Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью
рабочая программа (1 класс)

Загородняя Наталья Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 1 – 4 класса.

Целью программы является: создание психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе. Формирование различных видов деятельности. Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, предметно-игровой, продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межсенсорного взаимодействия. Развитие познавательных способностей. 

Задача программы состоит в создании и обеспечении психолого-педагогических условий, позволяющих учащимся успешно адаптироваться и развиваться в школьной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_noo_6.3_1-5_psihomotorika.doc480 КБ

Предварительный просмотр:

 

Описание: ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А                                           sk31@edu.mos.ru

Телефон: 8 (499) 374-11-31                                                                   http://schiv31.mskobr.ru

«Рассмотрено» на заседании МО

 _______Загородняя Н.В.

Пр. №1 от «  .08.2023 г.»

«Согласовано» заместитель директора

              Кошелева Н.В.

«     .08. 2023 г.»

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №31

                   Середкина Е.Ю.

«      .08. 2023 г.»

Рабочая адаптированная

 коррекционно-психологическая программа

по внеурочной деятельности

                        «Психомоторика и развитие деятельности»

начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с легкой умственной отсталостью (вариант 6.3)

1-4 классы, на 2023-2024 учебный год

 

                                                                Составители: коллектив педагогов-                       психологов ГКОУ СКОШИ №31

Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.

                                                                              Москва, 2023 год

Пояснительная записка

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Дети с интеллектуальными нарушениями характеризуются стойким недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Многие дети болезненно адаптируются в школе, и чтобы избежать стрессовых ситуаций необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. Выработка единых требований к поведению ребенка в новом социальном статусе «ученика», снятие тревоги, установление положительного эмоционального контакта - важное условие, облегчающее его адаптацию. При этом необходимо учитывать психофизические возможности детей, а также особенности личности. Для более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Основными нормативными документами для разработки учебного плана служит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598, далее - ФГОС НОО ОВЗ), Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023, далее ФААОП НОО ОВЗ). Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 1 – 4 класса.

Целью программы является: создание психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе. Формирование различных видов деятельности. Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, предметно-игровой, продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межсенсорного взаимодействия. Развитие познавательных способностей.  

Задача программы состоит в создании и обеспечении психолого-педагогических условий, позволяющих учащимся успешно адаптироваться и развиваться в школьной среде и включает в себя:

  • развитие внимания и наблюдательности;
  • развитие мелкой моторики;
  • снятия психо - эмоционального напряжения;
  • развитие эмоционально выразительных движений;
  • развитие произвольности и самоконтроля;
  • развитие координации движений;
  • Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений.
  • Развитие эмоционально - волевой сферы.

Общая характеристика коррекционного курса с учётом особенностей его освоения обучающимися

Курс внеурочной деятельности решает ряд задач. Ребенок впервые сталкивается с качественно новыми для него требованиями. Существует регламентация действий, ограничения в удовлетворении спонтанно возникающих потребностей, ответственность за результаты своего труда, с которыми он раньше не сталкивался. И еще: «Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому от ребенка требуется владение определенными навыками общения со сверстниками и учителем, умение вместе работать». В связи с этим, период приспособления ребенка к новым условиям представляется для самых младших школьников наиболее трудным. Это делает первый подготовительный год необходимым, для успешной адаптации и дальнейшему благополучному развитию учащихся.

Специально подобранные игры и упражнения направлены на формирование различных форм общения, обучающихся со взрослыми и сверстниками: тренировка различных коммуникативных умений, смягчение эмоционального дискомфорта ребёнка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. Основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки является расширения двигательного опыта учащихся, умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога.  Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев; пополнению и уточнению знаний учащихся о сенсорных эталонах, расширению запаса знаний об окружающем мире, формированию временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Овладения практическими умениями саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

Место внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» рассчитана на: в 1 дополнительном классе на 33 часа (1 час в неделю); в 1 классе – на 33 часа (1 час в неделю); во 2 классе – на 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – на 34 часа (1 час в неделю); в 4 классе – на 34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса «Психомоторика и развитие деятельности»

 Курс занятий по программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

  Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

  Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.  

 Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

 Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.  

 Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

 Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Личностные и предметные результаты освоения курса «Психомоторика и развитие деятельности»

Личностные результаты

Предметные результаты

- готовность ребенка к принятию новой роли ученика, осознание себя как ученика,

-  понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения;

- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;  

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;  

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.  

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;  

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;  

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- принятие и освоение различных социальных ролей;  

- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;  

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;  

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.  

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе,

- целенаправленно выполняют действия по инструкции педагога;

- анализируют и сравнивают предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;

- различают основные цвета;

- классифицируют геометрические фигуры;

- обобщают предметы по определённым признакам;

- выбирают предмет по образцу;

- определяют название предмета, форму предмета;

- складывают из счётных палочек элементарные предметы;

- ориентируются в схеме собственного тела;

- ориентируются в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;

- определяют источник звука;

- угадывают предмет по вопросам с помощью осязания;

- различают речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;

- выделяют части суток;

- находят сходство и различие между изучаемыми предметами;

- классифицируют предметы по заданному признаку;

- раскрашивают предметные картинки, не выходя за контур;

- различают эмоциональные состояния других людей, проявляют чувство сопереживания.

- сравнивают предметы по различным свойствам;

- определяют предметы на ощупь;

- обобщают в слове выделенные признаки, называют основания классификации;

- различают дополнительные цвета, подбирают нужный цвет, называют цвета радуги;

- ориентируются в пространстве относительно другого предмета;

- находят сходство и различие в сюжетных картинках;

- правильно складывают картинку по памяти;

- видят и определяют изменения в предъявленном ряду;

- различают части суток;

- определяют временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью;

- определяют закономерности в расположении материала;

- выделяют в явлении разные стороны и особенности, мысленно расчленяют объект на составные элементы;

- устанавливают логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;

- пользуются словами разной степени сложности, обосновывают свои суждения с опорой на наглядный материал;

- штрихуют и раскрашивают рисунки, не выходя за их контур.

Содержание курса «Психомоторика и развитие деятельности»

            1 дополнительного класс (33 часа/1 час в неделю)

I. Вводное занятие – 1 часа.

Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

II. «Я теперь школьник»- 14 часов.  Расширять общение с социальной средой, принятие норм, ценностей, традиций коллектива.        Подготовка и адаптация ребенка к нахождению и обучению в среду (помочь в интеграции ребенка в школьную среду, но и способствовать к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию)

        III. Развитие восприятия и осязания – 6 часов. Определение на ощупь величины предмета. Развитию психомоторики и сенсорных процессов "Определение на ощупь предметов с разными свойствами. Упражнения в раскатывании пластилина. Игры с крупной мозаикой. Восприятие цвета.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

IV. Развитие внимания – 3 часа. Развитие устойчивости внимания

Концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания.

V. Развитие памяти– 5 часов. Развитие произвольной опосредованной памяти. Развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики. Развитие слуховой памяти. Зрительная память.

VI. Развитие аналитико-синтетической деятельности– 4 часов.

Графический диктант. Систематизировать предметы по признаку. Развитие образного мышления. Развивать представления о местоположении предметов в пространстве.

Комплексное итоговое занятие. Диагностика.

                  Содержание курса «Психомоторика и развитие деятельности»

                                        1 класс (33 часа/1 час в неделю)

I. Вводное занятие – 2 часа.

Давайте познакомимся. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Диагностика уровня знаний детей о себе.

Диагностическое занятие. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

II. Развитие восприятия, воображения и осязания – 10 часов.

Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Сопоставление двух предметов по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов.  Рисование и раскрашивание предметов.

Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа, слева, за, под, около и т. п.). ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

III. Развитие внимания – 5 часов.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов.

IV. Развитие памяти – 5 часов.

Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

V. Развитие аналитико-синтетической сферы – 6 часов.

Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку.

VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 6 часов.

Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Комплексное итоговое занятие. Диагностика.

