ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
статья на тему
ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saveleva_e.v.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Савельева Е.В.
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А. Рябова», katiu008@mail.ru
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей важно как можно раньше.
В своей работе активно использую различные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, одним из которых является арттерапия, рисование.
Осипова А.А. понимает под рисованием творческий акт, который является формой помощи в самоопределение, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает многим людям выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает многим людям мечтать и внутренне раскрепощаться. Рисование в какой-то степени моделирует, проецирует в психическом окружающую действительность.
Для общей психокоррекции рекомендуют арттеррапию, т.к. рисование способствует укреплению и развитию чувственно-двигательной координации. Оно требует включения ряда функций организма человека. Именно по ряду этих причин, рисование часто рекомендуют в использование для снятия напряжении и общего развития организма или отдельных психических и физических функцийу детей с ОВЗ.[1]
Рисование может выступать в виде метода для коррекции и профилактики.
Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации.[2]
Восстановить некое внутреннее равновесие, сорвать с себя «оковы проблем», корректировать девиантное поведение помогает рисование, которое в ряде случае выполняет психотерапевтическую функцию.
Изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит профилактический и развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.
Цели изотерапии:
1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.
2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит.
3. Развитие самоконтроля и рефлексии.
4. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.
5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.
Задания подбираю, придерживаясь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Методика изотерапии включает в себя различные методы. Например: проективный рисунок, по форме используемый как в группе, так и индивидуально. Проективный рисунок помогает выявить основные проблемы детей, негативные условия, влияющие на ребенка. При корректировке и регулировании тем рисования возникает возможность выявить стороны, которые тревожат ребенка.
Проективное рисование – является методом «помощи», этот метод может выступать «лакмусовой бумажкой» в интерпретации проблем ребенка. Метод дает возможность работать с эмоциями, страхами, разочарованиями, т.е. напрямую с эмоциями, в связи с этим и темы рисунков важно выбрать так, чтобы выпустить наружу скопившиеся эмоции, чувства и мысли. [1]
В проективном рисовании могут быть использованы следующие методики:
1. Коммуникативное рисование. Происходит разбивка группы на отдельные пары, ограничивается время, пара в ходе обсуждения останавливается на теме, приемлемой для двух участников пары, на одном листе пара начинает «общаться». Далее интерпретация. Можно акцентирование внимание на художественном образе, но самое главное это обсуждение взаимоотношения в ходе рисования.
2. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Участникам дается ограниченное количество времени, каждый участник рисования самостоятельно выбирают тему своего рисунка, и работает по собственному ориентиру, но тема также может быть задана, затем происходит интерпретация, в начале самого автора, затем коллектива. Тут возникают различные точки зрения, важно уделить внимание и обсудить это.
3. Дополнительное рисование. Рисунок идет по кругу и рисование происходит как бы «по конвейерному типу».
4. Совместное рисование. Без вербальных контактов несколько человек начинают рисовать на одном полотне, после завершения работы происходит интерпретация и выявления сложности во взаимоотношениях.
Для эффективных результатов в изотеррапии важно знать, и умело применять различные техники.
Например, пальцевая живопись (здесь рисунок создается при помощи пальцев) – дает положительный результат во многих отношениях – снимает страх перед ошибкой, снимает напряжение (мазки создаются фалангами пальцев, испачканных в краске). Пальцевая живопись также включает в себя рисование пластилином.
Самой главной целью такого рисования выступает то, что оно предоставляет возможность выразить негатив на пластилине и не вспоминать о нем, например, в общении с другими детьми.
Список использованной литературы
- Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А. –
- Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изотерапия как метод коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации
Статья...
презентация : "Типы агрессии у детей. Приемы и методы коррекции."
Агрессия у детей,понятие, виды и способы коррекции....
Деструктивное поведение детей и методы коррекции.
Почему же дети требуют внимания неадекватным образом?Им не хватает внимания и дома, и в школе.Взрослые приучили детей к негативному вниманию, например, «Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, к...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...
Методы психокоррекции девиантного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта
Материалы МО...
Видеомоделирование как метод коррекции поведения детей с РАС
Метод формирования навыков,предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования,создающий визуальную модель целевого (формируемого) поведения или навыка у детей с РАС....