Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Перспектива".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Программа содержит планирование и основы формирования УУД учащихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo._2_klass.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа №2020
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
«____» _________ 2012года «____» _________ 2012года «____» _________ 2012 г
_________________________ _____________________ на заседании МО
директор ГБОУ СОШ №2020 зам. директора по УВР протокол №_____
Павлова Т.В. Болотова И.Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
на 2012-2013 учебный год
2 класс
Разработала учитель
начальных классов
Литвина Е.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, на основе положений правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа и других народов страны.
Основные цели программы:
- обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: «Изобразительное искусство» — 1 час, всего 34 часа (34 учебных недели).
Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Изобразительное искусство — диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений И.И.Левитана, А.И.Куинджи ); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России, в том числе с Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шеедвров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в музей.
Результаты изучения учебного материалами
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихс являются:
- в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерапнтное приятие разнообразия культурных явлений, национальных ценостей и духовных традиций; художественный вкус и способность к оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
- в познавательной сфере — способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (музеи, архитектура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- обогащение ключевых компетенций (Коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности учащегося и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
- в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, рпедставленных в произведениях искусства; сформированность представлений о ведущих музеях России;
- в ценностно-эстетической сфере — умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и их отражение в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявленеи устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особеностях произведений, изображающих природу и человека; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
• цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
• особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
• особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
• о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
• о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
• правила безопасности при работе ручными инструментами;
• значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
• использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
• лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
• решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор школы №2020 Зам.директора по УВР на заседании МО
_____________________ ___________________ Протокол №____от
«___»_______________г. «___»_____________г. «___»__________г.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.
уроков изобразительной деятельности
Класс 2 «А»
Учитель Литвина Е.Ю.,
Количество часов на год: 34; в неделю:1; кол-во учебных недель: 34
Плановых контрольных уроков _; зачетов ___ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе учебного плана и методических рекомендаций
Учебник:Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова Изобразительное искусство. 2 класс; Т.Я.Шпикалова Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое пособие.
Тематическое планирование составила: Литвина Е.Ю..( )
№ п/п | пр ор | Содержание | Сроки проведения занятия по теме | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные УУД | Дата проведения к.раб. по теме |
1. | Тема лета в искусстве. Мой отдых летом (акварель, гуашь). | 1. Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства. 2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции. 3. Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы. | Личностные:эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; выражать в творческой работе свое отношенеи к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи; Познавательные: – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; поиск существенной информации, дополняющей представления о лете; Регулятивные: Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета; умение строить понятное монологическое высказывание. | |||
2. | Осеннее многоцветие земли в живописи (акварель, гуашь). | 1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. 2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев. 3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже. | ||||
3. | + | Свмоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композитция «Девичий головной убор» (акварель, гуашь). Профессия ювелира. | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. 2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм — неотъемлемая часть образов сказочных персонажей. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции. | Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа»; сопереживать чувствам других людей ; Познавательные: формирование и группировка предметов, их образов по заданным основаниям; умение анализировать результаты сравнения. Регулятивные: самостоятельное планирование алгоритма действий по организации рабочего места с учетом функциональности и удобства; эмоциональная оценка своей деятельности и деятельности всего класса на основе алгоритма; Коммуникативные: умение высказывать и отстаивать свое мнение, вступая в коллективное сотрудничество, адекватно оценивая свою роль в коллективной (парной) работе. | ||
4. | + | В мастерской мастера-гончара. Орнамент. Профессия гончара. | 1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира. 2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда. | |||
5. | Природные и рукотворные формы в натюрморте (графика). | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция. 2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком. 3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше. | ||||
6. | + | Красота природных форм в искусстве графики. Художник график. | 1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. 2. Углублять у учащихся восприятие языка графики. 3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм). | Личностные: называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. Познавательные: формирование и группировка предметов, их образов по заданным основаниям, использование готовых знаково-символических средств для описания свойств изучаемых объектов; умение составлять композицию натюрморта; Регулятивные: умение оценить и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий при выполнении творческой работы; Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы; согласовывать свои действия с партнером. | ||
7. | Разноцветные краски осени в композиции и натюрморте. Праздник «День урожая» (акварель, гуашь). | 1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине. 2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте — пары дополнительных цветов. 3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника). 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств. | ||||
8. | В мастерской мастера — игрушечника. Филимоновская игрушка (гуашь). | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. 2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация). 3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. | Личностные: ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы; умение видеть красоту окружающей природы; Познавательные: умение преобразовывать объект в в модель из чувственной формы, выделяя существенные характеристики объекта; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: умение вступать в коллективное учебное сотрудничество; способность при работе в паре контролировать действия партнера | |||
9. | Красный цвет в природе и искусстве. Птица — пава (фломастер) | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства. 2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира. 3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением. | ||||
10. | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт (гуашь) | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине. 2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга. 3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры. | ||||
11. | Загадки белого и черного. Ваза (мелки) | 1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве. 2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя. 3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных. | Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы. Познавательные: анализ и синтез, сравнение объектов; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||
12. | В мастерской художника Гжели. Чайник (гуашь) | Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета. | Личностные: заинтересованность получения совета с целью улучшения учебных результатов. Познавательные: сравнение и группировка предметов по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Регулятивные: формировать умение ппринимать и соранять творческую задачу, планируя в соответствии с ней свою деятельность; Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы и обосновывать высказанные суждения. | |||