2 класс

I. Развитие восприятия, воображения – 14 часов.

Различение предметов по длине. Сравнение предметов по размерам (больше, меньше, такой же, глубже, мельче и т. п.). Сравнение предметов контрастных размеров. Штриховка предметов. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий. Различение, называние геометрические фигур. Группировка предметов по форме. Подбор предметов по слову, обозначающему цвет. Практические упражнения в группировке оттенков, подбор их по слову. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади. Ориентировка на плоскости. Определение взаимного расположения предметов в пространстве. Определение и отработка положения предмета относительно другого предмета (выше, сверху, справа, сзади, под, ниже, снизу, слева, перед, над и т. п.).

Упражнения на развитие пространственной координации: «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4–6 элементов, нахождение заданной фигуры из двух или более предложенных изображений. Ориентировка в пространстве листа. Нахождение различий у двух сходных картинок. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Неделя. Определение последовательности событий.    

II. Развитие внимания – 4 часа.

Развитие устойчивости внимания в пространственном расположении предметов. Упражнения «Внимательный художник», «Запутанные дорожки».

Развитие произвольности внимания. Нахождение в предъявленных предметах отличий. Развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров «Мозаика», «Точки».

III. Развитие памяти – 4 часа.

Развитие вербальной и визуальной памяти. Упражнения на запоминание: «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы». Тренировка слуховой и зрительной памяти. Упражнения: «Слушайте и выполняйте», «Рассмотри и раскрась», «Запомни и воспроизведи». Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной вербально.

IV. Развитие аналитико-синтетической деятельности – 9 часов.

Развитие мышления, сообразительности. Составление осколочных картинок. Обобщение и сравнение. Обобщение, преобразование. Развитие способности анализировать простые предметы, преобразовывать их. Установление закономерностей.  Развитие способности анализировать простые закономерности. Анализ и синтез. Упражнения на простейший анализ с мысленным расчленением объекта на составные элементы. Упражнения на составление предметов из предъявленных элементов. Нахождение общих признаков предметов. Выделение существенных признаков. Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвет, форма, размер. Различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи ряд».

V. Развитие личностно-мотивационной сферы – 4 часа.

Знакомство с понятиями: «удивление», «стыд», «вина». Знакомство с мимикой и жестами.

Итоговое занятие. Диагностика.

3 класс

  1. Вводное занятие – 1 час.

II. Развитие восприятия, воображения – 9 часов.

Выделение основных признаков предметов. Сравнение предметов. Классификация предметов по разным признакам. Определение признаков предметов. Объединение совокупности предметов.  Разделение совокупности на части.

Творческое воображение. Составление силуэтов. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

Пространственное воображение. Решение задач на преобразование. Получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

Восприятие пространства. Ориентация в пространстве. Пространственные отношения. Перемещение предметов в заданном направлении. Характеристика положения предметов в пространстве.

Ориентировка на плоскости. Упражнения на развитие пространственной координации: «Мозаика» из 6 – 10 элементов, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг», «Танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.

Ориентировка во времени. Месяц. Год. Минута. Определение времени с точностью до 5 минут.  Раньше – позже.

Зрительное восприятие. Развитие восприятия «зашумленных объектов. Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков. Рисование бордюров и различных изображений по наглядному образцу.

Восприятие цвета.  Оттенки по интенсивности. Путешествия в сказку определенного цвета. Развитие чувства ритма.

III. Развитие внимания – 4 часа.

Развитие переключения, устойчивости внимания, формирование навыков произвольности. Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план.  Игра «Кто быстрее и точнее», основанная на корректурной пробе. Поиск ошибок в тексте. Рисование по подобию. Дорисовывание и раскрашивание предметов.

Определение по картинкам того, что не дорисовал художник, что неправильно нарисовал художник. Проведение линий через лабиринты. Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и объяснением.

IV. Развитие памяти – 5 часов.

Развитие визуальной, вербальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода памяти из кратковременной в долговременную).  Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Воспроизведение названий предметов, изображений. Зарисовка картинок к предъявленным словам.

Упражнения: «Зрительный диктант», «Зашифруй предложение», «Найди слова», «Заполни рисунок». Игры со словами и предметами. Составление композиций из шаблонов.

V. Развитие аналитико-синтетической деятельности – 10 часов.

Установление соответствия между двумя множествами. Планомерность выполнения действий. Классификация геометрических фигур.

Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения.

Продолжение ряда понятий на основе знаний времён года, месяцев, дней недели. Выявление закономерности расположения предметов и фигур. Использование «ритма» при составлении закономерности.

Знакомство с магическим квадратом. Выведение правила магического квадрата. Решение простых магических квадратов на основе выведенного правила. Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.

Игры со словами. Повторение гласных – согласных букв. Знакомство с «шифровкой». Знакомство с правилом шифровки на основе алфавита. Установление соответствия между двумя множествами.

Обучение построении простейших обобщений и умозаключений.

VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 4 часа.

Знакомство с понятием «настроение». Умение управлять своим настроением. Различение эмоциональных ощущений, определение их характера (хорошо, радостно, неприятно). Знакомство с понятием «доброта». Выработка доброжелательного отношения друг к другу.

Умение анализировать свои поступки и поступки других людей.

VII. Итоговое занятие – 1 час.

Проверка имеющихся знаний и умений учащихся.

4 класс

I. Вводное занятие – 1 час.

Обследование детей. Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия.

II. Развитие восприятия, воображения – 3 часа.

Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины.

Совершенствование восприятия формы.

Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение.

Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру.

Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз.

Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, предоставление словесного отчета.

III. Развитие внимания – 3 часа.

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно двух и трёх действий.

IV. Развитие памяти – 4 часа.

Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.

V. Развитие аналитико-синтетической деятельности – 18 часов.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением двух–трех особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи второго типа). Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Правило цветового магического квадрата. Заполнение цветовых магических квадратов с геометрическими фигурами.

Выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу.

Выявление закономерности расположения чисел. Нахождение «лишнего» числа в ряду чисел. Словесная закономерность.

Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путём рассуждения с опорой на схему.

Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек.

Закрепление понятий: «справа – слева», «вверх – вниз». Выполнение графического диктанта под диктовку учителя. Составление задания для соседа по парте.

Закрепление понятий «четырёхугольник», «квадрат», «прямоугольник». Формирование представлений о ромбе. Вычерчивание прямоугольников, квадратов, ромбов.

Знакомство с правилом числового магического квадрата. Решение магических квадратов сложения.

Знакомство с правилом магического треугольника. Решение магических треугольников. Нахождение закономерностей в магической цепи. Заполнение магических цепей по заданным закономерностям.

Окружность, круг, их отличие. Логические задачи. Пропущенные цифры. Нахождение пропущенных цифр в примерах на сложение и вычитание.

VI. Развитие личностно-мотивационной сферы – 4 часа.

Знакомство с понятием «успех». Составляющие успеха.

Знакомство с понятием «цель». Определение предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. Обучение составлению планов и алгоритмов деятельности. Развитие навыков самоконтроля.

VII. Итоговое занятие – 1 час.

Комплексное занятие. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся

Календарно-тематическое планирование 1 дополнительного класса (33 часа/1 час в неделю)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

1.Вводные занятия

Диагностические занятия

1

2

2.«Я теперь школьник»          

Знакомство.

1

Я и мое имя. Создание условий для более близкого знакомства детей друг с другом.

Развитие наблюдательности и внимания.

Упражнение «Здравствуй»

Упражнение «Мой смешной портрет»

Упражнение «Рисуем настроение»

3

«Дружба начинается с улыбки»

1

 Обеспечение благоприятного течения адаптации

Воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Познавательные и сюжетные игры. Игра в парах

4

Урок и перемена

1

Знакомство и отработка правил поведения в школе.

Упражнение «Что значит быть школьником»

5

Разговор взглядов. Пойми меня

1

воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Бланки с пословицами. Игра» Доверие»

6

Взаимодействие

1

1. Развитие навыков общения;

2. воспитание общительности, чуткости        

Игровые ситуации

7

«Как мы видим друг друга»

1

Развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения        

Познавательные беседы. Игровые ситуации

8

Урок мудрости (уважение к старшим)

1

Развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения        

Познавательные беседы. Игровые ситуации

9

Поведение в общественных местах

1

1 Развитие умения регулировать свои действия;

2. Воспитание навыков культурного поведения

Игровые ситуации

10

Умеем ли мы вежливо общаться?

