Урок ИЗО
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 4 класс) на тему

Елена Юрьевна Конторович

Урок изобразительного искусства. Декоративное рисование "Жостово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhostovo.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи  урока: 

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово
  2. Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  4. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
  5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Тип урока : комбинированный ( с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа .

Зрительный ряд:  мультимедийное оборудование; презентация .

Музыкальный ряд: народная музыка.

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией.        

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

Сколько  сказочных  мест  у  России!

Городов  у  России не  счесть!

 Может  где-то  бывает красивей,

 но  не будет роднее, чем здесь!

И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,

По деревням и по хатам,  мы  заглянем  в каждый дом.

Кто живёт там спросим,  о себе рассказать попросим.

И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?

Назовите особенности Дымковской игрушки.

Чем отличается Филимоновская игрушка от Дымковской?

 Что можете рассказать о матрёшке?

  1. Изучение  нового материала.  Информация учителя сопровождается показом слайдов.

  В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово.  Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла  Жостово.

 Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.  

Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.  

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.  

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи.

Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.

Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.

Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.

Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.

Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.

  1. Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.

Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).

Каждый из вас нарисует несколько цветов , вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.

Самостоятельная работа .

Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.

  1. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат:  в коллективной работе частичку своего труда.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны отправляться дальше.  Что интересного и нового вы сегодня узнали?

 Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11

г. Череповца.

Урок  изобразительного искусства по  теме:

«Жостовский букет».

4 класс

Коллективная  работа.

(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).

Учитель Конторович Е.Ю

2008-2009  учебный  год.

Самоанализ урока.

Тема урока: «Путешествие в рукотворную страну. Жостовский букет». Это 3 урок по теме: «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие». На предыдущих уроках знакомились с народной игрушкой из Дымково и Филимонова, лепили её, матрёшкой. На последующих уроках дети узнают об особенностях Гжельской, Хохломской и Городецкой росписей. Из всех народных промыслов Жостовская самая сложная в изображении, работать нужно по тёмному фону, выполняя последовательно все этапы росписи, гуашь не успевает высыхать и размазывается. Поэтому я выбрала индивидуально коллективную форму работы, когда каждый ученик рисует отдельный элемент и приклеивает его на заранее подготовленный фон подноса, учитывая особенности композиции. В классе 25 человек, присутствовало на уроке  24 . Дети работоспособные, с интересом занимаются изобразительным творчеством. Особенно одаренных нет, трудно даётся Мирзоеву Игорю.  При планировании урока учитывала индивидуальные особенности учащихся, группа детей рисующих крупные цветы – это наиболее способные, остальные  рисовали  мелкие цветы и листья, Игорь  работал по образцу. Задачи урока: познакомить с особенностями Жостовской росписи, принципом построения композиции, развивать навыки работы кистью без предварительного рисунка, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие России.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура урока помогала поддерживать интерес и работоспособность на всех этапах. Использование  стихов  и слайдов о красоте русской земли в начале урока эмоционально погрузили  ребят в проблему урока. Элемент путешествия тоже помог этому. При повторении ранее изученного материала, в ходе  беседы я использовала слайды с фотографиями работ самих детей. Раскрытие новой темы в форме изложения учителя с  богатым сопровождением наглядного материала. Инструктаж к работе провела в форме мастер-класса, пример учителя главное средство получения хороших результатов. Самостоятельная работа  сопровождалась индивидуальной и фронтальной работой. При подведении итогов урока,  отвечая на вопросы учителя, ученики назвали особенности Жостовской росписи, и я думаю, что не спутают её с другими, а это и было главной задачей урока. Ведь за один  урок нельзя научить расписывать поднос, мастера учатся этому годами. Поэтому считаю, что все поставленные задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...