Рабочая программа по ИЗО для 3 класса по учебнику В.С. Кузина
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, перечень литературы и приложение (календарно-тематическое планирование). Соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32 п. 7), в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной программой начального общего образования, на основе авторской программы В.С. Кузина по изобразительному искусству, по учебнику В.С. Кузина, «Изобразительное искусство» 3 класс. УМК «Классическая начальная школа» - Москва.: «Дрофа» 2008.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю.)
Данный учебный предмет имеет своей целью:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует решению следующих задач:
- Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению.
- Знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства.
- Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного.
- Воспитывать интерес и любовь к искусству.
В рабочей программе выделены три содержательные линии: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Мир изобразительных (пластических) искусств
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу на примере произведений обечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е. Репина, В.И. Сурикова; В.А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений И.Э. Грабаря, И.А. Шишкина, И.И. Левитана, К.Ф. Юона, К. Моне); натюрморт и анималистический жанр.
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная).
Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры живописи, декоративно-прикладного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи).
Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция, объём, пропорции.
Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение чёрного и белого, композиция); живописи (основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объём, ритм, фактура); архитектуры (объём, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных художников.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Изображение с натуры и по памяти (натюрморт, пейзаж, животные).
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, материала.
Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, гуашь, акварель, карандаш, пластилин.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученики 3 класса должны
знать/понимать
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- ведущие художественные музеи России;
уметь
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению); в декоративных работах, иллюстрациях к произведениям литературы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе контрольных работ |
1. | Рисование с натуры и по памяти | 9 | |
2. | Рисование на темы и иллюстрирование | 14 | |
3. | Декоративная работа | 3 | |
4. | Лепка | 2 | |
5. | Аппликация | 2 | |
6. | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | |
Итого | 34 |
Содержание программы (34 часа)
Тема «Рисование с натуры и по памяти».
9 часов
Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов. Освоение основ рисунка. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- правила работы с акварелью;
- правила рисования с натуры;
уметь:
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;
использовать в практической деятельности:
- художественные материалы.
Тема «Рисование на темы и иллюстрирование».
14 часов
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- понятие «пейзаж»;
- понятие «иллюстрация»;
- творчество художников-сказочников;
уметь:
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
- самостоятельно компоновать сюжетный рисунок;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет;
использовать в практической деятельности:
- высказывать простейшие суждения о картинах.
Тема «Декоративная работа».
3 часов
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- известные центры народных художественных ремёсел России;
уметь:
- выделять элементы узора в изделии;
использовать в практической деятельности:
- различные приёмы рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Тема «Лепка».
2 часа
Использование различных материалов: пластилин.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- особенности работы с пластилином, привила лепки;
уметь:
- лепить различные предметы из пластилина;
использовать в практической деятельности:
- технику работы с пластилином.
Тема «Аппликация».
2 часа
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- понятие «аппликация»;
уметь:
- выполнять аппликацию из бумаги;
- составлять композицию, последовательно её выполнять;
использовать в практической деятельности:
- технику выполнения аппликации.
Тема «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
4 часа
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся отечественных и зарубежных художников. Ведущие художественные музеи России.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- понятие «натюрморт»;
- понятие «пейзаж»;
- ведущие художественные музеи России;
уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
использовать в практической деятельности:
- поддерживать беседу об изображении родной природы в творчестве русских художников.
Литература
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005.
Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.
Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету: начальная школа / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2006.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. УМК «Классическая начальная школа». – М: Дрофа, 2008.
Маркова Л.Н., Калинина Т.В. Развёрнутое тематическое планирование по УМК «Гармония». 3 класс.- Волгоград: Учитель, 2010.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
(1) Рисование с натуры и по памяти (9 ч.) | ||||
(2) Рисование на темы и иллюстрирование (14 ч.) | ||||
(3) Декоративная работа (3 ч.) | ||||
(4) Лепка (2 ч.) | ||||
(5) Аппликация (2 ч.) | ||||
(6) Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч.) | ||||
1. | (1) Рисование по памяти бабочки. Форма, конструкция и пропорции. | 1 | ||
2. | (1) Рисование с натуры предметов быта. Объём предметов. | 1 | ||
3. | (2) Рисование на тему: «Прощаемся с тёплым летом». Колорит в живописи. | 1 | ||
4. | (2) Рисование на тему: «Летом на реке». Композиция. | 1 | ||
5. | (1) Рисование по памяти кошки. Наброски и зарисовки. | 1 | ||
6. | (1) Рисование с натуры веточки комнатного растения. | 1 | ||
7. | (1) Рисование по памяти весеннего цветка. | 1 | ||
8. | (1) Рисование по памяти насекомых. | 1 | ||
9. | (1) Рисование по памяти домашних птиц. | 1 | ||
10. | (1) Рисование с натуры игрушки. | 1 | ||
11-12. | (2) Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 2 | ||
13. | (3) Декоративная работа. Наряд для сказочной ёлки. | 1 | ||
14. | (4) Лепка голубя. | 1 | ||
15. | (4) Лепка филимоновской игрушки | 1 | ||
16. | (5) Аппликация на тему: «Осеннее кружево листьев». | 1 | ||
17. | (5) Аппликация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица». | 1 | ||
18. | (6) Беседа: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Скульптура. | 1 | ||
19-20. | (2) Иллюстрирование сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Графика. | 2 | ||
21. | (3) Эскиз декоративной тарелки. Декоративно-прикладное искусство. | 1 | ||
22. | (1) Рисование по памяти своего дома. Архитектура. | 1 | ||
23. | (6) Беседа: «Наша Родина – Россия». | 1 | ||
24. | (2) Рисование на тему: «Москва». | 1 | ||
25. | (6) Беседа: «Старинные города России». | 1 | ||
26. | (2) Тема матери в творчестве художников. | 1 | ||
27. | (2) Тема труда в изобразительном искусстве. | 1 | ||
28. | (2) Рисование на тему: «Родная природа» (порыв ветра, звук дождя, плеск волны – по выбору) | 1 | ||
29. | (2) Рисование на тему: «Облака». | 1 | ||
30. | (2) Рисование на тему: «Красота моря». | 1 | ||
31-32. | (2) Иллюстрирование любимой сказки. | 2 | ||
33. | (3) Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. | 1 | ||
34. | (6) Беседа: «Музеи России». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон
Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....
рабочая программа по математике. 1 класс, по учебнику Л.Г.Петерсон
рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин...
Рабочая программа для 2-3 классов по учебнику Верещагиной
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2-3 классов, обучающихся по учебнику Верещагиной, рассчитана на 2 часа в неделю...
Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Л.Г. Петерсон
Рабочая программа по математике, расчитанная на 4 часа в неделю....
Рабочая программа для 2-4 классов к учебнику М.З.Биболетовой
Рабочая программа для 2-4 классов к учебнику М.З.Биболетовой...
Рабочая программа по математике 3 класс (к учебнику Моро М.И.) "Школа России"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Соответс...
Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....