1

Воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Карточки с сюжетными картинками

11

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции

1

Воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Карточки с изображением различных эмоций

12

Чувства и поступки

1

1.Развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. Воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Цветные карандаши, бумага формата А. Познавательные беседы.

Сюжетные карточки

13

Почему некоторые привычки бывают вредными

1

1.Развитие представлений  об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

2 воспитание ответственности, самоконтроля

Карточки с сюжетными картинками

14

Мой волшебный мир

1

Формирование способности познавать свой внутренний мир

Карточки с различными качествами характера

15

Я глазами других

1

1. Развитие способности принимать друг друга

2. Воспитание уважения друг к другу

Тренируем навыки сотрудничества и эффективного общения. Упражнения «Поиск общего»

Игровые ситуации

16

3.Развитие восприятия и осязания

Определение на ощупь величины предмета

1

Учить сравнивать предметы  по разным признакам( ширина, толщина, длина, высота)

Демонстрационный  материал

17

Развитию психомоторики и сенсорных процессов "Определение на ощупь предметов с разными свойствами

1

Развивать тактильно-двигательное восприятие ( жесткий, мягкий, твердый, колючий)

Демонстрационный  материал. Дидактическая игра. Работа в группах

18

Упражнения в раскатывании пластилина.

1

Развивать тактильно-двигательное восприятие. Мелкая моторика

Доска, пластилин

19

Игры с крупной мозаикой

1

Развивать мышление, мелкую и общую моторику.

Игровое поле, детали мозаики, геометрическая мозаика, пазловая мозаика

20

Восприятие цвета.

1

Научить различать предметы по цвету с помощью операций сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Картинки, цветные карандаши, стакан, цветные капельки, цветные рыбки, нитки.

21

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

1

Развивать тактильно-двигательное восприятие

Демонстрационный  материал

22

4.Развитие внимания

 

Развитие устойчивости внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия;

. Игра «Где чей домик?»

23

Концентрации и устойчивости внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия;

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

24

Тренировка переключения внимания

1

1.Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. Развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3.Формирование умения доводить начатое дело до конца.

Красно-черная таблица

25

5.Развитие памяти

 

Развитие произвольной опосредованной памяти

1

Самостоятельно составлять описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой.

Сюжетное занятие. Пиктограммы.

26

Развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.

1

Целенаправленно заучивать и припоминать.

Мяч. Игровые ситуации

27

Развитие слуховой памяти  

1

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти

Небольшой рассказ Интерактивная панель

28

Зрительная память

1

Сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов

Игра «Найди два одинаковых предмета» ,» Игра « какой предмет убрали»

29

6.Развитие аналитико-синтетической деятельности

Графический диктант

1

Умение слушать и выполнять указания

Работа  в готовой табличке

30

Систематизировать предметы по признаку.

1

развивать навык сопоставления

Игровой материал и наглядные пособия:4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

31

Развитие образного мышления

1

Развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка

32

Развивать представления о местоположении предметов в пространстве

1

Внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа.

Игра «Подумай и положи».

33

Комплексное итоговое занятие

1

Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа/1 час в неделю)

№ п/п

     Раздел

      Тема урока

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Вводные занятия          ( 2 часа)

Давайте познакомимся

1

2

1

3

Развитие восприятия и осязания

 (8 часов

Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов по высоте длине

1

Учить сравнивать предметы  по разным признакам (ширина, толщина, длина, высота)

Демонстрационный  материал. Игра в парах

4

Восприятие формы. Форма предметов. Круг. Его свойства

1

Развивать тактильно-двигательное восприятие ( жесткий, мягкий, твердый, колючий

Демонстрационный  материал. Игра « какой предмет мягче , тверже» Игра в парах

5

Треугольник. Его свойства

1

Демонстрационный  материал

6

Восприятие цвета

1

Научить различать предметы по цвету с помощью операций сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Демонстрационный  материал. Цветовая политра .Игра в парах

7

В  мире цвета

1

Учить различать предмет по цвету

Картинки, цветные карандаши, стакан, цветные капельки, цветные рыбки, нитки.

