНИГОЙ
ТЕСТ 3
* * *
Жил на свете Ванечка,
И должно ж случиться,
Начал этот Ванечка
Чваниться, кичиться.
Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня, товарищи,
В дневнике пятёрочки!
Ванечка, Ванечка,
Перестал бы чваниться!
Нечего кичиться,
Все должны учиться!
(А. Барто)
1. Подчеркни в этом стихотворении слова, значения которых тебе не понятны.
2. По смыслу стихотворения догадайся о значении этих слов, запиши своё пред-по-ло-жё-ни-е.
Чваниться, кичиться
3. Найди и отметь в тексте слова Ванечки.
4. Как говорит о себе Ванечка? Отметь правильный ответ знаком «+».
скромно
стыдливо
хвастливо
5. Как относится к Ванечке автор? Отметь правильный ответ знаком «+».
уважает
осуждает
хвалит
1. Где здесь скороговорка, а где загадка? Поставь со-от-вёт-ству-ю-щий номер.
1.ЗАГАДКА 2 СКОРОГОВОРКА
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
(М. Бородицкая)
Лежит молчит,
Подойдёшь заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
2. Выбери правильный ответ, отметь его знаком «+».
Эта загадка...
народная
авторская
3. Выбери правильный ответ, отметь его знаком «+».
Эта скороговорка...
народная
авторская
1. Что это? Выбери правильный ответ и поставь со-от-вёт-ству-ю-щий номер.
СЧИТАЛКА
ЗАГАДКА
СКОРОГОВОРКА
Лёгкий вздох иль ветерок
Пух летит за горсткой горстка,
И останется кружок
Наподобие напёрстка.
(В. Берестов)
2. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение...
народное
авторское
3. Что загадано в этом произведении? Напиши отгадку.
Оценивание результатов
Номер задания | Ответы | Баллы |
1 | Чваниться, кичиться | 1 |
2 | Зазнаваться, задаваться, чрезмерно гордиться, считать себя лучше других | 2 |
3 | «Я букварь, товарищи, Прочитал до корочки! У меня, товарищи, В дневнике пятёрочки!» | 2 |
4 | Хвастливо | 1 |
5 | Осуждает | 1 |
1 | 1-скороговорка, 2-загадка | 1 |
2 | Это загадка народная | 1 |
3 | Это скороговорка авторская | 1 |
1 | Загадка | 2 |
2 | Это авторское произведение | 1 |
3 | Одуванчик | 2 |
ИТОГО | 15 |
Количество баллов | Оценка |
14-15 | 5 |
11-13 | 4 |
6-10 | 3 |
Менее 6 | 2 |
СЕРЕДИНА ГОДА
НАВЫК ЧТЕНИЯ
ТЕСТ 7
Капустная бабочка
Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принёс к отцу.
-Это превредная бабочка, -сказал отец, -если их разведётся много, ,то и пропадёт наша капуста.
-Неужели эта бабочка такая жадная? - спросил мальчик.
-Не сама бабочка, а её гусеница, отвечал отец. - Бабочка эта нанесёт крохотных яичек, и из яичек выползут червячки: их-то и зовут гусеницами. Гусеница очень обжорлива она только и делает, что ест да растёт. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьёт, лежит без движения, а потом вылетит из неё бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку; а бабочка нанесёт яичек и замрёт где-нибудь на листе. (87 слов)
(К. Ушинский)
1. О какой куколке идёт речь? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
2. Что сначала, а что потом? Поставь цифры по порядку.
куколка
бабочка
гусеница
яичко бабочки
3. Кто из них наносит вред? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
куколка
бабочка
гусеница
яичко бабочки
Оценивание результатов
Беглость чтения
Количество слов в минуту | Оценка |
35 и более | 5 |
25-34 | 4 |
19 -24 | 3 |
Менее 19 | 2 |
Понимание прочитанного
Номер задания | Ответы | Баллы |
1 | Второй рисунок | 1 |
2 | № 4, 3, 1, 2,; возможно: № 2, 4, 3, 1. | 2 |
3 | Гусеница | 1 |
ИТОГО | 4 |
Количество баллов | Оценка |
3-4 | 5 |
2-3 | 4 |
1 | 3 |
0 | 2 |
РАБОТА С ТЕКСТОМ
И КНИГОЙ
ТЕСТ 9
-Филя, есть хочешь?
-Да нет, батюшка, я перекусил.
-А чем перекусил?
-Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.
БЕЛКА И МЕДВЕДЬ
-Ау, Медведь! Ты чего ночами лаешь?
-Я-то? Да ем.
-А днём?
-И днём ем.
-А утром?
-Тоже ем.
-Ну, а вечером?
-И вечером ем.
-Когда же ты не ешь?
-Да когда сыт бываю.
-А когда же ты сыт бываешь?
-А никогда.
(Н. Сладков)
1. Чем похожи эти произведения? Отметь правильный ответ знаком «+».
Оба небылицы.
Оба смешные.
Оба на одну тему.
Оба - побасёнки.
2. Что можно узнать о медведе из произведения Н. Сладкова? Напиши.
Кораблик
По реке плывет кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Д. Хармс)
1. Кто эти моряки? Запиши.
2. Подчеркни слова, которые помогают «увидеть» этих персонажей.
3. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение похоже на...
побасёнку
скороговорку
загадку
Оценивание результатов
Номер задания | Ответы | Баллы |
1 | На одну тему; смешные; побасенки | 3 |
2 | Медведь любит поесть. | 1 |
1 | Мыши. | 2 |
2 | «Ушки на макушке; длинные хвосты; страшны им кошки да коты». | 2 |
3 | Произведение похоже на загадку. | 1 |
ИТОГО | 9 |
Количество баллов | Оценка |
8-9 | 5 |
6-7 | 4 |
3-5 | 3 |
Менее 3 | 2 |
КОНЕЦ ГОДА
НАВЫК ЧТЕНИЯ
ТЕСТ 15
Цыплята и воробьята
Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу же начали искать: что бы поесть? Цыплята только-только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей... Мама-курица не кормит их цыплята сами умеют есть...
А под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, маленьких бабочек. А воробьятам всё мало очень уж они прожорливые.
Удивлялись цыплята: еды на земле сколько угодно, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись: как это они, только появились на свет, уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы разные...
(99 слов)
(Ю. Дмитриев)
1. Кто сам умеет есть? Отметь правильный ответ знаком «+».
Цыплята
воробьята
2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Тому, что птицы сами ищут еду.
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
4. Чему удивляются воробьята? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Тому, что птицы сами ищут еду.
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.
5. Подчеркни в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.
Оценивание результатов
Беглость чтения
Количество слов в минуту | Оценка |
Более 45 | 5 |
35-44 | 4 |
30-34 | 3 |
Менее 30 | 2 |
Понимание прочитанного
Номер задания | Ответы | Баллы |
1 | Цыплята. | 1 |
2 | «желтые пушистые шарики» | 1 |
3 | Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили. | 2 |
4 | Тому, что птицы сами ищут еду. | 1 |
5 | Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…» | 1 |
ИТОГО | 5 |
Количество баллов | Оценка |
4-5 | 5 |
3 | 4 |
2 | 3 |
1 | 2 |
РАБОТА С ТЕКСТОМ
И КНИГОЙ
ТЕСТ 17
Югославская сказка
Шли два ленивца. Проголодались. Видят, растёт яблоня. А на ней яблоко зреет. Заспорили ленивцы, кому за яблоком лезть. Один ленивец и говорит другому:
-Давай, друг, ляжем под яблоню. Подождём, пока яблоко само не упадёт. Тут и съедим его.
Легли они под яблоней. День лежат. Два. Неделю. Наконец созрело яблоко и упало. Прямо на голову одному из ленивцев. Огромную шишку набило.
-Повезло тебе, - позавидовал другой ленивец, яблоко само упало. Теперь наешься.
А тот вздохнул тяжело и говорит:
-Да за ним ещё тянуться надо! Вот кабы оно прямо в рот влетело!
Так и остались оба ленивца голодными.
1. Выбери правильный ответ меть его знаком «+».
Это произведение...
авторское
народное
2. Что высмеивается в этом произведении? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
глупость
лень
жадность
3. Выбери наиболее точное название для этого произведения и отметь знаком «+». Запиши его перед текстом.
Двое голодных
Яблоко
Два ленивца
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят!
(Е. Серова)
1. Придумай и напиши сочетания слов, в которых слово «золотой» используется в прямом значении (сделанный из золота).
2. Выбери и отметь знаком «+» правильное суждение.
Слова «золотой, золотые» в этом произведении употреблены...
в прямом значении
в переносном значении
3. Придумай и напиши сочетания слов, в которых слово «золотой» используется в переносном значении.
4. «Золотая рожь». Как можно иначе? Запиши.
рожь
руки
Оценивание результатов
Номер задания | Ответы | Баллы |
1 | Это произведение народное | 1 |
2 | Лень. | 1 |
3 | Два ленивца | 1 |
1 | Золотая цепочка, золотое кольцо и т. д. | 1 |
2 | В переносном значении | 1 |
3 | Золотая осень, золотой ребенок и т.д. | 2 |
4 | Желтая рожь | 1 |
5 | Умелые руки, работящие руки | 1 |
ИТОГО | 9 |
Количество баллов | Оценка |
8-9 | 5 |
6-7 | 4 |
3-5 | 3 |
Менее 3 | 2 |
[1]1 Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора H. Н. Светловской.
[2]1 Более подробный вариант тематического планирования представлен в разделе Тематическое планирование данной программы.
[3]1Галочкой отмечены номера уроков, на которых предусмотрена работа с детскими книгами; звёздочкой отмечены названия произведений, рекомендованных для заучивания наизусть, буквами р.к. помечены уроки, на которых вводятся произведения регионального компонента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" 3 класс
Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Гармония". 2 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые предметные результаты, планируемые УУД, развёрнутое тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся, домашним заданием к...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)
Рабочая программа (пояснительная записка,календарно-тематическое планирование) по литературному чтению УМК "Гармония" для 2 класса к учебнику Кубасовой...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" 3 класс
Аннотация к рабочей программе по литературному чтениюдля 3 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стан...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония"1-4 класс
Рабочая программа по лит. чтению УМК "Гармония" 1-4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, авторской программы О. В. Кубасовой Литературное чтение: Программа. 1-4 кла...