Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;
- программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы, 2011год, авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
- Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;
- программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы, 2011год, авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
Общий объём времени, отводимого на изучение изобразительного искусства в 1-4 классах, составляет 135 часов. В каждом классе урок изобразительного искусства проводится 1 раз в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 34 ч (34 учебных недели).
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса «Изобразительное искусство»:
- воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
- развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту;
- формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
- формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
В авторскую программу изменений не внесено.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Программа «Изобразительное искусство» 1- 4 классы, авторы: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, «Вентана-Граф», 2011.
- Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2012.
- Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2010.
Программа 3 класса составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах.
В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).
Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.
Используемые методы и формы обучения обеспечивают:
- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
- достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
- учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
- учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
- обратную связь;
- объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
- доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.
Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.
Характер, объём и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.
2. Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
- анализировать свои переживания и поступки;
- находить общие нравственные категории в культуре разных народов;
сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Метапредметными результатами являются:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации;
- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
- активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Предметными результатами освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в
- собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
3. Планируемые результаты обучения
Обучающийся научится:
знать/понимать:
- основные жанры и виды изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;
уметь:
- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной и творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
4. Содержание программы учебного курса
3 класс (34 ч)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму | ||||||
1 | Природное пространство в творчестве художника. «Букет из осенних листьев». | Работа на плоскости. Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе) | 1 | 07.сен | 3.09 |
|
2 | Освоение картинной плоскости. Работы на пленэре — этюды. | Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников | 1 | 14.сен | 10.09 |
|
3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». | Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | 1 | 14.сен |
| Работа в технике акварели «по сырому». |
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля. | Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). | 1 | 21.сен |
|
|
5 | Освоение и выбор формата плоскости при создании композиции. | Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики. | 1 | 28.сен |
| «Закат солнца, сумерки» |
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». «Журавлиная стая на восходе солнца». | Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся. Использовать в работе средства компьютерной графики. | 1 | 05.окт |
|
|
7 | Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. «Яхты в море». | Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) | 1 | 19.окт |
|
|
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта (живопись и графика). | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте | 1 | 26.окт |
|
|
9 | Изображение человека в движении | Передавать движения. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек | 1 | 02.ноя |
|
|
10 | Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры предмета округлой формы — яблока, чашки. | Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш. | 1 | 09.ноя |
| Рисование яблока с натуры. |
11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. | Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели) | 1 | 16.ноя |
| набросков с насеко-мого |
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах | Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства. | 1 | 30.ноя |
| «Хоккеист и балери-на». |
13 | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. | Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок. | 1 | 07.дек |
| «Артисты на арене цирка». |
14 | Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. | Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа. | 1 | 14.дек |
| Кол. раб. «Детский городок». |
15 | Создание композиции по мотивам литературных произведений | Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек. | 1 | 21.дек |
| Носов «Цветоч-ный город». |
16 | Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. | Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами. | 1 | 28.дек |
|
|
17 | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова | Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики | 1 | 11.янв |
|
|
Развитие фантазии и воображения | ||||||
18 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике | Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий | 1 | 18.янв |
|
|
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке | Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. Умение доводить работу до конца. | 1 | 25.янв |
| «Дюймо-вочка в жилище полевой мыши». |
20 | Образное определение звуков в цвете и форме | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения | 1 | 01.фев |
| «Звуки природы» |
21 | Чтение художественных произведений с подробным описанием природы, их передача в графических образах | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску. | 1 | 08.фев |
| Книжка – раскраска |
22 | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. | 1 | 15.фев |
| «Алфавит из буквиц». |
23 | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок | Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности | 1 | 22.фев |
|
|
24 | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. | Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства | 1 | 01.мар |
| "Домик, в котором живёт твой сон». |
25 | Создание предметов декоративно-прикладного искусства | Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. | 1 | 15.мар |
| «Три кувшина: торж, груст, озорной». |
26 | Изготовление игрушек в национальных костюмах, в технике бумажной пластики | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек. | 1 | 22.мар |
|
|
27 | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни | Умение проводить самостоятельные исследования. Умение находить нужную информацию в Интернете. Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием. | 1 | 29.мар |
| «Знаки в Городе мастеров" |
28 | Цвет, форма, ритм и символика в украшениях | Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях. Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши. | 1 | 05.апр |
| «Бусы в подарок» |
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) | ||||||
29 | Знакомство с видами изобразительного искусства | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме. | 1 | 19.апр |
| Экскур-сия в музей |
30 | Восприятие произведений разных видов искусства | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них | 1 | 26.апр |
| Экскур-сия на выставку в худ. шк. |
31 | Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике. | 1 | 03.май |
|
|
32 | Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона | 1 | 10.май |
|
|
33 | Выражение художником своего отношения к изображаемому | Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства. | 1 | 17.май |
|
|
34 | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города | Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю. | 1 | 24.май |
|
|
6. Формы и средства контроля
Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, учитель может проводить уроки в виде:
уроков-диспутов
уроков – путешествий
уроков – праздников
уроков – викторин
уроков-сказок
ярмарок знаний
творческой мастерской.
Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.
Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут - быть разных видов:
- работа по группам;
- индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы.
Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования. Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащённости |
Основная | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | 1 | 1 | 100 |
Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, «Вентана-Граф», 2011. | 1 | 1 | 100 |
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011. | 22 | 22 | 100 |
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство:3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М. Вентана-Граф, 2012. | 22 | 22 | 100 |
Дополнительная | |||
Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки уроков/ Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-граф, 2010. | 1 | - | - |
Справочные пособия, энциклопедии по искусству | + | - | - |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Ноутбук | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Интерактивная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | - | - |
Транспаранты к кодоскопу | + | - | - |
Телевизор | 1 | - | - |
Диапроектор | 1 | - | - |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Диапозитивы, диафильмы, слайды | + | - | - |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. | 1 | 1 | 100 |
Фонохрестоматия для начальной школы | 1 | - | - |
Настольные развивающие игры | + | + | + |
Альбомы по искусству | + | - | - |
Книги о художниках и художественных музеях | + | - | - |
Портреты русских и зарубежных художников | + | - | - |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметам быта | + | - | - |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | + | + | + |
Альбомы с демонстративным материалом | + | - | - |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамотности | + | - | - |
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | + | - | - |
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | + | - | - |
Мольберты | + | - | - |
Настольные скульптурные станки | + | - | - |
Театральные куклы, маски, гипсовые геометрические тела | + | + | + |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007. | 1 | 1 | 100 |
Мультимедийные обучающие художественные программы. | + | - | - |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | + | - | - |
Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс
в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.
Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...
рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...
Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....