Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31

(с углубленным изучением отдельных предметов)»

городского округа «город Якутск»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по направлению «Художественно-эстетическая деятельность»

«Оригами»

для обучающихся 1 классов

   Составитель: Николаева Саргылана Леонидовна,

учитель начальных классов,

возраст обучающихся 6,5 – 8 лет,

срок реализации программы 1 год.

Якутск – 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по  внеурочной деятельности по направлению «Художественно-эстетическая деятельность» «Оригами» для обучающихся 1 классов создана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10;

- Устав  МОБУ СОШ  № 31 (с углублённым  изучением отдельных предметов);

- Положение об организации  внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 31 г. Якутска;

- Образовательная программа начальной школы МОБУ СОШ № 31;

- примерная  программа по технологии для начальных классов.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

Задачи:

  1. Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
  2. Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного.
  3. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
  4. Формировать представление об эстетических идеалах.


Методы обучения и формы занятий:


В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  2. репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  4. исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  1. фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  2. индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  3. групповой – организация работы в группах.
  4. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение к учению;
  2. желание приобретать новые знания;
  3. способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

  1. соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
  2. соблюдать правила организации рабочего места.
  3. соблюдать правила бережного использования бумаги.
  4. эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
  5. анализировать информацию, полученную из разных источников.
  1. научатся различным приемам работы с бумагой.
  2. будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  3. научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  4. будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. работать по плану;
  3. адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  1. вести диалог с учителем и одноклассниками;
  2. задавать вопросы;
  3. слушать и отвечать на вопросы других;
  4. высказывать свою точку зрения;
  5. работать в парах и рабочих группах.

Оценка результатов:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Формы подведения итогов:


• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.

Учебно-тематический план

Этапы

 Цель этапа

Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащегося

Продукт

Ожидаемый результат

1

Подготовительный (4 часа)

Познакомить детей с японским искусством оригами, с правилами поведения на занятиях оригами.

Знакомство с оригами

Рассказ об искусстве оригами. Термины, принятые в оригами.

Классифицирует предметы по разным признакам.

Два квадрата

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа)

Беседа по охране труда. Входная диагностика

Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами.

Исследует (наблюдает, сравнивает, сопоставляет) материалы.

Знание и соблюдение правил на занятиях оригами.

2

Подготовительный (1 час) 

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

Базовая форма «Треугольник».

Знакомство с  условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии.

Работа в группах.

Базовая форма «Треугольник».

Умение складывать из квадрата базовую форму «Треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Основной (9 часов)

Стилизованный цветок.

Стилизованный цветок.

Лисенок и собачка.

Лисенок и собачка.

Котик и бычок.

Котик и бычок.

Стаканчик и фуражка

Стаканчик и фуражка.

Яхта и пароход

Яхта и пароход

Заключительный (2 часа)

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

Композиция «Кораблики в море».

Оформление композиции с полученными изделиями

Композиция «Кораблики в море».

Творческий подход к выполнению работы.

Основной (2 часа)

Умение анализировать и читать инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Синица и снегирь.

Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

Синица и снегирь.

Умение складывать из квадрата базовую форму «Треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Заключительный (4 часа)

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

Композиция «Птицы в лесу».

Оформление композиции с полученными изделиями

Композиция «Птицы в лесу».

Творческий подход к выполнению работы.

Оформление выставки.

Оформление выставки работ учащихся

Рассказ и презентация работ

Выставка работ учащихся

Презентация работ

Подготовительный (1 час)

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

Базовая форма «Воздушный змей».

Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии.

Работа в группах.

Базовая форма «Воздушный змей».

Умение складывать из квадрата базовую форму «Воздушный змей», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Основной (9 часов)

Кролик и щенок.

Кролик и щенок.

Курочка и петушок.

Курочка и петушок.

Ворона.

Ворона.

Сказочная птица.

Сказочная птица.

Сова.

Сова.

Заключительный (4 часа)

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

Оформление композиции с полученными изделиями

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

Творческий подход к выполнению работы.

Оформление выставки.

Оформление выставки работ учащихся

Рассказ и презентация работ

Выставка работ учащихся

Презентация работ

Подготовительный (1 час)

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

Базовая форма «Двойной треугольник».

Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии.

Работа в группах.

Базовая форма «Двойной треугольник».

Умение складывать из квадрата базовую форму «Двойной треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Основной (3 часа)

Рыбка и бабочка.

Рыбка и бабочка.

Головастик и жук.

Головастик и жук.

Подготовительный (1 час)

Базовая форма «Двойной квадрат».

Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

Базовая форма «Двойной квадрат».

Умение складывать из квадрата базовую форму «Двойной квадрат», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Основной (3 часа)

 Жаба.

Жаба.

Яхта

Яхта

Заключительный (2 часа)

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

Композиция «Островок в пруду».

Оформление композиции с полученными изделиями

Композиция «Островок в пруду».

Творческий подход к выполнению работы.

Подготовительный (1 час)

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

Цветы к празднику 8 марта.

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительной открытки

Цветы к празднику 8 марта.

Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Основной (7 часов)

Открытка «Букет гвоздичек»

Открытка «Букет гвоздичек»

Подснежник.

Подснежник .

Лилия

Лилия

Бутоны роз.

Бутоны роз.

Заключительный (4 часа)

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

Композиция «Букет роз».

Оформление композиции с полученными изделиями

Композиция «Букет роз».

Творческий подход к выполнению работы.

Оформление выставки.

Оформление выставки работ учащихся

Рассказ и презентация работ

Выставка работ учащихся

Презентация работ

Подготовительный (1 час)

Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

Базовая форма «Конверт».

Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Базовая форма «Конверт».

Умение складывать из квадрата базовую форму «Конверт», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

Основной (1 час)

Пароход и подводная лодка.

Пароход и подводная лодка.

Заключительный (4 часа)

Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

Композиция «В море»

Оформление композиции с полученными изделиями

Композиция «В море»

Творческий подход к выполнению работы.

Оформление выставки

Оформление выставки работ учащихся

Рассказ и презентация работ

Выставка работ учащихся

Презентация работ

3

Заключительный (2 часа)

Оценка результатов освоения программы

Впереди – лето!

Чему мы научились за год

Складывание парусного кораблика. Соревнования «Гонки на столе»

Участвует в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

Парусный кораблик.

Расширение коммуникативных способностей детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.

Рабочая программа по дополнительному   курсу «Коллективная   творческая   деятельность  (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...

Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 класса МБОУ "СОШ №2 г.Алдан"

Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания  учащихся основного общего образова...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...

«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Программа реализуется ...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии

     Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...