Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 40.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31
(с углубленным изучением отдельных предметов)»
городского округа «город Якутск»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по направлению «Художественно-эстетическая деятельность»
«Оригами»
для обучающихся 1 классов
Составитель: Николаева Саргылана Леонидовна,
учитель начальных классов,
возраст обучающихся 6,5 – 8 лет,
срок реализации программы 1 год.
Якутск – 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению «Художественно-эстетическая деятельность» «Оригами» для обучающихся 1 классов создана на основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Устав МОБУ СОШ № 31 (с углублённым изучением отдельных предметов);
- Положение об организации внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 31 г. Якутска;
- Образовательная программа начальной школы МОБУ СОШ № 31;
- примерная программа по технологии для начальных классов.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.
Задачи:
- Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
- Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного.
- Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
- Формировать представление об эстетических идеалах.
Методы обучения и формы занятий:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования бумаги.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с бумагой.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Оценка результатов:
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Формы подведения итогов:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Учебно-тематический план
№ | Этапы | Цель этапа | Тема | Содержание | Характеристика деятельности учащегося | Продукт | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный (4 часа) | Познакомить детей с японским искусством оригами, с правилами поведения на занятиях оригами. | Знакомство с оригами | Рассказ об искусстве оригами. Термины, принятые в оригами. | Классифицирует предметы по разным признакам. | Два квадрата | Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа) |
Беседа по охране труда. Входная диагностика | Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. | Исследует (наблюдает, сравнивает, сопоставляет) материалы. | Знание и соблюдение правил на занятиях оригами. | ||||
2 | Подготовительный (1 час) | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. | Базовая форма «Треугольник». | Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Работа с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм | Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии. Работа в группах. | Базовая форма «Треугольник». | Умение складывать из квадрата базовую форму «Треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. |
Основной (9 часов) | Стилизованный цветок. | Стилизованный цветок. | |||||
Лисенок и собачка. | Лисенок и собачка. | ||||||
Котик и бычок. | Котик и бычок. | ||||||
Стаканчик и фуражка | Стаканчик и фуражка. | ||||||
Яхта и пароход | Яхта и пароход | ||||||
Заключительный (2 часа) | Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. | Композиция «Кораблики в море». | Оформление композиции с полученными изделиями | Композиция «Кораблики в море». | Творческий подход к выполнению работы. | ||
Основной (2 часа) | Умение анализировать и читать инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | Синица и снегирь. | Работа с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм | Синица и снегирь. | Умение складывать из квадрата базовую форму «Треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. | ||
Заключительный (4 часа) | Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ. | Композиция «Птицы в лесу». | Оформление композиции с полученными изделиями | Композиция «Птицы в лесу». | Творческий подход к выполнению работы. | ||
Оформление выставки. | Оформление выставки работ учащихся | Рассказ и презентация работ | Выставка работ учащихся | Презентация работ | |||
Подготовительный (1 час) | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. | Базовая форма «Воздушный змей». | Знакомство с новой базовой формой. Работа с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм | Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии. Работа в группах. | Базовая форма «Воздушный змей». | Умение складывать из квадрата базовую форму «Воздушный змей», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. | |
Основной (9 часов) | Кролик и щенок. | Кролик и щенок. | |||||
Курочка и петушок. | Курочка и петушок. | ||||||
Ворона. | Ворона. | ||||||
Сказочная птица. | Сказочная птица. | ||||||
Сова. | Сова. | ||||||
Заключительный (4 часа) | Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ. | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | Оформление композиции с полученными изделиями | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | Творческий подход к выполнению работы. | ||
Оформление выставки. | Оформление выставки работ учащихся | Рассказ и презентация работ | Выставка работ учащихся | Презентация работ | |||
Подготовительный (1 час) | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. | Базовая форма «Двойной треугольник». | Знакомство с новой базовой формой. Работа с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм | Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии. Работа в группах. | Базовая форма «Двойной треугольник». | Умение складывать из квадрата базовую форму «Двойной треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. | |
Основной (3 часа) | Рыбка и бабочка. | Рыбка и бабочка. | |||||
Головастик и жук. | Головастик и жук. | ||||||
Подготовительный (1 час) | Базовая форма «Двойной квадрат». | Знакомство с новой базовой формой. Работа с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм | Базовая форма «Двойной квадрат». | Умение складывать из квадрата базовую форму «Двойной квадрат», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. | |||
Основной (3 часа) | Жаба. | Жаба. | |||||
Яхта | Яхта | ||||||
Заключительный (2 часа) | Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии | Композиция «Островок в пруду». | Оформление композиции с полученными изделиями | Композиция «Островок в пруду». | Творческий подход к выполнению работы. | ||
Подготовительный (1 час) | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. | Цветы к празднику 8 марта. | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительной открытки | Цветы к празднику 8 марта. | Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. | ||
Основной (7 часов) | Открытка «Букет гвоздичек» | Открытка «Букет гвоздичек» | |||||
Подснежник. | Подснежник . | ||||||
Лилия | Лилия | ||||||
Бутоны роз. | Бутоны роз. | ||||||
Заключительный (4 часа) | Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ. | Композиция «Букет роз». | Оформление композиции с полученными изделиями | Композиция «Букет роз». | Творческий подход к выполнению работы. | ||
Оформление выставки. | Оформление выставки работ учащихся | Рассказ и презентация работ | Выставка работ учащихся | Презентация работ | |||
Подготовительный (1 час) | Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. | Базовая форма «Конверт». | Знакомство с новой базовой формой. Работа с инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм | Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Базовая форма «Конверт». | Умение складывать из квадрата базовую форму «Конверт», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. | |
Основной (1 час) | Пароход и подводная лодка. | Пароход и подводная лодка. | |||||
Заключительный (4 часа) | Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ. | Композиция «В море» | Оформление композиции с полученными изделиями | Композиция «В море» | Творческий подход к выполнению работы. | ||
Оформление выставки | Оформление выставки работ учащихся | Рассказ и презентация работ | Выставка работ учащихся | Презентация работ | |||
3 | Заключительный (2 часа) | Оценка результатов освоения программы | Впереди – лето! Чему мы научились за год | Складывание парусного кораблика. Соревнования «Гонки на столе» | Участвует в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. | Парусный кораблик. | Расширение коммуникативных способностей детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.
Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...
Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 класса МБОУ "СОШ №2 г.Алдан"
Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания учащихся основного общего образова...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...
«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью
Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Программа реализуется ...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...