13. | Фантазии гжельского мазка. Зимний пейзаж (акварель, гуашь). | 1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы. 2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими. 3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа. 4. Развивать потребность детей в творчестве. 5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции. | ||||
14. | Маска, ты кто? (акварель, гуашь) | 1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица. | ||||
15. | Цвета радуги в новогодней елке (акварель, цветные мелки) | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве. 2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах. 3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры. | Личностные: соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты. Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | |||
16. | Храмы древней Руси. Одноглавый храм. | 1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали). | ||||
17. | Измени яркий цвет белилами. Зимний пейзаж (гуашь, белила). | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. 2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению. 3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев). | Личностные: умение действия нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных ценностей. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты; перерабатывать полученную информацию; Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, стремясь к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
18. | Зимняя прогулка (графика, живопись). | |||||
19. | Русский изразец в архитектуре. Композиция «Муравленый изразец» (гуашь). | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. 2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации). 3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец). 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. | Личностные: проявление интереса к способам действия смыслообразования; старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме. Познавательные: умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы, и находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные: формировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умения оформлять свою мысль в устной речи, задавая уточняющие вопросы. | |||
20. | Изразцовая русская печь. Композиция по мотивам русских народных сказок. | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции. | ||||
21. | + | Русское поле. Воины — богатыри (графика, живопись). Профессии защитников Родины. | 1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета | Личностные: проявление интереса к сохранению исторической памяти, уважительное отношение к подвигу предков, чувства сопричастности. И гордости за Россию; Познавательные: анализ и синтез объектов, сравнение. Регулятивные: формировать умение контроля своей деятельности с внесением коррективов при обнаружении отклонений; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявляя инициативное сотрудничество. | ||
22. | Масленица в искусстве. Саночки (акварель, гуашь). | 1. Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре. 2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний. 3. Развивать потребность детей в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. | Личностные: старание высказывания просьб, предложений, несогласия в социально-приемлемой форме. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные: формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |||
23. | Натюрморт из предметов старинного быта (цветные мелки, акварель, гуашь). | .1 Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше). | ||||
24. | Образ русской женщины. Русский народный костюм (гуашь). | 1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор — венец, коруна. 4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию. | ||||
25. | Чудо палехской сказки. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (акварель, гуашь). | 1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина. 2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность. 3. Развивать потребность детей в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». | ||||
26. | Цвет и настроение в искусстве. Композиция «Увидал грача — весну встречай» (акварель). | 1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами). 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны. | Личностные: проявление интереса к способам решения новой частной задачи. Познавательные: формирование, сравнение и группировка предметов, их образов по заданным основаниям. Регулятивные: формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: проявление интереса к процессу рисования, обосновывая и уточняя свои мысли. | |||
27. | + | Космические фантазии. Пейзаж. (акварель, фломастер). Профессии, связанные с космосом. | 1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). 2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера. 3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа. | |||
28. | Весна разноцветная. Пейзаж (акварель). | 1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии. | Личностные: старается сдерживать себя, обнаруживает умение преодолевать трудности. Познавательные: умение находить необходимую информацию в учебнике, определять тему, умение строить речевое высказывание. Регулятивные: формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать и оценивать действия партнера. | |||
29. | Игрушки из села Полховский Майдан (гуашь). | 1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой. 2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом. | ||||
30. | + | Печатный пряник с ярмарки. Пряничная доска (фломастер). Профессия кондитера. | 1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. 2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям. 3. Развивать у детей потребность в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски. | Личностные: проявление интереса к процессу учения, положительное отношение к школе. Познавательные: сравнение и группировка предметов и их образов по заданным основаниям, использование готовых знаково-символических средств для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
31. | Русское поле. Памятник доблестному воину (фломастер). | 1. Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении. 2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф. 4. Развивать у детей потребность в творчестве. 5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки. | Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы. Познавательные: сравнение и группировка предметов и свойств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться и находить общее решение проблемы при работе в классе. | |||
32. | + | Братья наши меньшие. Домашние животные (графика). Профессия иллюстратора. | 1. Познакомить со способами изображения животных 2. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим 3. Развивать у детей потребность в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта животного | Личностные: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих). Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное Регулятивные: формировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
33. | + | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира (гуашь). Профессия озеленителя. | 1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция). 2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»). 3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции. | Личностные: заинтересованность получения совета с целью улучшения учебных результатов. Познавательные: сравнение и группировка предметов по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы и обосновывать высказанные суждения | ||
34. | Наши достижения. Проект «Доброе дело само себя хвалит». | Подвести итоги творчества детей во 2 классе. | Личностные: старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме; уважительное отношение к творчеству мастеров.. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного); формулировать собственное мнение. |
. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Книгопечатная продукция | ||
Программа «Изобразительное искусство 1-4» Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | |
Учебники Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. | В учебниках представлены практические задания, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал, знакомящий с творчеством выдающихся деятелей национальной культуры России, стран Западной Европы и Востока. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. | |
Рабочие тетради Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс. | Рабочие тетради состоят из заданий по темам В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации. | |
Методические пособия для учителя: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. | Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. | |
Оборудование класса | ||
Ученические парты двухместные Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормам |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.
в I триместре:
произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом; К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»;
произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.
Во II триместре:
произведения профессионального искусства: А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
произведения народного искусства: Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова; старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.
в III триместре:
произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;
произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.
Литература
Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/
Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. – М., Просвещение, 2011.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2010.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...