Конспект урока 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока 4 класс
Учитель: Зинина Галина Юрьевна
Тема: «Искусство народов гор и степей»
Цель урока: Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.
Задачи: 1. Дать представление о культуре жителей гор и степей;
2. Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты;
3. Развивать творческие и графические навыки;
4.Воспитывать уважение к культуре других народов;
МТО: презентация по теме урока; для учащихся краски, кисти.
Методы ведения урока: рассказ – объяснение; демонстрация трудового приема работы с красками
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Рассказ
Знаешь ли ты, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов? Люди научились жить и в горах, и в низинах, заливаемых во время разливов рек и среди снегов, и среди раскаленных песков. И, всегда приспосабливаясь к природе, люди с замечательной изобретательностью строят свой человеческий мир.
Всюду где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться.
Загадки:
На все стороны путь;
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (степь)
Каменные великаны
Белоснежные шапки надели ( горы)
Сегодня мы поговорим о разнообразии природы нашей планеты, полюбуемся красотой гор и степей, познакомимся с искусством народов этих мест. Природа щедро одарила нашу планету: стремительные, пенистые реки, разлетающиеся на миллиарды брызг водопады, седоглавые вершины гор и бескрайние цветущие степи.
Давайте поближе познакомимся с искусством народов гор. Армянский художник Сарья Мартирос Сергеевич вот такой увидел природу народов гор и их жилища.(презентация)
Жилище- это одно из ярчайших произведений культуры народа. На его конструкцию и образную выразительность большое влияние оказывают географические условия. А также народные традиции. Жилища горцев – сакли ютятся одно подле другого. Они чем-то напоминают башни, а весь аул в целом крепость. Крыша сакли плоская, человек может на ней спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты,а маленькие окна не случайно напоминают бойницы, ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он приютился, а издали сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов.
Рассматривая постройки кавказских народов, вы видите, что все они построены из камня, т. к. в этих местах недостаточно было леса для построек, а камень как строительный материал был им доступен. Места было мало, и дома располагали на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было держать скот, люди строили ограды из веток, кирпича, валунов. Люди селились часто в совершенно непригодных для жизни местах: на крутых склонах гор, вершинах холмов, в недоступных ущельях.
На Кавказе был обычай испытывать место, перед тем как построить дом: например, перед началом строительства на выбранном месте разжигали костер, чтобы очистить место от злых духов. На участок пускали быка и там, где бык ложился, начинали строить жилье, т.к. бык выбирал для отдыха сухое (счастливое) место. Иногда на том месте, где собирались строить дом, ложился спать сам хозяин, и если ему снились хорошие сны, то место признавали пригодным для жилья.
Далее я хочу вас познакомить с армянским поэтом Ваан Терьяном, который пишет о природе своей малой родины. Прочитать стих.(презентация)
- Скажите какой национальный музыкальный инструмент есть у народов гор? (дудук)
Послушайте мелодию, исполненную этим инструментом, и еще раз пробегите глазами по строчкам стихотворения.
- Послушав мелодию гор, посмотрев произведения художника и прочитав стих поэта, что их объединило, что хотели донести до нас они, что общего у них?
- Как связана природа гор и жилища народа гор и их музыка?
Физминутка
А сейчас мы отправимся в гости к народам степей, и познакомимся с их искусством.
Вот что писал про степь Иван Никитин прочитать стихотворение (презентация)
Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины много- много лет назад. Кочевники перегоняют свои бесчисленные стада и табуны с одного места на другое, белеют среди разнотравья умело собранные юрты. Вьется сизоватый дымок. Разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры. (включить музыку). Стройные девушки одеты в роскошные бархатные платья- бешметы, расшитые по краям яркими узорами из золота и серебра. Шапки с разнообразными узорами из цветов и листьев блестят на солнце. Степи стелются во все стороны. Их тягучая долгота обволакивает пологие холмы, сглаженные силой ветра. Только круглый купол неба покрывает плоский травный ковер равнины. Над травными равнинами стоит звенящая тишина. Бескрайний океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада домашних животных. Поэтому народы степей скотоводы. Человек и конь сроднились в степи. Себя так не украсит всадник как коня.
- Что вы представили когда слушали звуки домбры?
Теперь давайте познакомимся с искусством казахского художника Павла Варфоломеевича Кузнецова. (презентация)
-Как же называется дом кочевника?
Казахская юрта- это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу. Материал для них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью и инкрустацией из металла, кожи, кости) выполнены из дерева. Замкнутость и обособленность уютного дома располагают к отдыху, призывают забыть о трудностях жизни в степи. И если сакля в горах уподабается выступам этих гор, сливаясь с ними, то юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными жаркими ветрами.
Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Но эта легкая разборная постройка является древним и прекрасным произведением архитектуры. Снаружи юрта похожа на купол. Часто она бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами.
Юрту украшают со смыслом, орнаменты обозначают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания. Внутри юрты пол и стены устилают теплые красочные ковры. У каждой части свое назначение в хозяйстве. Здесь все строго определено и не сделаешь перестановку. Зато величина юрты может быть разной.
А теперь представьте, как легко в степи заблудиться. Ведь куда ни посмотришь по кругу, всюду равнина до горизонта, как в открытом море. На кораблях используют специальные приборы.
-А как это делают кочевники в беспредельных пространствах степей уже тысячи лет?
Оказывается их главный помощник- юрта. Юрта- дом, солнечные часы и древняя обсерватория, чтобы наблюдать за звездами. В центре юрты - очаг, как ее горячее сердце. А прямо над ним - дымник. Это единственное окно юрты. Кольцо дымника имеет перекладины в виде расходящихся лучей, которые указывают стороны света. А дверь юрты всегда обращена на юг к теплу. Солнечный луч попадая через верхнее отверстие внутрь юрты, ходит по ее кругу, как часовая стрелка. Пространство юрты разделено на 12 частей и показывает время.
В древности такое поселение- город могло состоять из нескольких тысяч сборных домов – юрт. И все это архитектурное построение с легкостью перемещалось.
Когда такое поселение собирается в путь, выбирают самую красивую девушку в нарядной одежде на белом коне она выезжает вперед. Веселый звон ее украшений должен отгонять злых духов, обещать удачный поход. Но прежде чем тронуться в путь, зажигают огонь очищения. В нем должно сгореть все накопившееся зло, все темные помыслы.
- Как же связана природа степи и жилище?
- Как объяснить, что юрта это архитектура , а не случайное приспособление для ночевки?
3. Практическая работа (демонстрация приема работы с красками на доске учителем) изображение жизни в степи.
1) Изображение степи учащимися самостоятельно.
2) Демонстрация выполненных работ и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....