8

Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: над, на, под слева справа

1

Учить ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность.

Упражнения

9

Ориентация во времени. Утро. День вечер. Ночь

1

Учить ориентироваться во времени

Игровая деятельность

Сюжетные еартинки

10

Ориентировка во времени. Времена года

1

Учить различать  времена года

Игровая деятельность

11

Развитие внимания

 (5 часов)

Развитие объёма внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия;

1.Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. Развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3.Формирование умения доводить начатое дело до конца.

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

12

Развитие концентрации внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия;

Красно-черная таблица

13

Развитие концентрации внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия;

Картинки» Найди предмет»

14

«Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу)

1

.Формирование умения доводить начатое дело до конца

Демонстрационный материал. Работа в парах

15

Развитие произвольного внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия;

Игра в парах. Бумага , карандаши

16

Тренировка внимания

1

Развитие умения регулировать свои действия

Демонстрационный материал. Картинки. Игра

17

Развитие памяти

 (5 часов)

Память (непосредственная, вербальная)

1

Учить запоминать информацию со слов

Игровая деятельность

18

Тренировка слуховой памяти

1

Целенаправленно заучивать и припоминать

Чтение сказки.

19

Зрительная память

1

Сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов

Игра «Найди два одинаковых предмета»

20

Запоминание свойств предметов. Найди отличия

1

.Обучение приемам запоминания

Игровая деятельность

21

Память двигательная

1

. Обучение приемам запоминания

Игровая деятельность

22

Развитие аналитико-синтетической деятельности    

   (6 часов)

Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов

1

Умение слушать и выполнять указания

развивать навык сопоставления

Развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление

Внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа.

Игровой материал и наглядные пособия:4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка

Игра «Подумай и положи».

23

Мышление (анализ)

1

24

Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы

1

25

Сравнение предметов по заданному признаку

1

26

Выделение общего признака

1

Поиск закономерностей

1

27

Развитие личностно-мотивационной сферы

  (6 часов)

Умеем ли мы общаться?

1

Учить выражать  доброжелательное отношение, уважение

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

28

Знакомство с понятием «успех».

1

Учить выражать  доброжелательное отношение, уважение и симпатию

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

29

Смешной и грустный человек

1

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой

30

Знакомство с понятием «радость»

1

31

Знакомство с понятием «страх»

1

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

32

Знакомство с понятием «злость»

1

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

33

Комплексное итоговое занятие (1 час)

1

Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа/1 час в неделю)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Обследование детей

1

2

Развитие восприятия, воображения (13 часов)

Различение предметов по размеру: длиннее – короче, широкий – узкий

1

Развитие познавательных процессов и способностей к творческой переработке

полученных впечатлений от окружающего мира – это, прежде всего, формирование

целостной системы творческих качеств восприятия, мышления и памяти.

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

3

Восприятие формы. Сравнение предметов по форме. Осуществление последовательных действий

1

4

Различение, называние геометрических фигур.

1

5

Группировка предметов по форме

1

6

Подбор предметов по слову, обозначающему цвет

1

7

Восприятие пространства. Определение направления: от себя – к себе, вверх – вниз, направо – налево, впереди – сзади

1

Демонстрационный материал

Игровая деятельность.Упражнения

8

Ориентировка на плоскости

1

 

Учить ориентироваться, учить наблюдению .Сравнивать и различать предметы. Учить воспринимать разные величины предметов

     Демонстрационный материал.

Игровая деятельность

Упражнения в парах

9

Упражнения на развитие пространственной координации «Графический диктант»

1

10

Нахождение различие у двух сходных картинок

1

11

Определение изменений в предъявленном ряду предметов, картинок

1

12

Освоение умений различать части суток

1

13

Формирование временных представлений

1

14

Неделя. Определение последовательности событий

1

15

Развитие внимания

(4 часа)

Развитие устойчивости внимания

1

16

Развитие сосредоточенности, устойчивости внимания. Лабиринты

1

.Формирование способности к переключению внимания своих возможностях;

умения доводить начатое дело до конца

Сюжетные картинки для внимания. Найди пару

17

Развитие произвольного

1

 Найди отличия

18

Внимание (распределение). Вычёркивай буквы и слушай

1

Развитие умения регулировать свои действия

Игра в парах. Бумага , карандаши

19

Развитие памяти (4 часа)

Память зрительная. Запомни и нарисуй

1

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

20

Тренировка слуховой памяти. Слушайте и выполняйте

1

Сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов

.Обучение приемам запоминания

Игровая деятельность

Чтение сказки.

