"В гостях у мастеров народных промыслов"
классный час (3 класс) по теме

Аксенова Людмила Николаевна

Знакомство с историей возникновения народных промыслов. Приобщить детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям. Данное мероприятие проводится в форме заочного путешествия. Чтобы путешествовать было легче класс можно разделить на группы. Чтобы встреча на дорогах команд были интересными, специальный совет задает группам задания, которые помогут продвижению команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_prazdnika_v_gostyah_u_masterov.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание праздника

Хозяйка (ведущая)

- Добро пожаловать, гости дорогие!

- Веселья вам да радости желаем.

- Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому –сказку, кому-правду, кому=песенку.

Гость (ученик) Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновать ли хозяевам?

Хозяйка (ведущая) В тесноте – не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?

Дымковские гости: Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок дымковскую игрушку. Чем знаменито Дымково?

Чтецы:  Игрушкою своей!                             Она глядит не прянично-

               В ней нету цвету дымного,           Ликующе  и празднично.

               Сырости сырой.                               В ней удаль и размах

               В ней что-то есть от радуги          Сияйте, охра с суриком,

               От капелек росы.                             По всей земле в домах!

               В ней что-то есть от радости,       И злость, и хмурость льдиною

               Гремящий, как басы!                      Без всякого следа

                                                                             Пусть под улыбкой Дымкова

                                                                              Растают навсегда!

4.Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново –так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием – свистунья.

5. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

6. С тех пор и отмечают горожане свой праздник-свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек. Каждый из гостей читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руках:

А) Барашек-свисток,                           Б) Индя –индя –индичок,    

Левый рог –завиток,                                Ты похож на сундучок,

Правый рог- завиток,                               Сундучок не простой

На груди –цветок                                       Красный, белый, золотой!

В) Утка-Марфутка,

     Бережком идёт,

     Уточек –марфуточек

     Купаться ведёт.     (Дети исполняют русскую народную песню «Пряха» и играют на свистульках)

Хозяйка (ведущая)

Спасибо, гости дорогие.Порадовали вы нас своими подарками. А что скажете –расскажете, вы гости желанные (Обращается к новым гостям)

Гости: (держат в руках матрешки)

Как две радуги-брови

Губы-маки.

Пунцовый наряд,

И румянцем, свяжее моркови,

Глянцеватые щёки горят.

Ну что, узнали? Это наша матрёшка. Ей почти 100 лет. А начиналось все вот как.

В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась,в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. По-разному расписывают игрушку художники, но радость они доставляют всем огромную. (Исполняется песня «Русская матрешка»

Чтецы:1) Кто матрешку сделал, я не знаю

                  Но известно мне, что сотня лет

                  Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

                  Покоряет кукла белый свет.

                  Где он краски брал, искусный мастер,

                  В нивах шумных, в сказочном лесу?

                  Создал образ неуёмный страсти,

                  Истинную русскую красу.

2) На шеках навел зари румянец,

     Неба синь, всплеснул в её глаза

     И пусть в неповторимый танец,

     Он, должно быть, весело сказал:

     «Ну и Ой, гуляй теперь, по свету

      Весели себя, честной народ»

      И матрешка через всю планету

      До сих пор уверенно идет.

      Выступает гордо, величаво,

      С удалой улыбкой на лице,  

      И летит за ней по миру слава

      О безвестном матерее творце!

Хозяйка(ведущая) Спасибо, гости дорогие!  А теперь слово вам мастера Гжели.

Гости (держат в руках изделия из Гжели)

Чтецы: 1) Фарфоровые чайники,               2) Деревня в Подмосковье

                    Подсвечники, часы,                        Прославилась теперь

                    Животные и птицы                          Известно всем в народе  

                     Невиданной красы.                         Её название – Гжель

3) Гордятся в Гжели                  4) Голубицы небесную

     Небесной синевой                    Что сердцу так мила

     Не встретите на свете вы         Кисть мастера на чашку

      Красоты такой                            Легко перенесла

5) Из этих чашек с розами

     Ты выпей чудный чай

      Гостей на праздник радостный

      Сердечнее встречай!             (Исполняется песня «По малину в сад пойдем»)

Хозяйка (ведущая) Подарки ваши принимаем с радостью Спасибо вам за них А теперь наступает черёд новых гостей..

Гости (с Городецкими игрушками)

Привезли вам поклон                    2) С мест, что Волгой омыты

И подарки свои                                     Где рассвет золотой,    

Со сторонки родной                            Где умыты ракиты

Где живут журавли                               Голубою водой

3)Городецкая роспись-                      4) Здесь такие букеты,

    Как её нам не знать.                            Что нельзя описать.

                Здесь и жаркие кони                           Здесь такие сюжеты

Молодецкая стать.                              Что ни в сказке сказать.

(Исполняется русская народная песня «Во горнице во новой»)

Хозяйка (ведущая) Много интересного узнали мы отвас, гости дорогие. Теперь и нам черёд о себе рассказывать, свои навыки показывать. А начну я с легенды. Когда то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу,смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность  за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чашек, ковши. И кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

 Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряды чудесный узор

По золоту фона затейливый змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй сумейка

А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье

Еще характерен для всей хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы

А вот посмотрите; знакомый сюжет

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Вам мамы ее рассказали когда-то

Сейчас эту сказку напомнят ребята

(Ребята разыгрывает инсценировку сказки «Курочка ряба,,)

Хозяйка (ведущая) Вот и закончили мы свой рассказ о Хохломе. Смотрю на ваши подарки- налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я выбирать не буду-все ремесла хороши! Народная мудрость говорит6»Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас покажем всем присутствующим, что изготовили ребята в нашей мастерской. Каждая группа выставляет расписанные образцы своих работ под Гжель, Хохлому и другие. Хозяйка отбирает лучшие поделки для выставки, награждает призами взрослых и детей. (Дети исполняют частушки)

Велика Россия наша,                         2) Золотая Хохлома

И талантлив наш народ                         Ею не налюбуются

О Руси родной умельцах                     И в Париже, и в Нью-Йорке

На весь мир молва идет.                       Хохлома красуется

3)В Гжели делают посуду                      4)Я куплю себе свистульку

Сколько радости для глаз                   Буду трели выводить    

Подрастает мастерицы                     Мастеров из славной Дымки

Может быть и среди нас                   Никогда наш незабыть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".

Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Мастера народных промыслов»

Методическая разработка «Мастера народных промыслов» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО....

Народные промыслы. Русские мастера.

Данная презентация поможет учителю начальныз классов на уроках ИЗО, технологии, а также при изучении народных промыслов во внеурочной деятельности....

Мастер-класс "Мастерская народных промыслов"

Аннотация к мастер-классу «Народные промыслы»Основной целью мастер-класса является оформление бумажных фигур элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки с использованием ...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...