"Ярмарка в городе мастеров" конспект внекласснрго мероприятия по изобразительному искусству.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Класс: 5
Тема: «ЯРМАРКА В ГОРОДЕ «МАСТЕРОВ»»
7 урок второй четверти.
(можно провести как урок, или внеклассное мероприятие)
Тип урока: повторительно – обобщающий, итоговый.
Цель: - подведение итогов изучения на уроках ДПИ традиций народных художественных промыслов;
формирование понимания сенкритичности народного искусства, единства рукоделия, словотворчества, песни и танца;
- развитие осознания главной коммуникативной функции ДПИ, восприимчивости учащихся к красоте, художественный вкус, творческое воображение, актерские способности, творческий потенциал и другие личностные качества учащихся;
- воспитание интереса и любви к народному искусству, формирование культуры быта, труда, человеческих отношений, привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.
Вид урока: отчетный концерт.
Форма урока: ярмарка.
Форма организации деятельности учащихся: дифференцированно – групповая, коллективное единство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_yarmarka_v_gorode_masterov.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Тема: «ЯРМАРКА В ГОРОДЕ «МАСТЕРОВ»»
7 урок второй четверти.
(можно провести как урок, или внеклассное мероприятие)
Тип урока: повторительно – обобщающий, итоговый.
Цель: - подведение итогов изучения на уроках ДПИ традиций народных художественных промыслов;
формирование понимания сенкритичности народного искусства, единства рукоделия, словотворчества, песни и танца;
- развитие осознания главной коммуникативной функции ДПИ, восприимчивости учащихся к красоте, художественный вкус, творческое воображение, актерские способности, творческий потенциал и другие личностные качества учащихся;
- воспитание интереса и любви к народному искусству, формирование культуры быта, труда, человеческих отношений, привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.
Вид урока: отчетный концерт.
Форма урока: ярмарка.
Форма организации деятельности учащихся: дифференцированно – групповая, коллективное единство.
Ход урока:
Гостей встречает и рассаживает Хозяйка праздника в национальном костюме. Звучит песня «Разноцветные ярмарки» в исполнении в. Леонтьева. Появляются скоморохи.
СКОМОРОХИ:
1-й: 2-й:
Почтеннейшие господа! Товарец важный,
Пожалуйте к нам сюда! Похвалит его купец каждый!
Выставляйте свой товар Пожалуйте!
На наш ярмарочный базар! С добрых молодцов пятак берем,
А красным девицам -даром даем!
1-й: - К нам в город Мастеров на ярмарку прибыли купцы из города Городец.
Под песню «Утица луговая» входят «купцы» со своим товаром. Проходят вперед зала, где полукругом расставлены стулья, стоят столы и выставочные стенды. Кланяются и садятся на указанные места.
2-й: - На нашу ярмарку в город Мастеров прибыли купцы из деревни Гжель.
Под песню « Калинка» входят «купцы» со своим товаром, проходят вперед, кланяются и садятся на свои места.
Так же входят и остальные делегации.
1-й: - В нашей веселой ярмарке принимают участие купцы из села Жостово.
Входят под песню «Валенки».
2-й: - К нам прибыли на ярмарку купцы из слободы Дымково.
Входят под песню «У нас нынче субботея».
1-й: - На нашу ярмарку в город Мастеров приехали купцы из торгового села Хохлома.
Входят под песню «Посылала меня мать».
2-й (показывая на гостей в зале): - А так же у нас на ярмарке люд молодой, удалой, да гости заморские.
ХОЗЯЙКА: - Мы рады приветствовать вас в славном городе Мастеров! Вы, купцы дорогие, люди торговые, на нашей ярмарке должны
Себя показать,
Товар свой продать,
Товар купить,
Ничего не забыть,
Все рассказать – не утаить.
Ну, выходите вперед.
Себя показать, товар описать.
ГОРОДЕЦ.
- Дорогие гости, здравствуйте! Приехали мы к вам из старинного – старинного городка, что на Волге, - Городца. Когда – то в нашем городе строили корабли парусные, да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурками и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями.
- И дома у нас в Городце украшали и украшают по сей день такой же богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема.
- Сплошь в затейливых узорах у нас и мебель, и прялки, и сани, и дуги, и другие домашние вещи. Мастерят у нас и деревянные игрушки, и посуду деревянную. А уж как все это расписывают.
- Самое примечательное в росписи – это конь. Красивый, гордый конь с длинной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
- Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены.
- И обязательно окружают яркими, сказочными цветами. Здесь же иногда рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто мчатся кони в каких – то сказочных, веселых садах.
- Мчатся кони, летят кони, словно они и кони, и птицы одновременно. Таких летящих коней нигде, кроме Городца, не увидишь. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
Ставят на выставочный стенд доски, расписанные на уроках ИЗО.
Исполняют частушки:
- Наши доски расписные, - Три девицы молодые
Посмотрите, вот какие. Под розанами стоят
Все хотим вам показать «Где же хлопцы удалые?»-
И подробно описать. Во все стороны глядят.
Тушки – татушки - Вот по улочке Петруша
Про них споем частушки. Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
- По розанам и купавам Бежит вслед за женихом.
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан Тушки – татушки,
До чего ж красивый он. Вот и все частушки.
ГЖЕЛЬ.
- Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, где богатые залежи гончарных глин.
(Кланяются, показывают свои изделия, поют частушки)
- А деревня наша Гжель - И игрушки и посуду
Не за тридевять земель. Прославлять вам здесь мы будем.
Под Москвою мы живем, Очень любим синий цвет,
Глину месим и поем. Потому, что краше нет.
- Небо гжельское такое - Ну а только лето будет,
Лучезарно – голубое Голубица там и тут.
В речке синяя водица Вот поэтому нас люди
Так и хочется напиться. Гжелью синею зовут.
Хором:
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли!
Мы и к вам полно товару
Посмотрите, привезли.
- Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, синее – синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.
- Все голубое, да синее – и цветы, и люди, и птицы, и травы. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые и красивые.
- Всякую Гжельскую вещь интересно рассматривать, любоваться ею. Мастера у нас большие фантазеры. Какую посуду делают – глаза разбегаются.
Поют и плавно ведут хоровод под музыку «Светит месяц…»
Собираю, разбираю васильковые цветы.
Я тебя не забываю, не забудь меня и ты.
Василек ты, василек, а лучше незабудки.
Заплету из них венок для сестры Машутки.
- Назови подружка цветик, самый милый, дорогой –
А подружка отвечает: колокольчик голубой!
Из лазоревого цвета наберу я два букета,
Синей лентой завяжу, кому в подарок – не скажу!
Разливается заря, наряжаются поля.
И полным полна цветами вся родимая земля.
Демонстрируют свои изделия.
- Вот, смотрите, «Рыба-кит», -Чашка с крышкой – просто диво
А под ним вода кипит, Посмотрите, как красиво!
На спине стоит дворец, На ней сказочная птица
Рядом скачет удалец. Так и хочет в небо взвиться.
- Здесь две барышни сидят, - А вот чудный куманец.
Пьют чаек и говорят. Ну,совсем, как наш купец.
Ну, а кошка, возле ножки Ручки, скрючив на боках,
Ждет, когда дадут немножко. Стоит в синих сапогах.
- Не проходите мимо красоты невиданной! Покупайте наш товар, не пожалеете!
- Ну, а в память о нас на этой ярмарке подарки примите наши, от души приготовленные.
ЖОСТОВ.
Выходят, расставляют подносы из картона, покрытые лаком.
- Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это ж просто вернисаж.
- Мы приехали из подмосковного села Жостово. С давних пор у нас изготавляют расписные, лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел.
- С начала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные, с фигурными краями.
- И расцветают пионы и розы, георгины, маки и незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие.
- На одних – цветы собраны в пышные букеты и расположены в центре. На других – цветы разбросаны по всему подносу или в виде гирлянд идут по краям.
- Затем поднос лакируют, и перед вами такое чудо (показывают поднос).
Под гармошку поют частушки с «выходом». Во время исполнения задействуют цветные шали, которые у девочек на плечах.
- Черный фон сияет лаком, - Колокольца распустились,
А на нем цветов краса. Незабудки встали в ряд,
Алых, желтых, с красным маком – Засверкали, заискрились.
Это просто чудеса. Покупайте все подряд.
- Алы розы на подносе - В мире нет таких подносов,
Вся природа – божий дар. Они словно вешний сад.
Подходите, вас мы просим, Лучше их вы не найдете,
Покупайте наш товар! Покупайте, стар и млад!
- Покупайте, честной народ, наши подносы! Украшайте свой дом красотой неповторимой! В память о нашей делегации мы оставляем вам подарки.
ДЫМКА.
На столе расставляют дымковские изделия, барышень и кавалеров, сделанных на уроках ИЗО.
- Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры
- Вот вам – барышни,
А вот – и кавалеры.
- У барышень алые щечки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барышень не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся,
Подходите скорее, и вам понравятся!
- Здравствуйте, гости дорогие, народ честной! Заходите к нам на ярмарку, покупайте товары яркие!
- Привезли мы их из заречной слободы Дымково, что под городом Кировом. Зимой, когда топим печки, летом, когда туман в пасмурные дни, слобода вся – будто в дыму, в дымке. И река есть красивая Вятка.
- Здесь у нас в далекую старину и зародилась игрушка, которую нежно и ласково называют – Дымка.
- Много лет назад – 100, 150, а может и более того – придумали лепить из глины игрушки: глиняных конников, сказочных, похожих на жар – птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, коз да много всякого другого.
- Вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печках, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.
- Узор проще некуда: Кружки, полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие – яркие. И потому пестро, весело выходит.
- Затем мастерицы наносят тонкие, легче пуха, листочки золота, и игрушка засветилась, заиграла, стала ненаглядной.
- На душе становится радостно, празднично. Ноги в пляс так и просятся.
Под звуки песни «Сапожки русские» исполняют задорную кадриль.
- Спасибо, гости дорогие, что выслушали нас. Приходите на ярмарку и в другой раз. Всегда вам всем рады. Низкий поклон вам.
- Ну, а о земле вятской оставляем вам на память подарки наши.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.
Расставляют на столе хохломские изделия.
- Низко кланяемся вам, дорогие гости!
- Кому посуда для кашки, окрошки,
Чудо – блюдо, да чашки, ложки.
Хозяйка: - Откуда посуда?
- Да к вам приехала сама ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА! Вот посмотрите, выросла золотая травка на ложке, распустился красивый цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.
- Полюбуйтесь на это чудо – ложку, чашки и плошки, сахарницы и клубошницы, вазы и подносы, блюда, утицы, ковши «братины».
- Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором мы привезли из большого торгового села ХОХЛОМА, что под Нижним Новгородом.
- Это от нас разлетаются Жар – птицами миски, да ложки по ярмаркам.
Поют песню на мотив «Там, где пехота не пройдет».
Стоит студеная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А солнечная ХОХЛОМА – напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Невесел минусовый градус,
Но сохраняет Хохлома в ромашках,
В ложках, в плошках радость.
Ладья – цветущий хвост, корма,
Нос – петушиная головка.
Плывет по лету ХОХЛОМА,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает ХОХЛОМА
Родную, милую сторонку!
- Начало золотой росписи ведут от древних мастеров живописцев. Есть такая красивая легенда:
- Давным - давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал насыпать пшена. Прилетела как – то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
- Это, конечно же, легенда. А на самом деле деревянную посуду из липы и других мягких сортов деревьев натирали льняным маслом, грунтовали глиной – вапили, натирали серебристым, алюминиевым порошком – лудили,
наносили роспись, узор покрывали олифой, ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет. Только после этого заиграют ее бока золотым светом.
- А узоры с лесов, да лугов перенесены - травка из тонких стеблей, листочков, цветочков и ягод. Просто! А восхищениям, да восторгам – конца нет.
Ударили ложки Заиграли ложкари!
В звонкие ладошки! Не дождик, ни град,
Ой, жги – говори. А брызги летят.
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все кому не лень.
Ой, жги – говори,
Заиграли ложкари!
На деревянных ложках исполняют русскую народную песню «Лапти».
- Мы говорим всем и всюду:
« Покупайте нашу золотую посуду,
Другой такой нигде не сыщите!
- А от земли нашей нижегородской примите подарочки.
СКОМОРОХИ:
1-й: - Дорогие гости торговые
Привезли товары новые.
Вы приехали и себя показать,
Да и товары продать.
2-й: - Аукцион мы сейчас открываем
И цены на все поднимаем.
Если уж очень постараться,
Можно с покупкою остаться!
ХОЗЯЙКА (поясняет ход аукциона): - Выставочная вещь достанется тому, кто последний назовет достоинство данного предмета. Начинается каждый торг под удар гонга.
ЖОСТОВО
(продают поднос из картона):
- Чем подносы у нас не диво?
Посмотрите, как красиво!
За кем слово последнее останется,
Тому наш поднос и достанется!
ГЖЕЛЬ
(продают заварочный чайник из папье - маше):
- Покупайте заварочный чайник,
За столом он – всем чашкам начальник!
Ну, смелее, не скупитесь,
Вы купить его торопитесь.
ХОХЛОМА
(продают ложку из папье - маше):
- Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и полбу бить.
Продадим вам, так и быть!
ДЫМКА
(продают барыню из глины):
-Барыня – красавица,
И самим нам нравится.
Наше дело – вам продать,
Ваше, – цену назначать.
ГОРОДЕЦ
(продают кухонную деревянную доску):
- Продаем шедевр Городецкий.
Конь пред вами стоит молодецкий.
Он копытом так и бьет.
Ну, кто из вас коня берет?
СКОМОРОХИ:
1-й (обращаясь к купцам): - Распродали все товары
И скорее тары – бары.
Нет, друзья, так не годиться,
Продолжаем веселиться!
2-й (обращаясь к купцам и зрителям): - Да и вы, все засиделись,
На своих местах пригрелись.
Выходите–ка плясать,
Свои ножки поразмять!