21

Тренировка слуховой памяти. Запомните группы слов

1

22

Память опосредованная. Подбери картинку

1

23

Развитие аналитико-синтетической деятельности (9 часов)

Развитие мышления, сообразительности.

1

Учить сосредотачиваться на деятельности

Игровая деятельность

Составь картинку

24

Мышление (анализ и синтез). Отгадай слова

1

Развитие познавательных процессов и способностей к творческой переработке

полученных впечатлений от окружающего мира – это, прежде всего, формирование

целостной системы творческих качеств восприятия, мышления и памяти.

Игровая деятельность.

Бланки, таблицы, карандаши , бумага

25

Мышление. Нахождение общих признаков

1

26

Мышление. Выделение существенного

1

27

Развитие умения обобщать и сравнивать

1

28

Развитие умения обобщать, преобразовывать

1

29

Мышление. Сравнение. Установление закономерностей

1

Игровая деятельность.

Бланки, таблицы, карандаши , бумага

30

Установление закономерностей

1

31

Развитие умения делать элементарные выводы

1

32

Развитие личностно-мотивационной сферы (2 часа)

Знакомство с понятием «удивление»

1

Учить выражать  доброжелательное отношение, уважение и симпатию

Игровая деятельность. Картинки с эмоциями

33

Знакомство с понятиями «стыд», «вина»

1

Овладение навыками эмоциональной сферой

Игровая деятельность.

Игра в парах

34

Комплексное итоговое занятие

1

Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа/1 час в неделю)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Вводное занятие

1

2

Развитие восприятия, воображения (9 часов)

Выделение основных признаков предметов

1

Развитие познавательных процессов и способностей к творческой переработке

полученных впечатлений от окружающего мира – это, прежде всего, формирование

целостной системы творческих качеств восприятия, мышления и памяти

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

3

Классификация предметов. Цвет, форма, размер, материал

1

4

Совокупность предметов

1

5

Восприятие пространства. Слева – справа

1

Развитие познавательных процессов и способностей

       

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

6

Ориентация в пространстве. Употребление слов, обозначающих пространственное расположение предметов

1

7

Ориентировка на плоскости. Проложи маршрут

1

8

Ориентировка во времени. Раньше – позже

1

9

Зрительное восприятие. Восприятие изображений

1

10

Семь цветов радуги

1

Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;. Развитие адекватных представлений о своих возможностях

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

11

Развитие внимания (4 часа)

Развитие произвольного внимания. Рыбы

12

Развитие устойчивости внимания. Назови по порядку

1

13

Развитие внимания. Отыщи числа

1

14

Развитие зрительного внимания. Животные

1

15

Развитие памяти (5 часов)

Память вербальная. Найди слова

1

Самостоятельно составлять описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.

Целенаправленно заучивать и припоминать.

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти

Сюжетное занятие. Пиктограммы.

Игровые ситуации

Небольшой рассказ Интерактивная панель

Объединение картинок по смыслу

16

Память опосредованная. Внутренний план действий

1

17

Память логическая.

1

18

Игры со словами и предметами

1

19

Развитие словесно-логической памяти

1

20

Развитие аналитико-синтетической деятельности (10 часов)

Замкнутые и незамкнутые линии

1

Развитие познавательных процессов и способностей к творческой переработке

Игровая деятельность.

Бланки, таблицы, карандаши , бумага

Игры с предметами и рисунками

Картинки с изображением животных

21

Продолжите ряд

1

22

Поиск закономерностей

23

Шифровка

1

24

Шифровка

1

25

Выделение существенных и второстепенных признаков объекта.

