Художественная студия. Программа факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию для 1-4 кл.
рабочая программа (изобразительное искусство) по теме
Рисовать могут не только одарённые дети , но и все, кто этого захочет. Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка. Дети узнают о цветах и их свойствах. Законы цветоведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_hudozh._studiya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение |
средняя общеобразовательная школа № 7 п.Майский |
Кошехабльского района |
УТВЕРЖДЕНА |
решением педсовета протокол №____ |
от________________2010 года |
________________________________ |
Программа
факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию
для учащихся общеобразовательных школ младших классов.
«Художественная студия»
Составитель: Туголукова Г. С.. |
учитель начальных классов |
МБОУ СОШ № 7 |
2010 г.
Пояснительная записка.
Стать профессиональным художником сможет не каждый человек. Но часто у многих детей возникает желание зафиксировать свои наблюдения, впечатления и переживания в рисунках, чтобы сохранить образы чудесных открытий. У начинающих, как правило, не хватает знаний и умений точно изобразить на рисунке какой-нибудь предмет или явление. Потеряв веру в свои силы, дети готовы бросить рисование. Но рисовать и изготовлять художественные изделия могут не только одаренные, но и все, кто этого захочет.
Основная задача обучения научить детей приемам реалистического изображения предметов и декоративной работы, различным пластическим техникам. Развивать в них умение замечать прекрасное в обыденном и обобщать увиденное, научить отобразить в рисунке все, что нравится, что их волнует.
Занятия помогут найти ответы на множество вопросов, возникающих во время рисования.
Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка: как размещать отдельные элементы композиции на плоскости листа, как выбирать точку зрения, как изображать людей и животных, при помощи каких пластических приемов можно реализовать тот или иной замысел. Дети узнают о цветах и их свойствах, о влиянии освещения на их интенсивность.
В ходе работы факультатива дети будут знакомиться с произведениями великих мастеров живописи, а сочетание бесед об искусстве с рисованием способствует воспитанию любви и интереса к искусству.
Основными направлениями в работе являются:
1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих предметов, растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
2.Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и воздушной перспективы.
3. Изучение простейших законов цветоведения и их использование как выразительных художественно-эстетических средств в изобразительном искусстве.
4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и выражение их в работах.
5. Изучение законов композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства.
6. Демонстрация произведений художников на занятиях для раскрытия правил рисования, техники выполнения работ.
7. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями.
Цели факультатива:
- приобщить детей к изобразительному искусству и труду.
- развитие художественного вкуса.
- ознакомление с основными методами и приемами работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
- формирование элементов культуры труда и творчества.
Задачи факультатива:
Обучающая:
- освоить изобразительные операции и манипуляции с использованием различных материалов и инструментов;
- дать знание элементарных основ рисунка;
- сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
- освоить изобразительные и технологические приемы, простейшие технологии дизайна и оформления.
Развивающая:
- развивать у детей изобразительные способности;
- художественный вкус;
- развивать творческое воображение.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать дисциплину, внимание, наблюдательность, творческую фантазию, ответственность, доброту;
- воспитывать честность, любовь к прекрасному, к своей Родине, к своему краю;
- приобщить к достижениям мировой художественной культуры.
Целевая группа – учащиеся общеобразовательных школ младших классов (дети в возрасте 7-11 лет).
Структура программы:
программа рассчитана на 135 занятий, из них в 1 классе-33 занятия ( 1ч. В неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 занятия ( 1 ч. В неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Программа факультатива «Художественная студия» состоит из 3-х блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок- художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок - трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
Разделы программы.
Основные разделы | Количество часов |
Рисование с натуры (пленэр) | 1 ч. |
Лепка | 3 ч. |
Аппликация | 3 ч. |
Мозаика | 2 ч. |
Моделирование и конструирование | 6 ч. |
Работа с тканью | 1 ч. |
Работа с природным материалом | 2 ч. |
Нетрадиционные технологии | 4 ч. |
Рисование по памяти и представлению | 4 ч. |
Плетение | 1 ч. |
Экскурсии | 3 ч. |
Работа с разными материалами | 1 ч. |
Беседы | 2 ч. |
Рисование по памяти и представлению
- знакомить детей с красотой пейзажа;
- раскрыть роль искусства в понимании красоты природы;
- учить рисовать по памяти и представлению;
- развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира;
- развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью;
- воспитывать любовь к природе, бережному отношению;
- воспитывать художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.
