Искусство грима. Такие разные маски
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Каткова Мирослава Сергеевна

Интегрированный урок изобразительного искусства, литературы и музыки в 4 классе на тему: "Искусство грима. Такие разные маски". Входит в цикл уроков на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_grima.rar5.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Искусство грима. Такие разные маски» (интегрированный урок: ИЗО, литература, развитие речи)

Цель: Развитие   эмоциональной   отзывчивости младших школьников.

Задачи:

  1. Развитие умения верно интерпретировать графическое          изображение эмоций.

2. Формирование умения с помощью линии, цвета передавать настроение маски.

3. Раскрытие кругозора детей, раскрытие связи между цветом и настроением.

Литературный материал: А. Толстой “Приключения Буратино”.

Оборудование: большой лист (ватман), простой карандаш, гуашь, фломастеры, кисти, ножницы, клей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Сегодня мы отправляемся в путешествие вместе с героями одной сказки, но мы будем не простыми путешественниками, мы будем мастерами-гримерами и создадим несколько творческих мастерских, в которых будем работать над гримом сказочных персонажей. (Дети разбиваются на группы – мастерские, готовят оборудование).
  1. Вводная беседа. Подготовка к восприятию.
  1. Давайте вспомним героев – Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Однажды Ш. Холмса долго не было дома и Д. Ватсон начал волноваться. И вот... “около 4-х часов дверь отворилась и в комнату вошел лохматый бродяга с густыми бакенбардами и красным носом. Д. Ватсон не сразу узнал в нем своего друга”.
  2. Как вы думаете, почему? (Ш.Х. изменил свою внешность при помощи переодевания и грима).
  3. Значит, понять характер помогает не только костюм, но и грим?
  4. Как называется человек, который наносит грим? (гример).
  5. Работа гримера напоминает работу художника – портретиста. Кто такой портретист? (художник, рисующий портреты, лица людей).
  6. Чем отличается работа портретиста от работы художника – гримера? (художник рисует на бумаге, холсте, а гример на лице, теле).
  7. Грим помогает изменить внешность, как и костюм.
  8. А что необходимо знать и уметь видеть в лицах и гримеру и художнику – портретисту (они должны понимать мимику, угадывать характер, настроение, эмоциональное состояние).
  9. Но сначала гример должен создать на бумаге эскиз грима.
  10. Гример должен уметь подметить особенности лица и в зависимости от персонажа видоизменить разрез глаз, губ, форму носа, лба, подбородка, рисунок бровей.
  11. Вот несколько эскизов грима (представлены рисунки персонажей: петуха, лягушки, огня, Снежной королевы, Шахматного короля).
  12. Можете ли вы отгадать, что это за персонажи, какое эмоциональное состояние они испытывают. Что вам  подсказало?
  13. А сегодня мы будем выполнять эскизы персонажей из сказки А. Толстого “Приключения Буратино”. Но сначала вспомним, какие они. (Учитель читает отрывки из “Приключений Буратино”).
  14. А теперь задание каждой группе: составить подробный словесный портрет (внешний вид, мимика, одежда, пантомимика, характер, эмоциональное состояние).

Пять групп: представитель вытягивает задание своей группе.

1 группа – злющая крыса Шушера;

2 группа – мудрая черепаха Тортилла;

3 группа – веселый, озорной Буратино;

4 группа – “несчастный” слепой кот Базилио;

5 группа – разгневанный Карабас-Барабас.

  1. Опишите внешний облик, мимику, пантомимику ваших персонажей: (например: Буратино – глаза хитрые, нос задран кверху, улыбка до ушей, у глаз – морщинки от смеха, рука приставлена к носу большим пальцем – показывает “нос”, на голове колпак, волосы – завитки, показывает длинный язык).
  2. Используя таблицу эмоциональных состояний, вы сможете показать тонкости эмоциональных состояний героев.
  3. Группа, обговорив детали, приступает к созданию общего эскиза, передающего внешность, характер и эмоции персонажей.
  1. Самостоятельная практическая работа. Дети, используя таблицу эмоциональных состояний, рисуют сначала графический эскиз, потом сразу гуашью гримируют смелыми быстрыми мазками (прическу, головной убор, выражение лица). Потом работу вырезают и наклеивают на общий лист на доске.
  2. Анализ и защита своих работ (1 представитель от группы).

Ребята анализируют работу каждой группы: что удалось, что неточно, что не удалось показать, а также анализируют эмоциональное состояние героев.

  1. Итог урока.
  1. Что необычного было на уроке?
  2. Что вас удивило? Чего вы не знали?
  3. В чем встретили затруднения?
  4. Понравилось ли вам работать художниками – гримерами?
  5. С каким настроением работали?
  6. А сейчас каждый из вас подойдет к доске и прикрепит такой лепесток цветка, какое у него было настроение на уроке: желтый – радостное, интересно, все получалось; зеленый – интересно, но были затруднения; фиолетовый – трудно, не получалось; черный – не понравилось, не интересно.

(Цветок в конце урока был желтый с зелеными прожилками)

  1. Спасибо, уважаемые коллеги, за работу. Нарисуйте дома эскиз другого персонажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»...

Луд и Горка - такие разные и такие похожие. Мастер-класс

Данный мастер класс направлен на демонстрацию культурологического подхода в преподавании коми языка. Рассматриваются праздники коми ижемцев "Луд" и устьцилем "Горка". Учитель находит главные отличия п...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Театральная маска" 3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Театральная маска" 3 класс...

Исследовательский проект " Такие разные и такие похожие сказки"

Цель исследования: сравнить сюжеты и героев предложенных сказок, найти аналогичные сюжеты и героев в сказках народов мира.Объект исследования: авторские и народные сказки с похожим сюжетом.Гипотеза ис...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Театральные маски" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истории возникновения маски; формировать умения создавать театральную маску в технике аппликация; развитие воображения, внимания, аккуратности...