ИЗОтерапия
занимательные факты по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
МБОУ Пречистенская средняя общеобразовательная школа
Учитель начальных классов:
Глебова Наталья Викторовна.
2011 г.
Задачи изотерапии:
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- разностороннее и гармоничное развитие его личности;
- научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
- обучение в работе в парах, группе;
- привитие навыка следовать инструкции взрослого;
- развитие моторики рук, фантазии;
- создание общего фона.
Рисование проходит под музыку.
Упражнения и приемы изотерапии на снятие мышечного напряжения:
- рисование пальчиками – пальчиковая графика,
- рисование ладошками,
- рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п.
- выполнение папье-маше,
- украшение рисунков липкими блестками,
- выполнение коллажей из различных мелких материалов.
Странные узоры
Смешайте в баночке краски с водой. Вложите лист бумаги на коробку или крышку. Налейте на лист несколько капель краски разного цвета и положите рядом 2-3 шарика. Потрясите коробку так, чтобы шарики катались, смешивали краски, создавая узор. Посмотрите, как высыхая, меняются и сливаются цвета.
Отпечатки пальцев
Когда неграмотному человеку нужно было подписаться в каком-то документе, он взял краску и поставил отпечаток своего пальца. Предлагаю вам поставить столько отпечатков пальцев, чтобы получился сюжет на тему:
- Моё любимое домашнее животное;
- Моя любимая игрушка и т.д.
Рисуночное письмо
Написать (подобно древним людям) с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему соседу по парте или лучшему другу:
- Позвони мне сегодня;
- Приходи ко мне на чашку чая;
- Пойдём сегодня прогуляться по парку.
Я – герой любимой сказки
Выберите иллюстрацию к сказке, которая вам больше всего нравится, определите, каким героем в этой сказке вы хотели бы быть. Теперь вырежьте с вашей фотографии лицо и наклейте на этого персонажа. Попробуёте ощутить эмоции и характер этого героя.
Лепка из солёного теста
В одном городе жил мастер-кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики, крендели и завитушки. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, которое никогда никто не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина, то, что задумал мастер-хлебопёк. А называется его изделие так:
РОМБУШКА ПИРАМИНДЕЛЬ КОНУСЕЛЬКА
ШАРОВАЙ ЦИЛИНДРОН
Взаимодействие с бумагой
Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:
- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);
- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;
- используйте для создания композиции туалетную бумагу;
-используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.
- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.
Рисунок на мятой бумаге
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.
Рисование на мокрой бумаге
Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.
Эксперименты с цветом
1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.
2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера.
3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу.
4) Выбери два цвета привлекательный для вас и непривлекательный и создайте изображение; создайте два рисунка – один из приятных цветов, другой из неприятных вам.
5) Создайте рисунок из нейтрализующих ваши негативные переживания цветов.
6) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем то же самое, используя другой цвет.
7) Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков.
Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
Варианты:
- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.
Монотипии
Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе.
Отпечатки
Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в классе для занятий.
Техника раздувания краски
Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.
Чернильные пятна и бабочки
Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.
Вымешивание красок
С помощью смешивания густых красок, создайте интересные вам оттенки и сочетания, экспериментируйте с количеством и цветом смешиваемых красок. Из получившихся оттенков создайте изображение. Вариантом может быть смешивание большого количества краски прямо на поверхности листа.
Рисунок состояния
Цель: стимулирование творчества и осознания чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски.
Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
Коллаж.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Работа с глиной
Это может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:
- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;
- Создайте отпечатки различных предметов в глине;
- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции;
- Изготовьте различные сосуды из глины;
- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;
- Создайте глиняные слепки различных предметов;
- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига, эту маску потом можно раскрасить);
- Создайте глиняный амулет или оберег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого мышления, воображения и эмоциональной сферы дошкольников средствами изотерапии»
игры и упражнения с элементами изотерапии....
Изотерапия как метод коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации
Статья...
занятие изотерапией в подготовительной к школе группе
в конспекте представлена работа по закреплению умения рисовать деревья, умение передавать их характерную окраску золотой осени, прививать любовь к природе и ее красоте, развивать зрительную память...
Урок здоровья. Изотерапия.
Урок здоровья по изотерапии для начального звена....
ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ...
Изотерапия как фактор развития воображения у младших школьников
Статья посвящена развитию воображения у младших школьников с использованием изотерапии....
Использование изотерапии в психокоррекционной работе по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения
Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от ребенка с ОВЗ определенной степени подготовленности как ...