Аппликация.
Расширять представления детей о художественных материалах, развивать чувство цветовой гармонии, фантазии.
- овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки ткани, нитки);
- дать понятие об аппликации;
- научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы;
- развивать зрительную память детей и умение изображать природу по памяти и впечатлениям.
Лепка.
- знакомить со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином;
- понять отличие работы в плоскости от работы в объеме;
- дать представления о работе художника-скульптора;
- соотнесение по размеру, объемных форм построек с вылепленными животными;
- развитие творческих способностей, воображения.
Моделирование и конструирование.
- знакомство с конструктивным строением предметов и созданий окружающего мира (созданных природой или человеком) с многообразием конструктивных форм в природе;
- дать представление о связи красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции;
- овладение выразительными возможностями художественных материалов (бумаги, гуаши);
- формирование навыков конструирования;
- развитие функционального, эстетического, образного восприятия творческих способностей.
Рисование с натуры.
- формирование умения чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении;
- анализ изображаемых предметов, выделение при этом особенностей конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета, распределение светотени.
Плетение.
- дать представление о видах плетения – плоском, объемном;
- учить приему плетения бумаги, развивать моторику мелких мышц пальцев, умение моделировать;
- воспитывать аккуратность.
Работа с тканью.
- дать представление о тканях и их свойствах; нитках и их назначении;
- дать понятие о стежке, шве;
- научить делать разметку ткани по линейке;
- учить выполнять прямые стежки и их вариации;
- развивать моторику пальцев, воспитывать трудолюбие;
- умение пользоваться иглой.
Работа с природным материалом.
- выполнять изготовление объемных игрушек из природных материалов;
- научить маленьким хитростям при работе с природным материалом;
- научить соединять в композицию поделки из прироных материалов;
- развивать эстетический вкус, творческие способности и глазомер, воспитывать аккуратность и терпение.
Экскурсии.
- знакомить детей в процессе наблюдения с признаками явления живой и неживой природы;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, анализировать;
- воспитывать интерес к природе и бережное отношение к объектам окружающего мира.
Беседы.
- знакомство с ведущими музеями России; формировать понятия о важности их как хранилище культурного наследия человечества;
- формировать социально-значимые мотивы учения, культуры поведения, трудовой дисциплины;
- подведение итогов учебно-воспитательной работы за год;
- создание благоприятной атмосферы для проявления изобразительных способностей, знаний детей;
- содействие коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию в общей работе;
- помощь в эстетическом восприятии разных видов изобразительного искусства, литературы, музыки;
- формирование эмоционального отношения к рассматриваемому произведению.
Ожидаемые результаты:
* Формирование художественно-эстетического вкуса.
* Использование знаний и умений в школах художественно-эстетического направления: изостудия, театральных кружках, центрах эстетического развития, школах искусств.
Формы контроля:
На уроках художественной студии оценок нет. Результат деятельности отслеживается через анкетирование, проводимое как среди детей, так и среди их родителей.
Формы работы:
-ролевые игры;
- рисуночные методы;
- беседы;
- групповые обсуждения;
- подвижные игры;
- разминки;
- праздники;
- КВН;
- театрализованные постановки и др.
- выставки.
1 класс – 33 часа.
Введение (1ч.).
Познакомить учащихся с целями и задачами данного курса. Кто такой художник? Что такое картины?
«Осенний калейдоскоп» (12 ч).
Три основных цвета. Цветные карандаши. Смешивание. Цветовая гамма. Рисунок. Разукрашки-замарашки. Природный материал. Свойства пластилина.
Проведение экскурсий, минутки здоровья, игровые ситуации.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Серьезные проекты. Рисуем точками, линиями, мазками. Что такое оригами. Бумаготворчество. Плетем косички.
Беседы, опыты, практические задания.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Весенний колорит красок. Графические упражнения. Моделирование. Тканетворчество.
Работа в группах, беседы.
Обобщение (2 ч.)
Обобщить полученные знания, сделать выводы.
Школа художеств.
Альбом для эскизов. Мастерская.
2 класс – 34 часа.
Введение ( 2 ч.)
Знакомство с художниками и их произведениями.
«Осенний калейдоскоп»(12 ч.)