1

26

Установление причинно-следственных связей между объектами

1

27

Формирование умений выделять в тексте существенное, главное. Весна

11

28

Родовые и видовые понятия. Животные

1

29

Формирование умений находить закономерности. Цепочки

1

30

 Развитие личностно-мотивационной сферы (4 часа)

Знакомство с понятием «настроение»

1

Учить выражать  доброжелательное отношение, уважение и симпатию

Овладение навыками эмоциональной сферой

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

31

Различение эмоциональных ощущений

1

32

Знакомство с понятием «доброта»

1

33

Анализ своих поступков и поступков других

1

34

Комплексное итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа/1 час в неделю)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Форма деятельности

Форма деятельности

1

I. Вводное занятие (1 час)

1

2

II. Развитие восприятия, воображения (3 часа)

Форма. Величина предмета

1

Развитие познавательных процессов и способностей к творческой переработке

полученных впечатлений от окружающего мира

Демонстрационный материал

Игровая деятельность. Работа в парах

3

Пространственное воображение

1

4

Нахождение недостающей фигуры

1

5

III. Развитие внимания (3 часа)

Развитие распределения внимания. Вычёркивай буквы и слушай

1

Развитие внимания

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

6

Развитие устойчивости внимания. Внутренний план действий

1

Переключения, устойчивости, распределения

Демонстрационный материал

Игровая деятельность. Работа  группой

7

Развитие произвольности, помехоустойчивости внимания

1

8

IV. Развитие памяти (6 часов)

Память непосредственная. Запомни и нарисуй

1

Самостоятельно составлять описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.

Целенаправленно заучивать и припоминать.

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти

Игровые ситуации

Небольшой рассказ

9

Память непосредственная. Запомни сочетания фигур

1

10

Память опосредованная. Запомни фигуры

1

11

Запомни и воспроизведи

1

12

V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (18 часов)

Решение задач на раскрашивание

1

Развитие мышления, сообразительности. Составь картинку

(анализ и синтез). Отгадай слова

Нахождение общих признаков

Выделение существенного

Развитие умения обобщать и сравнивать

Бумага, карандаши

Игровая деятельность

Работа  в парах

13

Логический ряд чисел

1

14

Нетрадиционные задачи

1

15

Логические задачи

1

16

Решение задач с использованием рисунка

1

17

Расшифруй предложение

1

18

Самостоятельная работа

1

19

Занимательный диктант

1

20

Графический диктант

1

21

Знакомство с понятиями «окружность», «радиус»

1

22

Город кругов и окружностей

1

Развитие познавательных процессов и способностей

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

Сюжетные картинки

23

Проверочная работа

1

24

Полезные наблюдения

1

25

Пропущенные цифры

1

26

Игры со словами. Шифровка

1

27

Игры со словами. Ребусы

1

28

Нахождение закономерностей

1

29

Развитие логического мышления

1

30

VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (4 часа)

Знакомство с понятием «успех». Составляющие успеха

1

Учить выражать  доброжелательное отношение, уважение и симпатию

Овладение навыками эмоциональной сферой

Демонстрационный материал

Игровая деятельность

Чтение сказки

31

Что такое цель и зачем она нужна

1

32

Как достичь цели

1

33

Учимся планировать

1

34

Комплексное итоговое занятие

1


Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Формы контроля

Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:

  1. Оценка учебной деятельности педагогом.
  2. Оценка психологом уровня когнитивного развития сравнительным анализом входящей (в начале учебного года) и итоговой диагностики. Оценка психологом качественного развития эмоционально – волевой и эмоционально – личностной сферы, уровня развития коммуникативных навыков. Также показателем эффективности курса являются данные, которые специалист ежегодно заносит в таблицы, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
  3. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально – диагностической карты, заполняемой психологом и/или специалистами ППк.

Список литературы.

1. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. - М: ЭКСМО

2.Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: «Академия развития».

3.Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, сборник игр и игровых упражнений. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. -М.: «Книголюб»

4.Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович

5.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М.: ГЕНЕЗИС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 6.3) 1-4 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обуч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия» для обучающихся с НОДА по АООП (вариант 6.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия»для обучающихся с НОДАпо АООП (вариант 6.2)...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии

     Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 6.3)

       Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью 1-4 кл...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...