Использование изотерапии в психокоррекционной работе по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения
статья по теме
Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от ребенка с ОВЗ определенной степени подготовленности как в физиологическом, так и в социальном отношении. Задача школьного психолога - помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке, используя знакомую и ненавязчивую деятельность. Изотерапия является одним из оптимальных методов психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование изотерапии в психокоррекционной работе
по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения»
Педагог-психолог
ГБОУ школы №432
Колпинского района Санкт-Петербурга
Даморатская Ирина Анатольевна
Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от ребенка с ОВЗ определенной степени подготовленности как в физиологическом, так и в социальном отношении.
Исследования, проводимые в начале учебного года показывают, что среди первоклассников с ограниченными возможностями здоровья около 80% от общего количества учащихся испытывают трудности адаптации к новым для них условиям, в связи с психофизическими и индивидуальными особенностями.
При проведении психокоррекционных занятий очень важно, чтобы дети воспринимали их с положительной точки зрения. Необходимо, чтобы занятия считались развлечением, а не исправлением недочетов. [12]
Подготовка к проведению психокоррекционных занятий с использованием элементов изотерапии.
В начале учебного года проводится психодиагностическое исследование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта. Исследуются уровни сформированности познавательной и эмоционально - волевой сферы у учащихся первого класса. В ходе исследования используются диагностические методики: ЦТО Люшера (исследуются эмоциональные установки по отношению к школе); цвето - рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников; исследование самооценки; тест Тэммл – Дорки – Амен (исследование уровня тревожности).
По итогам диагностики учащиеся зачисляются на индивидуальные и подгрупповые психокоррекционные занятия, задачами которых является:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального фона с помощью использования методов изотерапии;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими;
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
- создание в детском коллективе, где обучаются дети с проблемами в развитии атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Рекомендации по проведению психокоррекционных занятий:
- Занятия проводятся в начале учебного года;
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю;
- Занятия проводятся индивидуально и в подгруппе;
- Итоговое занятие проводится одновременно со всем классом.
На занятиях по адаптации используются различные формы работы с учащимися:
- Творческие задания;
- Упражнения психологического характера;
- Обсуждение с детьми выполненных заданий;
- Обобщение результатов в виде общих выставок и композиций.
Методика работы
Занятия с элементами изотерапии строятся с учетом определенных этапов.
Первый этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.
Второй этап: дистанцирование, процесс рассматривания. Детям предлагают поместить своё художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности.
Третий этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Основные принципы изотерапевтических упражнений
- Безоценочное восприятие всех работ: в изотерапии нет «правильного» или «неправильного», это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать;
- Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма;
- Сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны.
- Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждение работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
- Основные правила: при работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.[12]
Список основных правил:
- Внимательно слушать друг друга;
- Не перебивать говорящего;
- Уважать мнение друг друга;
- Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
- Все должны чувствовать себя комфортно.
Перед каждым занятием детям напоминают, что это не «урок рисования», что нет «правильного» и «неправильного». Им рассказывают, что существует множество способов выразить мысли, чувства, идеи:
- Посредством различных форм, цвета и текстуры;
- Посредством предметного изображения;
- С помощью символов.
Адаптационные занятия рассчитаны на 10 часов, но в зависимости от итогов промежуточной диагностики и результатов, полученных во время занятий количество часов может изменяться.
Примерный тематический план адаптационных занятий
для детей с ОВЗ.
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1. | Знакомство (проведение коммуникативных игр на знакомство) | 1 |
2. | «Я»: занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Безопасные места» (снятие психоэмоционального напряжения) | 1 |
3. | Мои чувства: занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Моё настроение» | 1 |
4. | Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Чувства» | 1 |
5. | Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Ларец счастья» | 1 |
6. | Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Сундук того, что меня огорчает» | 1 |
7. | Я и общество Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Дружба», «Разноцветные варежки» | 2 |
8. | Я работаю в группе Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Прекрасный сад» | 1 |
9. | Занятие с использованием изотерапевтического упражнения «Фруктовый салат» Итоговое занятие | 1 |
Примерная структура занятия с использованием изотерапевтического упражнения «Фруктовый салат»
Данное занятие как итоговое проводится со всем классом.
Цель: закрепление навыков работы в группе
Задачи: 1.Снятие психоэмоционального напряжения;
2. Создание положительного эмоционального фона;
3. Закрепление навыков взаимодействия в группе.
Оборудование: альбомные листы, карандаши, краски(акварель), кисточки, стаканчики для воды, изображение фруктов и овощей, трафареты.
Ход занятия
Этапы занятия | |
Приветствие | Дети приветствуют друг друга по заранее принятому ритуалу: встают в круг и приветствуют друг друга, добавляя комплимент «Здравствуй, Миша! У тебя сегодня красивый свитер!» Затем дети могут поздороваться без слов, например, носами или пальчиками. |
Обогащение представлений об окружающем | Перед рисованием психолог предлагает либо муляжи фруктов и овощей, либо их плоскостное изображение. Детям предлагается разделить изображения или муляжи на 2 группы: отдельно фрукты, отдельно овощи. Дети могут работать вместе, или в небольших группах с отдельными наборами. Далее психолог просит назвать овощи, откладывает их и просит назвать фрукты. |
Выполнение рисунка | Психолог: «Подумайте и изобразите, нарисуйте себя в виде фрукта» Учитывая специфику данной группы детей, на обдумывание можно дать немного больше времени, оставив перед ними изображение фруктов. Затем дети приступают к выполнению рисунка. Для детей со слабыми графическими навыками вполне возможно предложить трафареты, выбранных ими фруктов, чтобы снять эмоциональное напряжение, возникающее в результате неудачи. Учащиеся сами выбираю материал, с помощью которого будет выполняться рисунок: карандаши, краски или фломастеры. Когда рисунок готов, дети должны его вырезать, а затем поместить в заранее нарисованную салатницу, прикрепленную к доске. |
Итог занятия | Учащиеся вместе с учителем и психологом могут угадать, кто какой фрукт. По желанию и возможности, дети могут объяснить выбор своего изображения, ответить на вопрос: «Что понравилось или не понравилось на занятии?» Подводится итог о том, что картину учащиеся сделали все вместе. Психолог: «Спасибо за вашу работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания, учиться вместе, дружно и помогать друг другу. Спасибо!» Ребята произносят друг другу и взрослым пожелания. |
Психокоррекционная работа по адаптации учащихся с ОВЗ к условиям школьного обучения - сложная задача, но при создании оптимально благоприятных условий коррекции, а именно включение в работу элементов изотерапии, дает возможность добиться положительной динамики. Учащиеся не испытывают страха перед школой, уроками, снижается уровень тревожности, улучшается эмоциональный фон.
Всё это есть первый шаг на пути адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Библиография
- Астапов В.М.: Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1994.
- Вайзман Н.П.: Психомоторика детей - олигофренов. - М., 1976.
- Власова Т.А., Певзнер М.С.: О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
- Выготский Л.С.: Проблемы дефектологии – М., 1995.
- Выготский Л.С.: Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопр. психологии. – М., 1966.
- Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. – М.:УЦ «Перспектива», 2008.
- Занков Л.В.: Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
- Иванов Е.С., Исаев Д.Н.: Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. - СПб., 2000.
- Исаев Д.Н.: Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб., 2007.
- Исаев Д.Н.: Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А.: Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М., 2001.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007.
- Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. –СПб., 2002.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
- Лурия А.Р.: Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...
Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.
Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...
Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению
Результаты диагностики, выводы, рекомендации...
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
семинар-практикум для педагогов 1-х классов...
Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения
Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина ...
"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"...
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повы...