Мир цвета. Цветомешалки. Гуашь.Что такое натюрморт. В мире аппликаций. Работа с бумагой.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Ручная мастерская. Украшаем елку. Новогодний фейерверк. Снежные узоры. Оригами.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Цветовые сочетания. Фантазируем, моделируем.
Обобщение (2 ч.)
Великие художники и умельцы.
Мы в выставочном зале.
3 класс – 34 часа.
Введение (2 ч.)
Цветовые эффекты. Продолжаем знакомиться с художниками. Картинная галерея.
«Осенний калейдоскоп»(12 ч.)
Натуральные краски. Аппликации из осенних листьев. Цветовые узоры и композиции.
Растительный орнамент. Хохлома.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Гжель. Готовим новогодние украшения, подарки. В мастерской у Деда Мороза. Узоры на стеклах. Поделки из бросового материала.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Идет весна. Десять птичек стайка (подвеска). Лепка домашних птиц. Подарок маме. Радужные краски.
Обобщение (2 ч.)
Художественно-декоративный промысел и их мастера. Жанровое многообразие.
4 класс – 34 часа.
Введение (2 ч.)
Цветовые шедевры. Освоение простейших технологий дизайна и оформление. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
«Осенний калейдоскоп»(12 ч.)
Все краски жизни. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Знакомство с основами дизайна.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Дизайн одежды. Театральный костюм, маски. Новогодняя открытка. Зимние забавы.
Рисуем зимний пейзаж.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Бумажные цветы. Объемные витражи. Весна глазами художников. Натюрморт. Музеи мира. Знакомство с музеями родного края. Художники Кубани.
Обобщение (2 ч.)
Праздник искусств.
К концу факультатива учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
* уметь работать с гуашью, с акварелью, смешивать цвета;
* выполнять графические изображения;
* реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
* ориентироваться в художественных тенденциях мирового искусства;
* знать творчество художников России и региона.
Календарно-тематическое планирование факультатива «Художественная студия».
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1. | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | ||
2. | Пластилин-волшебник. Техника работы с пластилином. | ||
3. | «Радуга на грозовом небе». Семь красок – богатство цвета и тона. | ||
4. | «Радуга». Рисунки жгутиками из пластилина. | ||
5. | «Осенний лес» (пастель, мелки) | ||
6. | Аппликации из листьев (техника работы с природным материалом). | ||
7. | Поделка из листьев. «Мышка». | ||
8. | Экскурсия в парк. Рисование с натуры осенних листьев. | ||
9. | «Дары осени». Коллективная работа по составлению панно. (аппликация) | ||
10. | «Собери осенний букет» (аппликация) | ||
11. | «Небо хмурится» (ненастный день) | ||
12. | Мозаика из гальки на пластилиновой основе. | ||
13. | «А снег идет» (рисование снежинок – свечкой). | ||
14. | «Графика зимнего парка» (экскурсия) | ||
15. | «Морозные узоры» (нетрадиционный способ – свечкой) | ||
16. | «Елочные игрушки», работа с разным материалом. (аппликация) | ||
17. | «Украсим елку». Коллективная работа. (моделирование и конструктирование) | ||
18. | . Мозаика. «Закладка для книг» | ||
19. | Оригами. Приемы сгибания. (моделирование) | ||
20. | Оригами. «Заяц и лиса». (моделирование) | ||
21. | «Коврик». (плетение) | ||
22. | «Весна идет». (графические упражнения). Линия, как средство выражения. | ||
23. | «Огонь в ночи» (перо жар-птицы) | ||
24. | Подарок маме. (моделирование) | ||
25. | «Стая птиц» (подвеска) | ||
26. | Работа с тканью. | ||
27. | Фигурки из спичек. (моделирование) | ||
28. | «Идем в зоопарк» | ||
29. | «Поле цветов» (рисуем красками) | ||
30. | Работа с гафрированной бумаги. «Бабочка» | ||
31. | Экскурсия на художественную выставку. | ||
32. | Экзамен художника Тюбика искусствоведческая викторина. | ||
33. | Праздник искусств. «Здравствуй, лето!». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Ритмика и танец»
Программа расчитана на 66 часа для учащихся 7-8 лет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...
Рабочая программа "Этика и этикет". Художественно-эстетическое направление.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правил...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению танцевальный кружок "Детство".
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 1 класса и рас...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО_ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУКИ» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором ...