Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Программа"2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 34.67 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Изобразительное искусство»в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Основные цели рабочей программы:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3.Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
4.Развитие воображения и зрительной памяти.
5. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
6. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
7. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи рабочей программы:
В соответствии с поставленными целями в программе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора;
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
(разделы «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (раздел «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (раздел «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из раздела «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (раздела «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Учебный предмет относится к предметной области «Искусство и культура». Учебная программа рассчитана на 24 часа в год и расширена внутри предметным модулем «Народные промыслы» (8 часов)
Содержание учебного предмета формирует ценностные ориентиры:
1-я линия развития - Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками изобразительного искусства.
2-я линия развития - Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать
произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним.
При освоении программы «Изобразительное искусство» в 1 классе
достигаются следующие результаты:
Личностные результаты
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой и математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на уроках- детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения рабочей программы «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верное выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе полученных знаний и самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ведущим средством реализации данной рабочей программы является Концепция Образовательной системы «Школа 2100» с традиционным принципом минимакса. Согласно этому принципу в программе содержатся избыточные знания (повышенный - далее П), которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт - далее Н), которые должны усвоить все ученики.
К концу обучения дети будут:
1. Владеть языком изобразительного искусства:
• понимать, в чём состоит работа художника, и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
• понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
• знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:
• рисунка;
• аппликации;
• построения геометрического орнамента;
• техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе внутри- предметный модуль | Контрольные, проектные, лабораторные, практические работы, экскурсии (количество) |
1 | Кто такой художник. | 1 ч. | 1-коллективная работа | |
2 | Расширение понятия о цвете | 1 ч. | 1-коллективная работа | |
3 | Понятие о рисунке | 1 ч. | ||
4 | Понятие о геометрических фигурах | 1 ч. | ||
5 | Представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. | 1 ч. | 1-практическая творческая работа | |
6 | Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. | 1ч. | 1-коллективная творческая работа | |
7 | Основные и родственные цвета | 1 ч. | ||
8 | Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта | 1 ч. | 1-практическая работа | |
9 | Понятие о графике | 1 ч. | ||
10 | Первичное представление о пейзаже. | 1 ч. | 1-практическое творческое задание | |
11 | Народные промыслы | 8 ч. | ||
12 | Простые приёмы работы акварельными красками. | 1 ч. | 1-практическое творческое задание | |
13 | Изучение натюрмортов с цветами | 1 ч. | ||
14 | Картины о жизни людей | 1 ч. | 1-творческая работа | |
15 | Получение представления об искусстве Древнего мира | 2 ч. | 1-коллективная творческая работа | |
16 | Открытки или панно к праздникам | 1 ч. | 1-проект по выбору |
Контроль образовательных результатов.
Любая программа предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь. Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий - творческих и практических работ. Продуктивные задания требуют умения применять полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём практических работ, усвоит все необходимые в рабочей программе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Объём задания определяется, исходя из уровня знаний и возможностей учеников (принцип минимакса). Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, срок получения зачета должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в альбоме к концу учебного года не осталось пустых листов. В особую папку помещаются оригиналы выполненных учеником творческих заданий. Накопление этих работ показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Программно-методическое обеспечение:
- методическое пособие для учителя авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
- дидактические материалы;
- видеофильмы «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира»
(кинообъединение «Кварт»)
Материально-техническое обеспечение:
- Проектор Epson
- Интерактивная доска Panasonic
- интернет - ресурсы
Литература:
1.Сборник программ для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2011.).
2.интернет ресурсы-www.school2100.ru
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся (аббревиатура):
- ИНМ – изучение нового материала
- ЗИ – закрепление изученного
- ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
- КУ – комбинированный урок
- ЗП – защита проекта
- КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
- УЭ- урок-экскурсия
- Н-стандарт, который должны усвоить все ученики
- П-повышенный уровень, знания которые учащиеся могут усвоить или избыточные задания, которые учащиеся могут выполнить по собственному желанию.
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Оборудование | ||
1 | Кто такой художник. Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали. | ИНМ | Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Коллективная творческая работа «Городок»: учиться работать в группах. Применять полученные знания (П). | -Проектор Epson - Интерактивная доска Panasonic - интернет - ресурсы -дидактические материалы | |||
2 | Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Цвет: тепло и холод. «Живое письмо». | КУ | Уметь называть порядок цветов спектра (Н). Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П). | -Проектор Epson - Интерактивная доска Panasonic - интернет - ресурсы -дидактические материалы -видеофильм «Прекрасное рядом с тобой» | |||
3 | Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастера. Линия и форма. | ИНМ | Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П). Знать, что такое замкнутая линия (Н). Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). | ||||
4 | Какие бывают фигуры. Тренируем наблюдательность. Аппликация | ОСЗ | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания (П). | ||||
5 | Что такое симметрия. Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни. | КУ | Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н). | ||||
6 | Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты. | ОСЗ | Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать (П). | ||||
7 | Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета. Закрепление знаний о геометрическом орнаменте. | ИНМ | Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании (Н). Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П). Факультативно (в группах продлённого дня или дома) можно выполнить задание по композиции орнамента на круге (П). | -Проектор Epson - Интерактивная доска Panasonic - интернет - ресурсы -дидактические материалы -видеофильм «Прекрасное рядом с тобой» | |||
8 | Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция. Тренируем наблюдательность: фон. | ИНМ | Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П). Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих работах фон (П). Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2–4 человека) группах (Н). | ||||
9 | Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация. | ИНМ | Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач (П). Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). | ||||
10 | Пейзаж. | ИНМ | Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н). Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П). Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П). | -Проектор Epson - Интерактивная доска Panasonic - интернет - ресурсы -дидактические материалы | |||
11 12 13 14 15 16 17 18 | «Народные промыслы» М. Филимоновская роспись. М. Дымковская роспись. М. Дымковская роспись. М. Богородская роспись. М. Хохломская роспись. М. Хохломская роспись. М. Гжель. М. Гжель. | ИНМ ОСЗ | Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, Богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П). | ||||
19 | Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями. | ИНМ | Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Уметь работать акварелью слоями. Практическая творческая работа «Витраж» (П). | ||||
20 | Цвета и цветы. | КУ | Исследовать на примере приведённых на стр. учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение (П). | ||||
21 | Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность. | ИНМ | Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»). | ||||
22 | Из истории искусства. | ИНМ | Иметь представление о зарождении искусства (Н). Творческая работа «Рисунок на скале» (П). | -Проектор Epson - Интерактивная доска Panasonic - интернет - ресурсы -видеофильм «Искусство Древнего мира» | |||
23 | Древний мир. | СР | Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках). | ||||
24 | Проекты | ЗП | Самостоятельно выполнять открытки и панно к праздникам | ||||
Итого: 24 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данн...
календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс Савенкова УМК «Начальная школа XXI века»
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Календарно-теметическое планирование уроков составлено в соответствии с требованиями ФГОС в рамках УМК "Школа России"...
календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе составлено Финько Ниной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского района...