Хозяйка объявляет конкурс на самого веселого и стойкого плясуна. Победителю, переплясавшему всех, надевается на шею связка баранок. Все желающие пляшут «Барыню».
ХОЗЯЙКА: - На каждой ярмарке устраивают всегда «петушиные бои». На нашей ярмарке без этого тоже не обойтись.
Скоморохи мелом проводят на полу пять кругов. Вызываются по желанию 10 мальчиков из зрителей, надевают на них пелерины и шапочки клювом – все это расписано Хохломской, Дымковской, Городецкой, Гжельской, Жостовской росписями – по два штуки.
ХОЗЯЙКА: - Вот купцы торговые привезли с собой из деревень таких симпатичных петушков, чтобы они силой померялись. Надо, на одной ноге, прыгая внутри круга, вытолкнуть из него противника.
Посмотрим, какой петушок самым ловким окажется.
В одном круге должны оказаться петушки разных видов. Победители соревнований соревнуются между собой. И так до тех пор, пока не останется один петушок.
1-й скоморох:
- Петушок наш – молодец,
Настоящий удалец!
Дам за это немножко
Тебе цветного горошка.
ХОЗЯЙКА: - Ну, конечно, ни одна ярмарка не одходиться без карусели. Сейчас и у нас завертится, закружится карусель.
Скоморохи ставят 10-15 стульев кругом. Ведущая вызывает желающего на одного больше, чем стульев. Под песню «Разноцветные ярмарки» ребята бегают вокруг стульев. Музыка внезапно обрывается – все должны занять стулья. Игрок, оставшийся без стула, выбывает. Затем один стул убирают, и карусель вновь завертелась. И так до тех пор, пока не останется один игрок. Ему приз – яблоко.
СКОМОРОХИ:
1-й (вручая приз):
- Конь в яблоках на карусели
Быстро привез тебя к цели.
За ноги твои «летящие»
Вот тебе яблоко настоящее!
2-й: - Хватит всех нам веселить,
Пора гостей уж одарить.
1-й: - Коробейников встречайте,
Да частушки вспоминайте.
2-й: - Надо спеть одну частушку,
А за это погремушку.
1-й: - Иль свистульку, бусы, шар
Здесь получите вы в дар!
ХОЗЯЙКА: - Коробейник – это человек, без которого ни одна ярмарка не обходиться. Ходит он со своим коробом, песни поет, да товар продает. У нашего коробейника тоже товар, вам надо постараться раскупить его. И цена не велика – пропеть лишь одну частушку.
Под звуки «Коробейники» выходит коробейник в русской рубахе, у него на широкой ленте лоток с различными предметами, сделанными на уроках ИЗО: бусы из рябины, глиняные мелкие игрушки, свистульки, погремушки из папье – Маше, тряпичные куклы, шарики воздушные и т.д. Обходит весь зал по кругу.
КОРОБЕЙНИК:
- Купи-ка мамаша, папаша,
Деточка– то ваша,
С этой игрушкой пусть
Он поиграет, повеселиться,
Потешится, порезвится.
Ай да кукла!
Ай да игрушка!
Неслыханное чудо, невиданное диво!
Наша хата утехами богата.
Расчески - гребешки, свистульки – петушки…
Покупайте за частушки
Ученические игрушки!
Ну а кто заупрямится,
Тот без подарка останется.
Начинается конкурс частушек. Заранее давалось задание на «домашнюю заготовку» - частушки, желательно фольклорные.
Когда все желающие частушки пропели, входит Хозяйка и благодарит всех за внимание и участие в празднике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий внеклассного мероприятия по изобразительному искусству "Праздник красок"
сценарий праздника по изобразительному искусству, занимательное знакомство с основными художественными терминами, проводился третьеклассниками для первоклассников как урок ИЗО...
Профориентационное внеурочное мероприятие по изобразительному искусству для 3-4 классов "Моя профессия - художник"
Данное мероприятие поможет учащимся узнать многое не только о профессии художника, а также о специализациях этой профессии. Оно также поможет ребятам "примерить" профессию художника - дизайнера на себ...
Открытое мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 1- 4 классов. Тема: «Юные знатоки искусства»
Цель: Духовное развитие личности, т. е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира искусства, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественно...
Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству
Внеклассное мероприятие по ИЗО для учащихся 1-2 классов....
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...
Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству в 2 классе Тема: «Волшебная клякса».
Цели:Развивать графические умения и навыки,творческие способности, фантазию и креативное мышление;Формировать умения выполнения рисунка с помощью техники «кляксография»;Воспитывать интерес...
Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству во 2 классе Тема: «Золотая рыбка» (в технике «Монотипия»).
Цели:· Развивать живописные умения и навыки. Развивать творческие способности, фантазию и креативное мышление при помощи нетрадиционной техники рисован...